Сделай Сам Свою Работу на 5

АДМИНИСТРАТИВНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ





П Р Е Д И С Л О В И Е

История этих мест восходит к началу XII века. На слиянии рек Дубна и Волга, именуемом Ратминской стрелкой, существовало поселение городского типа. (Отметим, что название реки "Дубна" происходит от славянского слова "дълъбокая": глубокая. Дубов же здесь мало, хотя и встречаются.) Согласно летописям, поселение в Ратмино сжигали в ходе усобицы русских князей. История края возобновилась в XVIII веке. Тогда население округи занималось, в основном, сельским хозяйством и сапожным ремеслом. В Ратмино располагалось имение известного русского историка В.Н.Татищева, перешедшее затем к князьям Вяземским. До 1934 года на этих тверских землях стояли деревни Ратмино, Юркино, Александровка, Козлаки, Иваньково и Подберезье, входившие в состав сначала Корчевского уезда, а затем Кимрского района.
Однако полная история Дубны - предмет другого, более глубокого исследования. Мы же попытаемся проследить "новейшую" историю города и его окрестностей. При этом наше внимание будет направлено, в основном, на названия местных "объектов" - как географических, так и некоторых иных. Названия географических объектов, топонимы (topos - место, onyma - название), и "истории", связанные с ними, и составляют содержание данного очерка. Не все топонимы, о которых говортся здесь, равнозначны. В топонимике существует понятие "микротопонима". Обычно - это названия еще не устоявшиеся, применяемые не всеми. Так, например, могут называться отдельные дома, кварталы, небольшие местечки. Часто, с течением времени, микротопонимы вообще выходят из употребления. Читателям нетрудно будет определять, когда описываемый топоним "на самом деле" является микротопонимом. Во всяком случае, мы не хотим навязывать неизвестные кому-либо топонимы в качестве устоявшихся.
Конечно, авторы очерка не являются специалистами в топонимике, все они - ее любители, поэтому написанное,- скорее, игра в топонимику. Но авторы неравнодушны к своей малой Родине и хотя бы поэтому надеются, что эти коллективные записки с интересом прочтут читатели. Мы рассчитываем и на то, что читатели своими откликами будут способствовать улучшению их содержания.



КАНАЛ "МОСКВА-ВОЛГА"



Канал... является замечательным архитектурным ансамблем нового социалистического типа, отражающим величие социалистической эпохи, пафос созидательного труда, творческое могущество советского народа, вдохновленного великими идеями построения коммунизма. БСЭ, второе издание, 1953 г.
Современная история Дубны начинается со строительства канала "Москва-Волга" в 1934 году. По первоначальному плану перекрытие Волги предполагалось ниже того места, где сейчас стоит плотина: за впадением Дубны в Волгу, примерно в районе деревни Прислон, там, где с Волгой сливается речка Ситмеш. В то время здесь стоял монастырь; луг возле него называли "Ренда" - ( он сдавался монастырем в аренду). Берега Волги в тех местах более высокие, поэтому затрат на сооружение дамбы было бы меньше. А сам канал начинался бы по руслу Дубны, что тоже дешевле.
Строительство уже начиналось. Монастырь снесли, стали бить шурфы. Однако, по причине неподходящих геологических условий (и на наше счастье) стройку пришлось перенести. Тем самым было положено начало событиям, с которыми все мы теперь связаны. При строительстве водохранилища на вновь выбранном месте под воду уходили многие населенные пункты. Некоторые из них решили перенести на новое место.
Первой была перенесена правобережная деревня Иваньково: с холма, где ныне действует шлюз N 1, на территорию так называемой "Любомиловской лесной дачи" (сейчас по этой территории проходят часть улиц Векслера, Ленинградская и Мичурина). Деревня получила название Ново-Иваньково.
Для доставки строительных материалов от железнодорожной станции Вербилки к стройке проложили железнодорожную ветку. Конечная станция и новый поселок гидростроителей, который начали строить на правом берегу, получили название "Большая Волга".
В этом названии слышится "энтузиазм 30-х годов", могучая поступь эпохи "преобразования природы", когда в Москву "пришла большая Волга". То же - в названиях станций железной дороги: "Соревнование", "Темпы", Каналстрой". Кстати, были еще станции "Техника", "Ударные". Возможно, создатели этих топонимов хотели, чтобы из названий складывался призыв: "Соревнованием, техникой и ударными темпами канал - строй!" Но идея имела и дополнительный смысл, потому что каждая эта станция была и лагерем заключенных.
Первым улицам и кварталам Большой Волги названия давались попросту, в зависимости от размещения на них тех или иных административных, хозяйственных организаций, служб: Лесозавод, Комендантский, Конпарк, Райгородок, Техучасток, 1-й и 2-й участки, поселок Техника <см. Приложение I>. На этих ныне забытых участках строились и жилые дома.
На левом берегу Волги были сооружены механические мастерские. С восточного конца деревни Подберезье (в районе нынешней границы Дубны) поселились грабари - рабочие, занятые на строительстве канала. Их специализация - перевозка грунта. Возникли 1-й и 2-й Грабарские поселки, застроенные бараками. Позднее место, где стоят поселки, стали называть "Грабари" (иногда неправильно - "Гробари"). Южнее Подберезья появились жилые дома, бараки, хозяйственные постройки; возник поселок "Новостройка" со своими участками: Северный городок, Стройдвор, Подсобное хозяйство (последнее название сохранилось до сих пор).
Стали застраиваться бараками и берега Волги. Тут под охраной жили заключенные. Их руками рылся котлован под новое русло Волги. Тачка и кирка, орудия этого "пролетариата", плюс два полуторакубовых экскаватора - вот и вся техника. Можно было сорваться вниз, но технологический процесс из-за этого не менялся. Очевидцы запоминили котлован, как страшную черную яму, в темной глубине которой копошились грешники. Умерших хоронили без гробов, по несколько человек в одной яме. Одно из таких кладбищ южнее территории КБ "Радуга".
После сооружения плотины местная география радикально изменилась. Леса, деревни, села, погосты и прочие мелкие географические объекты к западу от Левобережья стали дном Иваньковского водохранилища. Под воду ушел и город Корчева [1]. Перед затоплением его перенесли в Конаково; при этом взорвали два храма. Один из купеческих домов оказался выше уровня моря - теперь в нем располагается спортивная база (около острова Синяки). С исчезновением города исчезло и упоминание о нем в очередном и последующем изданиях БСЭ: как говорится, нет города - нет проблемы!
Канал создавался не только как крупное гидротехническое сооружение. Ему были приданы черты монументального произведения искусства "эпохи социализма". Так, на берегах аванпоста волжского гидроузла были установлены две грандиозные статуи работы известного скульптора С.Д.Меркурова. Одна из них - памятник В.И.Ленину - была установлена между шлюзом и старым руслом Волги, на длинном и узком искусственном острове. Напротив, "на материке", поставили прижизненное изваяние И.В.Сталина. Каждая статуя составила в высоту 15 метров. Высота монументов вместе с постаментами достигла 26 метров [2].
Строительство плотины было завершено в 1936 году, а канал введен в эксплуатацию 15 июля 1937 года. "Опыт строительства канала широко используется на великих стройках послевоенных пятилеток" - бесстрастно отметила в 1953 году Большая советская энциклопедия.
Поселок Большая Волга стал довольно оживленным. Кроме работников гидросооружений, здесь разместились водники и железнодорожники. Стояла пристань (скорее - порт), - большая, чем ныне в соседних Кимрах, светил огнями плавучий ресторан. Была зимняя стоянка для судов. На железнодорожной станции работала контейнерная площадка, обслуживавшая Кимры. Территория вокруг памятников вождям содержалась в образцовом порядке: травка газонов регулярно постригалась, дорожки были посыпаны красным толченым кирпичем. На клумбах летом высаживались цветы. Место для гуляний было привлекательное и довольно многолюдное.
В 1947 году, когда отмечалось 800-летие Москвы, первоначальное название канала, "Москва-Волга", было изменено на "канал имени Москвы". Название это, на наш взгляд неудачное, употребляется только в официальной случаях, а все окрестные жители говорят просто "Канал".
"Проспект" Волга рассекает местность на Лево- и Правобережье. Левобережье с запада ограничено дамбой. В северной части дамбы, там, где она, поворачивая, уходит в лес, водохранилище образует заливчик, называемый "Уголок". После строительства здесь лодочного причала Уголок получил второе название - "БАМ".
С севера Левобережье ограничено Северной Канавой, идущей от дамбы и впадающей в Волгу. Северная Канава - ныне официальная граница, за которой кончается Дубна Московской области и начинается Кимрский район Тверской.
Место вблизи пересечения Северной Канавы с дорогой на Кимры имеет замечательное название - Урчало. Скорее всего, потому, что вода в Канаве здесь журчит ("урчит"). А возле устья Северной Канавы стоял загадочного происхождения большой железный крест. Это место так и называется - Крест.
На юге Левобережья протекает так называемая Южная Канава, также идущая от дамбы. Соединяясь с ручьем Суглинок, она впадает в Волгу.
Обе Канавы служат для отвода воды, просачивающейся через дамбу. Можно сказать, что Левобережье - это своего рода "остров". Севернее его, за Канавой, - Залесье, место ягодно-грибных и лыжных прогулок. Этот обширный лес тянется до деревень Кимрского района. Одна из них - Ларцево, другая - Губин Угол.
Правобережье, ограниченное на западе каналом, а на юге и востоке - реками Сестрой и Дубной, тоже образует этакий "остров" (канал проходит н а д Сестрой, по насыпи). Поэтому туристские соревнования на байдарках вокруг "острова" теперь называют "кругосветкой". Здесь много болот, а в них (как утверждают старожилы) кишели змеи. Видимо, поэтому некоторые местные жители называли "остров" Змеиным.
Сестра, пройдя под каналом, образует укромный заливчик, называемый Козой. Возможно, это связано с названием деревни Козлаки, что поблизости. На карте заливчик называется Промываловка. Чуть ниже, за Козлаками, в Сестру впадает малозаметный ручей, имеющий имя собственное - Понюшенский.
Посреди Змеиного течет Черная Речка. До Войны она была полноводна: здесь даже встречались бобровые хатки. Бобры жили на Черной Речке до начала 60-х годов, а опустевшие хатки можно было видеть и в начале 80-х.
Украшают Змеиный остров два живописных озера. "Настоящих" названий у озер нет, их называют "На Черной речке" и - "На Большой Волге". Последнее на современных картах почему-то помечено Лебяжьим, хотя лебедей там никто еще не замечал. (Лучше бы уж тогда - "Лебединое озеро"!) Старожилы и ныне привычно называют озеро "На Большой Волге" и местность вблизи "1-м участком".
Старое русло Волги стало любимым место подледного лова: зимой оно всегда покрыто льдом, рядом - автобусная остановка. Рыбаки называют этот небольшой залив "Аппендицитом". По науке, конечно, правильнее называть "Аппендиксом", но с народной топонимикой спорить не приходится.
Иваньковское водохранилище называют также Московским Морем. Берега его изрезаны заливами. На нем много живописных островов. Некоторые из них помимо "официальных" названий имеют еще и неофициальные.
Маленький остров Могильный, обозначаемый на современных картах Могилевским, иронично именуется островом св. Елены. Несмотря на отдаленность и необитаемость острова, его название не имеет никакого отношения к Наполеону. До образования моря здесь стояла деревня Крева (теперь она стоит на кимрской дороге и не входит во владения Дубны). На возвышенном месте деревни - это и есть ныне остров св.Елены - была церквушка, посвященная упоминаемой святой, и кревской погост. (Святых Елен было, вообще говоря, четыре. Какая из них наша - авторы не знают.) В низкую воду, говорят, проступает еще вблизи острова груда кирпича - печальное напоминание о прошлой жизни.
Другие два острова, обозначенные на картах "Мутненский Мох" и "Шевница" (топонимы, неизвестные современникам), носят широко известные названия: "А" и "Б", соответственно.
Один из прилегающих к Дубне полуостровов, на территории Конаковского района Тверской области, дубненцы называют Тайванем. Это связано, по-видимому, с деятельностью таинственного предприятия - "ящика" "Альтаир" (стоящего здесь с послевоенных времен). Вообще-то "Альтаир" - это маленький "ящик", так сказать, "ящичек". На карте оно помечено как "пионерлаг".



ТРИДЦАТКА

В октябре 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление "Об образовании рабочего поселка Иваньково Кимрского района Калининской (Тверской) области". В состав обширного и разбросанного поселка вошли: на правом берегу - Большая Волга, на левом - поселение, называющееся (довольно странно) "Пекуновским винокуренным заводом", а также деревни Подберезье, Крева и поселок Новостройка. Топоним "Подберезье", помимо разговорной традиции, остался в названии улицы, идущей параллельно нынешней улице Кирова: Ново-Подберезская. На территории Иваньково расположился и завод No 30, выросший из тех самых механических мастерских гидросооружений. Его кратко называли "Тридцатка". Здесь под руководством Главного Конструктора И.В.Четверикова выпускали гидросамолеты.
Названия проездов, жилых кварталов и "участков" раннего Иваньково сохранились до послевоенного времени. Многие из них затем исчезли, а топоним "Тридцатка" оказался необычайно живуч. Это неудивительно: во времена "индустриализации" военные заводы - а других, по-видимому, и не было - являлись "номерными ящиками" и такие топонимы встречались по всей стране. Так что "Тридцаткой" стали обозначать все Левобережье, причем "Иваньково" в разговорной речи употреблялось все реже. Понятно: Завод No 30 - основной работодатель этих мест и источник снабжения. Знатоки отмечают еще, что наиболее точное название у этого топонима - "Тридцатый".
Что касается Пекуновского винокуренного завода - до революции здесь, на месте нынешней деревни Пекуново, было одно из хозяйств известного миллионщика и мецената Саввы Мамонтова. Ходит легенда, что в Пекуново, в гости к Савве, не раз заезживал Федор Шаляпин: любил, дескать, отведать стерляжьей ушицы великий артист. Теперь Пекуново (как и Крева) принадлежит Кимрскому району Тверской области.
Во время Великой Отечественной войны фронт приблизился к нашим местам довольно близко: до Конаково. Были сняты и увезены на переплавку рельсы железнодорожной ветки. В Иваньково возвели оборонительные сооружения. На заводе появились зенитные установки, сторожевые вышки. Сосновый бор перед плотиной вырубили для обеспечения секторов обстрела. Около плотины установили долговременные оборонительные точки - ДОТы. В 1975-м году (к 30-летию Победы) один из них оформили в виде памятника. На 9-е мая пионеры (а в самое последнее время и скауты!) возлагают к нему цветы, несут почетный караул. Это место теперь так и называется - ДОТ.
Осенью 1941 года иваньковцы увидели зарево горящего Калинина. Поступил срочный приказ об эвакуации "Тридцатого". Была составлена флотилия из парохода "Академик Бах" и двух барж, ведомых буксиром "Семен Буденный". На баржах - оборудование, охранявшие его рабочие и зенитные пулеметные установки. На пароходе - документация, сотрудники заводоуправления, семьи. 16 октября, в мокрый снег и сильный ветер, караван пустился вниз по Волге. В оставшихся цехах занимались ремонтом военной техники.
Несколько дней караван, согласно приказу, шел без остановок - опасались диверсий. Обошлось без налетов авиации. Но лиха хватили немало. Быстро кончились сухие пайки. Негде было обогреться, негде помыться. Спали вповалку. Наконец, стало совсем невмоготу. С барж стали требовать пристать к берегу. Руководство долго не решалось нарушить приказ. Тогда с баржи дали очередь из пулемета поверх буксира. Это подействовало и караван высадился на берег. От усталости и истощения некоторые не могли сами идти по трапам, кое-кто свалился в ледяную воду. Но, наконец, весь берег зачернел людьми, запылали костры, народ стал приходить в себя...
Полная драматизма одиссея тридцатников закончилась под Горьким: караван вмерз в лед. В это время началось контрнаступление наших войск под Москвой, и Тридцатому было приказано вернуться, но уже в Москву. Спустя полтора месяца, на новом месте, завод, перестроившись, выпустил первый штурмовик Ил-2. Тридцатый с тех пор так и остался в Москве, а КБ Четверикова еще до окончания Войны возвратилось в Иваньково, и здесь, получив новый номер, завод вновь приступил к гидросамолетам. Но для жителей местность по-прежнему осталась Тридцаткой.
Посде Войны Тридцатка-Иваньково и Большая Волга постепенно расширялись, застраивались. Индивидуальные дома появились к северу от района Новостройка. Строились и четырехэтажные дома - самые крупные для того времени. Индивидуальные дома возникли и к югу от Большой Волги. Были проложены новые улицы, переулки, которые получили традиционно политические названия: Советская, Коммунистическая, Пролетарская (Большая Волга), Октябрьская, Мира, Советская, Ленина, Кирова, Урицкого, Стахановская, переулки Горьковский, Фрунзенский, Чапаевский (Иваньково). Почему-то не было улицы Сталина.
Давали названия и общечеловеческие: Речная, Волжская, Лесная, Школьная, Вокзальная, Станционная, Водников, Охотников (на Большой Волге), Левобережная, 1-я и 2-я Лесные, Хлебозаводская, переулки Болотный, Песчаный, Волжский, Базарный, Больничный, Восточный, Северный (в Иваньково). Пожалуй, только названия "Волжская" и "Водников" несли на себе своеобразие нашей местности.
Осенью 1947 года профиль завода изменился. Из Германии были доставлены немецкие авиационные специалисты. Домики для них, и теперь еще именуемые финскими и рижскими, построили военнопленные немцы и венгры. Венгров здешние жители по неожиданной языковой прихоти называли их самоназванием - мадьярями. По улице Стахановской (ныне - Свободы) был устроен лагерь военнопленных. Немцы ходили на работу под конвоем, "мадьяры" - сами. После постройки финско-рижского массива военнопленных куда-то увезли, а в бараки по Стахановской (при каждом бараке - отдельно стоящий деревянный "туалет") переселили наших людей из домов по улицам Октябрьской, Ленина и других.
На освободившихся площадях поселили с семьями немецких авиаконструкторов двух мощных конструкторских бюро - Юнкерса и Мессершмитта. Первыми руководил герр Бааде (его заместитель - Г.Н.Обрубов), вторыми - герр Рессинг (заместитель - А.Я.Березняк). Немцы и наши работали вместе. Те учили русский, эти - немецкий. Наши конструкторы - молодые, обходились пузырьком с тушью и рейсшиной. Немцы - в годах, почтенные, аккуратные, привезли с собой хитрые чертежные станки (наверное, на них раньше чертились "Мессера"). Создатели "Мессеров" свободно гуляли по Иваньково, купались в Волге, ходили в "немецкий магазин" (булочная по улице Ленина), их киндеры учились в "немецкой школе" (неподалеку от бани). До 1949 года все, кто работал вместе с немцами, именовались "господами". С образованием ГДР и СЕПГ, советские товарищи вновь стали "товарищами". За несколько лет КБ Бааде создало двухмоторный реактивный бомбардировщик, а КБ Рессинга - сверхзвуковой истребитель.
В 1952 году часть "Тридцатки" отгородили от немцев и под руководством Березняка начали работу над новым секретным самолетом-снарядом. "Тридцатка" стала филиалом фирмы МиГ. Немцев отправили сначала в Савелово, к известному авиаконструктору Бартини, а в середине 50-х годов под звуки духового оркестра проводили на Родину.

ГОРОД НАУКИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.