Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ 2: ЛИТЕРА ТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГОИГА (1237- КОНЕЦ ХШ в.) Переходный период





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» каждого из которых – 2 балла. Только ответ –более или менее подробный – на все вопросы означает, что тема усвоена, «условный» зачет может получить тот, кто набрал 8 или 9 баллов. Исключение составляют модуль 6- материал в нем дается обзорно, носит ознакомительный характер, а потому вопросов для самоконтроля не предусмотрено, и гипермодуль 3- после него нет тестов, но есть итоговое задание для самостоятельной работы; это обусловлено спецификой материала, его итоговым характером; гиермодуль 3 – это переход к изучению новой русской литературы.

Тестовые задания и вопросы по всему курсу, а также примерные билеты представлены отдельно.

ГИПЕРМОДУЛЬ 1:ВВЕДЕНИЕ

Цельэтого раздела – показать своеобразие русской средневековой литературы, ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает литературу Х1-ХУ11 вв. с последующими периодами развития нашей культуры.



Проблема периодизации древнерусской литературы

МОДУЛЬ 1: Объем понятия "древнерусская литература", ее хронологические, географические границы, принципы отбора памятников для курса. й

Тесты рубежного контроля

1.Почему специалисты по древнерусской литературе полагают, что древнерусская литература уже существовала в Х веке?

2.Почему граница между средневековой и новой русской литературой проходит по рубежу 17 – 18 вв.?

3.Почему в понятие «древнерусская литература» включены переводные сочинения?

4. Насколько достоверны наши представления о количестве существовавших древнерусских памятников?

5. Назовите главный критерий отграничения литературных сочинений от других письменных текстов.

МОДУЛЬ 2. Проблема периодизации древнерусской литературы. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи». Четыре основные стиля эпохи: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды.



Тесты рубежного контроля

1. Какой принцип был положен в основу первой периодизации?

2. Чем не устраивают нас сегодня периодизация по историческим периодам и периодизация, представленная в учебнике В.В.Кускова?

3. Что такое стиль эпохи?

4. Определите хронологические границы четырех основных стилей эпохи.

5. Можно ли сказать, что во второй половине 17 века в русской литературе господствует один стиль эпохи – барокко?

МОДУЛЬ 3. Бытование древнерусских памятников: рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты..

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический
пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

Тесты рубежного контроля

1.Какие начерки вам известны?

2.Что такое палимпсест?

3.Дайте определение понятия «извод».

4.Какие бывают редакции?

5.Можно ли говорить о едином художественном методе в древнерусской литературе?

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.



Гипермодуль 2:ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие, его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

 

МОДУЛЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.

 

Переводная литература как основа дляразвития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие "стиль монументального историзма". Становление жан­ровой системы древнерусской литературы".

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы"Повести временных лет". Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от "Сказания о Борисе и Гле­бе" к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

"Поучение Владимира Мономаха" как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.

 

Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека ("Хождение игумена Даниила", "Книга паломник Добрыни Ядрейковича").

 

Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.

 

"Слово о полку Игореве" в связи с современной ему жанровой
системой и культурой в целом. Черты различных жанров в "Слове".
Поэтика "Слова". Образ автора.

Тексты для чтения :

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.

 

Тесты рубежного контроля

1.Охарактеризуйте состояние летописного жанра на всех этапах его развития.

2. В чем заключается индивидуальное своеобразие древнерусских проповедников?

3. Определите, в чем состоит отличие русских житий от византийского

канона.

4.Осмыслите своеобразие поэтики «Слова о полку Игореве».

5.Каковы основные черты жанра хождения?

Задание к лабораторной работе по проповедям – см. в разделе «Лабораторные работы».

Задания к практическим занятиям по Повести временных лет и Слову о полку Игореве - см. в разделе «Практические занятия».

МОДУЛЬ 2: ЛИТЕРА ТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГОИГА (1237- КОНЕЦ ХШ в.) Переходный период

Цельданного модуля – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров происходит изменение мировоззрения, как представления о мире, свойственные стилю монументального историзма, отходят на второй план, а на первый план постепенно выходит предвозрожденческий интерес к человеку.

Разрушение стиля монументального историзма и возникновение новых представлений о мире и человеке. Пафос произведений, посвященных татаро-монгольскому нашествию (Слово о погибели русской
земли, Повесть о битве на реке Калке, Повесть о разорении Рязани
Батыем). Эпичность текстов и отражение в них новых исторических

представлений.

 

Отражение исторических событий в житийной и проповеднической литературе (Житие Меркурия Смоленского, Житие Александра Невского, проповеди Серапиона Владимирского).

 

Моление Даниила Заточника. Представление о ценности человеческой личности. Образ автора в "Молении». Психологизм памятника.

 

Тексты для чтения

Слово о погибели Русской земли. Повесть о битве на реке Калке. Повесть о разорении Рязани Батыем. Житие Александра Невского. Моление Даниила Заточника.

Тесты рубежного контроля

1. Покажите, как в Слове о погибели Русской земли и в Повести о разорении Рязани Батыем отразилась деструкция представлений о единой мировой истории.

2. Какова композиция Повести о разорении Рязани?

3..В чем проявляется у Даниила Заточника знание человеческой психологии?

4. Как изображен в Житии Александра Невского подвиг героя?

5. Почему вторая и третья треть 13 века воспринимаются нами как переходный период? От чего и к чему это переход?

МОДУЛЬ 3. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ

(Х1У-СЕРЕДИНА XV ВЕКА). ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЙ СТИЛЬ

Цель – осмыслить особый предвозрожденческий психологизм, свойственный эмоционально-экспрессивному стилю.

Представление о мире и человеке в памятниках, связанных с эмоцонально - экспрессивным стилем. Второе южнославянское влияние. Исихазм кaк философская основа эмоционально-экспрессивного сти­ля. Произведения этого стиля как отражение предвозрожденческих тенденций. Поэтика произведений Епифания Премудрого. Изменение жанра жития. Памятники Куликовского цикла (Задонщина, Ска­зание о Мамаевом побоище, летописные повести, Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича). Отражение в них роста национального самосознания.

 

Тексты для чтения

Одно из житий, написанных Епифанием Премудрым (по выбору). Задонщина и еще один памятник Куликовского цикла по выбору.

 

Тесты рубежного контроля

1. Какова философская основа эмоционально-экспрессивного стиля?

2. Как тырновская книжная реформа связана с исихастскими идеями?

3. Каков принцип отбора фактов для жития, осуществляемый Епифанием Премудрым в его сочинениях?

4. В чем заключается подвиг Стефана Пермского (или Сергия Радонежского)?

5. В чем заключается своеобразие художественной манеры автора Задонщины?

Задание для самостоятельной работы

Покажите, как в памятниках Куликовского цикла зарождаются новые представления о месте Московского княжества среди других русских земель.

Задание к лабораторной работе по одному из житий, написанных Епифанием Премудрым, - см. в разделе «Лабораторные работы».

МОДУЛЬ 4:ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕРЕДИНА ХУ – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХУ1 ВЕКА)

Цель – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров формируются идеи, из которых впоследствии сложится «государственный» стиль второго монументализма.

Зарождение политической теории "Москва-третий Рим " и отра­жение ее в памятниках письменности (Повесть о взятии Царьграда и Повести о Вавилонском царстве, Сказание о князьях Владимирских, Повесть о новгородском белом клобуке).

 

Церковно-полемическая литература. Своеобразие позиций Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека. Переводные сочинения, посвященные проблеме царской власти.

 

Возрожденческие элементы в лите­ратуре (Повесть о Петре и Февронии, Хождение Афанасия Ники­тина затри моря).

Тексты для чтения

Повесть о взятии Царьграда или Повести о Вавилонском царстве (по выбору). Сказание о князьях Владимирских. Повесть о новгород­ском белом клобуке. Отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и Максима Грека. Повесть о Дракуле. Повесть оПетре и Февронии. Хождение Афанасия Никитина за три моря.

 

Тесты рубежного контроля

1.Приведите систему доказательств, используемых средневековыми книжниками для обоснования политической теории «Москва – третий Рим».

2.Покажите расхождения во взглядах иосифлян и нестяжателей по основным вопросам церковного строительства.

3. Почему Повесть о Петре и Февронии и Хождение Афанасия Никитина за три моря считаются возрожденческими сочинениями?

4. Как проявляется знание автором психологии в Повести о Петре и Февронии?

5.Можно ли говорить о патриотизме и в то же время о веротерпимости Афанасия Никитина?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.