Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности студенческой семьи





Рассматривая типы семей во второй главе, были отмечены особенности молодой семьи. Специфической особенностью студенческой семьи является, прежде всего, равенство семейного статуса супругов и развивающийся уровень образования.

Муж и жена – оба студенты. Любовь и полная взаимность породили новую семью. Это уже вполне взрослые люди, сознательно соединившие свои жизни в одну. До рождения ребенка они почти всюду вместе: на занятиях, в родительской семье или в студенческом общежитии, на культурных мероприятиях, в походах, спортивных соревнованиях. Их семейный бюджет состоит из стипендий, оказываемой материальной помощи со стороны родителей, денег, заработанных самими.

Студенческая семья – это семья с очень высоким интеллектуальным уровнем, поскольку супруги прослушали ряд специальных курсов по социологии, философии, педагогике, психологии. Строительство этой семьи осуществляется вместе с ростом интеллекта, знаний, профессионального мастерства. Растут и крепнут подлинная любовь и доверие друг к другу. Больше времени остается на самих себя, не надо бежать или ехать на свидания, мучительно переживать за любимого человека в дни разлуки, опасаться проявить слабость. Сейчас все это давно позади. Время и помыслы можно направить на духовное и физическое развитие. Влюбленность переходит в полную взаимную любовь. Как это прекрасно!



Горе сердцу, что не знает, как любовь прекрасна.

Горе сердцу, что влюбилось и пылает страстно.

Если день один провел ты без вина хмельного –

Потерял ты день, ты прожил этот день напрасно![159]

(Омар Хайям)

Супруги студенческой семьи почти не меняют сложившийся стиль жизни. Круг друзей как был студенческим, таким он и остался. Те же интересы, те же ценности, которые лежали в способе бытия до создания семьи, сохранились. Так и хочется сказать о студентах-супругах: “Ах, как они переменились!”

Супруги, чей образовательный уровень одинаков, легче понимают друг друга. В таких семьях мужья с охотой выполняют пока не сложные обязанности по выполнению домашних дел, они чаще берут бытовые нагрузки на себя. Как важно определить “свой семейный порядок ” в самом начале супружеской жизни. В студенческих семьях это формируется быстрее и проще, без особых трений и выпячиваний своего самолюбия по принципу: “ это я должен делать, а это ты ”. Интеграция, адаптация и социализация в студенческих семьях, как правило, проходят безболезненно. Умение распоряжаться семейным бюджетом, нахождение лучшего способа проведения свободного времени и досуга, хождение в гости или прием гостей – все это решается само собой. Духовное родство супругов в студенческой семье задает тон во всех аспектах их совместной жизни.



Супружеская жизнь у студентов на определенный период имеет четко обозначенную перспективу – закончить вуз вместе, если учатся на одном курсе, или к такому-то сроку. Поэтому супруги сознательно планируют, обзаводиться ли им детьми или подождать до более “ удобного времени ”. В этом очень важном вопросе должно быть полное согласие и взаимопонимание. И студенческие семьи этот вопрос решают более здраво.

В студенческих семьях имеет место социальная совместимость. Молодые супруги, прежде чем образовать семью, какое-то время знали друг друга, знали круг знакомых, в котором они вращались, их различные интересы, склонности, оценки других людей, событий, мировоззренческие установки.

Кроме того, совместная учеба позволяет будущим супругам лучше узнать друг друга, психологические черты, привычки, склонности. В большинстве случаев студенческие семьи возникают во второй половине учебы, ближе к окончанию вуза, когда каждый из супругов готов содержать самого себя.

Молодые люди начинают определяться во всем, они серьезно думают над своим будущим. Пора юношеской влюбленности заканчивается, начинается период зрелости и ответственности.



Человеческие отношения – сложнейшая связь, которую вряд ли вычислит компьютер нового поколения. Вся писаная история человечества, мировая литература отражали эту связь, а конца ей нет и быть не может. Как хорошо показал Ю. Казаков психологию молодой пары в рассказе “Двое в декабре”. Сюжет простой. Двое выехали на два дня из Москвы, переночевали в скромной дачке. Покатались на лыжах и вернулись обратно. Ему 30, работает в юридической консультации; она учится в университете. Вся прелесть рассказа в передаче чувств, мыслей, представлений обоих. Вот несколько отрывков.

«...Он долго ждал ее на вокзале... Она опаздывала, как всегда, и он когда-то сердился, но теперь привык, потому что, если припомнить, это, пожалуй, была единственная ее слабость ... Не радостен он был, нет, а просто покоен, и ему было приятно и покойно думать, что на работе все хорошо и его любят, что дома тоже хорошо и что зима хороша – декабрь, а по виду настоящий март, с солнцем и блеском снега, и что главное – с ней у него хорошо. Кончилась тяжелая пора ссор, ревности, подозрений, недоверия, внезапных телефонных звонков и молчания по телефону, когда слышишь только дыхание, и от этого больно делается сердцу. Слава Богу, это все прошло, и теперь другое – покойное, доверчивое и нежное чувство, вот что теперь!

Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он сказал:

- Ну, ну! Вот и ты...»

(Поездка на электричке. Выход на одной из станций. Им нужно было пройти километров двадцать до его дачи. И все это время каждый думал о своем.)

«...Она была, правда, грустна и рассеянна и все отставала, но он не понимал ничего, а думал, что это она от усталости. Он останавливался, поджидая ее, а когда она догоняла и смотрела на него с каким-то укором, с каким-то необычным выражением, он спрашивал осторожно – он-то знал, как неприятны спутнику такие вопросы:

- Ты не устала? А то отдохнем.

- Что ты! – Торопливо говорила она. – Это я так просто... Задумалась.

- Ясно! – говорил он и продолжал путь, но уже медленней.»

Когда добрались до дачи, она сразу легла, а он хлопотал, нужно было разжечь печку и нагреть помещение.

«... Она молча дождалась чаю, налила себе кружку и потом тихо сидела, жевала хлеб с маслом, грела горячей кружкой руки, прихлебывала и все смотрела на лампу.

- Ты что молчишь? – спросил он. – Какой сегодня день был! А?

- Так... Устала я страшно сегодня. – Она встала и потянулась, не глядя на него. – Давай спать!

- И это дело, – легко согласился он. – Погоди я дров подложу, а то дом настыл.

- Я сегодня одна лягу, можно вот здесь, у печки? Ты не сердись, – торопливо сказала она и опустила глаза.

Что это ты? – удивился он и сразу вспомнил весь ее сегодняшний грустно-отчужденный вид, а вспомнив, озлобился, и сердце у него больно застучало.

Он понял вдруг, что совсем ее не знает: как она там учится в своем университете, с кем знакома и с кем говорит. И что она для него загадочна, как и в первую встречу, незнакома, что он, наверное, груб и туп для нее, потому что не понимает, что ей нужно, и не может сделать так, чтобы она была постоянно счастлива с ним, чтобы ей ничего и никого не нужно было.

Ему сразу стало стыдно за весь сегодняшний день, за эту жалкую дачу и печку, и даже почему-то за мороз и солнце, и за свой покой – зачем ехали, зачем все это нужно? И где же это хваленное проклятое счастье?

- Ну что же ... – сказал он равнодушно и перевел дух. – Ложись, где хочешь...

Не взглянув на него, не раздеваясь, она сразу легла, накрылась курткой и стала смотреть в печку на огонь. Он перешел на другую кровать, сел, закурил, потом потушил лампу и лег. Горько ему стало, потому что он чувствовал, что она от него уходит. Что-то не выходило у них со счастьем, но что, он не знал и злился.

Через минуту он услышал, что она плачет. Он привстал, посмотрел через стол на нее. От печки было совсем светло, а она лежала ничком, глядела на пылающие дрова, и он видел ее несчастное, залитое слезами лицо, жалко и некрасиво кривящиеся дрожащие губы и подбородок, мокрые глаза, которые она все вытирала тонкой рукой.

Отчего ей сегодня стало вдруг так тяжело и несчастливо? Она и сама не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое, и прежняя жизнь ей стала не интересна. Ей надоело быть никем перед его родителями, дядями и тетками, перед его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив так. Но и смертельно жалко было первого тревожного времени их любви, когда было все так неясно и неопределенно, зато незнакомо, горячо и полно ощущением новизны»[160].

Пред нами очень точное описание перехода от одного этапа влюбленности к другому. Любовь до брака отличается от любви в браке. То, что она изменяется, это очевидно и объяснимо. В картине художника В.Е. Попкова «Двое» достаточно точно передано внутреннее духовное состояние молодой пары: он лежит лицом вниз, она – отвернувшись от него. Точно так же понятно то, что любовь или то, что воспринималось как любовь в студенческой семье, как и в любой другой, – подвержена изменениям. У Э. Асадова есть стихотворение:

Они студентами были

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната в восемь метров – чем не семейный дом?!

Готовясь порой к зачетам,

Над книгою или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала,

И, если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал,

Потом, не шуметь стараясь,

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседок обманет,

Тот магом, пожалуй, станет.

Жужжал над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Ее называли “лентяйкой”,

Его – ехидно – “хозяйкой”,

Вздыхали, что парень – тряпка и у жены под пяткой.

Нередко вот так часами

Трескучими голосами

Могли судачить соседки, шинкуя лук и морковь.

И хоть за любовь стояли,

Но вряд ли они понимали,

Что, может, такой и бывает истинная любовь!

Они инженерами стали.

Шли годы без ссор и печали.

Но счастье – капризная штука, нестойко порой, как дым.

После собранья, в субботу,

Вернувшись домой с работы,

Жену он застал однажды целующейся с другим.

Нет в мире острее боли.

Умер бы лучше, что ли!

С минуту в дверях стоял он, уставя в пространство взгляд.

Не выслушал объяснений,

Не стал выяснять отношений,

Не взял ни рубля, ни рубахи, а молча шагнул назад...

С неделю кухня гудела:

“Скажите, какой Отелло!

Ну целовалась, ошиблась... Немного взыграла кровь,

А он не простил – слыхали?”

Мещане! Они и не знали,

Что, может, такой и бывает истинная любовь![161]

Можно согласиться с поэтом, что может быть “это и есть истинная любовь”, но любовь не разделенная, не взаимная, не любовь-самоотдача.

Условия стабильности

Многочисленные социологические исследования подтвердили тот факт, что студенческие браки в общей массе молодежных браков – самые устойчивые. Не случайно при прежнем социально-политическом порядке в крупнейших вузах страны которые напрямую были связаны с различными отраслями экономики, руководство учебных заведений создавало необходимые условия для жизни и учебы студенческим семьям: лучшие условия для проживания в семейных общежитиях, детские сады и ясли для детей студентов и другие условия. Предприятия соответствующих министерств и ведомств, для которых готовились квалифицированные кадры, могли быть гарантированы в получении специалистов на перспективу, так как молодые специалисты получали все условия для работы, жизни. Уже тогда было замечено, что студенты-супруги лучше учатся, они более активны, приспособлены к различным формам общественной работы. Все это в общем и целом сказывалось на стабильности и росте экономического потенциала страны, укреплении социальной системы того времени, формировании мощного военно-промышленного комплекса. Факт остается фактом: студенческие семьи были и остаются гарантом сохранения самой семьи как одного из важнейших институтов.

Как бы не вели себя нынешние студенты до брака, 99 % из них выступают за моногамную семью. И это отрадно. Большинство студентов предпочитают брак по любви. Так, студенты IV курса ВлГУ, отвечая на вопрос анкеты “Какое место, по вашему мнению, занимает любовь в браке?”, 30 % респондентов ответили, что можно прожить и без нее. Это менее одной трети ответов, да к тому же данный результат отражает всего лишь мнение, а не саму реальность. Мнение изменяется, оно не остается постоянным раз и навсегда. Для большинства студентов любовь в браке представляется основным, доминирующим условием ее стабильности. Любовь устраняет чувство превосходства супругов, сглаживает главенствующую роль в семье одного из них. Естественно, при таких складывающихся взаимоотношениях в семье измена со стороны одного из супругов рассматривается как подлое предательство и оскорбление чувства другого супруга. “Как Вы отреагируете, когда узнаете об измене своего супруга (супруги)?”, – ответы были самые разные. Кто-то выгнал бы своего “неверного” из дома, кто-то ушел сам, некоторые сравнивали измену со смертью, другие же, спокойно выслушав это сообщение, попытались бы выяснить причину и кое-что исправить в самом себе. Образованные молодые люди осознают вполне то, что если брак основан на любви, то большинство недоразумений между супругами, толкающих их к измене, кроются в них самих.

В наше время можно слышать рассуждения о новых типах семьи, вроде “шведской” или о браке “втроем”. Интересно было выяснить мнение студентов по данному вопросу. В данном исследовании был включен вопрос “ Как Вы относитесь к браку втроем? ”. Каждый пятый студент высказался против, считая неестественными такие отношения между людьми; три четверти респондентов проявили нейтральное отношение, многие высказались в том духе, что кто желает такой брак иметь, пусть живет хоть всемером; и только один ответ не содержал никаких препятствий для такого союза, если он скреплен безграничной любовью всех.

Некоторые издержки

Мне хочется еще раз подчеркнуть то, что полученные данные локального исследования не отражают истинной картины по рассматриваемому вопросу и что это всего лишь мнение, а не действительное состояние и взаимоотношение молодых людей, но и в таком случае ответы студентов подтверждают необоснованность подходов “отрицателей” и “ниспровергателей” семьи и любви, как прошлых эпох, так и последнего времени. Студенты выразили свое отрицательное отношение к идеям общности жен в “Государстве” Платона и по отношению “проекта”, который появился в 1918 году во Владимире. Вот его содержание:

“После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью.

Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста, не вышедшая замуж, обязана под страхом взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро “свободной любви” при комиссариате призрения.

Зарегистрированной в бюро “свободной любви” предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги... Право выбора из числа девиц, достигших 18 лет, предоставляется так же и мужчинам.

Выбрать мужа или жену предоставляется желающим раз в месяц. Бюро “свободной любви” автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства.

Дети, произошедшие от такого рода сожительств, поступают в собственность республики” [162].

Любить и быть любимым – вот к чему стремятся молодые люди. Студенты воспринимают как несчастье отсутствие любви. Любовь – это не просто потребность, а самое возвышенное из человеческих чувств, поднимающее человеческое достоинство и человеческую индивидуальность до совершенства. Жизнь человека – это свеча на ветру, а любовь – кислород, поддерживающий ее пламя. Поскольку жизнь человека происходит в семье – родительской и собственной, – постольку от каждого из нас зависит то, какими будут наши семьи. Каждый человек должен готовить себя к семейной жизни, но в первую очередь женщина.

Великое счастье для женщины – стать матерью, дать жизнь другому человеку. И когда она сознательно приготовила себя к этой главной своей миссии, она вся сияет, излучает такой внутренний свет, от которого светлее и теплее становится другим. Незабываемый для женщины остается тот день, когда впервые почувствует беременность. Но для многих женщин этот день становится “горьким днем”. Болгарский прозаик Павел Вежинов очень тонко передал психическое состояние взрослой девушки “такого дня” в романе “Ночью на белых конях ”.

“Для каждой девушки когда-нибудь наступает этот час – горький или страшный, когда она видит себя распростертой на жесткой узкой кушетке... Когда врач... обследовал все, что требовалось... проговорил тихим, хрипловатым голосом:

– Ну что же, ясно. Поздравляю!

Криста застыла.

– Вы уверены, доктор?.. Я думала... думала, что...

– Знаю, что вы думали. И хорошо, что не все, что вы думаете, сбывается, иначе на земле перестали бы рождаться дети... Вот так. Поздравляю! Можете одеться.

Криста так стремительно скрылась за ширму, словно за ней гнались черти... Когда она вышла, лицо у нее было смертельно бледным. Врач бегло взглянул на нее и нахмурился.

– Только не вздумайте что-нибудь делать... Предупреждаю, организм у вас необычайно хрупкий...

Криста шла, почти не помня себя, охваченная яростью, ненавистью, ощущением, что она навсегда выпачкалась в грязи, что к ней никогда не вернется ее девичья чистота. Она ненавидела в эту минуту все, а больше всего саму себя, не себя, нет, а то, что она носила в себе. Этот ужасный комочек жизни, который еще был ничем, был ей не нужен, она просто ненавидела его, как можно ненавидеть безобразящий лицо чирей. Криста задыхалась, несколько раз наткнулась на прохожих и не извинилась, словно бы она была не она, а совсем другая девушка, вылезшая из какой-то неведомой трещины. Но вскоре прохладный весенний воздух освежил ее, ярость стала постепенно утихать. И лишь тут возник стыд, горячей волной залив ей лицо и шею. Нет, она просто не в себе, нужно взять себя в руки! Наверное, она не совсем нормальная девушка, какой-то урод, неспособный, как другие женщины, радоваться тому, что может создать жизнь, питать ее, укрывать в собственном теле и тихие ночи тайком моделировать по своему образу и подобию. Нет, она не могла радоваться, не могла любить эту неведомую жизнь, которая казалась ей каким-то позорным выростом.

Криста направилась было к университету, но скоро поняла, что сегодня она не в силах слушать лекции и хихикать в ответ на дурацкие шуточки товарищей. Медленно прошла она мимо университета и не заметила, как оказалась в парке. Опомнилась она на скамейке на берегу какого-то пруда, чугунные лягушки выбрасывали из ртов светлую воду, и там, куда она падала, собирались рыбки, чтобы глотнуть немного воздуха. По-прежнему расстроенная, Криста не хотела даже думать о Сашо. Сейчас она и его ненавидела, ведь, в конечном счете, все несчастья шли от него. Она прекрасно могла бы обойтись и без этого, ей это было не нужно, хотя те мгновения оглушали ее до обморока. Для нее это было слишком сильно, близость потрясла все ее существо, и потом она чувствовала себя одинокой и опустошенной. Да, что может быть в этом мире лучше, чем чистая и свободная девушка!..

Дома она застала мать... Мать взглянула на нее, потом взглянула еще раз – подольше:

– Почему от тебя пахнет больницей? – внезапно спросила она. Кристе показалось, что кто-то ударил ее по шее.

– Была в поликлинике, – ответила девушка.

– Что ты там делала?

– Я же тебе еще вчера говорила, что у меня болят зубы. Они и вправду болели, почти вся верхняя челюсть. (Но тогда она приняла анальгин, и все прошло).

– И что же сказали?

– Ничего, говорят на нервной почве.

– Хочешь сказать невралгия?

– Именно, – ухватилась она за слово, как утопающий за соломинку. – Невралгия.

– Это другое дело, – успокоенно сказала мать. – Но нервы у тебя в порядке, просто ты слишком чувствительная.

И все-таки в ее взгляде еще таилось что-то, может быть, сомнение. И в самом деле, в зубоврачебных кабинетах пахнет не так, там совсем другой запах. Криста чувствовала, что если мать внезапно задаст ей прямой вопрос, то у нее вырвется крик, от которого рухнет потолок...

... Из ванной вышла только после того, как совсем успокоилась. Пообедала вместе с матерью, на этот раз обе молчали, замкнувшись в себе. Потом мать ушла на свои курсы. Криста осталась одна. Бесцельно послонялась по комнате и забралась в кровать. И лишь укрывшись с головой толстым одеялом, заплакала впервые в этот день. Слезы свободно текли по ее лицу, но в глубине души она знала, что они ей не помогут, ей ничто не могло теперь помочь, разве только чудо”[163].

Взрослый человек, осознавая жизнь вообще и свою собственную как чудо, несет ответственность за жизнь, которую он дает сам. Это относится как к мужчине, так и к женщине, но к ней в первую очередь. Женщина вынашивает эту новую жизнь в себе. В это период существования женщины представляет как бы “двойное бытие”, подчиненное зарождающейся жизни. И от этого состояния женщины, в котором она находится весь период беременности, зависит будущее физическое и психическое здоровье родившегося человека – и младенца, а затем и взрослого. Каждая будущая мать готова ли к выполнению своей материнской специальной роли? Готова ли физически, социально, материально и духовно к этому ответственному шагу? Если даже в браке рождение ребенка для многих супругов представляет сложнейшую проблему, то в добрачный период для сотен тысяч женщин и девушек рождение ребенка становится тяжелейшим испытанием во всех отношениях.

Мне думается, что данная проблема взаимоотношений между полами не в полную меру отражена в научной и художественной литературе. В ней много нераскрытых сторон.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем специфическая особенность студенческой семьи?

2. Чем отличается любовь до брака от любви в браке?

3. Каковы условия стабильности брака?

4. В чем проявляется мера ответственности человека за жизнь другого человека?

5. В чем проявляется суть «двойного бытия» женщины?

6. Какова мера ответственности юношей и девушек за свое будущее?

7. Счастье материнства и отцовства. Что следует приложить для его осуществления?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.