Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушения внимания при локальных поражениях мозга





2 слайд Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса. Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности.
Проблема внимания – одна из самых сложных проблем психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды: полного игнорирования внимания многими психологическими школами; чисто практического изучения внимания; острая необходимость в изучении проблематики внимания (свойств, объёма, уровней внимания и т. д.).
3 слайд В теоретическом осмыслении проблемы внимания нет единства. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание), то есть как фактор, способствующий только избирательному протеканию приёма и переработки различной информации.
Другая трактовка внимания представлена в работах школы С.Л. Рубинштейна (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская). Этими авторами внимание рассматривается как фактор, обеспечивающий селективность протекания всех познавательных процессов. Таким образом, сфера внимания расширяется до познавательных процессов в целом.
Современная трактовка определения внимания более широкая; она рассматривает внимание, как фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).



4 слайд Из неё следует, что существует несколько форм внимания соответственно тем процессам, в которых реализуется этот фактор.
К этим формам внимания относятся:
а) сенсорное внимание – зрительное, слуховое, тактильное и др.;
б) двигательное внимание, то есть внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании, регуляции;
в) эмоциональное внимание – привлекаемое эмоционально значимыми стимулами (тесная связь с памятью, с процессом запечатления информации – процессами импритинга);
г) интеллектуальное внимание – внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности – к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.
Хорошо изучены сенсорное и двигательное внимание (получены основные закономерности). Слабо изучены эмоциональная и интеллектуальная формы.



 

5 слайд Существуют два самостоятельных уровня внимания: непроизвольное и произвольное, первичное и вторичное внимания.

Первичное, непроизвольное внимание – это то внимание, с которым ребенок рождается. Вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций, это социально опосредованный тип внимания.
Произвольное внимание у взрослого человека направляется речевыми стимулами, то есть тесно связано с речевой системой.
6 слайд два типа нарушений внимания. Модально-специфические и модально-неспецифические.
7 слайд Первый тип – нарушения внимания, которые можно обозначить как модально-неспецифические. Модально-неспецифические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые распространяются на любые формы и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности. Нарушения внимания подобного рода характерны для больных с поражением неспецифических срединных структур мозга разных уровней.
8 слайд Модально-неспецифические нарушения внимания обнаруживают определенные различия при поражении разных уровней неспецифической системы мозга. При поражении нижних отделов неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) у больных наблюдаются следующие симптомы: быстрая истощаемость внимания, резкое сужение объёма внимания, нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание. При таких нарушениях внимания выполнение серийных счетных операций вначале проводится правильно, затем латентные периоды ответов резко увеличиваются, вслед за этим следует отказ от выполнения серийных счётных операций (пример: серийное вычитание или серийное складывание). Иногда возможен “всплеск” активности при совершении больными счётных действий. Таким больным счетная деятельность доступна, однако ее длительное выполнение имеет большие трудности.
У больных с поражениями нижних отделов неспецифических структур мозга в большей степени страдают непроизвольные формы внимания.
Важнейшей характеристикой поражения этого уровня внимания является возможность компенсации нарушений внимания через обращение к высшим смысловым категориям, через организацию действия, через сопровождение громкой речью.
Этим больным легче сосредоточиться на количественном задании при их личной заинтересованности.
К этой категории больных относятся: многочисленные больные с травмами мозга (сотрясение вызывает кровоизлияние в нижних отделах ствола мозга), с опухолями в области задней черепной ямки, с поражением мозжечка.
9 слайд Следующий уровень поражения неспецифических структур мозга - уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы. При этом нарушения внимания проявляются в более грубой форме. Больные часто вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности или их внимание крайне неустойчиво. У них возникают трудности при выполнении двигательных актов, решении задач, выполнении вербальных заданий. Компенсация длится очень недолго (снижены её возможности).
К этой группе относятся больные с опухолями в области таламуса, гипоталамических структур, с поражениями в области третьего желудочка, в области лимбической коры, гиппокампа.
Эти нарушения сочетаются с нарушениями сознания, памяти.
10 слайд Третий уровень поражения неспецифических срединных структур мозга – уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. Больные с подобными нарушениями довольно многочисленны и хорошо изучены. Нарушения внимания у данной группы больных противоположны тем, которые бывают при поражении нижних отделов ствола мозга. Страдают в большей степени произвольные формы внимания в различных видах психической деятельности. Одновременно у больных патологически усилены непроизвольные формы внимания. Это так называемые “лобные” больные (“лобно-височные”); они характеризуются “полевым поведением”, то есть большой реактивностью на все стимулы (оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры, которые ведут соседи между собой и т. д.). У таких больных можно вызвать с помощью обращения к непроизвольному вниманию действия, которые нельзя получить при произвольном уровне внимания. Они не могут по словесной инструкции переводить взор (“психический паралич взора”). Этот симптом отражает крайнюю степень нарушения произвольных форм контроля за собственными действиями, а также патологическое усиление пассивных непосредственных форм регуляции.
Подобная “подчинённость” имеет патологический характер. Для больных характерна диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологически усиленным непроизвольным вниманием.
11 слайд Второй тип патологии внимания –модально-специфические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности. Эти нарушения проявляются в одной какой-либо сфере, например, только в зрительной, слуховой и т.д. В клинике локальных поражений мозга они описываются как явления игнорирования тех или иных стимулов.
Клинические наблюдения показывают, что феномен неосознания определенных стимулов выявляется преимущественно при оценке функций методом предъявления двойных стимулов, то есть при одновременном предъявлении двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных стимулов.
12 слайд Симптомы нарушения внимания



13 слайд Зрительное невнимание. Этот симптом был впервые обнаружен при изучении полей зрения, когда больному при концентрации внимания на центральной точке одновременно предъявлялись два стимула. При этом обнаруживалось, что помимо нарушений полей зрения, у больных проявляются нарушения в виде “необращения внимания” на зрительные стимулы в одном поле зрения (чаще в левом). При одновременном предъявлении раздражителей и справа, и слева больной отчётливо отдаёт предпочтение одной стороне (преимущественно правой).
Симптом игнорирования зрительных стимулов часто отражает лёгкую стадию поражения зрительных анализаторных структур и может перейти в гностическое расстройство или одностороннее нарушение полей зрения. Этот симптом связан со спецификой работы правого полушария вообще, с его отношением к такому явлению, как неосознание стимулов.
14 слайд Слуховое невнимание. При предъявлении одновременно на два уха – два разных звука или два слова – больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо и игнорирует информацию, поступающую во второе ухо (методика дихотомического прослушивания Д. Кимуры).
Здоровые люди-правши имеют определенную асимметрию слухового внимания к вербальным стимулам. “Эффект правого уха” – человек правша (N+) слышит на 10–14 % лучше правым ухом, чем левым.
У больных с локальными поражениями мозга процент асимметрии возрастает до 50 –60 % и больше, иногда звуки, подающиеся с одной стороны не воспринимаются, хотя те же звуки, предъявленные раздельно на одно правое и одно левое ухо, воспринимаются относительно равномерно. Этот симптом получил название – симптом игнорирования звуков, поступающих с одной стороны. Слуховое невнимание связано, прежде всего, с поражением слуховой анализаторной системы. Однако оно может наблюдаться и при более широкой локализации очагов поражения внутри полушария.
15 слайд Тактильное невнимание. В тактильной сфере нарушения внимания описаны одним из крупнейших неврологов современности Г. Л. Тойбером. Он описал эту форму, а также методику двойной тактильной стимуляции – на оценку тактильного внимания. Опыт заключается в следующем. Наносят прикосновения локально двумя острыми предметами (одновременно на одни и те же участки кистей рук) с одинаковой интенсивностью. От больного требуется, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений – одно или два. Прикосновения к кистям двух рук одновременно перемежаются двумя прикосновениями к одной и той же руке и одним прикосновением к одной руке для контроля. Больной как бы “не замечает” прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения. Чаще больной “не замечает” прикосновения к левой руке или ошибается при втором прикосновении к левой руке, что является симптомом поражения правого полушария головного мозга. Если прикасаться раздельно только к левой или только к правой руке, то явление игнорирования стимула не обнаруживается.
16 слайд Двигательное невнимание. Нарушение внимания к двигательным актам хорошо известно в клинике локальных поражений головного мозга. Оно проявляется в том случае, когда больному необходимо выполнить движение двумя руками.
При выполнении двуручных двигательных заданий больные начинают выполнять движения правильно, затем первая рука замедляет движения, потом отключается и больной продолжает совершать движения только одной рукой. Сам больной игнорирует собственные ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если попросить больного делать те же движения отдельно левой и правой рукой. Итак, симптом игнорирования носит односторонний характер. Отключение внимания, неосознание собственного дефекта возникает лишь при нагрузке на двигательный анализатор, при увеличении объёма движений (как при других поражениях мозга). Это поражение характерно для больных с поражением передних отделов больших полушарий (чаще правого) и вовлечением базальных ядер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.