Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления развития экономики в послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – Новые возможности Казахстана» А. 2010.





Инфляция: сущность, причины возникновения, виды.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся в дефиците, ухудшении качества товаров.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли. Инфляционный процесс усиливает падение цен на мировом рынке на различные товары.

Внутренние причины. Неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма.

В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса

Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Существует много денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса обусловлена:



ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, их приобретает государство и направляет в запас.

дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а, следовательно, и дополнительный спрос;

кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;

притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а, следовательно, и излишний спрос.

Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.



Инфляция издержек производства

Причины инфляции издержек производства:

снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а, следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;

расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги;

повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы;

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (50%-й рост цен в месяц).



По степени сбалансированности роста цен:

сбалансированная инфляция;

несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной--цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

Роль молодежи в формировании интеллектуальной нации. «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Актовая лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Каз.НУ им. Аль-Фараби. Алматы, 13 октября 2009 г.

Интеллектуальная нация

Перед Казахстаном стоит задача форсированной модернизации экономики, переход от сырьевой к индустриальной.

В настоящее время завершается формирование перечня инвестиционных проектов республиканского значения.

Всего это 97 проектов на общую сумму 7,5 триллионов тенге. Причем 26 проектов на сумму 380 миллиардов тенге планируется завершить уже до конца текущего года. Это новые предприятия, новые объекты образования и медицины.

Мы привлекаем передовые технологии из развитых государств, создаем совместные производства, поддерживаем инновационные проекты. Но этого недостаточно, если мы хотим войти в клуб развитых стран с устойчивой экономикой. Да и суперпередовые технологии нам никто просто так не дает.
Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации..

Наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу.

Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне.

Проект «Интеллектуальная нация – 2020».

В его основе лежат три аспекта.

Первое. Прорыв в развитии системы образования Казахстана.

Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире. Это «четыре столпа образования», сформулированные ЮНЕСКО.

Первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках.

Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия.

Среднее образование отвечает за воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности. Школьники должны усвоить истину – «никогда не переставай начинать, никогда не начинай переставать».

Международный университет мирового уровня, открытие которого планируется в следующем году в Астане, будет готовить инженерные и технические кадры, специалистов по генетике, биохимии, физике. В нем будут работать современные лаборатории, Национальный центр биотехнологий и ряд других.

Второй аспект проекта «Интеллектуальная нация» – развитие науки и повышение научного потенциала страны. Наука должна быть основой инновационной экономики.

За последние пять лет финансирование казахстанской науки увеличилось почти в 4 раза и составило в текущем году 18,5 миллиардов тенге. Реализуется Государственная программа развития науки до 2012 годы.

Благодаря этому Казахстан на 13 позиций улучшил свое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности по индексу «Инновационное развитие».

Сейчас для Казахстана есть большие возможности. В целом в предстоящий период следующие четыре направления окажут большое влияние на научно-технологическую картину мира.

Первое – биотехнологии и биохимия. Это важное направление поддержания продовольственной безопасности, укрепления иммунной системы человека, создания интеллектуальных систем. Поэтому сейчас мы создали Национальный центр биотехнологий в Астане.

Второе – экоэнергетика. Это – возобновляемые источники энергии, «зеленая энергетика», топливные элементы, сверхпроводники, улавливание и хранение двуокиси углерода, источники света с низким потреблением энергии.

Третье – экология. Будут активно развиваться технологии уменьшения выбросов парниковых газов, очистки воды, быстрого распознавания различных биосубстанций, внедрения биоразлагаемых пластиков, создания бактерий, уничтожающих загрязнителей окружающей среды.

Четвертое – антиэйджинг (антистарение). Это исследования продления жизни и омоложения.

Как бы сложно не выглядели эти исследования, человечество рано или поздно решит все эти вопросы. Почему бы и нашим ученым не заняться этими проблемами человечества? Разве это не вдохновляющие задачи для молодых?

Третий аспект проекта «Интеллектуальная нация» – это развитие системы инноваций..

Инновация – это всегда встреча идеи и бизнеса, которая приводит к осязаемому росту производства товаров, резкому увеличению прибыли и конкурентоспособности.

Сегодня Казахстану требуется «взрыв» инновационной деятельности. Бизнес должен искать перспективные проекты, адаптировать и работать над их реализацией.

В обществе должен доминировать инновационный, креативный тип поведения.Все компании страны, особенно инвесторы, должны на законодательном уровне быть обязаны выделять средства из части своей прибыли на инновации, научные разработки и обучение сотрудников.

В Казахстане принят Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности».

7. Основные приоритеты инновационной индустриализации Казахстана в актовой лекции Президента РК Н.А. Назарбаева на тему « Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Каз.НУ имени аль- Фараби. Алматы,13 октября 2009 года.

Экономические проблемы индустриально-инновационного развития горно-металлургического комплекса Казахстана в условиях глобализации. В начале 80-х годов прошлого столетия за рубежом получила развитие концепция формирования национальных инновационных систем (НИС). НИС – это совокупность субъектов инновационной деятельности, которые обеспечивают процесс генерации, распространения и использования знаний. Сейчас в рамках НИС на цели технологического оснащения выделяются крупные ресурсы, особенно по базовым критическим технологиям, использование которых обеспечивает определяющий вклад в экономическое и социальное развитие страны. Как показывает мировой опыт, в последнее десятилетие наибольших успехов в хозяйственном развитии стали именно инновационно-ориентированные предприятия. К таким структурам в первую очередь можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии. В этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологических производств, а достижение инновационной сбалансиро­ванности – оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию наукоем­ких технологически сложных производств и широкомасштабному проведению НИОКР, что и предопределяет развитие экономики по инновационному пути.

В Казахстане создание национальной инновационной системы приобретает некую определенность и конкретный характер. Однако, восприимчивость экономики к инновациям еще слаба. Остается весьма низкой доля обрабатывающей промышленности в ВВП. Медленными темпами идут развитие науки, внедрение наукоемких технологий. Диверсификация экономики так и не стала реальным приоритетом всех органов власти и общенациональной идеей страны.

В сложившихся социально-экономических условиях, проблема преодоления технологической отсталости с учетом состояния мировой экономики требует формирования на основе концентрации ресурсов на прорывных на­правлениях нового технологического уклада, многократного повышения инно­вационной и инвестиционной активности, усиления воздействия государства на экономическую динамику при обеспечении нового качества ее развития. Особую актуальность приобретает концепция планирования индустриально-инновационного развития экономики страны, на основе ра­ционального размещения про­изводственных и инфраструк­турных мощностей, которая позволит повысить эффектив­ность государственной инвестиционной политики; провести балансировку целей и име­ющихся ресурсов; выработать принципы инфраструктурно­го развития и прогнозирования показателей социально-экономического развития страны и регионов.

Учитывая все это, Казахстан вступил в новый этап экономического развития – в пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития. На наш взгляд, основными задачами и главными приоритетами Государственной программы по переводу казахстанской экономики на индустриальные рельсы являются: обеспе­чение диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с увеличением ВВП до 2015 г. на 7 трлн. тенге или примерно на 50% от ВВП 2008 года; консолидация усилий бизнеса и госу­дарства в концентрации ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики; формирование благоприятной макросреды и инвес­тиционного климата; повышение ин­тенсивности и производительности национальной экономики; развитие инновационных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем производительности труда.

Важно отметить, что основным инструментом реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на период 2010-2014 гг. являются региональные инициативы. Каждый регион уникален и решение проблем любой из областей требует отдельного подхода и исследования.

Как показало теоретическое исследование, в Казахстане в свете реализации Стратегии-2020, важными остаются вопросы дальнейшего развития и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем выявления и разведки новых высокоэффективных рудных месторождений с более высоким содержанием полезных компонентов. А также, разработки и использования новых технологических процессов и оборудования, обеспечивающих технико-экономические показатели производства, соответствующие условиям конкурентоспособности, остаются актуальными и требуют своего решения.

Оптимизация государственного регулирования изучаемой отрасли промышленности вызвана, прежде всего, потребностью решения задач, намеченных Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Это вызвано тем, что обостряющаяся межгосударсваенная конкуренция в глобальных инвестициях ведет к значительному улучшению условий бизнеса (инновационной привлекательности) практически во всем мире, что, в свою очередь, еще более подхлестнет прогресс глобализации (таблица 1).

В целом, доминирующие тенденции в мировой экономике, создающие новую глобальную экономическую реальность, можно классифицировать, как: переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, глобализации, экономической либерализации, нарастанию глобальной конкуренции и региональной интеграции.

Казахстан, располагает стратегическими сырьевыми ресурсами. Тенденция развития мировой экономики показывает, что у республики нет иного пути, чем развитие экономики, основанного на знаниях, т.е. экономике инновационного типа.

 

Таблица 1 - Факторы перехода от индустриальной экономики к постиндустриальной(В САМОМ КОНЦЕ!)

 

Для обеспечения перехода цветной металлургии на инновационный путь развития необходима реализация ряда подходов и мер: концентрация бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах государственного значения, связанных с развитием модульных технологий, производством металлов и сплавов со специальными свойствами и др.; создание сети профильных технопарков в промышленных регионах в форме открытого акционерного общества с привлечением субъектов инновационной деятельности; отмена пошлины на импортируемое новейшее технологическое оборудование для предприятий цветной металлургии; стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий; совершенствование технического регулирования в цветной металлургии путем разработки отраслевых технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции цветной металлургии на внешних рынках и стимулирования ее экспорта необходимо уточнить перечень такой продукции, оптимальные схемы ее транспортировки и реализации, а также принять ряд нормативно-правовых и финансовых мер: снижение тарифов на услуги естественных монополистов (пока это не войдет в непреодолимое противоречие с требованиями ВТО); отмена или снижение ставок таможенных пошлин на товары, являющиеся основным сырьем или производственным оборудованием для экспортеров; заключение долгосрочных межправительственных соглашений по конкретным видам продукции и договоренностей на уровне правительств о маршрутах и условиях транспортировки грузов; кредитование экспортных операций (например, в виде компенсационных пошлин); государственное стимулирование повышения качества производимой продукции с ускорением перехода на международные стандарты качества продукции и управления проектами; массированное внедрение новых и предельных технологий.

Основные направления развития экономики в послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – Новые возможности Казахстана» А. 2010.

Как говорит президент: нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации. Оценка и финансовая поддержка по этим критериям работы всех уровней управления и контроль будут главной задачей Правительства.Только инновации дадут резкий рост производительности труда.

По моему поручению Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.

Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.

К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.

Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности. Эта работа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие.

Только так мы сможем войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Для НДП "Нур-Отан" выполнение Программы - 2020 должно стать главным стержнем работы. Никто не должен стоять в стороне, потому что только так мы обеспечим новый экономический подъем Казахстана.

Создается единый управленческий центр (штаб) во главе с Премьер-Министром по осуществлению Программы, и центры в областях во главе с акимами. Надо работать так, как мы работали в 2009 году по программе "Дорожная карта".

Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству

Нам предстоит:

1.Подготовить экономику к посткризисному развитию;

2.Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

3.Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

4.Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.

6. Привлечение инвестиций

7. развитие предпринимательства

8. развитие регионов страны

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.