Сделай Сам Свою Работу на 5

Переходный период (XIV – XV века) и СВМ (XV – XVI века).





К этому же периоду относится группа произведений, посвященных Куликовской битве (“Куликовский цикл”). Новая идея о новом устройстве гос-ва. Формируется новая гос. идея, которая будет представлена в следующем периоде.

“Куликовский цикл” возникает в XIV – XV веках, но относится больше к переходному периоду (XV – XVI века), когда формируются идеи для СВМ. Но нужно возникновение новых идей.

Куликовская битва – 1380 год.

Политическая теория: Москва – третий Рим, новое положение Москвы на международной арене.

Церковно – полемическая литература – отношения церковной и светской власти.

Повесть о Дракуле – каким должен/не должен быть правитель.

Эти группы готовят новый стиль эпохи. Существовали какие-то возрожденческие представления; идеи выражены в:

· повесть о Петре и Февронии;

· хождения Афанасия Никитина за три моря.

Литература повернулась к гос-ву. Началось строительство нового гос-ва. Человек – строитель, до него нет дела. События внешней истории давали повод о размышлении судьбы гос-ва.

Событие: падение Константинополя (до этого принял унию. В середине XV века положение Византии трагическое, Константинополь решил принять главенство римского папы. Русь не признала унию и, когда в 1453 году Константинополь пал, на Руси было воспринято едва ли не с радостью. Константинополь – центр православия, теперь Москва – третий Рим).



Тезисы:

1. Наши правители – потомки варягов, а те из Пруссии, связанные с Римом и визант. Императорами;

2. Константин Мономах передал священные послания Владимиру Мономаху – не может быть, они жили в разные эпохи!!!

3. Трое отправились в Вавилон за знаками царской власти Византийской империи. Поэтому и их страны имеют право власти;

4. Знамения (сон Константина, освобождение русыми людьми Константинополя от турок; кровавый дождь; огненный шар).

Идеи:

- Москва – третий Рим;

- Полемика с еретиками (сходная с протестанизмом).

Антитринитаризм – отрицание триединства Бога, двойственность природы Христа; обрядовая система; институт монашества; симония.

В рамках отрицания церкви: архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий – наиболее ярые борцы с еретиками.



нестяжатели иссифляне

Нил Сорский Волоцкий

Только духовная власть, Церковная власть выше

не должно быть имущества, светской, церковь

жить на подаяние; должна владеть имуществом,

и быть независимой;

Сорский близок к исихастам, Волоцкий – публицист,

самоуглубленно мзучает душу; человек жесткий. Громит,

требует;

Старчество – уход в скит. Церковь – сильная мощная

Организация.

Сначала гос-во на стороне нестяжателей, а потом оказывается, что сильное гос-во немыслимо без сильной церкви. Царская власть – от Бога.

- Переводные сочинения (“Повесть о Дракуле Жестоком”).

Какова грань между грозностью и жестокостью? Вопрос этот остается без ответа.

Это создало предпосылки для СВМ:

· обощающие литературные работы;

· публицистика.

1. Летописные своды (“Никоновский летописный свод”, “Воскресенская летопись”, “Степенная книга”, “Великие Четьи - Минеи” (объединяет жития всех святых), “Домострой” – объединяет все советы по ден. отношениям)). Обобщает разрозненные произведения или идеи, объединяет, собирает историю.

Особый жанр – степенная книга (подчеркивает особое ощущение истории, движении к идеальному гос-ву), задача которой – похвалить правление Ивана Грозного, этого идеального гос-ва, высшая ступень; объединенные светские и церковные власти.

Рассказы о князьях” (история о княгине Ольги).

 

Публицистика.

Уточняет те вопросы, которые не попадают в поле зрения авторов обобщающих работ. Решает более конкретные вопросы.

Среди авторов – Иван Пересвет. Его работы: он ставит и решает очень конкретные проблемы, но и охватывает много вопросов, связанных с гос. жизнью.



Официальная версия: дворянин, служил в Литве, обеспокоен тем, что творится в гос-ве. Пишет государю “Пчеловидение”. Цель – показать, что должно быть сделано, поучить его. Написано по малолетству, что оправдывает его. Это – иносказание (что было в истории и что должно/не должно быть). Он очень подробно рассказывает о гос. устройстве Турции и Византии. Идеальное гос-во – Турция (иноверцы!!!). В Византии – Константин, слабый правитель. В Турции – сильный сравитель Салтан. Автор говорит, Что М. Салтан читал христианские книги, поэтому он такой умный. Что же он сделал (в отличие от Константина)? Он произвел ряд реформ:

· реформа управления (воевода брал, что хотел – раньше!!! Теперь воеводы сменяемы, получают жалованье, налоги – в казну. Продвижение по службе – по соответствующий заслугам, а не по происхождению);

· военная реформа (получение чинов по собственным заслугам, обучение военному делу, создание гвардии);

· финансовая реформа (отдельно гос. казна и частная казна Магмед Салтана);

· судебная реформа (судьям – жалованье, кодифицирование законов, наказание за несправедливость).

Следовательно гос-во (Турция) сильное, побеждает Византию. Бояре разорили гос-во во время малолетства Ивана Грозного.

Но есть некоторые сомнения: это, возможно, было и оправдание реформ Ивана Грозного.

Выражена философия СВМ.

В литературе (еще и в истории) начинается переходный период.

 

Переходный период (XVI век).

Смутное время (начало XVI века). Начинает меняться представление о человеке, внимание на человека. О его роли в истории и его судьбе в судьбах мира.

Показательно сказание Араама Полиция - “Троица Сергиева Монастыря”. Он говорит: “Если бы я грешный, неизвестно чем бы закончилась осада, а будь осажен монастырь – неизвестно, чем бы закончилась история Руси”. Хорошо передано стихотворении Пушкина “Моя родословная”. От него зависит историческая судьба. В итоге это изменение представлений о собственной судьбе приводит к изменениям к существенным изменениям в литературе. Возникает новый стиль эпохи, а может и не один, но и начинает меняться литература средневековья, то есть литература приобретает черты новой литературы XVII века. Это и следующий период, и переходный период к новой литературе.

Черты нового стиля далеко не во всей литературе.

Жанры: традиционные (как и в древней литературе, но они эволюционируют – жития и воинская повесть) и новые.

“Житие протопопа Аввакума” и “Житие Юлиании Лазаревской”, или “Повесть об Ульяне Ассориной”. В колебании названий (2) видно, что это не совсем житие. То житийный, то не житийный сюжет. Это объясняется историей написания (пишет житие сын, вскрыв гроб и увидев, что тело ее не тленно, поэтому она святая. Он пытается соблюдать канон, но не вольно вторгаются его детские впечатления. Традиционный мотив – вмешательство дьявола. Вторгаются живые бытовые детали: о ее трудолюбии, скромности. Но должен быть и аскетизм. Говорит, что она очень хотела уйти в монастырь, но муж ее не отпустил. Она мучает себя). Характерные требования?черты семейной хроники.

Воинская повесть - “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. Горсточка казаков отстаивала Азов, который недавно захватили. Турция не могла смириться с разделом. Предприняли попытку взять Азов. Но тут и описания окопов, кол-ва турок (примерно 3000). Автор предполагает, что есаул Федор Горошин отправляет просьбу к царю сохранить Азов. Но царь не хотел ссорится с турками и отдает. Отражается казачья идеология (просьба сохранить Азов и отказ возврата тел турков им за большие деньга), все казачество, а не один герой, отношение к жизни казаков, что нарушает традиционный канон.

Наблюдаем изменение, сдвиг, разрушение изнутри. Внутренние требования, приспособление традиционных жанров к новой лит-ре не удается (!!!).

 

Барокко.

Новый стиль с названием европейского стиля. Проблема Барокко в русской литературе. Четвертый международный съезд славистов. Был ли такой стиль? 1) Были. 2) Не были. 3) Были, но в определенных рамках.

Барокко в европейской литературе. Возникает как реакция на возрождение, которое возрождало мощь человека, могущество, античный культ красоты. Человек – центр мира. Когда происходит разочарование в человеческом могуществе, возникает барокко, которое утверждает, что человек – песчинка, им играют таинственные силы, земная жизнь – суета сует, не определишь свою судьбу. Чтобы узнать эти силы, нужно описать мир, борьба добра и зла, белого и черного.

Привыкнуть к определенным худ. особенностям: появляются новые темы (смерти, жалости/жалости человека), мотивы, что приводит к появлению особо сложных худ. форм: акростих, мезостих (средние буквы), полендромы, макаронические стихи (двуязыческие, русско – латинские стихи; “Sinerambun”), стихи в форме звезды, креста, чтоб создать модель мира.

Это явление вызвало негодование. Схематизмом мышления. Барокко как стиль ассоциируется с реформой церкви, с ересью, католичеством (то есть реформацией). Реформацию принимали.

Барокко приобрело у нас немного другой оттенок. У нас не было Возрождения. На первый план – стремление познать мир, описать мир (Симеон Полоцкий – по тетради в день). Проявился в виршах и школьном театре.

Каковы границы барокко? Не разрешен вопрос. Помимо виршей и школьного театра. Появляются новые явления в пассанской среде (купцов, ремесленников, шушары всякой). Появляется бытовая нравоучительная повесть, пародии. Эти жанры не похожи на прежние. Но есть и то, что роднит с высоким барокко. Барокко функционировало у нас в двух разновидностях (высокое и низкое), а может это два разных стиля.

Не соблюдаются основные черты средневековой литературы: дидактичность, серьезность, доказательность.

“Повесть о горе и злосчастии” (злая учесть) и “Повесть о Савве Грудцыне”. Авторы здесь еще сохраняют дидактизм. В “1” на фольклорных элементах – нет имени, просто молодец. Родители замечательные. Много говорят сыну, который в итоге просыпается под забором. Домой стыдно, он выбирается, начинает хвастаться. К нему цепляется горе-злосчастье. Он уходит в монастырь, чтобы замаливать все свои грехи. Во “2” – впервые любовная тема, любовное томление. Появляется тема двойника (того дурного, что есть в каждом из нас). Отец отправляет своего сына в гости, но сын ведет себя плохо. Савва совершает подвиги, молится Богородице и уходит в монастырь.

Вроде бы герои распоряжаются своей судьбой, но затем наказываются.

“Повесть о Фроле Скобееве”, бедный, зарабатывает ходатайством на чужие дела. Но честолюбим безупречно. “Либо полковник, либо покойник”. Придумает аферу. В его городе жила дочь Столыпина, Аннушка. Фролка решает на ней жениться. В отсутствие ее родителей переоделся в девушку и притащился к ней девичник. Соблазняет ее. Берет у Ловчикова лошадей, уезжают. Анна к тетке, а он повозчик. Фролка начинает шантажировать Ловчикова. Анна ложится в постель и посылает родителям, что помирает (делает вид, что наказано). Родители присылают икону с благословлением. В итоге герой не наказан, а наоборот – преуспел.

В “Повести о Карпе Сутулове” и его жене Татьяне Карп уезжает за товаром, а жене оставил много денег – 100 р. После того, как деньги вышли, идет к его другу. Он может дать ей деньги, но только ценой дочери. Честь сберегла и прибыток принесла.

Это – пассанская литература.

Вторая группа литературы – смеховая литература. Впервые это понятие – три книжки Бахтина М., который ввел понятие “карнавальный смех”. Это своего рода разрядка. Карнавал – время, когда все дозволено, когда все наоборот, все переиначивается. Смешен сам процесс переиначивания/переворачивания. Долго не приходило в нашу литературу.

Когда стали писать повестушки пассатские люди, этот смех проник в нашу литературу и отразился. В пассатской литературе есть обличительное начало – осмеиваются те, кто преуспел, кто богаче, ест лучше. Гораздо больше произведений, где это переплетено со смехом или этого вообще нет.

Жил человек бражник (“Повесть о бражнике”), помер и решил, что ему надо в рай. Подошел к двери в рай. Спорит с апостолами; или то, или то; попадает в рай, в самое лучшее место.

“Калязинская пчелобитная” – низы общества всегда смеются над монахами.

“Повесть о Шемякином суде” – карнавальная повесть. Два брата – бедный и богатый – судятся. Богатые – дураки, бедным везет. Здесь национально – пассатская психология. Переход проявился в появлении стихосложения и театра.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.