Сделай Сам Свою Работу на 5

РОСТ, УПАДОК И ОБНОВЛЕНИЕ





 

 

Истинное учение начинается с Хранителей, Владык Знания и Понимания. Оно

не начинается с любви, усилия или действия, ибо истинные любовь, усилие и

действие становятся возможными лишь благодаря истинному знанию.

Но когда в общине появляется или имеется слишком много даже слегка

алчных людей, они превращают методы в верования и принимают на веру то, что

следует познавать на практике.

Два обстоятельства могут приводить к распаду группы. Первое -- слишком

много неискренности среди руководителей. Второе -- малая неискренность,

распространенная среди всех членов, что эквивалентно наличию одного или

более дремучих эгоистов.

Язва неискренности пресекает развитие как руководителей, так и

руководимых. Лишь обращение к самоанализу может помочь им обнаружить ее.

Если бы не эта язва, они и их община уже достигли бы своего назначения.

Однако ни для кого не секрет, что чем выше степень самомнения, тем

труднее жертве распознать его, или хотя бы помыслить о нем.

Итак, о поведении такой зараженной группы:

Эти лица и их последователи выбирают мысли и дела, которые уже сами по



себе душат надежду на осуществление человеческого предназначения. Они могут

направить свои усилия на создание прочной организации с просветительскими

целями. Они, вероятно, предпишут всем и каждому одни и те же упражнения и

обряды. Забыв о первоначальном намерении, они превращают методы и

иллюстративные притчи в своего рода историю, которая становится предметом

заучивания. Если они располагают писаниями учителей и воспоминаниями

очевидцев о них, они используют этот материал для подкрепления веры в

собственную правоту и правильность своих действий. Обычно они пользуются

одним-единственным методом толкования писаний и традиций, натаскивая людей,

вместо того, чтобы помочь им раскрыть в себе цветок озарения.

К этому времени Центр уже безвозвратно утерян. Работа превращается в

своего рода государство, устремленное к сохранению, но только неведомо чего.

Руководители и их приспешники намертво вцепляются в свою организацию,

превращая ее в рассадник подражательства, которое закрепляет второстепенные



или вообще изжившие себя внешние формы. У них обычно в величайшем почете,

правда, под другими именами, примитивная эмоциональность.

Одновременно с этим процветает культ отдельных личнос-тей, групп и

легенд, и враждебность по отношению к другим, а иногда и нетерпимость. То,

что первоначально представляло собой единство, распадается на группировки с

различными толкованиями и целями, зачастую бессмысленными, и обрядами, как

правило, искаженными. К этому времени уже не остается почти ничего

подлинного и никаких потенциальных возможностей. Община выедена изнутри и

сошла с Пути, причем ее члены даже не подозревают о создавшемся положении.

Постоянное использование в "увечной" общине слов и внешних проявлений,

биографических воспоминаний и других аспектов первоначального знания

затемняет истину. Ее члены, разумеется, исполнены уверенности, что с помощью

этих знаков они по-прежнему пребывают на верном пути.

Их единственная надежда на выздоровление заключается в усиленных и

неотступных поисках искренности.

Описанный процесс является одной из причин, почему время от времени

должны являться Хранители и призывать имеющих уши к возрождению высокой

традиции путем соответствующих знаний. Для заблудших, разумеется, эти слова

покажутся чуждыми или враждебными, подобно тому, как разумная речь кажется

умалишенному абсурдной.

Одно из следствий такого положения заключается в том, что Хранители не

в силах избежать как чересчур восторженного поклонения, так и

противодействия со стороны различных частей своей аудитории. Обе эти реакции



являются знаками, хотя и предсказуемыми, но не сулящими ничего доброго, и

столь же нежелательны, как и апатия.

Объединив усилия, группировки должны преодолеть эти тенденции, без чего

нельзя надеяться на успех в деле возрож-дения учения.

Так обстояло дело во все века в подлунном мире. Что меняется, так это

только время, за которое этот цикл совершится.

Те, кто обладают лишь малым знанием, но считают, что им дано больше,

чем простому народу, -- не менее открыты к познанию и учению, чем те, кто

понятия не имеет о Традиции. Эта ирония обстоятельств представляет собой

дополнительное осложнение.

И все же им легче дается продвижение по Пути, как только размягчена

наружная корка вековых наслоений. Они иногда сохраняют потенциальные

возможности, наличие которых позволяет нам проводить спасательные работы.

Именно для исполнения этого долга, основанного на нашем знании традиций,

учений и состояний отдельных групп, можем мы проявлять мастерство, действие,

любовь и усилие.

Когда эта корка у людей или группировок затвердевает сверх меры, такие

лица и общины становятся подобны твердым орехам, быстро и совершенно

незаметно уносимым вниз по реке.

Воды сострадания и понимания неспособны размягчить их настолько, чтобы

помочь им пустить свежие ростки, прежде чем они достигнут плотины, где

сбиваются в кучу, никому не нужные и, к несчастью, не понявшие.

 

Наваб Мухаммад Али Шах,

"Нишан-и-Гайб"

 

 

МАТЕРИАЛЫ ПО СУФИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Читать все без разбору в суфизме -- все равно что читать любые книги на

разные темы без необходимой основы. Это настоящее бедствие, которое, подобно

беспорядочному лечению, может сделать состояние человека еще хуже, чем

вначале.

Суфийские писания всегда обращены к определенной аудитории. А аудитория

бухарская отличается от аудитории басрской, испанская -- от африканской.

Однако нельзя переоценить преимущества изучения специ-альных сборников

суфийских материалов, составленных самими суфиями.

Среди этих преимуществ:

Подборки отрывков, которые должны помочь данной общине найти свой путь.

Подготовка ученика к раскрытию сознания, что осуществляется учителем

лично, когда придет время.

Упреждение монотонности обычного повторения теории и практики,

притупляющих сознание незаметно для нас самих.

Упреждение возбуждения, которое является неотъемлемой частью нашей

жизни и управляет нами незаметно для нас самих.

И потому читайте то, что приготовлено для вас, чтобы снизошло на вас

благословение вечного счастья.

 

Хадрат Бахааддин Накшбанд

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СУФИЗМ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

СУФИЗМ И ИСЛАМ

 

 

Вопрос: Каковы основы суфизма?

Ответ: Первооснова суфизма -- вера. Исламская вера ("Иман") покоится на

шести столпах: Бог есть; Бог Един; существуют Ангелы; существуют Пророки;

существует День Воскресения; существует Судьба.

 

Вопрос: Как следует понимать эти положения, ведь боль-шинство людей

неспособно проверить их обычным образом?

Ответ: Они запечатлеваются в уме и постигаются в "сердце".

 

Вопрос: Что есть завершение в суфизме?

Ответ: Восприятие вышеназванных положений в "сердце".

 

Вопрос: В чем разница между Преображенными и осталь-ными людьми?

Ответ: Понимание Преображенных отличается от того, что обычные люди

называют знанием.

 

Вопрос: Каково же знание обычного человека?

Ответ: Подражательное; полученное посредством натаскивания у

преподавателей; считаемое настоящим, но не являющееся таковым.

Вопрос: Как достигается истинная вера?

Ответ: Вступлением, благодаря определенной подготовке, на Путь, поторый

является лишь одним из семидесяти двух возможных Путей, открытых человеку.

Возможно, даже следуя подражательной тропе, затем возвыситься до настоящей,

но это нелегко.

Вопрос: Какие внешние религиозные формы соблюдают Преображенные?

Ответ: Большинство следует установлениям ислама и Людей Традиции и

системе обрядов, установленной Шейхом Матариди из Самарканда. Те, которые

следуют упражнениям ислама в Четырех Основных Школах, обычно именуются

Людьми Спасения.

 

 

Вопрос: Когда Байазида Бистами спросили о его секте, он ответил: "Я из

секты Бога". Что это означает?

Ответ: Все вышеупомянутые вероисповедальные подразде-ления считаются

относящимися к Секте Бога.

 

Вопрос: Суфии называют сами себя явлениями, идеями, животными и

растениями. Почему?

Ответ: Пророк сказал, что в День Воскресения человек воскреснет в форме

того или иного животного, в соответствии с ведущей чертой его характера.

Вместо того, чтобы предстать в своем человеческом облике, он облекается в

форму животного или другой сущности, на которую он внутренне походил. Во сне

человек видит себя человеком; однако он может увидеть себя и в виде овцы,

обезьяны или свиньи, в зависимости от своих преобладающих наклонностей.

Именно неправильное понимание этого положения породило веру в трансмиграцию

(переход человеческой жизни в жизнь животную), понимаемую невеждами

буквально, без проникновения в сущность.

 

Вопрос: Суфии пользуются символами и проповедуют идеи, противоположные

общепринятым социальным требованиям и имеющие мало общего с фразеологией,

обычно прилагаемой к возвышенным понятиям. Они говорят о возлюбленных, о

чашах вина и тому подобное. Как это понять?

Ответ: Для суфия религия, в том виде как представляет ее себе обычный

человек, является чем-то грубым, наносным. Их символы олицетворяют собой

определенные состояния. Они настолько же правомочны, как употребление

символа "Бог" для обозначения чего-то, что абсолютно неизвестно человеку,

если не считать его иллюзорный образ, порожденный эмоциями.

 

Вопрос: Как Коран может быть бровью возлюбленной?

Ответ: Как может он быть знаками, оставленными углем на листках бумаги

из дерева с болота?

 

Вопрос: Дервиши утверждают, что лицезреют Бога. Возможно ли это?

Ответ: Это не следует понимать буквально; это символизирует

определенные состояния.

 

Вопрос: Может ли человек быть виден иначе, чем с помо-щью своих внешних

проявлений?

Ответ: Человек -- нет, мы видим только его внешность или проявления.

Когда вы видите кого-то, идущего навстречу, вы можете сказать: "Я вижу

Зайда", -- но вы всего лишь видите то, что способны увидеть в наружности и

внешних проявлениях Зайда.

 

Вопрос: Согласно мусульманской вере, дервиши кощунствуют, когда

говорят: "Мы не боимся Ада, не домогаемся Рая".

Ответ: Они подразумевают другое: что страх или домогательство

непригодны как средства на пути обучения.

 

Вопрос: Вы утверждаете, что между внешним поведением или верой и

внутренним восприятием суфиев нет противоречия. Если так, то почему суфии

упорно скрывают определенные вещи от других?

Ответ: То, что скрыто, скрыто не от правильного поведения, но от

обычного понимания. Самый образованный ученый неспособен понять то, чего он

сам не испытал, и потому это скрыто от него.

 

Вопрос: Если человеку известна лишь религиозная вера и неведомо об

особой науке суфиев, означает ли это, что его рели-гиозная вера уступает

вере суфия?

Ответ: Нет, будь его вера наиболее совершенной из рели-гиозных вер, она

не может уступать религиозной вере суфия.

 

Вопрос: В чем заключается разница между пророками, святыми, теми, кто

обладает высшим знанием и великими посвященными?

Ответ: Если они имеют религиозную веру, все их веры равны. Различие

заключается в их знаниях, не в их чувствах. Имея пару глаз, нос и рот,

султан в этом смысле не отличается от своих подданных. Он отличается по

своему характеру и обязанностям.

 

Мухаммад Али аль-Мисри

 

ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ

 

 

Вопрос: Как давно существует суфизм?

Ответ: Суфизм существовал всегда. Он практиковался в самых разных

формах, а поскольку их внешняя скорлупа была различной, незнающие

обманывались, думая, что они не связаны между собой.

Вопрос: Являет ли собой суфизм внутренний смысл ислама, или он имеет

более широкое приложение?

Ответ: Суфизм есть знание, посредством которого человек познает себя и

достигает постоянства. Суфизм может учить в любой одежде, как бы она ни

называлась. По ходу истории религиозные одежды назывались различными

именами.

 

Вопрос: Для чего человеку изучать суфизм?

Ответ: Потому что человек создан, чтобы изучать его; это его следующий

шаг.

 

Вопрос: Однако большинство людей считает, что их следующим шагом

являются учения, имеющие другие названия.

Ответ: Это обусловлено тем, что в человечестве явлены две формы

понимания: Большое Понимание и Малое Понимание. Большое Понимание -- это

когда человек хочет обрести понимание, а вместо этого приобретает лишь

убеждение в истинности определенного пути. Малое Понимание есть только тень

Большого Понимания. Подобно тени, это есть лишь искажение реальности,

сохраняющее только часть прообраза.

 

Вопрос: Но разве тот факт, что суфии всегда были столь знаменитыми и

почитаемыми людьми, не привлекает людей к учению?

Ответ: Суфии, известные широкой публике, составляют лишь меньшую часть

всей совокупности суфиев: это те, кто не смог избежать гласности. То, что

потенциальный ученик стремит-ся попасть к Учителю, вами признанному,

характерно для Малого Понимания. Впоследствии он сможет узнать лучше.

 

Вопрос: Существует ли расхождение между суфизмом и другими формами

мышления?

Ответ: Этого не может быть, ибо суфизм воплощает все формы мысли;

каждая по-своему пригодна.

 

Вопрос: Связан ли суфизм с определенным языком, опре-деленной общиной,

определенной исторической эпохой?

Ответ: Внешний лик суфизма в отношении любого данного момента, места и

общины может часто меняться, поскольку суфизм должен представляться в виде,

который может быть доступен любому народу.

 

Вопрос: Является ли это причиной того, что суфийские учителя

разработали множество разнообразных систем и жили в самых разных странах?

Ответ: Другой причины нет.

 

Вопрос: Все же люди норовят посещать учителей в других странах, даже не

зная их языка.

Ответ: Такие действия, если только они не обусловлены особыми

указаниями в особых целях, могут относиться лишь к Малому Пониманию.

 

Вопрос: Существует ли разница между тем, что человек хочет приобрести,

и тем, что ему нужно приобрести ради его внутренней жизни?

Ответ: Да, почти неизменно. И задача Учителя состоит в том, чтобы

построить правильное действие, отвечающее нуждам, а не желаниям. Желания

относятся к области Малого Понимания.

 

Вопрос: Является ли ваше деление Понимания на Большое и Малое общим для

всех суфиев?

Ответ: Ничто, выраженное словами, не является общим для всех суфиев.

 

Вопрос: Что является общим для всех форм суфизма?

Ответ: Существо Учителя, способности учеников, индивидуальные

особенности отдельных членов, взаимодействие между членами обшины,

Реальность позади форм.

 

Вопрос: Почему некоторые суфийские учителя посвящают учеников в

несколько различных орденов?

Ответ: Потому что эти ордена представляют собой учебные заведения,

созданные для работы с людьми в соответствии с их индивидуальными

особенностями. Люди отличаются друг от друга.

 

Вопрос: Но ведь сбор информации о суфиях и их учениях не может не быть

добрым делом, ведущим к знанию?

Ответ: Это вопрос Малого Понимания. Сведения о деятель-ности одной

группы суфиев могут оказаться пагубными в отношении потенциальных

возможностей другой.

 

Вопрос: Почему нам так мало известно о школах Ахмада Йасави из

Туркестана и ибн аль-Араби из Андалузии?

Ответ: Потому что в сфере Большого Понимания мастерская разбирается,

когда труд окончен.

 

Раис Чакмакзаде

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.