Сделай Сам Свою Работу на 5

На равновесную цену и равновесный объем





а) Увеличение предложения снижает цену равновесия (р2 < р1) и увеличивает равновесный объем (Q2 > Q1); б) уменьшение предложения увеличивает цену (р2 > р1) и снижает равновесный объем (Q2 < Q1)

 

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

В зависимости от временных возможностей производителей, влияющих на эластичность предложения, различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. предложение оказывается совершенно неэластичным. Например, из-за дождливой погоды на рынке резко возрос спрос на зонтики, но у производителей нет возможности мгновенно увеличить предложение (оно абсолютно неэластично). Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставит производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответственно цена рыночного равновесия установится на уровне ниже цены мгновенного равновесия.



Долгосрочное равновесие достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится еще более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

 

  1. Понятие эластичности. Типы эластичности в экономике.

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называетсяэластичностью спроса.

Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd).



Q p
Еd = :
ΔQΔp

 

где

ΔQ/Q – относительное изменение спроса (в %);

Δp/p – относительное изменение цены (в %). В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. Виды ценовой эластичности спроса представлены в табл. 4.5.

 

Таблица 4.5

Вид эластичности Значение коэффициента Соотношение изменения спроса и цены
Совершенно неэластичный спрос Е = 0 Цена растет (падает), спрос постоянен
Неэластичный спрос Е < 1 Цена растет (падает) больше, чем спрос
Эластичный спрос Е > 1 Цена растет (падает) меньше, чем спрос
Единичная эластичность спроса   Е = 1 Спрос и цена изменяются в равной степени
Совершенно эластичный спрос Е = ∞ Спрос растет (падает), цена постоянна

 

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

• спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

• если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.



Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

• удельного веса данного товара в доходе потребителя.Чемвыше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

• значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab).

 

Qa pb
Еab = :
ΔQa Δpb

 

где

ΔQa /Qa – изменение спроса на товар а, %;

Δpb /pb изменение цены на товар b, %.

Если:

Еab> 1, то товары а и b – взаимозаменяемые;

Еab< 1, то товары а и b – взаимодополняемые;

Еab= 1, то товары а и b – независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).

 

Q I
ЕI = :
ΔQΔI

 

где

ΔQ/Q – изменение спроса, %;

ΔI/I – изменение дохода, %.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0.

 

 

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуетсяэластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:

 

Q p
ЕS = :
ΔQΔp

 

где

ΔQ/Q – изменение объема предлагаемой продукции, %.

Δp/p – изменение цены, %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное (ЕS > 1), неэластичное (ЕS < 1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1), быть совершенно эластичным (ЕS = ¥) и совершенно неэластичным (ЕS = 0).

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

 

  1. Прямая эластичность спроса по цене. Расчет коэффициента эластичности в точке и на отрезке. Значения коэффициентов эластичности и характер спроса.
  2. Изменение (увеличение/уменьшение) выручки при изменении цены в зависимости от характера спроса.
  3. Перекрестная эластичность спроса по цене. Значения коэффициентов перекрестной эластичности и типы товаров в зависимости от неё.

Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab).

 

Qa pb
Еab = :
ΔQa Δpb

 

где

ΔQa /Qa – изменение спроса на товар а, %;

Δpb /pb изменение цены на товар b, %.

Если:

Еab> 1, то товары а и b – взаимозаменяемые;

Еab< 1, то товары а и b – взаимодополняемые;

Еab= 1, то товары а и b – независимые друг от друга.

 

  1. Эластичность спроса по доходу. Значения коэффициентов эластичности спроса по доходу и типы товаров в зависимости от неё.

Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).

 

Q I
ЕI = :
ΔQΔI

 

где

ΔQ/Q – изменение спроса, %;

ΔI/I – изменение дохода, %.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0.

 

  1. Эластичность предложения. Основной фактор, влияющий на неё. Понятия мгновенного, короткого (краткосрочного) и длительного (долгосрочного) периода.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуетсяэластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:

 

Q p
ЕS = :
ΔQΔp

 

где

ΔQ/Q – изменение объема предлагаемой продукции, %.

Δp/p – изменение цены, %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное (ЕS > 1), неэластичное (ЕS < 1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1), быть совершенно эластичным (ЕS = ¥) и совершенно неэластичным (ЕS = 0).

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

для мгновенного периода предложение неэластично;

для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

для долгосрочного периода предложение эластично;

 

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

 

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

 

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

 

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

  1. Понятия организации, предприятия, фирмы. Классификация предприятий по форме собственности, по организационно-правовой форме, по типу деятельности.

Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия. Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд, земля, капитал) создает предприятие (фирму). (В зарубежной литературе обычно употребляется понятие «фирма», в советской и российской экономической литературе более распространено понятие «предприятие». Хотя в точном значении слова под предприятием понимается организация, которая занимается одним видом деятельности и выполняет определенные функции по производству товаров и услуг, а под фирмой понимают организацию, которой характерны различные виды деятельности или которая представляет собой объединение предприятий, тем не менее понятия «фирма» и «предприятие» часто употребляются как синонимы.)

Предприятие – это обособленная, самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли. По определению Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» «Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный... для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли».

Признаками предприятия являются:

• технико-производственная обособленность. Всякое предприятие – это технологически связанный между собой комплекс вещественных факторов производства и соответствующий коллектив работников, объединенных наличием частного разделения и кооперации труда;

• наличие организационного единства, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдаются соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которые становятся существенными отличительными признаками предприятия;

• экономическая обособленность, предполагающая: обособление кругооборота ресурсов, самоокупаемость и самофинансирование процесса воспроизводства, самостоятельность в принятии хозяйственных решений, экономическую ответственность, наличие специфического экономического интереса.

С юридической точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого согласно ГК РФ (ст. 48) являются:

• наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

• самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом;

• самостоятельное выступление в гражданском оборотеотсвоего имени, что означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Важный признак предприятия – его мобильность. Поскольку сама предпринимательская деятельность предполагает постоянный поиск нового, постольку и предприятие не может представлять собой раз навсегда данную, закостеневшую систему. Структурные и организационные изменения, усовершенствования, направленные на освоение новой продукции, повышение ее качества, снижение издержек производства – характерная черта эффективно функционирующего предприятия.

Хотя само определение предприятия содержит в себе характеристику цели его деятельности, следует отметить, что в конкретных рыночных условиях в качестве цели деятельности предприятий могут выступать: стремление выжить, предполагающее получение минимальной прибыли (или даже убытков), увеличение объема продаж и доли участия на рынке, повышение качества продукции и т.п. Например, некоторые японские фирмы определяют цели деятельности как стремление «...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

Каждое коммерческое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:

• по форме собственности: индивидуальное частное, акционерное, кооперативное, государственное, муниципальное и т.д.;

• по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное. В России на 1 января 1997г. наряду с 2,5 млн. российских действовало 14,5 тыс. совместных и иностранных предприятий;

• по роду предпринимательской деятельности – производственное, посредническое, финансовое, информационное, консультационное и т.п.;

• по отраслевой принадлежности: промышленное, транспортное, банковское, торговое, научно-исследовательское и т.д.

Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий.

Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30–40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы в акционерные общества – итальянская фирма «Оливетти» (1960 г.), германская фирма «Крупп» (1968 г.), американская фирма «Форд» (1956 г.).

Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:

Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.

Товарищества выступают в разных формах:

полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью). Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников и полученных доходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности и предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнеры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с ее функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы;

товарищество с ограниченной ответственностью несет ответственность лишь в пределах капитала товарищества. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Последние могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников товарищества;

смешанное (коммандитное) товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц и включает действительных членов и членов– вкладчиков. Действительные члены смешанного товарищества несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Члены– вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в имущество товарищества.

Еще одна форма коллективного предпринимательства – производственные кооперативы. ГКРФ определяет производственный кооператив (артель) как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности..., основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов» (ст. 107). Имущество кооператива делится на паи его членов (часть имущества по решению членов кооператива может составить неделимые фонды). Отличительная особенность кооперативов от других видов совместного предпринимательства состоит в обязательном трудовом участии. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по обязательствам кооператива и своим личным имуществом. Доходы кооператива распределяются в соответствии с трудовым участием члена кооператива. При выходе из кооператива член кооператива получает свой пай.

Акционерные общества (корпорации) – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.

По словам Д.Хаймана, автора одного из самых популярных учебников по микроэкономике, «главное преимущество корпоративной формы ведения бизнеса над некорпоративными формами – это способность привлекать средства, наращивая таким образом капитал. Чтобы вести свои операции и развиваться, крупная фирма нуждается в способе привлекать значительные средства. Издержки и риски мобилизации средств существенным образом уменьшаются посредством инкорпорации. По этой причине корпорация является доминирующей формой организации бизнеса для крупных предприятий».

Сопоставление характеристик разных форм предприятий дает следующую картину (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.