Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ





ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"

В Знаменском храме г. Верхний Тагил находится весьма почитаемая на Среднем Урале Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение». По преданию, эта чудотворная икона находится в Верхнетагильском храме с момента его открытия в 1753 году. До этого же находилась во владении Саввы Медведева. Верхнетагильский завод был основан в 1718 году Никитой Демидовым. Первое поселение возникло при заводе. Деревянный храм в Верхнем Тагиле был заложен в 1752 г., а освящен в 1753 г. Этот храм сгорел 18 / 31 мая 1861 года, когда выгорела большая часть Верхнего Тагила. Каменный храм был заложен в 1859 г., а освящен 22 ноября / 5 декабря 1876 г. После пожара и до освящения храма богослужения совершались во временном храме во имя пророка Илии, устроенном в заводской конторе. Каменный Знаменский храм, освященный в 1876 г., существует и доныне. В годы советской власти не закрывался.
Чудотворный образ Божией Матери “Знамение” находится у левого клироса на аналое под стеклом. К Образу привешены украшения от благодарных почитателей, получивших исцеление. Образ писан на доске размером 70,0 х 53,8 х 2,5. Шпонки врезные и торцевые. Торцевая часть иконы опалена огнем в пожаре 1861г. Сам Образ огнем не поврежден.
На иконе изображение Богоматери Оранты, по пояс, с воздетыми в молитве руками. На груди Божией Матери, в медальоне изображение Богомладенца, который правой рукой благословляет, а в левой держит свернутый свиток. С правой стороны от лика Божией Матери изображение херувима, а с левой - серафима.
Икона очень почиталась и почитается как в самом Верхнем Тагиле, так и в округе. Крестные ходы с Верхнетагильской чудотворной иконой Божией Матери “Знамение” совершались практически в течение всего лета. После Пасхи святая икона была приносима в Верхнейвинский завод, где 9 (22) мая, в память свт. Николая, был престольный праздник. 8 и 9 мая св. икона находилась в Свято-Николаевском храме Верхнейвинского поселка, а 10 (23) мая крестный ход с иконой двигался в деревню Тарасково, где икона находилась в течение двух дней, и потом снова возвращалась в Верхнейвинский завод, где пребывала еще около двух недель. В это время с иконой совершались крестные ходы по поселку. Св. икона приносилась в дома, где перед ней служились молебны. В конце мая св. икону переносили из Верхнейвинского завода в Нейво-Рудянский. Крестный ход из Нейво-Рудянского завода шел в Верхнейвинск встречать Икону, потом возвращался в Нейворудянку. Св. икона находилась в Успенской единоверческой церкви Нейворудянского завода одну неделю, после чего икону уносили в Верхний Тагил.
Обычай приносить чудотворный Образ в Нейворудянский завод появился в 1872 г. в память прекращения лихорадки и падежа скота, продолжавшихся около двух лет.
Накануне праздника Святых Апостолов Петра и Павла, 28 июня (11 июля), чудотворную икону приносили в Невьянск. Крестный ход следовал через деревню Калата и Шуралинский завод, где делались краткие остановки и служились молебны. Этот крестный ход был особенно многочисленным по причине Петровской ярмарки, которая проводилась в Невьянске ежегодно в это время. К 8 (21) июля, дню памяти святого преподобного Прокопия Устюжского, крестный ход с иконой шел в деревню Федьковка, около Невьянска, где с XVIII в. была часовня, а с начала XX в. храм во имя Устюжского Чудотворца. В Федьковке икона находилась до 11 (24) июля, после чего возвращалась в Невьянск. 19 июля (1 августа), к Ильину дню, икону уносили в Верхний Тагил. В Верхнем Тагиле, в Ильинском единоверческом храме был престольный праздник. Кроме того, в крестных ходах всегда носили еще и чтимые иконы святого Пророка Илии и святителя Николая Чудотворца. К празднику Успения Божией Матери, 15 (28) августа, св. икону приносили в Успенский храм Быньговского завода. Крестный ход выходил из Верхнего Тагила 14 (27) августа и, проследовав с краткими остановками через Калату, Шуралу, Невьянск, к началу праздничного Всенощного бдения оказывался в Быньгах, где икона находилась до 29 августа (11 сентября). Из Бынег икону на короткое время переносили в деревню Нижние Таволги. К дню памяти Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского 30 августа (12 сентября), накануне св. икону приносили из Бынег в Шуралу, где был престольный праздник и приуроченная к этому дню ярмарка. Из Шуралы крестный ход следовал до Верхнего Тагила, где икона оставалась до мая следующего года.
Крестные ходы с Верхнетагильской чудотворной иконой Божией Матери совершались до конца 20-х годов ХХ в. и прекратились по запрещению советской власти.
О почитании Верхнетагильской иконы свидетельствуют делавшиеся с нее списки. Чтимый список с Верхнетагильского образа находится в храме во имя Св. Николая в с. Быньги Невьянского района, с левой стороны главного алтаря. Особо чтимая копия иконы находилась в Невьянском Преображенском соборе, помещалась в киоте за левым клиросом. После закрытия собора икона была спасена и в настоящее время находится в Вознесенском храме г. Невьянска также за левым клиросом.
В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись, содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери “Знамение”. Это рукопись начала ХХ в. Рукопись содержит 16 листов (две тетради, по восемь листов в каждой) и два форзацных листа.
Текст, содержащийся в рукописи, уже публиковался частично и в пересказе (по копии рукописи, хранящейся в Верхнетагильском краеведческом музее).







Сказание о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”

Кем и где написана эта святая икона - неизвестно, а известны лишь следующие сведения:
Во время основания горных заводов на Урале, по большой надобности в людях, дозволялось правительством водворяться на горных заводах всякому желающему без исследования прежней жизни и преступлений. Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах, и на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, обрели скит монашествующих и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах, чего им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к Невьянскому заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но Образ Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собою, угрожая в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно взять ее с собою. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести святую икону с собой.
Не доходя до Невьянского завода, послали в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо о несенной ими святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе в Невьянск они нашли квартиру, и когда хозяину оной рассказали о своих обстоятельствах, то он ужаснулся принять со святой иконой в дом свой. Тогда посланные возвратились к оставшимся при святой иконе товарищам, то по всеобщем совещании решили никому в заводе о святой иконе не объявлять, а поставить таковую на заводскую тульскую башню, что по приходе в Невьянск и исполнили.
Явление иконы тотчас же сделалось известным жителям завода, и икона была принесена в церковь. Явление чудотворной иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление. Один из жителей Невьянска, Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни Каменки, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил Господу Богу теплые молитвы об избавлении [от] возводимого на него обвинения. Молитвы Медведева были услышаны защитою и покровительством явившейся святой иконы на башне: в одну ночь явившаяся на башне икона, находящаяся уже в то время в церкви, явилась Медведеву и рекла: “Если ты обещаешься перенести меня в дом свой, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения”. Обрадованный чудесным явлением святой иконы, Медведев дал в этом обещание, и действительно в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию для ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду.
Такое проявление милости Божией тем разительнее подействовало на Медведева исполнить данное им обещание чудотворной иконе. По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоиерею, сказал ему все происшедшия с ним обстоятельства и просил уступить ему святую икону. Протоиерей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался с властями Невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено продать святую икону Медведеву за три рубля (в 1709 г.), а деньги приложить в церковь.
Вскоре после того Медведев был переведен на жительство с Невьянского в Верхне-Тагильский завод, тогда он перенес с собой и чудотворную икону. Находилась святая икона во владении Медведева, в Невьянске и Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в Верхне-Тагильском заводе была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в церковь сию чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя Живоначальныя Троицы, Святого пророка Илии и Святых мученик Флора и Лавра, сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным старостою.
От сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери бывали многая исцеления от различных болезней с верою и усердием к ней притекающим. Усердные христиане и поныне не перестают приходить на поклонение сему чудотворному Образу Знамения Божией Матери и переносят таковой каждогодне в течение лета по окрестным заводам. В Невьянском заводе был необыкновенный падеж скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено. По принесении теплых молитв сему чудотворному Образу падеж скота прекратился. Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить святую икону в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно в Тагил к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется и поныне. В одно время при переносе святой иконы из Тагила в Невьянск, священники, служа молебен на речке Калате, между собою поссорились. Когда хотели продолжать ход, святую икону не могли даже поднять с места. Видя такое чудотворение святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренно простились между собою, тогда чудотворная икона «несена бысть с необыкновенною легкостию».
Верхнейвинский завод был наказан карою свыше за небрежность к чудотворной иконе. Раз по обыкновению чудотворная икона была принесена в Верхнейвинскую церковь к празднику Святителя Чудотворца Николая 9 / 22 мая. Когда надо было нести святую икону обратно в Тагил, жители Верхнейвинска, проводив святую икону лишь только за селение до местности, так называемой “Лобачевка”, возвратились обратно в Верхнейвинск, не желая по нерадению своему нести чудотворного Образа до Тагила. Местные священно-церковнослужители в силу необходимости вынуждены были просить помощи для переноса в Тагил чудотворной иконы у Верхнейвинского заводского начальства. И унесена бысть таковая заводскими рабочими по принуждению от заводского начальства, а не как по ихнему желанию. На другой день после унесения чудотворной иконы Верхнейвинский завод выгорел. Жители завода отнесли причину пожара якобы гневу чудотворной иконы за их нерадение во время перенесения иконы. С тех пор жители Верхнейвинска дали обещание приносить чудотворную икону в Верхнейвинск и уносить обратно в Тагил по своему усердному желанию, что исполняется и по днесь с большим усердием.
Житель Верхнейвинского завода Никита Семенов Яргин, будучи болен некоторое время глазною болезнью, не питал даже надежды на выздоровление. В день принесения чудотворной иконы в Верхнейвинск (8 / 21 мая) пришел к нему в дом неизвестный старичок и попросил полотенце, коим бы по принесении чудотворного Образа в Верхнейвинскую церковь обтереть лик от пыли, и посоветовал этим полотенцем, когда он оботрет лик Образа, вытереть лицо болящему Яргину, что он, Яргин, и выполнил с большим усердием и верою на выздоровление, и на другой же день почувствовал от болезни облегчение и в скором времени выздоровел совершенно.
Жена Александра Ивановича Семевского, служившего в то время управителем Нейво-Рудянского завода, была одержима ножною болезнью, несколько времени не могла ходить, почему и была возима при помощи прислуги в особо устроенной коляске. Один из жителей Рудянского завода предложил жене Семевского во время переноса чудотворной иконы из Тагила в Верхнейвинск принять таковую в дом свой для принесения теплых молитв, что Семевская с верою и усердием выполнила, и вскоре после ухода с иконами почувствовала себя совершенно здоровою.

Корчемная икона Божией Матери "Знамение"

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.