Сделай Сам Свою Работу на 5

Преподобный Роман Антиохийский





День памяти: 27 ноября / 10 декабря.

Святой преподобный Роман родился в городе Росе и подвизался в окрестностях Антиохии, стяжав благодатные дары прозорливости и исцелений. По его молитвам. Господь даровал многим бесплодным женщинам радость материнства. Святой Роман был строгим постником, под власяницей носил тяжелые вериги. Много лет прожил святой в затворе, не разжигая огня. Достигнув глубокой старости, он с миром отошел ко Господу (V).

Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский

Дни памяти: 20 Ноября / 3 Декабря, 27 ноября / 10 декабря

Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) родился в селе Турчасово на реке Онеге. Родители его - Иерофей и Мария - назвали сына Диомидом. Пятнадцатилетним юношей он отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг от игумена Антония, жил с отшельниками на пустынных островах, а затем удалился на Водл-озеро. Семь лет прожил он там в подвигах вместе с учеником своим Прохором. Решив основать монастырь во Имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы. Незадолго до своей кончины преподобный Диодор должен был по делам обители поехать в Каргополь (ныне – Архангельская область). Прощаясь с братией, он предсказал свою скорую смерть. Скончался и был погребен в Каргополе (+ 27 ноября / 3 декабря 1633 года). Через два года его нетленное тело было перенесено в Троицкую обитель и похоронено на южной стороне соборного храма. Память преподобного Диодора совершается 20 ноября / 3 Декабря, так как преставление совпадает с празднеством Божией Матери ради Ее иконы Знамения.



Преподобный Феодосий Тырновский

Дни памяти: 17 февраля / 2 марта (болг.) и 27 ноября / 10 декабря

Ради поиска жития этого святого, чтимого в этот день, пришлось изрядно порыться в источниках и… в итоге на православных ресурсах о нем нет ни слова, зато о нем подробно написано в источнике, по большей части, светском и размещая текст здесь, несколько редактировать….

Прп. Феодосий Тырновский. Икона XIX века

Ранние годы



Как сообщает нам Житие преподобного Феодосия, святой стремился сделать место своего рождения неизвестным, скрывая свою национальность, однако определённо указано, что он был болгарином. По всей видимости, будущий преподобный родился в Видинском крае, в Болгарии. Социальное происхождение преподобного Феодосия так же неизвестно. Встречается утверждение, что «святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи»[61], но трудно сказать, на чём оно основано. Другое мнение предполагает, напротив, незнатность его происхождения[62].

Согласно житию, ещё молодым Феодор постригся в Видинском монастыре Святого Николая Арчар. Его наставником был игумен монастыря Иона. После смерти игумена Феодосий оставил монастырь своего пострижения и ушёл в Тырновский монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии на Святой горе. В поисках духовного совершенства и нелестного наставления будущий святой сменил несколько монастырей[63], пока не услышал о преподобном Григории Синаите, к которому в Парорию со всех сторон стекались ученики.

Ученик преподобного Григория Синаита

Под руководством великого подвижника Феодосий достиг высот созерцания и монашеских добродетелей. Преподобный Григорий благословил его совершать уединённую молитву, что согласно учению отцов говорит о полном очищении от страстей.

По благословению своего наставника святой Феодосий ходил в Тырново, чтобы просить покровительства и защиты от разбойничьих набегов Парорийской пустыни у царя Болгарии Иоанна-Александра. Правитель болгарского царства принял посланников великого святого со всем вниманием. Результатом посольства стала реальные меры по защите пустынников от разбойничьих набегов, а также существенная материальная помощь.



По смерти преподобного Григория, которая последовала в 1346 году, братия предложила Феодосию стать их игуменом и наставником, но он, стремясь к совершенству, отказался от этого поста.

Вскоре, вместе со своим учеником Романом, преподобный оставил Парорию и отправился на Афон, в лавру святого Афанасия. Далее был болгарский монастырь Зограф, известный как центр книжности и просвещения. Пробыв на Афоне около двух лет, Феодосий, отпустив Романа на родину, отправился в Фессалоники, ещё один центр исихазма, где действовал святитель Григорий Палама. Таким образом, святой Феодосий посетил многие монашеские центры, в которых ранее побывал его прославленный учитель. Это длительное паломничество позволило преподобному Феодосию познакомиться практически со всеми духовными центрами исихазма в империи и на Балканах. Далее через Константинополь святой вернулся вновь в Парорию, однако надолго здесь не остался и вскоре отправился в уже знакомые ему Сливенские горы, где встретил своего друга и спутника Романа. Однако поиски места для уединённой молитвы и безмолвия натолкнулись на угрозу со стороны разбойников. Решено было идти в столицу Болгарии Тырново.

Килифаревский монастырь

Преподобный Феодосий прибыл в Тырново примерно в 1349 году. Здесь святой обратился к царю Иоанну Александру, с которым уже был знаком, когда выполнял поручение своего наставника. Получив от монарха всестороннюю поддержку, в старой римской крепости на Килифаревской горе в 20 километрах от столицы, он, вместе с преподобным Романом, основал монастырь Пресвятой Богородицы[64]. Царь выделил значительные средства на строительство и благоустройство нового монастыря. Так возник новый центр духовного просвещения и исихазма — известный Килифаревский монастырь. Монастырь быстро наполнился послушниками. Среди насельников нового монастыря были не только болгары, но и сербы, унгры (венгры), волохи (румыны).

Точных сведений об устройстве и уставе монастыря нет. П. А. Сырку, ссылаясь на сравнительное упоминание в «Слове похвальном патриарху Евфимию» Григория Цамблака, считает, что вероятно они были близки к порядкам Синайской горы. По мнению Сырку, это могло быть, хотя бы частично, скитское устройство. Отмечая генетическую связь монахов-безмолвников, Сырку считает, что «некоторые понятия об устройстве этого монастыря могут дать нам устав скитской жизни преподобного Нила Сорского и отчасти установления старца Паисия Величковского». Житие же называет обитель «чудным скитом».

Следуя традиции своего наставника преподобного Григория Синаита, Феодосий превратил Килифаревский монастырь в центр духовного просвещения. Богатая святоотеческая библиотека, собранная преподобным во время его путешествия, стала основой для переводов с греческого на славянский значительного количества духовной литературы. Килифаревская богословская школа стала образцом для духовного просвещения славянских стран. Именно здесь учеником преподобного Дионисием с греческого на славянский был переведен сборник Иоанна Златоуста «Маргарит». В. Киселков считает, что сам Феодосий перевёл творения своего учителя Григория Синаита. Однако точных сведений о переводах самого преподобного нет.

Уже в конце своей жизни Феодосий, опасаясь турецких набегов, решил перенести свою школу в другое, более удалённое от столицы место. Однако царь, не желая далеко отпускать от себя святого, предоставил возможность ему устроиться неподалеку от Тырнова в гористой местности Пера, где были построены церковь и кельи[65].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.