Сделай Сам Свою Работу на 5

Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.





*Тримурти (тройственный образ) триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма — Творец мира, Вишну — Бог-охранитель, Шива — Бог-разрушитель.

**Ратха — повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На ней перево­зят изображение божества. Ратхой стали называть и не­большой монолитный (вы­рубленный из скалы) храм. предназначенный для хране­ния статуи божества и по­клонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога.

***Ганга — в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с женским началом.

театрализованные представления. В таких случаях рельеф был своеоб­разным фоном и заменял театраль­ные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, пита­емого единым источником — свя­щенной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме.

Крупнейшими храмовыми цент­рами раннего и зрелого Средне­вековья, расположенными в Цент­ральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо.

Характерным примером храмо­вой архитектуры этого периода мо­жет служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X—XI вв.). Отдельные части здания — святили­ще, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каж­дая из этих частей завершена обособ­ленной башенной надстройкой. Баш­ня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато пони­жаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены релье­фами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и жен­щин — одни из лучших в средневе­ковом искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм все­го скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой ещё один вели­колепный образец художественной культуры, в котором воплощён прин­цип единства. Эту особенность ин­дийского искусства так охарактери­зовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».



Таким образом, в произведениях средневековой скульптуры вопло­щаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в мону­ментальном искусстве Индии.



Рельеф храма в Махабалипураме. Фрагмент. VII в. Индия.

Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. X—XI в.

Индия.

Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия.

Шива Натараджа — Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разру­шительная энергия реализуется в момент танца: ис­полняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает' новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть со­гнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациоз­но выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы че­тыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик — символ космиче­ского ритма. Голову Шивы украшает корона с чере­пом — знак победы над смертью. Фигура Бога обыч­но заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель.

Скульптуры храмов в Кхаджурахо. X—XI вв. Индия.

РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искус­ство Индии Исламской эпохи мож­но разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления дина­стии Великих Моголов (вторая по­ловина XVI—XVIII вв.).

Период раннеисламского влады­чества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоевате­ли безжалостно уничтожали свя­тыни «неверных» — индуистские и буддийские храмы — и целые горо­да, вырезали население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ—XIV вв. ознаме­нована постоянной сменой мусуль­манских династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусуль­манских правителей, и в XV — нача­ле XVI в. в Индии образовалось не­сколько самостоятельных исламских государств, враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Де­ли, Бенгалия, Мальва, Гуджарат.



Завоеватели пытались приспосо­бить остатки разрушенной архитек­туры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагмен­ты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.

В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооруже­ний мусульман — в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзо­леи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комп­лекс вошли большая мечеть, гроб­ница, медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопри­мечательностью ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар (1231 г.), высота которого превыша­ет семьдесят метров.

В основных типах архитектур­ных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых

построек ясно видно влияние ин­дийского зодчества. Входные воро­та в исламские сооружения напоми­нают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали архитектурных украшений с оби­лием растительного и цветочного орнамента заимствованы из буд­дийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в куль­товом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час-

Минарет Кутб-Минар. 1231 г.

Дели. Индия.

Мечеть Джами-Масджид,

Первая треть XV в.

Дели. Индия.

то отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода — её органичная вписанность в окружающую приро­ду. Это качество издревле было при­суще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям.

Среди городов, в которых сохра­нились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: на­пример, мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) — жемчужи­на раннеисламской архитектуры, мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись художественные тра­диции двух разных культур — му­сульманской и индийской.

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Са­маркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизо­ванное государство на всей её тер­ритории правитель Акбар (1556— 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организа­тор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя на­ходили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Посте­пенно исчезли сдержанность и прос­тота форм сооружений, архитек­тура и её убранство стали более сложными.

Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (нача­ло XVII в.), находящийся недалеко от Агры — столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окру­жённом оградой с большими воро­тами. Главное здание имеет три эта­жа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.