Сделай Сам Свою Работу на 5

Геополитичекие концепции начала 20 в.





РАТЦЕЛЬ. Отец Геоп (хотя сам терм не использ). «Антропогеограф». «Политическая геогр»(почва – основополагающ данн-ть, вокр нее – интересы нар-в; Г-во – жив орг-м, укоренный в почве, склад-ся из территориальн рельефа и его осмысл-я нар-м; это осмысл-е выражено в политике; пространственн экспансия – естеств процесс, подобн росту орг-ма; наиб важн хар-ки – размеры, местополож-е, гр-цы). Закон экспансии: 1) простр-во Г-ва увелич-ся по мере разв-я К; 2) Г расшир-ся и поглощ полит ед-цы меньш значимости; 3) Граница гос-ва и ее изменение говорит о силе или слабости гос-ва. 4) при осущ эксп-и Г пыт-ся захв наиб важн рег-ны (побер, басс рек); 5) импульс экспансии – извне, менее слаб Г провоц более сильно на расшир-е. 6) чем сильнее гос-во, тем стремительнее его рост. Вперв формир концепцию «морск державы» (море как ист-к могущ-ва). Г должно развив св вен-морск силы, тк этого терб планетарн масштаб экспансии. ЧЕЛЛЕН. Первым ввел термин «Геоп». Геоп – Н о Г как геогр орг-ме, воплощенном в простр-ве. «Гос-во как форма жизни» Разв принципы ратцеля примен-но к евр. Идея о континетальн дер-жве к Герм. Герм = ось европы. Немцы (как и рсск) – юный народ, должны развив-ся за счет др народов. МАКИНДЕР. (Географ, брит посланник в Ю Росс, препод в Оксф) «Георафическая ось истории» - главн геопол текст. Тк отраж все педыдущ идеи и формир осн закон геополитики: самое выгодн полож-е – серединное. С планетарн т зр – Евразийск конт-т, в Евразии – хартленд – наиб благопр место для контроля над всем миром; хартленд – в средце мир острова (Азия+Афр+Евр) = иерах земного простр-ва чз сис-му концентрических кругов. В центре – геор ось истории – Россия. Затем – внутр полумесяц (береговое простр-во евразии – зона наиб активн разв-я уивилиз). Затем внешн полумесяц (внеш зона относ-но материковой части мир о-ва). Истор вращ-ся вокр континетальн оси (внутр полумес – динамичн разв; хартленд – застой; внеш полумес – цивизацион хаос). Цель островного мира- ослабить хартленд, предельно расширить внутр месяц на внешний. Важнейш З Геоп: кто контролир ВЕ, доминир над хартлендом; Кто доминир над хартлендом, владеет мировым островом; кто доминир мир островом – владее всем миром. Призн ведущ роль России. Главн задача англосаксов 0 недопуст обра-я стратегич союза вокгр россии >нужно оторватьмаксим кол-во берег простр-в от хартленда и поставить их под контроль островной цивилизации. Самое страшное – Р объед с Герм. Залож основу геополитики США и НАТО: любым способом препятств образов-ю евразийского блока, созд-ю союза Р и Герм. Один из состав-лей Версальск д-ра. МЭХЭН. (амер, военный) не использ терм Геоп, но его методика анализа и выводы схожа. «Морские силы в истории». Активн вл-е на амер политику. Главн инструм политик – торговля. Воен действия – только для обеспеч-я условий созд-я планетарной торг цивилизации. Экон цикл Мэхэна: производство>навигация>колонии. Критерии анализа геоп полож-я г-ва: 1. Открытость морям, возм-ть морских комм-й, спос-ть угрожать св флотом терр-и прот-ка; 2. Конфигур-я морск побер-я и кол-во портов; 3. Пртяженность территории = протяженность берег линии; 4. Количество населения (как спос-ть г-ва строить нов корабли и порты); 5. Нац хар-р (спос-ть к занятию торг-лей); 6. Полит хар-р правл-я. От него завис переориентация рес-в на созидание мощной МорскСилы. Сторонник доктрины Монро (1832): у Ам морская судьба. Нужно: стратегич интегр-я всего конт-та, затем устан мир госп-во. Главн опасность = макиндер. Перенес на планетарн ур-нь концепцию «Анаконды»(амер ген Мак-Келлан, примен во вр ГВ 1861-65, блокир враж терр с моря = стратегич истощ прот-ка). Реализована при поддержке Ан-той белых. Отец соврем атлант-ма. СПИКМЕН амер, д-р инс-та МО при Йельск ун-те, продолж теор Мэхэна.счит: Макинд переоцен знач-е хартленда. Хартленд получ импульсы от берег зон, а не наоб. Критерии могущ-ва:поверх-ть терр-и. приг гр-ц. объем насел-я, наличие полезн ископ-х. экон и технол разв-е, фин мощь, этнич однород-ть, ур-нь соц интрег-и, полит стаб-ть, нац дух. Если сумма этих крит-а небольшая – гос-во вынужд поступаться частью сув-та. Ввел катег «Серединн океан» = внутр море = средиземное. Ввод пон-е «атлантич континет» = ЗЕ + вост побер США. Евр – придаток США. Власть постеп перейдет к особ стр-ре, кот объед атлантич г-ва, где гл роль – сша. Сила – необх инстр обесп-я мир порядка.







Сущность и роль государства как участника МО.

Бесспорн актор М актор. Осн суб-т МП. ВП гос-ва поред хар-р МО. Оказ непоср влияние на степень свободы и балгосостояния индивида. Деятельность др актором во мног завис от отношения к ним др гос-в. Функции: поддержание порядка и Б в рамках огранич терр-и; созд усл для соц и экон разв-я общ-ва; поддерж-е занятости; удовлетвор осн потреб-тей несел-я. // Совр форма государств-ти тесно связ с понят сув-та (первонач – неорг вла монарха. С появ нац г-в = юр рав-во и незав-ть кажд г-ва). Пон-е сувер-та – 2 аспекта: внутр (своб г-ва выбир св путь разв-я) и внеш (невмеш-во во внутр дела др/др, рав-во, незав-ть). // В завис-ти от возм-ти защищ св сув-т гос-ва делятся на: сверхдержавы, ВД. Малые гос-ва, микрогос-ва. Признаки сверхдержавы: 1) способность к разруш-м планетарного масштаба (благод ЯО); 2) спос-ть оказ вл на усл сущ-я всего челов-ва. 3) невозможность потерпеть пораж-е от люб д г-ва или коал г-в, если в такую коал не вход др сверхД. // ВД оказ влияние на мир разв-е, но не господств. Малые оказ вл в ближайш окруж. МикроГ не могут защ св сув-т собств силами. Государство выражаются на М арене чз св ВП, кот им 2 формы: дипломатия и стратегия.

МПО и МНПО как уч-ки МО.

М орг - к числу наиб разв и разнообр мех-в упорядоч-я МЖ. Повыш-е их активн-ти, значит увел-е кол-ва = один из феноменов совр М разв-я. Разд на 2 осн группы: 1. Межгосуд (межправит) - учреждна осн М д-ра группой г-в; 2. М неправительств - возник не на осн д-ра между г-ми, а путем объед-я физ или юр лиц, деят-ть вне рамок оф ВП г-в. // Межгосуд - гораздо более ощутим воздейств на МО, тк гл действующ лицами ост г-ва. Вместе с тем неправит-х орг-й больше. В этом прояв-ся усил-е глоб-и с возрастанием объема разнообр транснац взаимод-й = можно видеть предпос для радик трансф-и СМО и формир-я глоб мир сообщ-ва, в кот и регулир-е процессов будут осущ-ся не чз взаимод-е между г-ми, а непоср чз мех-мы прям действия. МНПО в таком случ могут рассматр-ся как эл-ты глобального гражданск общ-ва. // МНПО могут подним ?сы, кот не затраг деят-ть правительств; собирать, обраб и распростр информ-ю о М проблемах, требующ обществ вним-я; инициир конкр подходы к их реш-ю и побужд прав-ва к заключ соотв-х соглашений; осущ наблюд-е за деят-ю пр-в, выполн-м г-ми взятых на себя обяз-в; мобилизов обществ мнение. // НО значение межгосуд орг-й для регулирования МЖ неизмеримо больше. В этом отн они прояв себя в 2х ипостасях - с одной стор, образ поле кооперативного или конфликтн взаимод-я между членами, с другой – выступ как специфич действующ лица, оказ самост влияние на динамику разв-я МО // спорн ? о мере такой самост-ти: «реалистич парад-ма» (межгос орг-и «произв» лишь то, что «вклад» в них гос-ва-члены, не спос генерир никакой импульс, выходящ за пределы ВП); «идеалистич парадиг» (в рез деят-ти межгос орг-й возник нов кач-во, не сводимое лишь к сумме ВПимпульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они, будет происходить преобр-е всей СМО, ее трансформ из арены устан-я баланса инт-в в мех-м выявл-я и реш-я глоб проблем чел-ва). Первый подход больш степ отраж фактич полож дел на М арене. Но в любом случ след подчерк 3 обстоят-ва: 1.даже если рассматр межгосуд орг-и как вторичн суб-ты МПва, они активно вовлеч в процесс формир-я и осущ-я МПнорм. Более того, эфф-ть ноорм все больше завис от степени их санкционир-я межгосуд орг-ми. 2. Деят-ть орг-й ощутимо вл на М-политич повед-е участвующих в них г-в. Само участие в межгосх орг-х = фак-р М социализ-и г-в. 3.хотя г-ва - главн действующ лица на М ар, межгосуд-х орг-й знач больше, и они образ довольно развернутую сеть, охватывающ практически все сегменты совр-х МО. Классификация: по кругу участников (универс и рег), функциональн предназнач-ю (общей и спец компетенц), порядку вступления (откр и закр), хар-ру полномочий (основ на традиц привед-и к общему знамен-лю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональн-ти). Общ тенденции в разв межгосуд орг-й можно: а) относит усил-е регион-х аспектов в их деят-ти > фокус на более конкр проблемах; б) значит возраст-е числа орг-й спец компетенции для регул-я спецх сфер М взаимод-я; в) более частое и более широк наделение межгосуд-х орг-й наднац-ми полномоч-ми.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.