Сделай Сам Свою Работу на 5

Синдиасмическая и патриархальная семья





Синдиасмическая семья имела особый и своеобразный характер. Обыкновенно не­сколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Факт соединения ряда таких семей в общее домохозяйство доказывает сам по себе, что семья была слишком слабой организацией, чтобы одной противостоять тяготам жизни. Тем не менее, синдиасмическая семья основыва­лась на браке отдельных пар и обладала некоторыми чертами моногамной семьи. Женщина представляла теперь нечто большее, чем главную жену своего мужа; она была спутницей его жизни, готовила ему пищу и была матерью его детей, которых он начал с некоторой уве­ренностью считать своими. Наличие детей, о которых родители заботились сообща, вело к скреплению общего союза и его постоянству.

Но данная форма брака столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жен, как это делается в цивилизованном обществе, по склонности, ибо чувство любви, пред­полагающее более высокую ступень развития, чем та, которой они достигли, было, им неиз­вестно. Поэтому брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браке обыкновенно догова­ривались без ведома вступающих в брак, и не спрашивая их согласия. Иногда случалось, что таким образом соединялись браком совершенно незнакомые друг другу люди. Они извеща­лись лишь тогда, когда должна была произойти несложная свадебная церемония. Подчине­ние этим соглашениям матерей было обязанностью, которой вступающие в брак редко отка­зывались подчиниться. Особой чертой этих брачных соглашений были подарки перед свадь­бой ближайшим родичам невесты, что придавало браку характер покупки. Однако браки (брачные отношения) продолжались до тех пор, пока это было угодно сторонам. Поэтому-то данную форму семьи правильно назвать семьей-парованием.



Муж мог по своему желанию отослать свою жену и взять другую, не причиняя первой обиды, а жена пользовалась таким же правом покинуть своего мужа и взять другого при ус­ловии, что это не нарушало порядков ее племени. Но постепенно сложилось и укрепилось общественное мнение, направленное против таких расторжений брака. Если между супруга­ми возникал разлад, грозивший разрывом, родичи обоих пытались их примирить, нередко – успешно; но если они не могли уладить дело, то давали согласие на развод. Жена оставляла тогда дом своего мужа, забирала с собой детей, которые считались только ее детьми, а равно свое личное имущество, на которое муж не имел никакого права.



Когда же в коллективном домохозяйстве преобладали родичи жены, что и было по общему правилу, муж покидал дом своей жены.

Вот несколько примеров. В роде ацтеков "все браки устраивались родителями, и без их согласия брак никогда не заключался". Сам церемониал брака выглядел так: "Жрец свя­зывал концы (предмета) одежды (платья) невесты и плаща жениха, и к этой церемонии сво­дилось заключение брачного союза"[7]. Существовала масса различных обрядов и церемоний.

Родовая организация оказала решающее влияние на происхождение синдиасмической семьи. В поисках жен мужчины не ограничивались собственными и даже дружественными племенами, но похищали женщин у вражеских племен. Отсюда понятен индейский обычай щадить жизнь пленным женщинам, когда как мужчин убивали. Когда жен стали добы­вать путем покупки и похищения и все больше и больше требовалось усилий и жертв, мужья уже не так легко готовы были делить их с другими.

Следует указать еще одну причину, тормозившую развитие синдиасмической семьи. Войны стоили варварам большего числа человеческих жизней, чем дикарям, так как их ору­жие было лучше, а вожделение сильнее. Во все времена и во всех состояниях общества войне посвящали себя мужчины, что приводило к нарушению равновесия между численностью по­лов и к преобладанию женщин. Это должно было явно содействовать укреплению группового брака. И вместе с тем это должно было тормозить развитие синдиасмической семьи, под­держивая низкие чувства в отношении полов и унижая положение и достоинство женщин.



Улучшение средств существования, последовавшее у американских туземцев за возделыванием маиса и овощей, благоприятствовало общему прогрессу семьи. Оно привело к оседлой жизни, к введению дополнительных производств, к усовершенство­ванию жилищной архитектуры и к более осмысленной жизни. Трудолюбие и бережливость, хотя и в ограниченной степени, вместе с увеличением безопасности должны были сопровож­дать образование семей, состоящих из отдельных пар. Чем больше эти преимущества сказы­вались, тем прочнее должна была становиться семья, и тем более она должна была индиви­дуализироваться.

Найдя прибежище в коллективном домохозяйстве, в котором группа таких семей сменила пуналуальную группу, семья теперь содержала себя сама, получая поддержку как от того домохозяйства, к которому она принадлежала, так и от родов, к которым принадле­жали мужья и жены.

Каждая из форм семьи вначале встречалась только в виде отдельных случаев, затем все чаще и, наконец, получила всеобщее распространение на большом протяжении, после чего начинала уступать место следующей форме, которая в свою очередь сначала встречалась в тех же областях в единичных случаях, потом широко распространялась и, наконец, достигала всеобщего господства[8].

Некоторые замечания о патриархальной семье. Эта семья принадлежала позднейше­му периоду варварства и сохранялась некоторое время после начала цивилизации. Вожди, по крайней мере, жили в полигамии; это, однако, не было существенным признаком патриар­хального строя. Организация известного числа свободных и несвободных людей в семье под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных была основной характерной чертой этой семьи. Рабы и слуги вместе со своими женами и детьми, и с патри­архом как главой составляли одну патриархальную семью. Сущность ее составляла власть патриарха над ее членами и имуществом. Скорее соединение некоторого числа лиц в неиз­вестной до сих пор форме рабского и зависимого отношения, чем полигамия, сообщало пат­риархальной семье атрибуты оригинального учреждения. Целью великого движения семити­ческого общества (еврейского), создавшего эту семью, было установление отцовской власти над группой лиц, а вместе с тем и развитие индивидуальности.

Л. Морган пишет о том, что на точно таких же основаниях возникла римская семья с от­цовской властью (patria potestas), т.е. с властью отца над жизнью и смертью своих детей и других находящихся, равно как рабов и слуг, которые составляли ядро семьи, и от которых она получила название, и с абсолютным правом собственности отца на все созданное ими имущество[9]. И без полигамии раtеr familias был патриархом, а подчиненная ему семья – пат­риархальной. Те же характерные черты, только в меньшей степени, были свойственны древ­ней семье греческих племен.

Моногамная семья

Лучшим теоретическим источником, в котором дано описание этой формы семьи, является фундаментальный труд этнографа Л.Г. Моргана «Древнее общество».

Позднее появление моногамнойсемьи у латинских племён явствует из значения слова familia, содержащего тот же элемент, что и слово famulus – слуга, происходящего, вероятно, от оскского famel = serous – раб. В своём первоначальном значении слово familia относилось не к брачной паре или её детям, а к совокупности рабов и слуг, трудившегося для ее содержания и находившихся под властью раtеr familias. Familias употребляется в некоторых завещаниях в качестве синонима partimonium – имущества, переходящего по наследству. Слово это возникло в латинском обществе для обозначения нового организма, глава которого держал под своей властью жену, детей и известное количество зависимых людей. Моммсен[10] пользуется для перевода латинского слова familia словом «хлопоты». Таким образом, данный термин и выражаемая им идея не древнее железной семейной системылатинских племён,появившейся после полевого земледелия и легализованного рабства, равно как и после разделения греков и латинян".

В двух формах семьи – кровнородственной и пуналуальной – отцовская власть была немыслима. Когда из недр пуналуальной группы возник род, он соединил всех сестёр с их детьми и дальнейшими потомками по женской линии до бесконечности в одном роде, который стал единицей организации созданной им социальной системы. Отсюда развилась синдиасмическая семья, а вместе с ней и зародыш отцовской власти. Это первая слабая и колеблющаяся власть начала расти и непрерывно увеличиваться с того времени, как новая семья вместе с прогрессом общества всё более и более принимала моногамный характер. Принцип моногамии означал брак одного мужчины с одной женщиной.

Когда с накоплением собственности желание передавать её детям привело к переходу счета происхождения из женской линии в мужскую, тогда впервые возникло материальное основание для отцовской власти. В эпоху, когда мы впервые встречаем европейские и латинские племена, у них существовала семья еврейского типа у первых и римского типа – у последних.

В римской семье отцовская власть была доведена до крайности. Гай[11] заявляет, что власть римского отца над своими детьми была особенностью римлян, и что почти ни один народ не знал такой же власти.

Приведём несколько примеров из классической литературы. Тацит[12] дает описание моногамии древних германцев. Указав с похвалою на строгость их брачных отношений, он говорит, что они одни из варваров довольствуются одной женой, за исключением немногих лиц, имеющих несколько брачных связей не по влечению, а в силу своего ранга. Приданое не жена приносила мужу, а муж жене, – коня в сбруе, щит, копьё и меч. И за эти подарки женщина вступала в брак. Эти подарки, придававшие браку характер покупки, которые прежде шли, вероятно, родичам невесты, теперь получала сама невеста.

В другом месте он упоминает о двух существенных моментах, составляющих основу моногамии: во-первых, каждый мужчина довольствовался одной женой; во-вторых, женщины жили в строгом целомудрии.

Древнейшие поэмы Гомера[13] содержат обильные доказательства того, что женщины имели очень не много прав, признаваемых мужчинами. Мужья требовали от своих жён целомудрия, пытаясь достичь этого путём их затворничества. Но сами они не признавали этого обстоятельства взаимным, что, однако, было непременным условием верности жены. Пленные женщины, которых греческие вожди при походе на Трою везли на своих кораблях, были без всякой жалости и стеснения предназначены для удовлетворения их страстей. Это можно считать верной картиной нравов того времени, независимо от того, были ли события, о которых рассказывается в поэмах Гомера, действительными или вымышленными. Хотя эти женщины и были пленницами, здесь отражается недостаток уважения к женщине. Её достоинство не признавалось, а личные права были не защищены.

Чтобы укротить гнев Ахиллеса, Агамемнон предложил в совете греческих вождей дать ему семь выдающихся по своей красоте лесбийских женщин, которые были оставлены за ним самим из добычи, взятой в Лесбосе, причём вместе с ними должна была быть возвращена и сама Брисеида. В случае же взятия Трои, Ахиллес имел право выбирать ещё двадцать троянских женщин, уступающих по красоте аргосской Елене (Илиада, IX, 128). «Красота и добыча» были беззастенчиво и открыто признаны паролем героического века.

Описывая лагерную жизнь холостого Ахиллеса и его друга Патрокла, Гомер считал подобающим характеру и достоинству Ахиллеса как вождя указание на то, что он спал в задней части своей прекрасно сооруженной палатки, и что рядом с ним лежала женщина, румяная Диомеда, которую он привёз с Лесбоса. Патрокл спал на другом конце палатки, и рядом с ним лежала стройная Ифиса, которую благородный Ахиллес взял в виде добычи на острове Скиросе и подарил Патроклу (Илиада, IX, 663).

Приведённые описания показывают, что моногамия существовала только благодаря насилию над женщинами, тогда как мужья в большинстве случаев не были моногамными.

Переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери. «Ниспровержение материнского права, – писал Энгельс, – было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил в доме бразды правления, а женщина утратила своё первоначальное положение, превратилась в рабу его похоти, в простое орудие деторождения»[14]. Дети жены были перечислены из её собственного рода в род мужа, и она теряла с замужествомсвои агнатические права, не получая ничего взамен. До этого в домохозяйстве господствовали, по всей вероятности, члены её собственного рода, что давало авторитету матери полную силу и делало центром скорей жену, чем мужа. После смены счёта происхождения жена оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить ее положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице. Вынужденное затворничество женщины состоятельных классов и признание главной целью брака рождение законных детей ведёт к заключению, что положение женщины в героическом веке было менее благоприятно, чем в последующем периоде, относительно которого мы гораздо лучше осведомлены. У греков мужчины от первого до последнего были проникнуты эгоизмом и холодным себялюбием, что привело к такому падению уважения женщины. Вековые обычаи с такой силой отпечатались в уме греческой женщины, внушив ей убеждение в превосходстве мужчины, что она не могла освободиться от этого чувства до позднейшего периода расцвета Греции[15].

Нельзя сказать, чтобы с женщинами обращались жестоко или грубо в сфере предоставленных им прав, но их образование было поверхностным, общение им с другим полом было запрещено[16]. Женщины не допускались на некоторые массовые зрелища. Под страхом смертной казни женщине было запрещено даже приближаться к стадиону. Известен случай, когда во время олимпийских игр на трибуне была обнаружена замужняя женщина. Она была помилована разгневанными мужчинами только потому, что её сын оказался победителем в двух видах состязаний. Жена не была равноправной по отношению к своему мужу, а находилась по отношению кнему на положении дочери[17]; это противоречило основному принципу моногамии.

Накопление собственности и желание передать её детям было, в действи­тельности, главным фактом возникновения моногамии, имевшей целью обеспечить законных наследников и ограничить их число подлинными потомками брачной пары.

В римской семье женщина имела больше влияния и авторитета. Как мать семьи она была госпожой в ней. Жена могла свободно и без ограничений со стороны мужа ходить по улицам и посещать вместе с мужчинами театр и праздничные пиры[18]. В доме она не была заточена в особом помещении и точно так же была допущена к столу мужчин. Плутарх рассказывает, что после заключения мира с сабинянами, – что произошло при посредстве сабинских женщин, – им был представлен ряд почётных привилегий: мужчины должны были уступать им дорогу при встрече на улице, в присутствии женщин они не смели произносить пошлых слов и не могли появляться перед ними обнаженными.

Однако брак отдавал жену на власть мужа; идея этого заключается в том, что после вступления в брак, освобождаясь от власти отца, она должна была, в силу якобы необходимости, оставаться под властью мужа. Муж имел право наказывать жену, а в случае прелюбодеяния имел власть над её жизнью и смертью.

Моногамная форма брака создала моногамную форму семьи, а последняя – римскую систему родства[19]. Наши ныне употребляемые наименования родственников и отношения свойства идут из античности.

Таковы пять последовательных форм семьи. Семья как социальное явление есть его продукт и его отражение. Развитие её раскрывает постепенный и последовательный ход развития человеческого общества от дикости через варварство к цивилизации.

Если мы признаем, что семья в своем развитии прошла через четыре последовательные формы и теперь находится в пятой, то сразу возникает вопрос, сохранится ли эта форма в будущем? Единственный возможный на это ответ состоит в том, что она должна прогрессировать, как прогрессирует общество, и должна изменяться, как изменяется общество, точно так же, как это было и в прошлом. Поскольку моногамная семья совершила огромный прогресс с начала цивилизации, в особенности за два последних столетия, то можно, во всяком случае, ожидать, что она способна совершенствоваться и далее, пока не будет достигнуто социальное и духовное равенство полов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.