Сделай Сам Свою Работу на 5

Психоэмоциональное развитие





В этом возрасте дети проявляют независимость и самостоятельность. Благодаря этим чертам поведения создается впечатление, что малыш

повзрослел. Это особенно заметно по исследовательскому поведе­нию ребенка и способности к самостоятельным занятиям — малыш может длительное время заниматься сам. Развивается его способ­ность к подражанию, что хорошо видно по сюжетным играм. Напри­мер, малыш стелет тряпочку и укладывает спать кукол (девочка), ука­чивает их.

С этого возраста мы можем видеть первые плоды социализации ре­бенка. Это выражается в том, что малыш провоцирует взрослых к действиям и внимательно наблюдает за их реакцией. Особенно ча­сто для такой провокации ребенок использует конфликтные ситуа­ции, рассчитывая на бурную реакцию взрослых. Интересно, что, на­блюдая за окружающими, малыш легко выделяет дурное поведение взрослых и перенимает именно его. Пока он копирует только ми­мику и жесты взрослых, сопровождающие негативные эмоции, но не переживает эти эмоции. Именно с этого времени и до исполне­ния ребенку 1,5 года родители и окружающие его люди должны очень строго соблюдать нормы цивилизованного общения. Конеч­но, было бы желательно, чтобы эти нормы поведения всегда были правилом для всех членов семьи. Кроме этого, малыш начинает раз­влекать и веселить родителей, смешит их. В ситуации, когда малы­шу что-то не нравится, он нервничает и кричит пронзительным го­лосом.



Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок продолжа­ет активно исследовать содержимое шкафов, ящичков, обследует обувь. Малыш разбрасывает вещи и периодически пытается сложить их на место. Проводя свои исследования, дети часто используют под­ставку (таз, скамейку, табуретку и т.д.), чтобы достать желанный пред­мет, находящийся выше их роста.

Ребенок исследует свойства воды — пытается схватить текущую из крана струйку, не понимая, что это не твердый предмет, а жидкость. Малыш внимательно наблюдает за окружающим и выделяет опасные, по его мнению, явления: летящий самолет или вертолет, громкие зву­ки, бурный ветер и т.д.

Знакомство со своим телом. Ребенок обнаруживает свой пуп и начинает его ощу­пывать и рассматривать. Рассматривает свои половые органы в про­цессе мочеиспускания, теребит их. Стучит себя по голове ручками и игрушками. Может стучать головой о твердые предметы.



Общение и речь. Заметно расширяется жестовая речь и пассивный словарь ребенка. Он показывает пальцем на все, что его заинтересовало, и нуждается в комментариях родителей по поводу заинтересовавших его предме­тов. По просьбе мамы или другого взрослого малыш может показать на себе, на кукле или на маме глазки, носик, ушки, пупок, животик, ручки, ножки и тд. Особенно хорошо малыш показывает, где у мамы грудь. Может сказать первые слова, если не сказал их в 9 месяцев. На­чинает слушать короткие простые сказки.

Уход

Вскармливание. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола, сохраняя пол­ноценное грудное вскармливание. В этом возрасте у ребенка может появиться 2—3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрос­лых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: при­кладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление на­сытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но уве­личивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.

Режим сна. Ребенок спит 1—2 раза в день. В этом возрасте у малыша может изменить­ся режим дневных снов.

 

Месяцев

Моторное развитие

Движения малыша становятся более скоординированными, быст­рыми и уверенными. Значительно улучшается ходьба: малыш быст­ро ходит, почти бегает. Если в 11 месяцев ребенок только делал по­пытки забраться на стол, комод или полку стеллажа, то с этого возраста он уверенно взбирается на стулья, столы, лестницы и т.д. Чтобы взобраться на тумбочку или стол, малыш использует под­ставки и подтягивается на руках, если есть такая возможность. Спу­ститься на пол с высоты стула малыш пока еще не может. Однако он активно взбирается вверх, совершенно не задумываясь над тем, как будет потом спускаться. Обычно малыш забирается на высоту, а ког­да ему надо спуститься вниз, то он обязательно зовет кого-либо из взрослых. Родителям следует знать, что в этой ситуации ребенку нельзя отказывать в помощи, ожидая, что он сможет спуститься сам. Малышу необходимо помочь спуститься вниз как можно скорее, чтобы он не успел испугаться или свалиться. В данном случае не следует медлить или пытаться воспитывать малыша. Неграмотные действия родителей могут привести к психологической или сома­тической травме ребенка.



Психоэмоциональное развитие

К этому возрасту дети становятся довольно покладистыми и терпели­выми. Развивается подражательное поведение: ребенок пытается мыть пол, пылесосить, стирать, пытается принимать участие в убор­ке комнаты. Он делает попытки самостоятельно есть и одеваться. С этого возраста малыш способен выполнять просьбы взрослого. Ребе­нок любит складывать и раскладывать вещи в ряд и класть их на место. В этом возрасте раскладывание вещей по их местам приводит его в восторг. Для родителей это реальный шанс научить ребенка класть вещи на место!

Из игр ребенку особенно нравится играть посудой, греметь крышка­ми кастрюлек. Если мама показала малышу что-то, что его заинтере­совало (например, как катится инерционная машинка), то ей придет­ся повторить это действие не менее 6—12 раз.

Эмоциональное развитие. Ребенок более активно начинает выражать эмоции: про­являя нетерпение, он топает ногой, проявляя несогласие или возму­щение, он пронзительно кричит. В незнакомой обстановке ребенок ведет себя очень осторожно.

Общение и речь. У ребенка накапливается арсенал из звукоподражательных слов.

Уход Вскармливание и сон. Режим кормлений и сна остается неизменным. Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 1—2 раза в день. При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует на вкус другую еду.

 

 

Перинатальное

воспитание

и поддержка грудного

вскармливания

Основой здоровья и полноценности будущих поколений людей явля­ются благополучная беременность, естественные роды, грудное вскармливание и физиологически обоснованный уход за новорож­денным и грудным ребенком. Обеспечить эти важные моменты мож­но за счет популяризации знаний по перинатальной психологии, грудному вскармливанию, психологии новорожденного и грудного ребенка, психологии беременной и т.д., а также за счет обучения ма­терей практике грудного вскармливания, уходу за новорожденным, грудным ребенком и ребенком раннего возраста. Эти знания буду­щие родители должны начинать приобретать до беременности или во время первой беременности, обучаясь на курсах дородовой подго­товки.

Сфера материнства: медицинский и немедицинский подход

Как в нашей стране, так и за рубежом существует медицинский и не­медицинский подход к обслуживанию женщины на разных этапах материнства: беременность — роды — грудное вскармливание и уход за грудным ребенком. И тот, и другой подход имеет право на сущест­вование. Однако следует более строго разграничить сферы медицин­ского и немедицинского обслуживания, что чрезвычайно актуально для сохранения здоровья матерей и детей.

 

Медицинский подход

Современное положение

Сегодня как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах мы наблюдаем тотальное внедрение медицины в область деторождения. Акушерство настолько безальтернативно вторглось в эту область, что многие люди считают беременность и роды не нормальным физиоло­гическим актом, являющимся частью биологии человека, а хирургичес­кой операцией, которая не может осуществляться без врача. Между тем, завоевывая рынок, медицина практически полностью вытеснила носи­телей материнского опыта и культуру материнства, что не лучшим об­разом сказалось на воспитании и здоровье не одного поколения. На это указывают официальные статистические данные 2000 года: дети первой группы здоровья в возрасте до 1 года по России —10 — 0,1 %; грудное вскармливание детей до 1 года — в Москве 10%, по России 14%, самый высокий показатель грудного вскармливания до 3 меся­цев в отдельных благополучных районах — 30%; увеличение числа умственно неполноценных детей; увеличение числа кесаревых сечений до 18—20%, а в отдельных кли­никах до 60%;

медикализация родов побила все рекорды — 90—97% от общего чис­ла клинических родов в больницах и родильных домах, что изна­чально снижает показатели физического и психического здоровья детей.

Такая плачевная ситуация существует не только в России, практичес­ки все страны мира приходят к значительному ухудшению состояния здоровья матерей и детей, при тотальном внедрении медицины в об­ласть деторождения. Это было отмечено Всемирной Организацией Здравоохранения еще в 1985 году. Особенно значимо страдает здо­ровье матерей и детей в случаях, когда акушерство представляет со­бой медицинскую монополию. Поэтому ВОЗ рекомендует широко развивать сеть немедицинской помощи матерям, чтобы составить альтернативу и конкуренцию медицинскому обслуживанию. При на­личии альтернативной помощи матерям и молодым родителям у них появляется возможность выбора, что благотворно влияет и на каче­ство медицинских услуг.

Блестящим доказательством эффективности передачи материнского опыта от матери к матери доказала деятельность общественных групп поддержки грудного вскармливания. Известно, что в тех стра­нах, где такие группы существуют, ситуация с грудным вскармлива­нием значительно улучшается. Поэтому одним из 10 шагов ВОЗ/ЮНИСЕФ, направленных на поддержку грудного вскармлива­ния, является пункт, гласящий: «Поощрять организацию групп под­держки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.