Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние и перспективы налоговой системы РК.





В сложных условиях становления рыночной экономики в Республике Казахстан, особенно важное и актуальное значение имело формирование рациональной налоговой системы, не оказывающей угнетающего воздействия на предпринимателей и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику. Налоговая система – это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства. В первые годы становления независимости Республики Казахстан основной упор деятельности государства был направлен на достижение стабильной позиции в мировом пространстве, проявление Казахстана на мировой арене как суверенного государства. Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было времени для длительной эволюции создания налоговой системы, было необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не смог за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели осуществлялось поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым органам осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. В процессе становления и развития налоговой системы Казахстана можно выделить следующие этапы:



1-й этап (91-94гг.): характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования инструментов в частности, таких как виды налогов и их элементы, для пополнения государственного бюджета и предотвращения инфляции. Основные статьи Закона «О налогах» от 25 декабря 1991 года были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции и достижение макроэкономической стабилизации.

2-й этап (95-98гг.): становление и развитие налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабильности, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущих к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения социальных проблем. Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производственно коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться) и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволят ориентироваться на среднесрочные цели.



3-й этап (99-2001гг.): связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей как ВНП, ВВП, национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет, меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

4-й этап: (2002-2008гг.): связан с ведением подготовительного проекта (изданного 12 июня 2001 года) нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:

- ясное и непротиворечивое экономическое определение, юридическое оформление социально-экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;

- четкое представление источников бюджетных средств и их использование;

- определение направления и оценка эффективности финансирования социально-экономических программ;

- организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;

- растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.

5-й этап (2008г.): связан с озвученным Главой государства Назарбаевым Н.А. Посланием народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» в феврале 2008 года. Президент Назарбаев Н.А. сказал: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Таким образом, реформирование в Республике Казахстан осуществлялось поэтапно, за этот период была проделана огромная работа по развитию и совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан.



 

3.Влияние вступления КЗ в ВТО. Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию. Вступление во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной Торговой Организацией. Данный процесс подразумевает изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского хозяйства. Оценка социальных последствий вступления в ВТО содержит основные компоненты: − специализация экономики региона: от структуры хозяйства в значительной степени зависит соотношение негативных и позитивных последствий вступления в ВТО для экономики региона; − структура занятости населения: в связи с разной трудоемкостью отраслей структура занятости значительно отличается от отраслевой структуры экономики, поэтому социальные последствия (воздействие на рынок труда) будут отличаться от собственно экономических. Отраслевая структура и специализация экономики. Основываясь на данных об отраслевой структуре экономики каждого региона (области), можно разделить их на несколько групп: 1. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО является, скорее, преимуществом:

− регионы ТЭК, металлургии, химии, лесной и бумажной промышленности;

− транзитные регионы, по территории которых проходят основные экспортные и импортные потоки.

2. Регионы, в которых сочетаются производства с неоднозначным воздействием вступления в ВТО (сочетание угроз и преимуществ).

3. Регионы с неопределенными последствиями (одной из отраслей специализации является энергетика или четкая специализация не выражена).

4. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО является угрозой:

− автомобильной промышленности (сборка) - Восточно-Казахстанская область;

− легко и пищевой промышленности - Южно-Казахстанская область;

− сельскохозяйственные - Северо-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская области;

− банковского и страхового бизнеса- г. Астана.

5. Слаборазвитые регионы, на которых изменения институциональных условий, как правило, отражаются негативно. Потенциальной угрозой при вступлении в ВТО является усиление конкуренции со стороны импортной сельхозпродукции, что создает проблемы в первую очередь для регионов с аграрной специализацией и способно дестабилизировать рынок труда в сельской местности. Процесс вступления Казахстана в ВТО - необратим. Однако для того, чтобы плюсов от вступления в эту международную организацию было больше, чем минусов, необходимо, прежде всего, принять эффективные меры по ускоренной модернизации и диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промышленности, что станет важным фактором успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

4. Влияние тамож союза на внешнюю торговлю рк. Экономика Казахстана уже более двух лет функционирует в условиях Таможенного союза. Вокруг этого очень важного для всех стран участников объединения постоянно возникают споры о выгоде и прибылях для различных стран. Одной из основных задач создания таможенного союза являлось желание увеличить товарооборот и экспорт казахстанских товаров в страны ТС. наибольший спад внешней торговли пришелся на 2009 г., год наибольшей рецессии после экономического кризиса. Начиная с 2010 года, наблюдается постоянный рост международного товарооборота как по странам ТС, так и по другим странам мира. Доля импорта товаров в Казахстан в общем товарообороте со странами ТС составляет около 70%. По большому счету, мы значительно больше «отдаем» экономикам России и Белоруссии чем «выручаем» от реализации наших товаров в этих странах. При этом в союзе основным партнером, конечно же, является РФ. Российская федерация занимает около 97% в товарообороте Казахстана со странами ТС; Белоруссия соответственно лишь 3%. При явном росте товарооборота в рамках таможенного союза, его создание не сильно изменило позицию России и Белоруссии в экспортной структуре Казахстана, но достаточно сильно повлияло на структуру импорта в Казахстан. Казахстанский импорт еще больше стал обеспечиваться товарами из России.Товарная структура экспорта из Казахстана изменилась, но не кардинально. Лидирующее положение по-прежнему принадлежит минеральным продуктам (т.е. сырьевым продуктам: прежде всего нефтепродуктам, рудам и концентратам). Также популярны в России и Белоруссии казахстанская продукция химической и металлургической отрасли. Также следует отметить рост доли в экспорте такой группы, как вычислительная техника.Вывозится и завозится в Казахстан из стран ТС приблизительно те же товары и в той же пропорции, что и до создания таможенного союза. Также необходимо отметить, что в экспортных операциях Казахстана, прежде всего, фигурируют сырьевые и промышленные товары, т.е. выгоду от создания ТС и упрощения движения товаров будут получать, прежде всего, крупные казахстанские промышленные производители (в сферах нефть и газ, металлургия, горнодобыча, химическая промышленность). К сожалению о изменении структуры Казахстанского экспорта в сторону потребительских товаров пока говорить не приходиться.Плюсы и минусы создания Таможенного союза.Далее хотелось бы рассмотреть основные плюсы и минусы создания таможенного союза для Казахстана, и наконец-то понять, во благо Казахстану таможенный союз или во вред.

Плюсы:

· Упрощение декларирования в рамках ТС.

· Потенциальный рост транзитных торговых операций (Китай-Европа). Развитие логистического рынка Казахстана

· Упрощение транзита казахстанских товаров через Россию и Беларусь.

· Рост поступлений в бюджет из-за роста таможенного тарифа

· Рост инвестиций через создание совместных предприятий на территории Казахстана

· Выход казахстанских производителей на новые рынки (РФ, РБ) и повышение конкурентоспособности нашей продукции

· Значительные политические плюсы – интеграция с сильным партнером

· Упрощение движения человеческих ресурсов, приток специалистов в Казахстан

Минусы

· Рост таможенных тарифов вызовет рост на товары импортируемых из третьих стран

· Рост цен из-за выравнивания казахстанских и российских цен

· Ужесточение конкуренции вследствие снижения цен на российские и белорусские товары может ударить по некоторым казахстанским рынкам

· Ломка привычных механизмов и процессов движения товаров

· Отсутствие единых стандартов и тех регламентов

 

5. Состояние и перспективы развития банковской системы республики Казахстан.В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Одним из основных направлений деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения в банки второго уровня, к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации сотрудничества с Национальной комиссией РК по ценным бумагам по регулированию операций банков на рынке ценных бумаг. Также большое внимание будет уделено стимулированию расширения перечня и объемов ценных бумаг, эмитируемых банками, и обеспечению прозрачности операций на фондовом рынке с данными ценными бумагами.В части совершенствования нормативной правовой базы банковского надзора особое внимание будет уделено совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.Основным и важным моментом, обуславливающим формирование эффективной системы банковского надзора, является нормативная правовая база, регулирующая деятельность банков. В связи этим, а также принимая во внимание внесение изменений в действующие и принятие новых законодательных актов в 1999 году значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. При этом следует отметить, что в целях наибольшего приближения принципов осуществления деятельности банками РК к международным стандартам, нормативные правовые акты разрабатывались с учетом международной практики. Политика банковского надзора, применяемая НБРК, направлена на максимальное достижение соответствия двадцати пяти принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета.

В свете проводимой политики укрепления и оздоровления банковской системы НБРК большое внимание уделяет созданию системы внутреннего контроля в банках. В связи с этим, разработаны Правила организации внутреннего (аудита) контроля в КБ, определяющие общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля. Создание надлежащих систем внутреннего контроля будет способствовать лучшей защите законных интересов как банков, так их инвесторов и клиентов. Также, основными задачами данного нормативного правового акта являются минимизация банковских рисков и предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем. В связи с активизацией банков на рынке ценных бумаг принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия выдачи банкам второго уровня согласия на осуществление брокерской, дилерской, кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения в республике реформы пенсионной системы были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые аспекты деятельности банков, оказывающих услуги накопительным пенсионным фондам в качестве кастодианов.

 

6. Примеры основного и оборотного капитала. Капитал — это приносящие доход денежные средства и средства производства. В случае денежных средств, говорят о денежном капитале, а средства производства называют физическим капиталом. Например, возьмем металлорежущий станок. Сам по себе он не является капиталом. Но, если его владелец вступит в отношения с другими людьми, то данное средство труда начнет -уменьшать свою стоимость посредством переноса части стоимости на готовый продукт из-за износа оборудования; -приносить доход после продажи готовой продукции. На этом примере видно, что капитал в виде станка должен работать вместе с оборотным капиталом. Оборотный капитал — это предметы труда и рабочая сила. Срок использования оборотного капитала один полный цикл производства.

7.Примеры явных и неявных издержек. К явным издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета, т. е. когда фирма тратит денежные средства на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении. К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях. Неявные издержки составляют разницу между суммой дивидендов и максимально возможной выручкой при ссуживании этих денег под процент.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.