Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессиональная речь в психологическом консультировании. Техника речи





8. Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное, она должна быть максимально встроена в рассказ клиента, то есть то, что говорит консультант, должно быть при­ближено к особенностям речи клиента.

9. Первым шагом на пути реализации этого требования является освобождение речи профессионала от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы собеседником во время приема. Усложненность речи консультанта часто приводит к тому, что клиент замыкается, эмоционально дистанцируется, перестает понимать и интересоваться тем, что происходит. Как это ни странно, но требование говорить просто и ясно, без использо­вания каких-либо специальных терминов, вызывает затруднения у психологов-профессионалов. В языке психологов существует це­лый ряд слов, являющихся терминами, которые, тем не менее, употребляются в кругу коллег столь часто, что их терминологичес­кие корни теряются и они становятся частью разговорной, обыден­ной речи. Достаточно привести в качества примера такие слова, как адекватный и паттерн, которые употребляются буквально на каж­дом шагу, но при этом остаются непонятными и пугающими для непосвященных.



10. Следующим шагом в приближении языка консультанта к языку клиента является максимальное использование консультантом тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента. Даже если с точки зрения здравого смысла они не совсем точны и удачны, консультанту следует придерживаться словарного запаса клиента, чтобы добиться лучшего понимания и избежать возможного сопро­тивления клиента. Неумение точно услышать и использовать во время приема то, что говорит собеседник, может привести к возникновению таких неконструктивных диалогов, как, например, следующий:

11. Клиентка: Я так за него волнуюсь, когда он уезжает.

12. Консультант: То есть, когда его нет, вы за него переживаете.

13. Клиентка: Да нет, я бы не сказала, что особенно переживаю, просто волнуюсь, и все.

14. Консультант: Я именно о том и говорю, как вы реагируете на его отсутствие.

15. Клиентка: Но вы считаете, что я переживаю, я бы так не сказа­ла, слегка волнуюсь, вот и все.



16. Вслед за таким вступлением можно представить целую дискус­сию о том, чем отличаются "волнуюсь" и "переживаю". Наверня­ка большинство людей сочтут эти слова в данном контексте сино­нимами. Но если клиент видит в каком-либо слове особый смысл, консультанту не следует настаивать на своем, в противном случае межличностный контакт может быть значительно осложнен уже в первые минуты приема.

17. Краткость и точность высказывания консультанта

18. Данное требование означает не просто то, что профессионал во время приема не должен говорить о чем-то, не относящемся к де­лу. Даже необходимые в ходе работы вопросы и замечания должны быть максимально подогнаны к тому, что говорит клиент. Так, консультанту не следует говорить излишне витиевато, красиво или, наоборот, слишком грубо; с осторожностью он должен подходить и к использованию метафор и сравнений. Сформулируем несколь­ко общих рекомендаций, которые могут помочь психологу вести диалог:

19. 1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему и как задается данный вопрос или обсуждается данная тема в ходе бесе­ды. Если с клиентом установлен контакт, многие вещи восприни­маются буквально с полуслова. К примеру, явно неудачным будет следующее обращение: "В начале беседы вы говорили о том, что ваша жена, с вашей точки зрения, излишне много времени тра­тит на посещения различных косметичек и массажисток и обсуж­дение своего внешнего вида с подругами. Можно ли сказать, что вам эта черта в ее поведении не нравится?"

20. Длинное вступление с объяснением того, что и по какому по­воду говорил клиент, здесь абсолютно излишне. Достаточно было бы спросить: "А вам не нравится, что ваша жена столько времени и внимания уделяет тому, как она выглядит?" Стремление консуль­танта уточнять провоцирует аналогичные тенденции у клиента, и в результате эти взаимные уточнения начинают выступать как сопро­тивление дальнейшему углублению диалога.



21. 2. Один из наиболее удобных типов вопросов в консультативном диалоге — краткие вопросы, в которых по возможности опущены слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего кон­текста беседы. Такое сокращение вопросов и высказываний при­водит к тому, что соотношение времени говорения увеличивается в пользу клиента. Краткие вопросы легче встраиваются в диалог и в итоге начинают восприниматься пришедшим в консультацию как собственная внутренняя речь. В примере, использованном в пре­дыдущем абзаце, консультанту достаточно было бы спросить: "А вам это не нравится?" Вопрос, заданный в подобной форме, должен прозвучать точно в контексте, чтобы это указание имело тот смысл, который в него вкладывает консультант.

22. 3. Чаще всего целью вопросов и комментариев психолога явля­ется сбор дополнительной информации. Но при этом он не детек­тив и не стремится обнаружить какую-то конкретную деталь или цифру, а узнать как можно больше о самом клиенте и окружающих его людях. Высказывания консультанта — это поисковые шаги, направленные на прояснение общей картины, которую ему необ­ходимо хорошо представлять. Чем более проективными, повество­вательными и спонтанными будут ответы клиента, тем лучше. Какими правилами можно руководствоваться, формулируя вопрос, провоцирующий такие ответы?

23. В наиболее простой форме такой вопрос может состоять всего из двух частей: первая будет выполнять функцию указания на неко­торое событие или действие, требующее уточнения, а вторая — просто вопросительное слово. Например: "Вы встретились с ней... и что?", "Он этого не знает... но почему?" и т.д. Такие формули­ровки не содержат в себе ничего лишнего, максимально конкрет­ны и ясны, а следовательно, с легкостью могут быть поняты кли­ентом. При этом констатирующая часть такого вопроса — идеальна, поскольку представляет собой цитату, точное повторение того, что было сказано клиентом, а консультант просто добавляет к уже про­звучавшей в разговоре формулировке вопросительное слово.

24. В консультативном диалоге возможны и еще более краткие реп­лики психолога, также успешно достигающие своей цели. В по­добных формулировках от высказывания остается только вопроси­тельная часть: "И что?", "А почему?". В контексте беседы такие формулировки должны обязательно прозвучать вовремя. Тогда то, что консультант задал этот вопрос, может вообще остаться не за­меченным клиентом, у него может возникнуть ощущение, что все, что он рассказывает о себе, возникает совершенно спонтанно, а, следовательно, и говорить ему будет легче, и рассказ будет более откровенным и подробным.

25. Нередко начинающим консультантам хочется как можно боль­ше украшать и разнообразить свою речь, формулировки типа "и что?" кажутся скучными и однообразными, наводят на мысль, что клиент будет негативно реагировать на однообразное повторение одного и того же вопроса. Но опасаться этого не следует; чаще всего такие сомнения бывают связаны с тем, что психолог не умеет за­давать подобные вопросы, плохо владеет тоном и интонациями собственного голоса, за счет которых использование в диалоге од­них и тех же высказываний звучит по-разному, насыщено и ярко.

26. Анализ эмоциональных переживаний

27. Мы уже выяснили, что консультанту следует говорить макси­мально кратко, акцентируя и уточняя то, что действительно явля­ется важным и представляет интерес с психологической точки зре­ния. Но на основании чего консультант решает, что является важным, а что нет?

28. Отвечая на этот вопрос, нельзя не вспомнить о значении теоре­тических изысканий для психологического консультирования. Каж­дый из психотерапевтических подходов по-своему структурирует реальность, по-разному понимает то, что происходит или может произойти с клиентом. Так, трансактный аналитик прежде всего ориентируется на сценарии, которые человек неосознанно проиг­рывает в своей жизни (БернЭ., 1988), сторонник гуманистичес­кой психологии больше склонен обсуждать проблемы смысла и понимания окружающих (RogersС., 1959), свои реальности поста­раются выстроить психоаналитик, системный семейный терапевт (Фрейд 3., 1989, Satir V., 1983) и т.д. Каждый из них по-своему прав, так как реальность многогранна и столь же многогранны и многолики проблемы клиентов. Но осознание факта теоретического "изобилия" вряд ли послужит надежной опорой для начинающего консультанта, скорее он окажется в тупике от понимания того, что существует множество правомерных интерпретаций, а ему за какие-то 50—60 минут беседы необходимо выбрать и красиво сформули­ровать для клиента что-то одно.

29. О простейших алгоритмах работы с различными проблемами клиентов мы будем говорить подробнее в следующих главах. В них мы постараемся показать, какими могут быть наиболее простые и конструктивные подходы к консультированию людей с определен­ными типами жалоб. Но даже отчетливое представление о том, куда именно стоит двигаться в работе с клиентом, с чем и как могут быть связаны его проблемы, не дает ответа на вопрос, как выйти за пределы рационализации, за пределы того, что человеку давно известно о себе и о других, и шагнуть несколько глубже, ближе к его сокровенным и часто неосознанным желаниям и стремлениям.

30. В том, что рассказывает клиент о себе и о других, можно ус­ловно выделить два плана. Первый — это оправдания, объяснения, логически выстроенные детали рассказа. Независимо от того, бу­дет клиент к этому стремиться или нет, содержание данного плана направлено на то, чтобы доказать и проиллюстрировать мысли и оценки, которые не раз уже приходили клиенту в голову по поводу себя и окружающих людей. Обычно в подобных рассуждениях со­держится значительный элемент социальной желательности, стрем­ления поддержать свой авторитет и престиж в глазах консультанта, они меняются в зависимости от настроения клиента, отношений со значимыми людьми, личности собеседника и т.д.

31. С точки зрения задач консультирования, понимания и анализа более глубоких мотивов поведения человека, гораздо больший ин­терес представляет второй план — эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуацией и отношениями. Объяснить, почему те или иные слова были сказаны в определенный момент, можно по-раз­ному, но пережитые при этом чувства останутся неизменными, порожденными определенными факторами, пусть даже для самого человека их причины остались непонятными или незамеченными. И чтобы помочь клиенту разобраться в том, что действительно с ним происходит, научиться по-другому реагировать и контролировать себя, необходимо обратиться к плану эмоциональных переживаний.

32. О чем бы ни рассказывал клиент, консультанту следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в соответствующие моменты времени, задавая специальные вопро­сы. По сути своей эти вопросы могут быть очень простыми: "А что вы почувствовали, когда...?", "А как вы на самом деле относитесь к ...?". Понять, проанализировать свои переживания нелегко. Ча­сто люди затрудняются отвечать на такие вопросы, ссылаясь на свою забывчивость, невозможность разобраться в себе и пр. И это не просто отговорки. Многим действительно нужна помощь профес­сионала, для того чтобы ответить на подобные вопросы, посколь­ку у таких клиентов нет привычки анализировать себя, нет адекват­ного представления о том, что такое чувства и какова их роль в определении поступков и отношений человека. Да и консультанту не так просто работать на уровне чувств. Существует множество специальных техник, использование которых в процессе беседы может помочь ему справиться с этой задачей. Обсудим некоторые из них поподробнее.

33. Альтернативные формулировки

34. Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувство­вать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не дол­жно быть много — достаточно двух—трех, и, в сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования альтерна­тив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

35. Умение формулировать альтернативы — важный профессиональ­ный навык. Они должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты глубинной детер­минации причин поведения человека, основанной на чувствах и переживаниях.

36. В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи которой можно с легкостью формулировать предлага­емые клиенту альтернативы ответов буквально для любой ситуации, приведем детерминацию причин поведения человека, предложен­ную в своих работах К. Хорни. С ее точки зрения, любой поведен­ческий паттерн может быть отнесен к одной из трех условных групп: от людей — уход от межличностных отношений и контактов; к лю­дям — ориентация на взаимодействие и межличностные отношения; против людей — стремление к разрушению контактов и межлично­стных отношений (Homey К., 1937, 1945). Как можно использо­вать эту схему?

37. Как вы видите, три предложенных К. Хорни варианта поведе­ния и отношений исчерпывают практически все возможные вари­анты. Например, мать ругает ребенка за какой-то проступок. Что же он может сделать в ответ? Обидеться, повернуться и убежать от нее — позиция от людей; почувствовать вину, приласкаться к ней, попросить прощения, обещать больше не совершать таких проступ­ков — позиция к людям; наконец, разозлиться, начать скандалить, грубить, обвинять в чем-то мать — позиция против людей.

38. Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действи­тельно чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций. Но существуют ли в рассказе че­ловека о своих проблемах какие-то следы, знаки более глубоких эмоциональных переживаний, ориентируясь на которые начинаю­щему консультанту было бы легче разобраться в том, о каких именно переживаниях может идти речь? Остановимся на этом подробнее.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.