Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление современной политической системы в Индии





Экономическое развитие во второй половине 1950-1960 гг.

Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру — демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они — и каждая в отдельности — способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.



Начало

Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности — ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.



Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.

В 1950–1960-е годы правительство настойчиво проводило политику привлечения на свою сторону широких слоев населения, выдвигая лозунги достижения социальной справедливости. Оно исходило из того, что без массовой поддержки, особенно деревни, ни одна партия не могла рассчитывать на успех. В середине 1950-х Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца», а в начале 1960-х — «демократического социализма». Для реализации этих лозунгов была разработана концепция смешанной экономики, которая, с одной стороны, содержала элементы социального равноправия, а с другой — по своей сути была экономикой капиталистической.

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем (1951–1956).



Государственный капитализм — главный рычаг подъема экономики в 1950–1960-е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960-х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй — 1956/1957–1960/1961 и третий — 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960-х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии — черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос. Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политикисамообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

Становление современной политической системы в Индии

На современном этапе развития Индия – это Союз штатов, суверенная федеративная светская демократическая республика с парламентской системой правления. Республика управляется в соответствии с Конституцией, которая была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., и вступила в силу 26 января 1950 г. Законодательная власть принадлежит Президенту и Парламенту.

 

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народная палата (Лок сабха). Совет штатов (постоянно действующий орган) состоит не более чем из 250 членов, из которых 12 назначаются президентом из числа выдающихся деятелей индийской культуры и науки, остальные избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет. Одна треть членов переизбирается каждые 2 года. Народная палата состоит не более чем из 545 депутатов, избираемых прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет. Палата из числа своих депутатов избирает председателя - спикера. В настоящее время работает палата 13 созыва. Исполнительная власть в Индии принадлежит Президенту и Правительству. Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой.

 

Индийский Национальный Конгресс – крупнейшая и влиятельнейшая партия в стране. Создана в 1885 г., её представители возглавляли национально-освободительное движение. С 1978 г. стала называться ИНК (И) по имени Индиры Ганди. Индийская народная партия (БДП) образована в 1980 г. Возглавляет правящую коалицию – Национальный демократический альянс (НДА). На сегодняшний день именно эти две партии являются самыми влиятельными и мощными политическими силами в стране.

 

В последние годы, несмотря на преобладание ИНК, намечается тенденция активизации различных политических сил. Похоже, что ситуация будет развиваться по пути закрепления реальной многопартийной системы, являющейся главной гарантией демократического развития страны. Однако преждевременных выводов в этом отношении делать тоже не стоит, ведь в нестабильной и переменчивой индийской политике появление новых сил может привести к непредсказуемым последствиям. В подтверждение данного тезиса можно лишь упомянуть высказывание М. Соколовского, он говорит о следующем: «…пока неизвестно, каким образом разложится очередной индийский пасьянс. Однако скептикам, утверждающим, что политическая система Индии по частоте смены правительств вскоре догонит итальянскую, можно возразить. При любом правительстве экономический курс страны сохраняется просто потому, что нет другого, тем более что в 1991 г. реформы начала именно партия ИНК».

 

С 1998 г. по 2004 г. главной политической силой в стране являлась Индийская народная партия, должность премьер-министра в этот период занимал её представитель Атал Бихари Ваджпаи. Сейчас на первые роли вновь выдвинулся Индийский Национальный Конгресс, Ваджпаи на посту первого человека государства сменил один из лидеров ИНК доктор Манмохан Сингх. Об определённом политическом курсе каждой из партий, как мы видим, говорить не приходится: по сути, и те и другие, впрочем как и остальные, выступают за продолжение либеральных реформ. Т.о., политическая система Индии как бы оторвана от нужд страны, т.к. развивается исключительно по такому принципу, что для существования демократии необходимо наличие развитой многопартийной системы. По большому счёту взгляды на развитие собственного государства у большинства индийских партий схожи, серьёзное различие проявляется лишь в отношении внешней политики страны.

Вопросы административной реформы и единого языка

Движение за административную реорганизацию на лингвистической основе развернулось в Индии еще в 1920—1930-е гг. Известно, что на своих сессиях ИНК еще в 1930-е гг. неоднократно принимал резолюции с обещаниями провести административную реформу сразу же, как только Индия обретет независимость. В то время лидеры национального движения полагали, что все зло кроется лишь в колониализме, что с уходом англичан многие проблемы можно будет разрешить легко.

Но в первые же годы самостоятельного развития ситуация оказалась сложной, и прежде всего, в результате раскола Индии по религиозному признаку. Правительство Д. Неру вынуждено было действовать чрезвычайно осторожно, опасаясь за целостность страны и прочие возможные внутриполитические последствия. Вопрос об административной реформе был отложен.

С начала 1950-х гг. движение за реорганизацию штатов активизировалось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспыхнуло движение за объединение народа андхра в рамках единого штата. Во главе движения стоял известный в Индии ученик и последователь М.К. Ганди — некто Рамалу. Весь регион был охвачен сатьяграхой, центральные власти оказались бессильны нормализовать обстановку. К тому же Рамалу уморил себя голодовкой протеста — возникла угроза беспорядков с применением насилия.

Правительство Д. Неру пошло на уступки: в октябре 1953 г. был создан первый штат на лингвистической основе — Андхра-Прадеж, в который вошли основные районы проживания народа андхра. Тогда же было объявлено о создании Комиссии по реорганизации штатов.

В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное деление: на основе проекта Комиссии создавалось 14 штатов по лингвистическому признаку.

Впоследствии проводились некоторые реорганизации, но на основании тех же принципов, что были заложены в решении 1956 г. Так, в 1960 г. произошел раздел единого двуязычного штата Бомбей на Махараштру и Гуджарат. В 1960-е гг. возникла проблема в Пенджабе: в 1966 г. отделился хиндиязычный штат Харьяна, в то время как в Пенджабе осталось население, говорящее на языке пенджаби. Но в этническом отношении население обоих штатов представлено сикхами и пенджабцами, которые говорят на том и другом языках, т. е. этническое деление не всегда совпадает с лингвистическим.

Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии — 87 языков, из них около 60 — распространенные, а 23 — наиболее распространенные (на многих из них в стране говорят десятки миллионов человек — бенгали, телугу, маратхи, тамильском, каннада, малаялам). Но нет языка абсолютно преобладающего, даже на хинди говорит лишь около 30% населения, главным образом, в Северной и Цент-Проблема языка приобрела в Индии политический характер. В годы колониализма государственным языком стал английский — он приобрел огромную популярность в Индии, особенно в среде образованных слоев населения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.