Сделай Сам Свою Работу на 5

Психоэмоциональный контакт





Новорожденный ребенок наделен способностью испытывать те же эмоции, которые испытывает его мать. Помимо физических прикос­новений матери малыш нуждается в общении с ней, которое выража­ется во взглядах, ее мимике, ласковых речах, обращенных к нему. Об­щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще. Из педагогики известен факт, что нормально слышащие дети, которые росли с глухими родственниками первые 3—5 лет жизни, уже не могли овла­деть речевыми навыками даже на 40%. Поэтому, чтобы ребенок вырос полноценным, мать должна общаться с ним, сопро­вождая свои действия словами, начиная с первых дней его жизни.

Для полноценного общения матери и ребенка огромное значение имеет акт кормления грудью, при условии его достаточной длитель­ности и повторяемости. Мы неоднократно говорили выше об особой настроенности новорожденного на общение с матерью. Все приспо­соблено для этого: фокусное расстояние глаз новорожденного, соот­ветствующее расстоянию между его глазами и глазами матери во вре­мя кормления, немигающий взгляд младенца, его способность выде­лять лица, и не просто лица, а говорящие лица, а также его удивитель­ная способность к имитации. Таким образом, общаясь с матерью, он подражает ей и уже на этом этапе усваивает законы общения и чув­ство сопричастности. Отклик матери кормлением не только на го­лод, но также на беспокойство и тревогу создают для ребенка ту ат­мосферу любви и защищенности, без которых невозможно полно­ценное развитие его интеллекта и психики. Именно у груди и на ру­ках у матери осуществляется постепенное усложнение форм обще­ния, углубление психологической взаимосвязи, любви и поддержки в познании.



Естественно, что при такой высокой степени связи матери и младен­ца в процессе грудного вскармливания и ухода формируется целый комплекс еще более сложных психофизиологических отношений — базы будущей социализации ребенка. Впоследствии зависимость ре­бенка от материнского молока и самой матери будет уменьшаться, но сформированные в процессе их физического и эмоционального об­щения психофизиологические связи, а также отношения матери и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отноше­ний, отношений между поколениями и, возможно, в обществе в це­лом. Последующая социализация ребенка и его развитие будут стро­иться на основе материнской любви и заботы, закрепленных в про­цессе ухода и естественного вскармливания в раннем детстве.



Уход за новорожденным и реализация его физиологических потребностей

Физиологической потребностью новорожденного являются физиче­ский контакт с матерью и грудное вскармливание, о чем говорилось выше. Помимо этого, у ребенка есть другие физиологические по­требности, которые он не может реализовать без участия матери.

Мочеиспускание и дефекация

Новорожденный не может помочиться и опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдут мочеиспускание и дефекация. Таким образом новорожденный проявляет мочеиспускательный рефлекс, который формируется во время родов и связан со спазмом сфинктеров, сопровождающимся чувством страха и тревоги. Поэтому во время мочеиспускания и опо­рожнения кишечника ребенок вновь переживает эти негативные ощущения и эмоции и начинает плакать. Чтобы помочь малышу и облегчить процесс мочеиспускания, мама должна прийти к нему на помощь. Благодаря этим сигналам ребенка мать может высаживать его с самого раннего возраста, формируя таким образом привычку к чистоте. (Для высаживания удобно использовать широкий таз.) Эта особенность новорожденного успешно используется у народов, сохранивших первобытные основы воспитания. Например, в афри­канских странах, где женщины носят своих детей привязанными на спине или на боку, не очень хорошей и чуткой считается та мать, ко­торая через неделю после родов будет обмочена или запачкана сво­им ребенком. Это событие является свидетельством того, что она не­достаточно чутко относится к сигналам своего малыша, в частности к двигательным сигналам.



Потребность в тепле и адаптация к новому температурному режиму

Новорожденный появился на свет из матки, где температура окружа­ющей среды была не ниже 36 градусов. В новых условиях жизни та­кого постоянства температуры нет, поэтому возникает необходи­мость приспосабливаться к новому температурному режиму. Термо­адаптация, т.е. процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям, так же как и другие приспособительные перестройки в ор­ганизме новорожденного, должна проходить мягко и постепенно. Малыш нуждается в тепле, потому что его система терморегуляции обладает определенными особенностями и без физического контак­та с матерью он быстро замерзает. Но он нуждается также и в знаком­стве с новым температурным режимом.

Воздушные ванны помогают термоадаптации новорожденного. Во время воздушной ванны малыш может лежать в распашонке или голенький, в зависимо­сти от температуры воздуха в помещении. Если достаточно тепло (22—24 градуса), то малыш может полежать некоторое время голень­кий. Если температура ниже (20—22 градуса), то лучше, чтобы малыш лежал в распашонке. Проводя воздушные ванны, необходимо следить, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и не замерз. Следует отме­тить, что новорожденный ребенок не испытывает такого чувства хо­лода, как взрослый человек. Прежде всего он испытывает чувство об­щего телесного дискомфорта и тревогу, а затем холод. Поэтому мама должна точно определить тот момент, когда малыш может испыты­вать дискомфорт, и предвосхитить негативные переживания ребенка.

Как определить, что ребенок замерз. Если малыш выглядит спокойным и доволь­ным, у него теплый носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, значит, он не испытывает холода. Если же у малыша холодный носик и тем более остыли складочки, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Но будет гораздо лучше, если мама не дове­дет малыша до этих неприятных ощущений.

Потребность в сосании

Новорожденный испытывает потребность в сосании, удовлетворе­ние которой дает ему ощущение комфорта и защищенности. Осуще­ствляя акт сосания, малыш спасается от чувства телесного и душевно­го дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям жизни. Давно замечено, что сосание успокаивает ребенка и делает его сон­ливым. Причиной этого является повышение уровня холецистокини­на в крови, который вырабатывается в верхней части двенадцатипер­стной кишки, способствует эвакуации пищи из желудка в кишечник и усиливает переваривание. Помимо этого, холецистокинин вызыва­ет успокоение и «послеобеденную» сонливость, а также активизирует все свойства памяти и запечатления, увеличивая способность к обу­чению. Исследования показали, что чем младше дети по дням жизни, тем выше у них уровень холецистокинина после кормления, и они прекрасно засыпают, несмотря на малый объем пищи в период ста­новления лактации у матери.

Потребность в сосании дети реализуют главным образом за счет грудного вскармливания. Помимо этого малыши сосут свои пальчи­ки и кулачки. Это невинное детское занятие очень часто считается дурной привычкой, которую необходимо искоренить. Такое мнение неверно. Сосание рук — это внутриутробная привычка младенца, ко­торая постепенно угасает за счет продолжительных и частых при­кладываний к материнской груди по любому поводу. Поэтому следу­ет успокоить мать, что при полноценном грудном вскармливании дети быстро перестают сосать руки и ей не надо волноваться и одер­гивать ребенка, препятствуя ему. Преувеличенное сосание рук встре­чается у детей при неудовлетворенности кормлением грудью и пло­хом уходе. Если базовые нужды ребенка не удовлетворяются или удовлетворяются неполно, то он пытается активным сосанием до­стичь ощущения комфорта и таким образом компенсировать свои негативные переживания. Ребенок, который преувеличенно активно сосет руки, нуждается в правильно организованном грудном вскарм­ливании, хорошем уходе и, возможно, психологической помощи. Пустышки и соски. Очень часто родители, боясь вредной привычки ребенка сосать руки, приучают его к пустышке. Этого делать не следует, поскольку пустышки и соски, примененные до формирования устойчивого навыка захватывать и сосать материнскую грудь, могут стать причиной отказа ребенка от грудного вскармливания. Этот навык формируется у детей в течение пер­вых 2 месяцев жизни, и именно до этого времени нельзя знакомить ре­бенка с пустышкой. Кроме этого, пустышки являются источником инфи­цирования и неблагоприятно влияют на формирование прикуса.

Пустышку можно использовать после 2 месяцев в редких случаях, на­пример когда маме необходимо подлечить грудь и т.д. В других случаях пустышки и соски применять не следует. Если же родители приучили ребенка к пустышке, то при наличии грудного вскармливания от нее следует отказаться в любом возрасте, но не позднее 9 месяцев, чтобы не испортить прикус и не повлиять на формирование речевых навыков малыша.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.