Сделай Сам Свою Работу на 5

Вид / Вес мозга(в граммах) / Длина тела(в сантиметрах) / Вес/длина / Относительный вес мозга





Человек, Homo sapiens / 1450(средний 1250) / 172,5 / 8,4(7,24) / 1,00 (1,00)

Афалина, Tursiops truncatus / 1700* / 255 / 6,67 / 1,17(1,42)

Слон, Proboscidae sp. / 6075 / (?) / (?) / 4,19(4,86)

Финвал, Balaenoptera physalus / 7200 / 1620 / 4.44 / 4.97(5.76)

Кашалот, Pyseter catodon / 9200* / 1470 / 6.26 / 6.34(7.36)

*Наиболее часто встречающиеся величины, характеризующие свежие препараты мозга. У отдельных представителей любого вида может быть даже больший вес мозга; говорят, например, что у Кювье мозг весил 1800 граммов (мозг Тургенева весил 2012 граммов. — Прим. ред.)

 

Очевидно, слонов еще предстоит изучить с позиций, с которых написана настоящая книга. Правда, уже имеются некоторые работы по исследованию умственных способностей слонов [44].

Единственный представитель китообразных, тщательно изученный в отношении размеров мозга и умственной деятельности — это дельфин афалина Tursiops truncatus (см. таблицу 4). Вес мозга у новорожденных афалин сравним с весом мозга новорожденного ребенка. Впоследствии вес их мозга достигает верхнего предела, максимального для современного человека, — примерно 1700 граммов. Размеры его с возрастом очень быстро увеличиваются, и к девяти годам, по-видимому, происходит замедление, но менее выраженное, чем замедление, наступающее у человека в возрасте около 17 лет. Мозг афалины продолжает медленно увеличиваться в размерах и после 17 лет. Самым крупным мозгом обладают некоторые другие китообразные; у ряда из них мозг даже больше, чем у слонов (см. таблицу 6).



Перейдем к рассмотрению действия различного вида раздражений в качестве поощрения и наказания в зави симости от размера мозга изучаемых животных. Проблема биологического (в противоположность символическому) поощрения и наказания обсуждается с точки зрения психофизиологии. По мере возможности это обсуждение строится на экспериментальных материалах, полученных в моей лаборатории и в лабораториях нейрофизиологии и сравнительной физиологии. Вся обширная литература по психологии воспитания сюда не включена. Мне кажется, что обсуждение будет более сжатым и плодотворным, если я ограничусь областью, известной мне по собственным исследованиям.

В мозге имеется много систем, выполняющих самые различные функции. Распространение большинства из них еще предстоит выяснить путем экспериментальных исследований.



Наиболее яркие результаты мы получили при прямом раздражении систем мозга с помощью электродов у ненаркотизированных животных и людей. Такие опыты дают наиболее четкие примеры действия этих си стем при сильном возбуждении.

Преимущество подобных опытов по сравнению с опытами, в которых используют естественные входы, заключается в том, что экспериментатор имеет полную возможность регулировать длительность и интенсивность состояния возбуждения в центральных структурах. При таком раздражении многие из этих систем не проявляют утомления или пресыщения, которые могут в них возникать при раздражении через естественные входы.

Попробуем дать более точное и определенное описание этих систем. Особого внимания заслуживают те системы, которые оказывают мотивационные влияния.

При раздражении специальных мотивационных систем электрическим током они выступают как мощные «силы» и «причины» при обучении новому. При раздражении мотивационных систем возникают глубокие и длительно сохраняющиеся следы событий, непосредственно предшествовавших или сопутствовавших раздражению, и эти следы фиксируются в мозге; память улучшается; определенным событиям и действиям придается очень большое значение; возникает стимул к обучению, и само обучение ускоряется.

В общем эти мотивационные системы можно разделить на два типа в зависимости от эффектов, возникающих при их раздражении. Под влиянием системы первого типа животные ищут условий, непосредственно предшествовавших раздражению этой системы или сопутствующих ему, и тем самым снова и снова вызывают или усиливают такое раздражение.



Систему этого типа называют (для краткости) системой "поощрения".

Система второго типа является дополнительной к системе первого типа. При раздражении системы второго типа животное стремится избежать условий, непосред ственно предшествовавших такому раздражению или сопутствующих ему, и тем самым прекращает или по крайней мере ослабляет зто раздражение, если оно начинает ся снова. Систему этого типа называют (для краткости) системой "наказания".

Каждая из этих систем может побуждать животное к действию, иногда весьма энергичному.

У животных с маленьким мозгом (крыса, кошка и макака) необходи мость действия отчетливо проявляется в движениях тела с большой скоростью в пределах, допускаемых станком. У дельфинов и людей, имеющих крупный мозг, действие может ограничиваться голосовой или вегетативной реакцией с менее энергичными движениями тела или вообще без движений.

* * *

Первым сообщением о контактах между человеком и дельфинами следует считать сообщение Аристотеля (IV век до н. э.). Он дает поразительно точное описание внатомии и поведения дельфинов; в частности, он отличает дельфинов (из Средиземного моря) от морских свиней (из Черного моря). 06 этих контактах Аристогель [3] пишет следующее.

Среди рыбаков бытует много рассказов о дельфинах, в которых отмечается их нежный и добрый характер и проявление страстной привязанности к детям; такие рассказы распространены в Таренте, Карии и других местах. Говорят, что, когда у побережья Карии поймали и ранили одного дельфина, целое стадо дельфинов приплыло в гавань и пребывало там до тех пор, пока рыбак не выпустил своего пленника; после этого стадо уплыло. Стадо молодых дельфинов всегда сопровождает взрослый дельфин, чтобы защитить их. Однажды видели стадо, состоящее из взрослых дельфинов и их детенышей, а на некотором расстоянии от этого стада плыли два дельфина, которые поддерживали своими спинами мертвого дельфиненка и не давали ему погрузиться в воду; они старались не допустить, чтобы его сожрала какая-нибудь хищная рыба. Рассказывают бесчисленное множество историй о необычайной скорости передвижения этих созданий. По-видимому, это самые быстрые из всех животных, морских и наземных, и они могут перепрыгивать через мачты больших судов. Их скорость особенно хорошо проявляется, когда они гонятся за рыбой, которой питаются; при этом, если рыба пытается ускользнуть, в своем ненасытном голоде они следуют за ней в глубины вод; нырнув же на большую глубину, они задерживают дыхание, как бы рассчитывая его длительность, а затем изо всех сил плывут вверх и взлетают, как стрела, стараясь проделать длительный подъем на поверхность как можно скорее, чтобы сделать вдох.

К последующим случаям контактов с «дикими» дельфинами относится и история с дельфином Опо-Джеком (Tursiops) в Новой Зеландии. Опубликован рассказ [1] об этом дельфине с многочисленными фотографиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Alреrs A., A Book of Dolphins, John Murray, London, 1960. Andrews R. Ch., Whale Hunting with Gun and Camera, D. Appleton and Co., New York, 1916.

2. Aristotle, The Works of, W. D. Ross (ed.), Oxford University

3. Press for The Great Books, vol. 9, p. 156, Encyclopaedia Britannica, Inc., Chicago, 1952.

4. Coppoletta J. M., Wolback S. B., Boston Children's Hospital data,l, 198 records, Am. J. Pathology, 9, 55–70 (1933).

5. Donaldson Н. H., The Growth of the Brain, Walter Scott Ltd., London, 1898.

6. Essapian F. S., Speed-induced Skin Folds in the Bottlenosed Porpoise, Tursiops truncatus, Breviora, Mus. of Comp. Zooi., 43, April 7 (1955).

7. Frazer J. G., The Golden Bough. (Дж. Дж. Фpeзep,Золотая ветвь, М., 1928.)

8. Hezeen B. C., Whales Entangled in Deep Sea Cables, Deep-Sea Research, Vol. 4, pp.105–115, Pergamon Press, London, 1957.

9. Ireland W. W., Mental Affections of Children, J. and A. Churchill, London, 1900.

10. Irving L. P., Scholander P., Grinnel S. W., The Respiration of Tursiops truncatus, J. Cell. and Comp., Physiol., 17, 145 (1941).

11. Jacobs J., Marineland Diver, Dodd, Mead, New York, 1960.

12. Jansen J., On the Whale Brain with Special Reference to the Weight of the Brain of the Fin Whale (Balaenoptera physalus), Norwegian Whaling Gazette, No. 1, 480–486 (1952).

13. Jennings H. S., Genetics of Protozoa, Nijhoff, The Netherlands, 1929.

14. Kellogg R., A Review of the Archeoceti, Carnegie Institution, Washington, D. C., 1936.

15. Kellogg W.N., Kohler R., Morris H.N., Porpoise Sounds as Sonar Signals, Science, 117, № 3036, 239–243, March 6 (1953).

16. Kellogg W. N., Auditory Perception of Submerged Objects by Porpoises, J. Acoustic Soc. of Am., 31 (1), 1–6 (1959).

17. Kohler W., The Mentality of Apes, Routledge and Kegan Paul, Ltd., London, 1925.

18. Kojima T., On the Brain of the Sperm Whale (Physeter catadon, L.), Sci. Rep. Whales Research Inst., No. 6, pp. 49–73, Tokyo (1951).

19. Kramer M. O., Missiles and Rockets, February 1, 1960.

20. Kramer S. N., History Begins at Sumer, New York, 1959.

21. Kruger L., The Thalamus of the Dolphin (Tursiops truncatus) and Comparison with Other Mammals, J. Comp. Neurol., 111, No. 1, 133–194 (1959).

22. Langworthy 0. R., A Description of the Central Nervous System of the Porpoise (Tursiops truncatus), 54, 537–588 (1932).

23. Lanyon W. E., Tavolga W. N., Animal Sounds and Communication, Am. Inst. of Biol. Sci., Washington, D. C., Pub. No. 7 (I960).

24. Lawrence B., Schevill W. E., The Functional Anatomy of the Delphinid Nose, Bull. of Mus. of Comp. Zool., Harvard Col., 114, 4, February (1956).

25. Le Gros Clark W. E., History of the Primates, British Museum (Natural History), London, 1953.

26. Lewis M. M., Infant Speech, Kegan Paul, Trench, Trubner and Co., London, 1936.

27. Lilly J. C., Learning Motivated by Subcortical Stimulation: The «Start» and the «Stop» Patterns of Behaviour, pp. 705–721, Chapter in: Reticular Formation of the Brain, Jasper H.H. et al., eds., Little, Brown and Co., Boston, 1958. (Дж. Лилли, Обучение при подкорковом раздражении: старти стоп-типы поведения. См. "Ретикулярная формация мозга", под редакцией Г. Г. Джаспера и др., стр. 616–630, М., Медгиз, 1962.)

28. Lillу J. C.,Electrode and Cannulae Implantation in the Brain by a Simple Percutaneous Method, Science, 127, 1181–1182(1958.")

29. Lilly J. C., Some Considerations Regarding Basic Mechanisms of Positive and Negative Types of Motivations, Am. J. of Psychiatry, 115, 498–504, December (1958).

30. Lilly J. C., The Psychophysiological Basis for Two Kinds of Instincts-Implications for Psychoanalytic Theory, J. of Am. Psychoanalytic Assoc., VIII (4), 154–172, October (1960).

31. Lilly J. C., Miller A. M., Sounds emitted by the Bottlenose Dolphin-The audible emissions underwater or in the air of captive dolphins are remarkably complex and varied, Science,

133, 3465, 1689–1693. May 26 (1961).

32. Lilly J. C., Problems of Physiological Research on the Dolphin, Tursiops, Fed. Proc., 20, 1 (1961).

33. Lilly J. C., Miller A. M., Vocal Exchanges Between Dolphins, Science (1961).

34. Lilly J. C., Miller A.M., Operant Conditioning of the Bottlenose Dolphin with Electrical Stimulation of the Brain, J. Comp. Physiol. Psychol., February (1962).

35. Lilly J. C., Waveform Analysis of Dolphin Whales, Manuscript, 1961.

36. Lilly J. C., Solitude, Isolation and Confinement (в печати).

37. McBride A. F., Hebb D.O., Behaviour of the Captive Bottlenose Dolphin, Tursiops truncatus, J. Comp. Phys. Psychol., 41, 22, 111–123, April (1948).

38. McBride A., quoted by Schevill W., Deep Sea Research, Vol. 3, 153–154, Pergamon Press Ltd., London, 1956.

39. McCarthy D., Summary in Manual of Child Psychology, L. Carmichael, ed., Wiley, New York, 1946.

40. Moore O. K., The Motivation and Training of Students for Intellectual Pursuits: A New Approach, Tenth Thomas Alva Edison Foundation Inst., 1959.

41. Norman J. R., Fraser F. C., Field Book of Giant Fishes, Whales and Dolphins, Putnam, London, 1937.

42. Norris K. S., Think (Intl.Bus. Machines),p.20,December (1960).

43. Norris K. S., Prescott J. H., Asa — Dorian P. V., Perkins P., An Experimental Demonstration of Echo-Location Behaviour in the Porpoise, Tursiops truncatus (Montagu), The Biological Bulletin, Lancaster Press, p. 163, April (1961).

44. Rensch B., The Intelligence of Elephants, Scientific American, pp. 44–49, February (1957).

45. Schevill W. E., Lawrence B., Auditory Response of a Bottle-nosed Porpoise, Tursiops truncatus, to Frequencies above 100 Kc., J. Exp. Zool., 124, N°. 1, 147–165, October (1953).

46. Schevill W.E., Lawrence B., Food-finding by a Captive Porpoise (Tursiops truncatus), Breviora, Mus. of Comp. Zool., N°. 53, Cambridge, Mass., April 6 (1956).

47. Schiller's translation of Instinctive Behavior, International Universities Press, New York, 1957.

48. Scholander P. F., Experimental Investigations of the Respiratory Function in Diving Mammals and Birds, Hvalraadets Skrifter, Acad. of Sciences, Oslo, Norway, 1940.

49. Scholander P. F., Schevill W. E., Counter-current Vascular Heat Exchange in the Fins of Whales, J. Applied Physiology, 8, 3, November (1955).

50. Scott R. F., Scott's Last Expedition, Beacon Press, Boston, 1957. (Последняя экспедиция Р.Скотта, Гос. изд. геогр, лит.,М.,1955.)

51. Siebenaler J.B., Caldwell D. K., Co-operation among Adult Dolphins, J.of Mamm., Vol. 37, N°. 1,126–128, February (1956).

52. Spitz R., Hospitalism, The Psychoanalytic Study of the Child, Vol. 1, p. 53, International Universities Press, New York, 1945.

53. Spitz R., No and Yes, International Universities Press, New York, 1957.

54. Stebbins E. B., The Dolphin in the Literature and Art of Greece and Rome, Wisconsin, 1929.

55. Tavolga M. C., Essapian F. S., The Behaviour of the Bottle-nosed Dolphin (Tursiops truncatus): Mating, Pregnancy, Parturition, and Mother-Infant Behaviour, Zoologica, 42, Part 1, May 20 (1957).

56. Tinbergen N., The Study of Instinct,Oxford University Press, London, 1951.

57. Tower D. B., Structural and Functional Organization of Mammalian Cerebral Cortex: The Correlation of Neurone Density Brain Size, J. Comp. Neurol., 101, August 1 (1954).

58. Vierordt H., Das Massenwachsthum der Korperorgane des Menschen, Arch. f. Anat. u. Physiol. Anat., s62 (1890).

59. Winge H., A Review of the Inter-relationships of the Cetacea, Smithsonian Institution, Washington, D. C., 1921.

60. Wood F. G., Jr., Underwater Sound Production and Concurrent Behaviour of Captive Porpoises, Tursiops truncatus and Stenella plagiodon,Bull.Mar.Sci.Gulf and Caribbean,3(2) 120–133(1954).

61. Robertson R. B., Of Whales and Men, London, 1956.

62. Rasmussen G., Personal communication.

Примечания

Морская свинья — один из видов дельфинов; только в нашей фауне насчитывается около 20 разных видов дельфинов. Прим. ред.

(обратно)

Joy Adamson, Born Free. Кроме того, Джой Адамсон написала еще одну книгу о дружбе львицы с человеком. Отрывки из обеих книг опубликованы в журнале «Знание-сила» — (1963 год, № 1. стр. 24–27) под названием "Добрая Эльса".Прим, ред.

(обратно)

Цифры в квадратных скобках указывают номер цитируемой ра боты в списке литературы, приведенном в конце книги, — Прим. ред.


(обратно)

Один узел равен 1 морской миле в 1 час; морская миля рав на 1,852 километра. — Прим. ред.

(обратно)

Колдуэлл наблюдал подобного рода взаимопомощь у дельфинов в естественной обстановке [51].

(обратно)

Повышенным давлением воздуха в трахее (по сравнению с наружной средой) можно удовлетворительно объяснить аатоматическое закрывание клапана дыхала, установленное позднее Шевиллм и Лоуренс.

(обратно)

Это противоречит данным Отелло Лангворти, Яна Янсена, Дональда Тоуера и других, которые считают, что плотность клеток в коре мозга у дельфина ниже, чем у человека. Однако эти авторы работали с материалом, полученным без предварительной перфузии, а это значит, что в нем происходили посмертные изменения.

(обратно)

Под термином «мотивация» в наше время большинство психологов и физиологов понимает существование внутреннего стремления, предрасположение к определенным действиям, связанным с внутренним состоянием головного мозга, в частности с эмоциональной сферой. К таким стремлениям относятся голод, половое чувство, страх и т. п. Мотивация соответствует понятию сложнейшего безусловного рефлекса, или инстинкта. — Прим. ред

(обратно)

"Частота повторения проб сейчас равна десяти в 1 секунду".прим. ред.

(обратно)

Персонаж мультипликационных фильмов Уолтера Диснея о Микки Маусе. Прим. ред.

(обратно)

"На счетчике ленты триста двадцать три фута".-Прим. ред.

(обратно)

Скорее мордой, — Прим. автора.

(обратно)

"Три — два — три".Прим. ред.

(обратно)

"Ти — ар — пи" — транслитерация английских букв TRP.Прим. ред.

(обратно)

"Уже шесть часов!" — Прим. ред.

(обратно)

"Нас обманули!" — Прим. ред.

(обратно)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.