Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗВЕСТИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ С ЕЛИКОНА





 

Еликон, то есть Геликон, гора в Греции, расположенная рядом с Парнасом. В греческой мифологии -- местопребывание бога поэзии Аполлона и муз. Данный "сон" -- ярчайшая сатира на Екатерину, сатира, примыкающая к позднейшим фонвизинским обличениям екатерининского фаворитизма и разврата, процветавшего при дворе. Герой "сна", писатель, сочинитель "Живописца", встречается с музами. При этом ему сначала кажется, что он уже умер, и это возмущает его, так как он хочет жить, и прежде всего для того, чтобы исполнить свое намерение -- написать "несколько сатирических книг и посредством оных изгнать все пороки из отечества". Музы успокаивают сочинителя, уверяя его, что он лишь спит и что во сне он встречается с ними для того, чтобы ответить на один важный вопрос: "какой это род людей метрессы и каким образом они у вас заведены". Ответ на вопрос и составляет тему сатиры. Метресса -- то есть любовница, развратная женщина. Муза, "покровительница женского пола", имеющая "долг больше всех пещися о их целомудренности, верности и святости брака", ведет "роспись" всем честным женщинам. Она дает автору прочесть эту роспись с целью, чтобы тот нашел в списке за последнее полустолетие, "а наипаче последних годов" современную Лукрецию. Лукреция -- жена Коллатина, обесчещенная сыном последнего царя древнего Рима Тарквиния. В знак протеста целомудренная Лукреция закололась. Имя ее стало синонимом честности и добродетели. Так вот в списке женщин "за последние годы" автор не находит новой Лукреции. На вопрос музы: "Ну... сколько нашел Лукреций?" он отвечает: "Извините, сударыня, я, право, здесь..." Этот ответ, сопровождаемый многозначительным многоточием, следующая далее демонстративная концовка: "Продолжения не будет", заявление, что современность не знает ни одной Лукреции,-- вся эта сумма намеков составляла смысл сатиры, долженствовавшей обличить "великую жену", "мудрую матерь отечества" как метрессу.-- Весьма вероятно, что сатира эта имела свое окончание. В издании "Живописца" 1772 года она имела уведомление: "Продолжение будет в следующем листе". Ни в следующем, двенадцатом, ни в каких других листах продолжение не последовало. Возможно, продолжение было запрещено цензурой. В издании "Живописца" 1775 года появилось демонстративное, набранное курсивом, оповещение: "Продолжения не будет".





 

КАК МНЕ ИЗВЕСТНО"

(Письмо Любомудрова).

Данное письмо Любомудрова и ответ сочинителя "Живописца", центральные статьи второй части книги, перепечатаны из журнала "Живописец". Они излагают новиковскую просветительскую программу. В письме Любомудрова рассказывается о создании Новиковым в 1773 году "Общества, старающегося о напечатавши книг". Главная задача создаваемых частными людьми независимых от правительства просветительских обществ -- издание и распространение по России необходимых книг, журналов и газет. Одна из первых книг новиковского "Общества" принадлежала Радищеву -- перевод сочинения аббата Мабли "Размышления о греческой истории". В этой же книжке содержалась его политическая статья "О самодержавстве", написанная в виде примечания. Это новиковское "Общество" в 1775 году закрылось из-за отсутствия денежных средств. С 1779 года Новиков на базе арендованной им типографии Московского университета начнет осуществлять программу, сформулированную в этих статьях. Характерно противопоставление Новиковым своего "Общества, старающегося о напечатании книг" екатерининскому "Собранию, старающемуся о переводе иностранных книг". Новиковское "Общество" печатало и распространяло русские книги, екатерининское -- иностранные, и прежде всего политические сочинения французских энциклопедистов.



 

"САТИРИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ"

 

"Сатирические ведомости" -- одно из ранних сатирических сочинений Новикова, печатавшихся в "Трутне" в 1769 году (лл. VI, IX, XVI и XVIII) под общим заглавием "Ведомости". В 1772 году Новиков напечатал в шестом и двадцатом листах "Живописца" продолжение "Ведомостей". По жанру -- это пародия на газету, отсюда разделы сочинения известия -- "В Санктпетербурге", "Из Москвы", "Из Ярославля" (или какого другого города), "Подряды", "Продажа" и, наконец, "Курс деньгам". Как всякая газета, "Ведомости" наполнены злободневным материалом. В отличие от сатирических сочинений типа "Смеющийся Демокрит", где речь шла только об общих пороках, здесь всегда обличался точно обозначенный конкретный объект. В каждом разделе современники находили ясный им намек на реальное событие или на реальных людей. В настоящее время не все намеки удается раскрыть. То же, что оказывается раскрытым, свидетельствует о силе и остроте новиковской сатиры.

 

N1

Подряды

 

"Для наполнения порожних мест" -- первое дерзновенное выступление Новикова против фаворитизма Екатерины II. Впервые напечатано в "Трутне", лист шестой. К этой заметке непосредственно примыкает вторая, напечатанная в "Трутне", лист шестнадцатый, которая по сути дела является окончанием единого произведения. В первой заметке говорится о "престарелой кокетке" и необходимом ей штате любовников. И это можно было толковать отвлеченно как сатиру на дворянский разврат. Вторая заметка уточняла намек во-первых, эта "престарелая кокетка", оказывается, живет в Петербурге, во-вторых, она женщина очень знатного происхождения, ибо ей свойственна власть награждать за любовные "услуги", в силу которых безвестные молодые люди получали такое знатное достоинство, что могли хвастливо заявлять о себе, "в роде своем не последний". Такую власть в России имела только одна женщина, и называлась она императрицей Екатериной II.

 

N3

С Парнаса.... 1769 года

 

Можно считать доказанным, что сообщение о новой русской комедии касалось комедии Фонвизина "Бригадир", законченной к лету 1769 года в Москве и привезенной в Петербург, где она читалась и в кружке Новикова, и в частных домах, и при дворе -- у Екатерины и Павла. Чтение комедии сопровождалось шумным успехом. Новиков, связанный с Фонвизиным узами дружбы еще по Московскому университету, отметил это событие сообщением в своих "Ведомостях". Это сообщение -- свидетельство еще и того, как складывался союз молодых литераторов, сторонников "действительной живописи". Через два с половиной года Новиков повторит высокую оценку "Бригадира" в своем сочинении "Опыт исторического словаря о российских писателях".

Стр. 191.... г. С.-- поэт и драматург Сумароков.

 

Из Москвы

 

Стр. 192. "Разговоры о множестве миров" -- сочинение Фонтенеля, французского писателя, одного из зачинателей движения французского просвещения. Указанная книга -- замечательный образец популяризации научных знаний -- была направлена против церковного учения о происхождении мира и пропагандировала декартовское астрологическое учение. Это сочинение было переведено на русский язык писателем-сатириком Кантемиром в 1730 году. Появиться в свет этот перевод мог только в 1740 году, но по решению синода как "атеистическая богопротивная книгища" был изъят и уничтожен. Защита Новиковым этого сочинения и пропаганда антицерковного учения в его журнале характеризуют его деистическое мировоззрение. Впервые эта заметка была напечатана в "Трутне", затем перепечатана в третьем и четвертом изданиях "Живописца". В пятом издании статья была изъята цензурой.

 

N 4

Из Москвы

 

Стр. 197 Свирепствовавшая в нашем городе заразительная болеть -- чума; началась осенью 1771 года, кончилась в январе 1772 года. Новиков использует реальный факт для сатиры, сравнивая "пристрастие некоторых знатных российских бояр и молодых господчиков ко всем иностранцам" с чумою.

 

Из Ярославля

 

Стр. 198. ...ныне славится и хорошими сочинениями -- речь идёт о трех комедиях Екатерины II: "Именины г-жи Ворчалкиной", "Госпожа Вестникова с семьею", "О время!", на титуле которых было поставлено условное обозначение: "Сочинено в Ярославле".

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.