Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы организации движения поездов.





Основы управления эксплуатационной работой железных дорог.

 

Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики и жизни общества.

 

 

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта (автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный), это определяется следующими положениями:

1. железнодорожный транспорт работает непрерывно в течении года и суток, осуществляя массовую перевозку народнохозяйственных грузов пассажиров;
2.железнодорожный транспорт участвует в различных фазах производственного процесса:

2.1 в начальной, если перевозят сырьё, исходные материалы;

2.2 в средней, если перевозят комплектующее оборудование;

2.3 в завершающей, если перевозят готовую продукцию;

3. на железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов;

4. на железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения, поэтому его эффективно применять при концентрации грузовых потоков;

5. перевозка грузов по железной дороге на большие расстояния экономически более выгодна, чем на малые;



6. железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы.

Развитие железнодорожного транспорта сейчас осуществляется на базе достижений научно-технической революции, широкого использования средств электроники, автоматики, микропроцессорной техники, использования ЭВМ, различных классов, новых интенсивных технологий. Поэтому для изучения разделов настоящего курса "Управление эксплуатационной работой железных дорог" необходимо понимание основ теории вероятностей, математической статистики, а также знание подвижного состава, пути, устройств автоматики и связи, экономики транспорта, управления грузовой и коммерческой работой, прогэктирования станций и узлов, автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом.

Понятие об эксплуатации железных дорог.

 

 

Под эксплуатацией железных дорог понимается использование многоотраслевого хозяйства железнодорожного транспорта, включающего в себя:



1.сеть железных дорог, состоящую из однопутных, двухпутных и многопутных линий, станций и узлов;

2.локомотивное хозяйство - парк поездных и маневровых локомотивов, а также депо с соответствующими сооружениями и устройствами для их обслуживания и ремонта;

3. вагонное хозяйство - парк грузовых и пассажирских вагонов; депо и пункты технического осмотра и подготовки вагонов под погрузку;
4. хозяйство энергоснабжения и электрификации - тяговые подстанции, устройства контактной сети и железнодорожные электростанции;
5. хозяйство связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) - устройства диспетчерской централизации, автоматической, полуавтоматической блокировки и других видов поездной связи, централизованного управления стрелками и маневровой работой, а также все виды связи;

6. хозяйство движения, включающее сортировочные, участковые и промежуточные станции;

7. грузовое хозяйство - грузовые станции и дворы с соответствующими обустройствами и механизмами для погрузки, выгрузки, сортировки, приёма и выдачи грузов;

8. пассажирское хозяйство - пассажирские станции, вокзалы и другие устройства для обслуживания пассажиров.

 

 

Исходные понятия и определения эксплуатационной работы.

 

 

Организация движения на железнодорожном транспорте - это осуществление перевозок грузов и пассажиров с согласованием для этой цели деятельности всех работников транспорта и технических средств, участвующих в перевозках.

Железнодорожные линии состоят из раздельных пунктов и расположенных между ними перегонов. На перегонах имеются пути, устройства сигнализации и связи, контактная сеть на электрифицированных линиях. Средняя длина перегона около 12 км. Группа перегонов и мелких станций, расположенных между крупными - участковыми и сортировочными (техническими) станциями, образует железнодорожный участок, средняя длина которого 100 - 200 км или 6 - 10 перегонов. Организация движения подразделяется на организацию грузового и пассажирского движения. В организации грузового движения выделяется два вида работы - с вагонами и поездами.
Полным циклом работы вагона, непрерывно повторяющимся и поэтому оборотом, является время от погрузки до следующей погрузки. За этот период с вагоном выполняют следующие операции:



1. на станции отправления груза порожний вагон подают к пункту погрузки;
2. за тем загруженный вагон убирают на станционные пути, откуда он потом отправляется;

3. в пути следования вагон может несколько раз проходить переработку (сортировку) в зависимости от станции его назначения;
4. на станции назначения вагон подают к пункту выгрузки;
5. после выгрузки вагон может быть загружен на этой же станции или по регулировки передан на другую станцию, нуждающуюся в порожних вагонах данной категории.

В пути следования вагон в зависимости от выполняемой с ним работы получает специальные названия. Так, на станциях, отделениях и дорогах, на которых загружают и разгружают вагон, его называют местным, а на подразделениях, находящихся между ними, транзитным. При этом, например на отделении, где вагон загружен, его считают местным, но на станциях этого же отделения, за исключением станции погрузки - транзитным. Если вагон проходит техническую станцию без переработки (сортировки), то он называется транзитным без переработки, если подвергается переформированию (т.к. включается из одного поезда в другой) - то транзитным с переработкой.

Цикл работ и поезда - это период от формирования до расформирования, назначением поезда считается станция, где он будет расформирован.
Поезда обслуживаются поездными локомотивами и локомотивными бригадами. Участок работы локомотивной бригады - это расстояние между двумя смежными станциями, одна из которых является местом жительства бригады, другая - пунктом смены. В пункте смены есть дома отдыха бригад, где бригады отдыхают или сразу, если позволяет продолжительность работы, переходят на локомотив поезда обратного направления. Для поездных локомотивов установлены участки (обычно несколько), по которым они могут вести поезда - участки ограничения или тяговое плечо, на станциях плеча - в пункте оборота - локомотив перецепляют.

Пропускная способность железнодорожной линии участка - это число поездов, которое может пропустить линия за сутки в зависимости от числа главных путей, технического оснащения, вида подвижного состава, системы управления движением и типа графика движения поездов.

Провозная способность линии - это тонно-километры в сутки или в год, которые могут быть реализованы на линии в зависимости от возможного числа грузовых поездов и их массы.

Рабочий парк грузовых вагонов - это вагон, находящийся во всех видах эксплуатационной работы, в движении, на станциях, на погрузочно-разгрузочной работе и т. д.

Вагоны, находящиеся в ремонте в депо, в запасе (резерве), в аренде и пр. образуют нерабочий парк. В сумме все вагоны образуют наличный парк.

Все грузовые вагоны распределены между странами СНГ и условно расписаны по дорогам.

Аналогично различают рабочий (эксплуатируемый) и нерабочий парки локомотивов. Локомотивы распределяются по депо и составляют инвентарный парк депо.

 

Основные принципы организации движения поездов.

 

В основе организации движения лежат следующие важнейшие принципы.
1. Организация вагонопотоков в специализированные поезда на основе общесетевого плана формирования, который устанавливает назначения формируемых каждой станцией поездов, т.е. станции расформирования или выгрузки, до которых эти поезда должны следовать и категорию поездов. От того, как организованы вагонопотоки, зависит объём работы сортировочных станций, их технология и показатели использования технических средств транспорта. Оптимальный вариант плана формирования должен обеспечивать:
- концентрацию переработки вагонопотоков на крупных сортировочных станциях;

- использование экономически выгодных железнодорожных направлений для пропуска поездов;

- ускорение оборота вагонов;

- сокращение объёма маневровой работы на станциях;

- уменьшение затрат на перевозки.

2. Организация работы станций - приём, отправление, пропуск поездов, расформирование - формирование составов, погрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров - на основе детально разработанного технологического процесса, который устанавливает порядок выполнения отдельных операций с поездами и вагонами, их продолжительность и исполнителей.
3. Организация движения поездов по графику, обеспечивающая рациональное использование пропускной способности линий, согласованность в работе территориальных подразделений и служб транспорта. График определяет не только движение поездов, но и работу станций, депо и других подразделений. График и план формирования устанавливают в новую норму и длину составов. График обеспечивает следование поездов с высокими скоростями, соблюдение установленной продолжительности работы локомотивных бригад.

4. Техническое нормирование, т.е. расчёт объёма погрузки и выгрузки, размеров движения на участках, передачи груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями, потребных парков подвижного состава и других показателей в зависимости от плана перевозок и оперативных задач.

5. Оперативное планирование, эксплуатационной работой цель которого - обеспечить выполнение планов перевозок, графика движения и технических норм в условиях текучих суток и смен.

6. Диспетчерское руководство выполнением заданий по перевозкам и технических норм. В процессе движения поезда переходят с одних дорог на другие, а внутри дорог проходят по разным отделениям и участкам. За ними необходимо следить, чтобы не было заторов и перебоев, чтобы соблюдался график движения. Этим и занимается диспетчерский аппарат. Каждый диспетчер низшего подразделения подчиняется диспетчеру высшего. Например, станционный отделенческому (поездному), последний дорожному. Диспетчеру подчинены работники всех служб связанные с движением поездов (дежурные по станции, машинисты, осмотрщики вагонов и др.).

7. Обеспечение безопасности движения поездов на основе Правил технической эксплуатации железных дорог ( ПТЭ), инструкции по движению поездов и маневровой работе (ИДП) и инструкции по сигнализации (ИСИ).

Требования к организации перевозочного процесса.

 

 

К железным дорогам предъявляются следующие требования:

- Обеспечить комплексное развитие всех отраслей железнодорожного транспорта базе достижений научно-технического прогресса и экономической реформы для полного удовлетворения потребностей экономике и населения страны в перевозках.

- Обеспечить нормативный уровень надёжности технических средств транспорта и перевозного процесса, безопасность движения и сохранность груза.
- Соблюдение сроков доставки грузов и высокий уровень удобств для пассажиров с целью привлечения клиентов.

- Обеспечить требования охраны окружающей среды.

Для совершенствования взаимодействия железнодорожного транспорта с предприятиями промышленности и сельского хозяйства к клиентуре - грузоотправителям и грузополучателям предъявляются следующие требования;
- Специализировать и кооперировать производство с учётом договорных объёмов перевозок рационализации грузопотоков.

- Готовить грузы к перевозкам с учётом механизации транспортных процессов.
- Повышать ритмичность отправление грузов по половинам суток, дням недели, декадам, месяцам.

- Прикреплять поставщиков к потребителям исходя из экологически обоснованных транспортных затрат.

- Повышать маршрутизацию отправления грузов.

- Обеспечивать сохранность подвижного состава, максимально использовать грузоподъёмность и вместимость вагонов.

К отраслям, осуществляющим поставку подвижного состава, предъявляются требования:

- Создавать новые и модернизировать существующие модели подвижного состава с улучшенными эксплуатационными качествами, повышенной надёжности.

- Создавать подвижной состав в соответствии с типом перевозимых грузов.
- Повышать уровень комфортабельности в кабинах машинистов, в пассажирских вагонах.

- Увеличивать вместимость электропоездов.

В системе управления эксплуатационной работой должны внедрятся прогрессивные принципы:

- разработка научно обоснованных технологических процессов сортировочных участков на грузовых и пассажирских станциях, депо, ПТО с использованием моделирования на ЭВМ и математических методов, при этом должно обеспечиваться ускорение продвижения вагона - и поездопотоков, минимальные простои на станциях (в ожидании выполнения операций);
- график движения, обеспечивающий регулярность пропуска поездопотоков, разные скорости продвижения грузовых поездов и пр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.