Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА
Л.Н. БОРОВЫХ
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ИНСТИТУТ СЕМЬИ)
«В печать»:
Автор – Л.Н. Боровых
Зав. кафедрой –
Редактор – Л.В. Пукова
Корректор – Е.В. Афанасьева
Начальник РИО – Е.П. Викулова
Директор РИК – Ю.К. Жулев
Проректор ВлГУ по ИТ – В.А. Немонтов
| | Курс лекций
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Владимир 2007
УДК 173
ББК 86.211.3
Б83
Рецензенты
Доктор философских наук, профессор
заведующий кафедрой культурологии и религии
Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Н.М. Теребихин
Доктор философских наук, профессор
заведующий кафедрой философии и религиоведения
Владимирского государственного университета
Е.И. Аринин
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Владимирского государственного университета
Боровых, Л. Н. Эволюция религии в современном мире (институт семьи) : курс лекций / Л. Н. Боровых ; Владим. гос. ун-т. Изд. 2-е, испр. и доп. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007. – 166 с. – ISBN 5-89368-707-8.
Курс лекций разработан в рамках федерального компонента госстандарта. Рассматриваются основные аспекты семьи и брака с учетом тех изменений, которые произошли в ХХ веке. Особое внимание уделяется проблемам терпимости в браке, дефицита душевности, ценности брака, опыта родительской семьи, взаимоотношений между полами, нравственным аспектам в особо деликатных ситуациях. Сохранение современного института семьи требует формирования новой формы толерантности. В лекциях широко используется классическая художественная литература.
Предназначен для студентов 2-го курса специальности 031801 – религиоведение, а также гуманитарных специальностей (юристов, социологов, психологов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Философия» и всех тех, кто интересуется проблемами семьи и семейных отношений.
Библиогр.: 58 назв.
УДК 173
ББК 86.211.3
ISBN 5-89368-707-8 © Владимирский государственный
университет, 2005
© Владимирский государственный
университет, 2007, с изменениями
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия................................................................................... 5
Введение...................................................................................................... 6
Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА....................... 8
К истории вопроса.............................................................................. 8
Кровнородственная семья .............................................................. 10
Пуналуальная семья......................................................................... 12
Синдиасмическая и патриархальная семья...................................... 13
Моногамная семья............................................................................ 16
Противоречия внутри моногамии................................................... 21
Лекция 2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА СЕМЬИ................. 27
Сущность семьи................................................................................ 27
Функции семьи................................................................................. 29
Типы семей....................................................................................... 33
Этапы развития семьи....................................................................... 39
Изменения внутри семьи.................................................................. 43
Счастье в браке................................................................................ 46
Дефицит душевности........................................................................ 47
Лекция 3. ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ БРАКА............................................. 54
Терапия конфликтов........................................................................ 54
Немного социологии........................................................................ 55
Требования к современному браку.................................................. 56
Стили любви...................................................................................... 58
Ценность брака................................................................................. 61
Смысл брака..................................................................................... 66
Мы еще не рожденные...................................................................... 70
Христианский брак.......................................................................... 73
Ложный путь ................................................................................... 75
Вольтер о браке............................................................................... 77
Немного статистики........................................................................... 78
Уроки мудрости................................................................................ 78
Просто о сложном............................................................................. 83
Изъяны супружеского ложа............................................................. 87
Классификация брака Э. Берна........................................................ 89
Лекция 4. РАЗВОД: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ............................. 91
Другая сторона медали..................................................................... 91
Ликбез в браке................................................................................... 95
Измена............................................................................................... 99
Причины супружеской измены...................................................... 105
Опыт родителей............................................................................... 106
Мир в семье и мир семьи............................................................... 109
Лекция 5. СДВИГИ В ПОЛОВОЙ МОРАЛИ....................................... 110
Iventus ventus................................................................................... 110
Изменения в половой морали......................................................... 111
Художественная литература в защиту девичьей чести................. 117
Мера ответственности родителей – дети........................................ 118
Что дороже?................................................................................... 126
Любовь в браке.............................................................................. 129
Новая Элоиза ................................................................................ 132
Горький опыт................................................................................. 135
Нравственный аспект в особо деликатных ситуациях................... 136
Абсолютность нравственных ценностей........................................ 141
Лекция 6. СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ................................................... 144
Особенности студенческой семьи.................................................. 144
Условия стабильности.................................................................... 150
Некоторые издержки...................................................................... 151
Лекция 7. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ........................................................ 156
Чудо цивилизации.......................................................................... 156
Мирами правит жалость................................................................ 158
Афоризмы....................................................................................... 160
Вместо заключения................................................................................. 162
Рекомендательный библиографический список..................................... 163
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Эта книга основана на лекциях и практических занятиях со студентами Владимирского государственного университета по философии и социологии, с которыми я работаю более сорока лет.
Собранный научный, художественный материал представляет некоторую антологию по проблемам семьи и брака. Она явно не полна, содержит целый ряд изъянов, так как охватила малую часть теоретического материала и всего лишь крупицу мировой культуры. Но то, что было прочитано, прослушано, обсуждено с тысячами молодых людей, даёт мне право утверждать, что в подавляющем своём большинстве студенты разделили и усвоили одну истину: институт семьи сохранится. Молодые люди, несмотря ни на какие модные веяния и тенденции, выступают за семью с официальным браком.
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века в нашей стране явно прослеживалась деградация социального института – семьи. Причём этой ломке семья подверглась дважды: первый раз после 1917 года, второй раз – во второй половине 90-х годов. Но если первый натиск обрушился на тип семьи с прочными духовными опорами: вековыми традициями, духовностью, ценностями семейного уклада, менталитетом, которые, собственно, и сохранили семью на протяжении восьмидесяти лет, то сейчас ситуация совершенно иная. Препятствий, стоящих на пути разрушения существующего типа семьи, значительно меньше. О том, что институт семьи деградирует, свидетельствует целый ряд тенденций. Из этого ряда можно выделить следующие.
– Растёт подростковая преступность. Повсеместно существуют подростковые бандитские группы.
– Расширяется бродяжничество детей. На начало 2004 года в стране насчитывалось около 700 тысяч детей без попечения родителей. Огромное количество детей не ходит в школу.
– Суды всё больше выносят постановлений, лишающих супругов родительских прав.
– Всё больше возникает гражданских браков, в которых «неопределённость» положения сказывается на разных аспектах семейной жизни, в частности, на том, рожать или не рожать ребёнка.
– Полным семьям становится всё труднее выживать в новых экономических условиях.
– Снижается здоровье не только детей, но и родителей.
– Сокращается сфера общественно-полезной досуговой деятельности подростков и юношества (закрываются бесплатные спортивные клубы, дома юных техников, клубы по интересам и т.д.).
– В свободном времени у молодёжи возрастает доля затрат его на потребление, а не на созидание каких-либо ценностей.
– Произошла коммерциализация учреждений досуга молодёжи и подростков.
– Растёт дороговизна и вместе с ней поиск добычи денег молодёжью всеми способами.
– Подростки рано вступают в половую связь; проституция сильно помолодела.
– Увеличивается количество бездетных семей.
Всё это вместе взятое не может не сказаться на нашем генофонде, на будущем состоянии русской национальности и российской государственности. Будущее имеет только здоровая нация. А здоровая нация не может существовать без здоровой семьи. Мировая литература и современная наука содержат огромнейший опыт семейной жизни, мимо которого образованный человек пройти не может.
Автор ставит перед собой скромную задачу: показать то, каким образом наука и литература отражали и защищали абсолютную, не приходящую ценность семьи и брака.
Только через укрепление семьи можно возродить величие и мощь России. От мира в своей семье, в своём доме – к миру в Отечестве. Миру семьи необходимы мир и согласие в обществе. Наше общество на данном этапе нуждается в согласии всех и каждого. Как осуществить этот простой принцип? Давайте вместе подумаем.
Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА
К истории вопроса • Кровнородственная семья •
Пуналуальная семья • Синдиасмическая
и патриархальная семья • Моногамная семья •
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|