Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты первичной диагностики.





ВВЕДЕНИЕ

Стресс – слово, которое сейчас у всех на слуху. Все неприятности и промахи люди часто списывают на стресс. Что неудивительно, ведь стресс одна из основных проблем нашего общества, которая присутствует в жизни каждого человека.

Стресс на рабочем месте – сравнительно новое понятие. Сфера трудовой деятельности современного человека за последний век подверглась серьезным изменениям. Стресс на работе могут испытывать представители любых профессий, но наиболее подвержены стрессу те сотрудники, которые в процессе своей трудовой деятельности вынуждены постоянно контактировать с людьми. К таким профессиям в первую очередь относятся врачи, учителя, работники сферы услуг.

Туристический бизнес как раз и есть такая сфера деятельности, при которой сотрудники имеют дело с клиентами и их проблемами, что, в свою очередь, приводит к психологической перегрузке во время работы и возникновению стресса.

Изучение особенностей механизмов и стратегий преодоления стресса является основой для разработки профилактики преодоления негативных последствий стресса, а также развития стрессоустойчивости человека на рабочем месте.



Цель дипломной работы: изучение проблемы стресса среди сотрудников на предприятии индустрии туризма.

Задачи дипломной работы:

- дать характеристику понятию стресса;

- выявить причины стресса на рабочем месте;

- изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним.

- проанализировать работу по предупреждению стресса и снижению его негативных последствий на предприятии индустрии туризма ООО «АкадемТрэвел».

- разработать комплекс мероприятий по профилактике стресса и снижению негативного влияния стресса на сотрудников предприятия ООО «АкадемТрэвел».

Объект исследования: персонал предприятия индустрии туризма, а именно ООО «АкадемТрэвел».

Предмет исследования: управление стрессами на предприятии ООО «АкадемТрэвел».

Методологическую основу исследования составляют труды в области психологии стресса, психодиагностики, психологии менеджмента.

В работе использовались следующие методы исследования:

- анализ научной и методической литературы;



- наблюдение;

- беседа;

- тестирование.

В работе использовались следующие методики психодиагностики:

1. СМИЛ – Стандартизированный метод исследования личности (адаптированный Л.Н, Собчик).

2. 16 – факторный опросник Р.Б. Кеттелла.

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Теоретическая база исследования. В работе использованы исследования в сфере психологии менеджмента Г.М. Мануйлова, В.В. Новикова, Ю.М. Забродина; в сфере психологии стресса: Т.Г. Бохан, Л.А. Китаев – Смык, Ю.Д. Красовского, Р.С. Лазаруса, С.А. Парцерняка, Г. Селье; в области психодиагностики – Д.Я. Райгородского.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Первая глава теоретическая.

Вторая глава представляет собой описание организации эмпирического исследования и включает четыре раздела, в которых описываются методы исследования стресса среди сотрудников на предприятии индустрии туризма, представлены результаты исследования и рекомендации по снижению уровня стресса среди сотрудников ООО «АкадемТрэвел».

В заключении сформулированы основные выводы по работе.

Список использованной литературы включает 19 источников.

Общий объем работы 61 страница.

 

ГЛАВА 1. СТРЕСС СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА

Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «нажим, давление, напряжение». А Большой психологический словарь под ред. Б. Мещерякова дает определение стрессу как: « состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [1, с. 530].



Все считают, что стресс вызван только неприятностями, но это не так, существует так же и положительный стресс его называют позитивным стрессом. Позитивный стресс может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.).

Канадский ученый Ганс Селье дал название позитивному стрессу – как «эустресс» (от греческого «еи», что означает «хороший»). Он считал, что позитивные стрессы даже полезны организму – они как бы постоянно тренируют его, вводя в состояние активации или тренировки.

Такие стрессы Ганс Селье называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». И в своей книге «Стресс без дистресса» ученый пишет об этом так: «Вопреки ходячему мнению мы не должны – да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга» [11, с. 31].

Но есть и дистрессы – это тяжелые, затяжные стрессы. Вот они как раз являются губительными как для человека, так и для организации в которой работает человек.

Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [11, с. 27] .

Семейный стресс  
Экологический стресс  
Финансовый стресс  
Личностный стресс  
Наиболее общая и полная схема жизненного стресса, который влияет на личность в её повседневной жизни [5, с.14], представлена на рисунке 1.

 

 

Общественный стресс  
Рабочий стресс  
Внутренние ресурсы  
Внутриличностный стресс  

 


 

 

Рис. 1. Области стресса в повседневной жизни.

В самом центре диаграммы мы видим внутренние ресурсы. Это так называемая внутренняя сила человека, которая и позволяет ему бороться со стрессом. Снижение внутренних ресурсов приводит к повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Далее идет внутриличностный стресс. Все наши требования к внешнему миру и его воздействие на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на всю нашу жизнь. Это наши несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания.

Межличностный стресс взаимодействует с определенными областями нашей жизни. Каждый человек постоянно решает разнообразные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс – это стресс связан непосредственно с личностью человека, с тем, что он делает и какие роли выполняет в своей жизни. Личностный стресс появляется в жизни в связи с нарушение здоровья, плохими привычками, сексуальными трудностями, скукой, старением, уходом на пенсию.

Семейный стресс, как уже видно из определения, связан непосредственно с взаимоотношениями в семье, супружеские измены, ссоры с детьми, неустроенность быта.

Рабочий стресс или профессиональный стресс – может быть связан с тяжелой физической нагрузкой, умственной нагрузкой. Рабочий стресс может проявляться при конфликтах на работе, несправедливой оплатой труда, сверхурочной неоплаченной работой.

Общественный стресс связан непосредственно с проблемами, которые возникают в нашем обществе: кризис, безработица, расовая дискриминация.

Экологический стресс – это стресс, вызванный негативными условиями в окружающей среде, такими как загрязнение воздуха и воды, высокий уровень шума в городах, погодные катаклизмы, наводнение и засуха.

Финансовый стресс – этот стресс не требует разъяснений. Нехватка денег или даже их избыток может вызывать сильнейший стресс у человека.

Следует заметить, что устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально – психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности.

Любая работа в стрессовой ситуации обязательно приводит к мобилизации всех внутренних ресурсов, что может привести к неблагоприятным последствиям. У каждого из нас есть свой индивидуальный временной предел стресса.

Американские ученые М. Фридман и Р. Ройзенман проводили исследования лиц умственного труда, занятых в сфере управленческой деятельности и выделили два основных типа лиц склонных к стрессу:

1. Это тип «А» – лица отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие, расстраивающиеся более подвержены болезненным стрессам с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.

2. И тип «В» – лица, склонные к спокойной, размеренной деятельности сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.

И так, можно сделать вывод, что стресс – это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и поведенческим изменениям у работников организации.

 

1.2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Стрессы возникают под действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний [1, с. 530]. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.

Стрессоры можно классифицировать в следующем порядке: [13, с. 84]:

По характеру:

- физиологические факторы: экстремальные воздействия внешней среды, к ним можно отнести неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и пр.;

- психологические: психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации.

По содержанию:

- организационные факторы: перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

- личностные факторы: события личной жизни негативного или позитивного характера.

По источнику воздействия:

- внешние факторы: находятся за пределами организации, в которой работает сотрудник, международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, напряженность в обществе;

- внутренние факторы: они связаны непосредственно с организацией и самим работником, несовершенные организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте.

По специфике воздействия:

- общие факторы: они характерны для типичных ситуаций, это как правило хронические, часто повторяющиеся проблемы;

- специфические факторы: такие факторы связанны с особенностями личности или ситуации.

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают [8, с. 547]:

- факторы стресса вне организации;

- групповые факторы стресса;

- факторы стресса, связанные с организацией;

Рабочий стресс нельзя ограничивать только событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы (работников) воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Так в семьях, где работают оба супруга, находящихся в стрессовых условиях, муж может «передать» свой стресс жене.

В своей статье «Методы управления стрессом» Афанасьева Е. к групповым факторам стресса относит следующие факторы:

1. Длительное и интенсивное общение, включающее в себя множество коммуникативных и эмоционально сложных ситуаций общения. Часто профессиональные стрессы связаны с необходимостью взаимодействовать с «трудными клиентами». Эта категория людей наиболее часто воспринимается менеджером как стрессор номер один, поскольку он чувствует себя «зажатым» между стандартами сервиса (часто очень строгими) и несправедливыми и неожиданными претензиями со стороны клиентов, которые могут быть высказаны в любой форме. Подобные конфликты, как правило, надолго запоминаются и намного снижают работоспособность менеджера.

2. Недостаточная профессиональная подготовка. Во многих профессиях специалисты страдают от того, что каждый год появляется огромное количество новых теорий, технологий, исследований, знание которых кажется необходимым для того, чтобы не чувствовать себя «в хвосте прогресса». Для освоения новых знаний необходимы время, силы и деньги. Особую опасность данный стрессор может представлять для людей с «комплексом отличника», которым хочется всегда все знать и делать лучше всех. Часто именно эта неосознаваемая установка создает благоприятную почву для развития синдрома эмоционального выгорания.

3. Эмоциональные взаимоотношения с клиентами и подчиненными. Естественно, что специалист любой профессии, работающий в коллективе, может сталкиваться с сильными эмоциями окружающих. Однако вероятность работы в эмоционально напряженных условиях у специалистов профессий категории «человек – человек» намного выше.

Стрессогенность этого фактора связана еще и с тем, что к специалистам данной сферы предъявляются требования, которым необходимо соответствовать:

- эмоциональная нейтральность;

- умение проявлять симпатию и сочувствие;

- умение справляться с сильными эмоциями клиентов и пациентов, сопротивляясь психическому заражению подобными эмоциями;

- умение справляться с собственными сильными эмоциями.

4. Профессиональная ответственность. Неправильно принятое менеджером решение может привести к развалу компании и безработице. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота также рассматривается психологами как стрессогенный фактор.

5. Неспособность помогать или действовать эффективно. Успех любого дела зависит от усилий обеих сторон – компетентности менеджера и мотивации работника. К сожалению, усилия специалистов помогающих профессий не всегда приводят к положительным результатам в силу многих объективных и субъективных условий. В этом случае возникает чувство обиды на клиентов или ощущение собственной профессиональной беспомощности. Оба эти состояния разрушительны для менеджера.

6. Изоляция от поддержки коллег. У специалистов, работающих в сфере «человек – человек», большая часть времени проходит в общении с клиентами, персоналом или учащимися. Часто в течение рабочего времени нет возможности обсуждать с коллегами профессиональные проблемы или свое эмоциональное состояние. Такая ситуация провоцирует развитие профессионального и эмоционального выгорания. В связи с этим важно отметить, что защититься от данного стресс – фактора нам помогут наши друзья, не работающие в той же отрасли, что и мы, поскольку они смогут оказать нам эмоциональную поддержку и просто выслушать нас и посочувствовать. Однако профессиональную обратную связь нам могут дать только коллеги или специалисты, работающие в той же сфере, что и мы, а также участие в различных группах, ассоциациях, тренингах.

7. Недостаточное моральное и материальное стимулирование. К сожалению, низкие зарплаты людей, работающих в сфере помогающих отношении, негативно сказываются на уровне их самоуважения. Если в организации недостаточное материальное стимулирование не компенсируется хотя бы отчасти, понимающим отношением руководства и развитой системой нематериального поощрения, данный стрессор может привести к личностному кризису или развитию психосоматики [14].

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.

Проанализировав все вышеизложенное, рассмотрим основные причины возникновения стрессов среди сотрудников на предприятии индустрии туризма.

Индустрия туризма уникальна в том, что сотрудники туристской фирмы составляют часть продукта (товара), который предоставляется туристу. Менеджеры, – осуществляющие контакт с клиентом, – часть продаваемого товара. Таким образом, даже незначительные просчеты могут оказать большое влияние на качество товара и на успешное будущее самой фирмы.

Главным критерием здорового психологического климата в туристском бизнесе является преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения человека к человеку, духа товарищества, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, с требовательностью, как к другим, так и к себе.

К основным проблемам, вызывающим стресс на предприятиях индустрии туризма можно отнести:

- высокую текучесть персонала, вызванную низким уровнем оплаты труда, монотонной, многочасовой природой труда, хотя, естественно есть и исключения;

- сезонность спроса означает, что большинство работников используются на временной или постоянной основе, что вызывает меньшую ответственность и ограничивает возможности реализации программ обучения;

- низкую квалификацию, малую престижность многих работ, что создает сложности для набора подходящего персонала;

- низкую возможность для карьеры, продвижения, что не привлекает высококвалифицированных, мотивированных работников. Это во многом вызвано развитием малого бизнеса в сфере туризма;

- особые требования к работникам, что связано с работой с клиентами, – постоянное гостеприимство, доброжелательность. «Клиент всегда прав» – этот девиз должен работать в любых условиях, работник не должен нарушать ожидания клиентов;

- низкий опыт менеджмента, выражающийся в том, что руководящий состав предпринимателей туризма не имеет достаточного опыта в применении концепции управления человеческими ресурсами в современной интерпретации;

- небольшое количество обучающих программ для персонала, повышения его квалификации. В нашей стране происходит только становление системы подготовки кадров для сферы туризма.

Менеджер туризма в процессе профессиональной деятельности должен овладеть способами и средствами действий, а так же умениями и навыками, которые включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, что дает возможность накопить индивидуальный опыт. На основе этих способов необходимо выработать новые способы и приемы деятельности.

Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у менеджера появится своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей. Поняв ценности и границы своего поведения, он в меньшей степени будет зависеть от ситуативных мнений и оценок окружающих, самостоятельно выбирать ценностно – допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, становится социально зрелой, самостоятельной личностью, те самым повысит стрессоустойчивость.

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

 

1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА

Необходимо так же сказать о внешних признаках стресса в организационном поведении и о психических состояниях, которые под воздействием стрессоров проявляются в различных эмоциональных формах.

Условно различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса [13, с. 87].

1. Физиологические – негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (неврологические, эндокринные расстройства, сердечнососудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.).

2. Психологические – отрицательные, психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность и др.);

3. Поведенческие – негативные изменения в поведении человека (снижение производительности труда, нарушение дисциплины, конфликтность, антисоциальное поведение, злоупотребление алкоголем и др.);

Психические состояния персонала в результате стрессов выступают в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

1. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Утомление проявляется в нарушениях основных функций и процессов, трансформации мотивов деятельности, падении качества работы.

2. Монотония – временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.

3. Психическая напряженность – состояние возбуждения вследствие ожидания неблагоприятного развития событий, которое быстро приводит к утомлению.

Психические состояния под воздействием стрессов проявляются в организационном поведении в эмоциональных формах пяти основных видов [13, с. 88]:

- гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы;

- возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;

- переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом;

- грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;

- страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.

Для снижения негативного влияния психических состояний на организационное поведение персонала менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

 

1.4. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Психологический словарь трактует понятие стрессоустойчивости как «Совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс – значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, – без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья» [1, с. 532].

Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов:

1. Ощущения важности своего существования.

2. Чувства независимости.

3. Способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития).

Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость – незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу [15].

Таким же фактором является генетическая предрасположенность – физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы – это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции [15].

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей. В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. Дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс[15].

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально – психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные [15]:

- экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;

- «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;

- ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Исследования показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие, как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

Как уже говорилось выше в конце 1960 – х гг. два калифорнийских специалиста в области сердечных заболеваний М. Фридман и Р. Ройзенман и изучали полярные типы характера «А» и «В» с точки зрения восприимчивости к стрессу [13, с.86].

Они определили личность типа «А» как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам».

Вторая группа пациентов «Б» – полная противоположность. Они отличались относительным отсутствием амбиций, не работали в условиях нечеловеческого напряжения и перманентных авралов.

Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип «А» наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам. В группе «А» больных сердечной недостаточностью оказалось 28%, в группе «Б» таких было всего 4%[2, с.308].

Однако некоторые современные ученые не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа «А», часто конструируют для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа «В». Есть мнение [2, с. 309], что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа «А», сколько гнев, враждебность и агрессивность.

Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя.

Так же важными факторами, влияющими на стрессоустойчивость, являются:

1. Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую – то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого – то одного серьезного события.

2. Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

3. Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции [2, с.310].

 

1.5. ЭФФЕКТЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса, так называемый негативный, может привести даже к снижению производительности. Легкий стресс (позитивный) например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.

Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким – либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные [7, с.27], что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации [7, с.28]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

 

 

Рассмотрим признаки «здорового» стресса:

- хорошая концентрация;

- корпоративное поведение;

- высокий уровень работы;

- эффективное решение проблем;

- соблюдение сроков;

- хорошая осведомленность;

- четкое и уверенное принятие решений;

- гармоничные взаимоотношения;

- хорошая посещаемость;

- приятные манеры;

- интерес к другим людям и забота о них;

- тонкое чувство юмора;

- растущие достижения;

- серьезный интерес к бизнесу и работе;

- хорошее долгосрочное планирование;

- четкое мышление;

- высокий уровень мотивации;

- реалистичное представление о себе;

- энергичность;

- позитивные замечания;

- способность к конструктивной критике и к ее восприятию;

- ощущение собственной ценности и компетентности.

Атак же признаки избыточного стресса:

- отсутствие собранности;

- забывчивость;

- плохие решения;

- проявление беспокойства, нетерпения или страха;

- депрессия;

- несовместимость с другими;

- не достижение целей, нарушение сроков;

- нерегулярные посещения;

- низкая самооценка;

- неэффективное решение проблем;

- низкие стандарты;

- чрезмерная самокритика;

- потеря бизнеса;

- жалобы клиентов;

- плохое долгосрочное планирование;

- потеря заказов;

- отсутствие чувства юмора;

- путаница;

- серьезные ошибки;

- регулярные опоздания на работу;

- постоянное завершение работы дома;

- постоянная раздражительность;

- отношения, не направленные на сотрудничество;

- низкое качество работы;

- эмоциональные взрывы;

- беспричинные обвинения;

- частая критика, слухи и злословие;

- непредсказуемость;

- усталость;

- отмена ежегодного отпуска;

- неистовые всплески энергии;

- сильные перепады настроения;

- интерес проявляется только к себе;

- несчастные случаи;

- трудности с питанием;

- повышенное потребление алкоголя, кофеина, никотина, лекарств;

- трудности со сном;

- слабый интерес к работе;

- никто не хочет работать с этим человеком;

- физические заболевания.

Иногда работники осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотреблени

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.