Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 12. Астральное самопроявление





Одной из самых печальных особенностей земной жизни является невозможность полного выражения творческого импульса, художественного побуждения, стремления гения внутри нас к развитию. Перейдя некоторую точку жизненной лестницы, развивающаяся душа ощущает внутри себя постоянное побуждение того нечто, которое стремится выразиться и проявиться в чем-либо существенном. Это может выразиться в художественном творчестве, музыке, литературе, изобретениях; или это может быть горячее желание работать над преобразованием мирских дел более соответственно вкусам души. Во всех этих случаях действует творческий импульс, старающийся объективно создать предметы согласно образцу, живущему внутри души. И этому проявлению голова, сердце и руки охотно способствуют.

Но, увы! очень немногие способы выявить при земной жизни десятую долю душевной мечты. Художественный инстинкт вечно стремится к совершенному проявлению и все же получает лишь крохи, падающие со стола. Душа вечно жаждет развития и достижения и все же получает лишь немногие капли, капающие с фонтана. Если бы эта жизнь являлась единственной, если б эти желания, стремления, голод и жажда души зависели лишь от возможностей земной жизни, тогда поистине оправдались бы стенания пессимистов и плач унывающих. Потому что, в сущности, эти импульсы и страстные желания являются лишь стремлением семени вырваться наружу, образуя ствол, ветви, цвет и плод. И семя не может рассчитывать на цвет и плод, пока оно еще в земле.



Но, как развитой оккультист вполне сознает, эти стремления семени являются лишь надеждой на будущие цветы и плоды. Сам факт их существования есть доказательство возможности – даже несомненности – их осуществления. Итак, следует смотреть на них не как на повод к разочарованию, а как на предвестника будущего исполнения и осуществления. Хорошо было выражено, что «в каждом стремлении обитает уверенность собственного достижения». Эти слова многим кажутся насмешкой и они, правда, были бы насмешкой, если б возможность осуществления ограничивалась лишь земной жизнью, в которой она проявляется. Но душа, достаточно высоко продвинувшаяся по пути достижения и имеющая возможность оглянуться на более низкие жизненные планы под ней, видит, что эти стремления гения к самопроявлению, в сущности, лишь «невзгоды души», которые должны предшествовать будущему рождению плода гения.



На астральном плане эти семена гения пускают ствол и ветви и готовятся к цвету и плоду следующих перевоплощений. В некоторых фазах астральной жизни, при очень сосредоточенном состоянии ума, таланты и гений человека очень быстро развиваются, и при следующем воплощении он уже подготовлен к проявлению сил, зарожденных в нем во время пребывания на астрале. Можно сказать про душу, что она получает и накопляет на астрале энергию, дающую ей возможность проявлять в следующей земной жизни невиданное до того могущество.

Простым примером может служить мальчик, обучающийся бегу на коньках, который находит, что он за день сделал мало успехов. В тот вечерь он ложится спать и забывает про катание, но, принявшись за то же дело на следующий день, он замечает, что сделал поразительные успехи. У большинства из нас были такие же примеры при исполнении мелких жизненных обязанностей. Мы замечаем, что во сне с нами что-то происходит.

Тайна вышеназванного феномена кроется в том, что во время сна мальчика его подсознательный или инстинктивный разум упражняется в работе и почти достигает цели, и на следующий день доказывает на деле то, чему научился за ночь, – но сознательный разум не замечает этого изучения. Существуют глубины разума, которые берут на себя эти наши обязанности и которые, пока мы спим и наши сознательные способности отдыхают, сглаживают затруднения и упражняются в том, что должно быть исполнено на следующий день.



Таким же образом сверхсознательные (не подсознательные) способности разума души упражняются и преуспевают в труде следующей земной жизни, определяемом неотступным желанием и муками достижения, стремящимися к рождению. Но разница в том, что на этот раз душа вполне сознает работу своих сверхсознательных способностей и даже испытывает величайшую радость в совершении этого развития и достижения. Небесный мир тех душ, которые преисполнены желания действовать – творить, создать, сделать, – действительно блаженное царство, потому что там душа имеет возможность проявлять то, что было выше ее при земной жизни и выражаться в степени, превышающей ее сокровеннейшие мечты и желания на Земле. И это выражение и проявление совершается более от истой любви к совершению, – от радости к труду, от восторга творческого достижения, чем от надежды на вознаграждение. Лишь на астральном плане душа может достичь условий, изображаемых Киплингом в его строках:

 

«И лишь Бог нас восхвалит,

И лишь Бог нас осудит,

Никто не будет трудиться за деньги,

Никто не будет трудиться за славу;

Но каждый лишь из радости к труду.

И каждый на отдельной звезде

Обрисует образ, как он его видит,

Для Бога всех существующих образов».

 

То же самое относится и к искателю познаний – человеку, для которого упражнение разума является высшим счастьем. Он найдет книгу знаний раскрытой на много страниц дальше тех, на которых он был принужден остановиться при земной жизни. Философ, ученый, метафизик, естествоиспытатель или натуралист – все смогут выявить свои способности на астральном плане. Мировые читальни, лаборатории Вселенной к их услугам, и они там желанные гости. Возможности, предоставляющиеся им на астральном плане, удовлетворяют все их сокровенные желания. И, когда наступает время их перевоплощения, они возвращаются к земной жизни с развившимся разумом и увеличенной способностью рассуждения. То, чему они таким образом научились, проявляется в следующей жизни, как «интуиция».

Познавшие многое оккультисты хорошо знают, что великие изобретатели, как Эдисон, – великие философы, как Гегель, или Герберт Спенсер – великие ученые, как Дарвин или Гексли, про которых кажется, что они проявляют интуитивное знание данных предметов, в сущности проявляют на материальном плане все то, чего они достигли на астрале, как плоды их желаний и попыток при их прежних воплощениях. При большинстве своих открытий, эти гении обычно внезапно их постигают, как они сами описывают в своих мемуарах. Но по закону природы, ни один цвет или плод не может выйти без предшествуемого ему семени, – и эта правда одна и та же для умственного и физического плана. В таких случаях всегда есть «причины» для «следствия».

Борющемуся гению – нет, даже тому или той, кто чувствует, что мог бы стать гением при проявлении того, что таится внутри его, – этим душам представится случай проявиться на астрале и, если семя будет хорошо посажено в богатой почве души, то в следующем перевоплощении проявятся цвет и плод. Может быть эта мысль предстанет нам яснее при следующем сравнении:

1. Земная жизнь сравнима с фазой ползучей гусеницы, которая ощущает нечто, что она не умеет выразить и еле понимает;

2. Астральная жизнь сравнима с фазой куколки, во время которой образуется будущая прекрасная бабочка, пестрые крылья которой уже существуют в астральном виде;

3. Перевоплощенная земная жизнь сравнима с фазой бабочки, при которой идеал, ощущаемый в первой стадии и умственно проявляемый во второй стадии, вполне проявляется и действует.

Закон кармы осуществляет многое из своего дела на астральном плане, потому что там весь материал пластический и не сопротивляющийся, так как грубые прикрытия его отсутствуют. И этот закон точен и непреложен в своих действиях, он всегда приводит семя к оплодотворению, и всякое семя производит лишь свойственный ему самому плод:

 

Пусть только Учитель нас хвалит,

Пусть нас порицает лишь Он!

Да будет наш труд не корыстью,

А Им лишь одним вдохновлен!

Да будет труд сам – наша радость!

Пусть каждый вершит Вещество,

Как он его знает и видит,

Но лишь для Него – для Того,

Кто Дух всех вещей, взятых вместе,

Всех тысяч улыбок Его.

О, карма – все общие души, —

Ее творенья, думы, сны во сне,

То Я, что сотни кальп броней ей было,

Как ткань Безвременья на Дел веретене!

О, Безначальность, Бесконечность, – все

Что жизней – Жизнь, что истин – Истина в себе таит!

Что эта карма? – лишь стремленье к Богу;

Но твердь основ ее ничто не раздробит!

Пожнешь Ты, что посеял. В поле ржи

Рожь снялась и – видишь: рожь взросла,

Хотя лишь тишь, да тьма об этом знали

И участь человека – та же мгла.

Он сходит жать, что некогда посеял,

Зерно посеяв, в прежних жизнях, он узрит

Его плоды; а если ядный злак,

То почва ядная от боли возопит.

Но если вырвет злаки Он, заботясь,

Чтоб почва впредь давала добрый всход,

Растущей лишь в местах отменно чистых,

То много радости и счастья Он пожнет.

Глава 13. Занятия на астральном плане

Относительно вопроса о занятиях в небесном мире – астральном плане – интересно и поучительно прочесть следующее описание известного писателя на эту тему, г-на А.П. Синнета:

«Люди, сознающие, что предписания земной жизни с неба делают счастье на небе невозможным, могут еще сомневаться в возможности истинного счастья в состоянии вышеописанного однообразного уединения. Это возражение может быть порождено лишь с точки зрения воображения, которое не в состоянии освободиться от настоящей среды. Начнем с однообразия или монотонности. Никто не станет жаловаться на однообразие в счастливейшие минуту или миг, или полчаса своей жизни. Каждый человек, во всяком случае, имел хоть несколько таких счастливых минут, которые он может привести как пример в данном случае. Возьмем хотя бы одну из них, слишком краткую для всякой возможности однообразия, и представьте себе, что ее впечатления необъятно продлены, без того чтобы какие-либо события извне отметили ход времени. При таком положении вещей нет места для понятия об утомлении. Чистое, неизменное ощущение чрезвычайного счастья длится и длится, не на веки, потому что причины, вызвавшие его, не бесконечны сами, но на долгие периоды времени, пока производящий импульс не истощится».

Другой высокий авторитет на эту тему (приведенный Синнетом) высказывает: «Моральные и духовные качества должны найти себе площадь для распространения. Дэвачан (высокий астральный план) представляет из себя такое пространство. Поэтому в дэвачане приносят плоды все великие планы моральных преобразований, научных исканий отвлеченных природных начал – все божественные, духовные стремления, заполняющие самую светлую часть жизни, и отвлеченное целое занимается в этом внутреннем мире тоже собственным приготовлением, наслаждаясь последствиями великих благотворных духовных причин, посеянных при жизни. Оно живет чистой духовно-сознательной жизнью – сон реалистической яркости – пока карма, удовлетворенная в этом отношении...

Существо переходит в следующую эру бытия, либо в этом же мире, либо в другом, в зависимости от его состояния развития. Потому в дэвачане работа меняется, постоянно меняется. Так как тот сон жизни является лишь плодом, временем жатвы психических семян, брошенных с дерева физического существования в минуты наших снов и вожделений, воображаемые мимолетные проблески блаженства и счастья, задушенные в неблагоприятной общественной почве, процветающие в розовом рассвете дэвачана и созревающие под его вечно оплодотворяющим небом. Если б у человека было лишь единое мгновение идеального переживания, даже тогда не могло бы быть, как ошибочно предполагают, бесконечного продолжения этого «единого мгновения». Этот единый тон, наигранный лирой жизни, образовал бы тональность субъективного состояния человека и выработался бы в бесчисленные гармонические тона и полутона психической фантасмагории. Там осуществляются полностью все неосуществленные желания, стремления и мечты, и объективные сны превращаются в действительность субъективного существования. И там, выше майи, посвященный, изучивший великую тайну проникновения столь глубоко в аркан существования, видит их мечтательные и обманчивые образы».

Тот же ученый продолжает: «Возражая этому, исходя из соображения, что мы таким образом „обмануты природой“ и называя это „обманным чувством наслаждения, не имеющим под собой реальной почвы“, люди лишь доказали бы свою полную неспособность постичь условия жизни и бытия вне материального существования. Как отметить в дэвачане, т. е. вне условий земной жизни, то же различие между тем, что мы называем действительностью, и фиктивным или искусственным подражанием последней в этом нашем мире. То же правило не может быть приложено к двум различным понятиям... Бестелесная душа невещественна и не связана одним местом, окруженными ограниченным горизонтом понятий... Поэтому, будучи внутри или вне своего тленного тела, она всегда отличима и свободна от его ограничении, и если мы называем ее дэвачанические переживания „болезнью природы“, то не следует разрешать нам называть „действительностью“ какие-либо из тех чисто отвлеченных чувств, которые вполне присущи нашей высшей душе, ею отражаемы и усвоены – как, например, идеальное понимание прекрасного, глубокого человеколюбия, любви и пр., так же, как и всякого другого, чисто духовного чувства, заполняющего при земной жизни наше внутреннее существо либо безмерным горем, либо безмерной радостью».

Несомненно, стремящаяся вверх душа найдет гораздо больше счастья в представлении себе небесного мира, обрабатывающего проблемы жизни, дающего полную возможность развития творческих импульсов с тем, чтобы в новой и более полной жизни они могли бы расцвести и принести плоды и все сокровенные стремления, все идеалы могли бы осуществиться, – нежели неба с прекращением всякого развития и творческих попыток, где все кончается, где ничего не делается и не творится, где нет никакого занятия и остается лишь сложить руки и наслаждаться благом вечной праздности. Творческий инстинкт исходит из сущности самой природы, трепетания ее жизненной крови, потому что природа вечно работает, создает, делает, производит, превращаясь, делая, довершая всегда и вечно навеки, все дальше, не переставая, повышаясь от высокого к более высокому достижению, за время прохождения веков.

Истинно, – лишь это жизнь, и:

 

«Вся жизнь другая лишь живая смерть, страна,

где пребывают призраки одни;

Ветерок, звук, вздох, голос; звон колокольчика верблюда».

 

И все же люди до того прониклись материализмом земной жизни, что часто говорят о небесном мире высшего астрального плана как о призраке, о сне. Для них не существует ничего «настоящего», если оно не на материальном плане.

Бедные смертные, они не сознают, что в конце концов не может быть ничего более ненастоящего, более сноподобного, более преходящего, призрачного, чем этот самый мир материального вещества. Они не сознают полного отсутствия неизменности в нем, – что сам разум недостаточно быстро схватывает мелькание материальной действительности, потому что перед тем как разум успеет постичь материальный факт, сам факт этот уже превратился в нечто другое.

Мир разума, а еще более мир духовный, гораздо более настоящий, нежели мир материальный. С духовной точки зрения, нет ничего настоящего, кроме духа; а вещество считается самым преходящим и ненастоящим из всех призрачных образов. С той же точки зрения, чем выше поднимаешься над материальным планом, тем более настоящим, существенным становится переживаемый феномен. Из этого следует, что переживания души на более высоких астральных планах не только не настоящие по природе, но сравнительно куда более реальные, чем жизненные переживания на материальном плане.

Как приведенные выше писатели хорошо выразились, на астральном плане природа не введена в обман – но сама природа проявляется на этом плане более действительно, чем на материальном плане. Для непосвященного трудно это постичь, но души, сильно развитые, все более и более, в каждый последующий час своих переживаний, убеждаются в правдивости этого изречения.

Сильное заблуждение считать переживания души в небесном мире не намного важнее «игры в действительность», как выражаются некоторые материалистические критики. Стоит даже лишь обратиться к переживаниям земной жизни, чтобы увидеть, что самый лучший мирской труд часто производится в те часы, когда ничего вещественного не обрабатывается. В обыденной жизни самых прилежных и деятельных мирских работников есть время, которое можно назвать «идеальным периодом», т. е. то время, когда разум творит и создает то, что потом проявляется в вещественном виде. Ни одно здание, ни один мост или какое-либо другое крупное созидание людское не были построены без предварительного сотворения его разумом одного человека или нескольких людей. Оно сначала существовало в творческих способностях разума – материальное здание лишь воспроизведение духовного созидания. Помня это, что же мы будем считать настоящим сотворением, духовное или материальное?

При своей деятельности на высоком астральном плане душа производит работу, схожую с работой разума изобретателя, художника, архитектора, когда он создает и определяет то, что примет потом материальный образ. Это можно назвать периодом или состоянием образования модели, или образца, или формы, которые потом послужат для материального проявления. Лишь невежественные люди могут считать эту стадию существования «только сном». Поистине, материализм приводит к ослеплению глаз человека, так что он видит настоящее ненастоящим, – а ненастоящее настоящим.

Чем более высокой степени существования душа достигает, тем существеннее ее переживания, – чем ближе она подходит к материальному при своем спуске, – тем менее существенны становятся ее переживания. Ах, майя, майя, ты – мать заблуждений, иллюзий, когда мы научимся возвышению над твоим очарованием! Те, кто играет глиной, испачканы ею и не видят ничего высшего и лучше ее липкого вещества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.