Сделай Сам Свою Работу на 5

друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших





Господу.

Те добродетели, которые советует стяжать апостол, почти совпадают с тем, что в послании к Галатам он называет плодами Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера¸кротость, воздержание. И правда, исполнять сие могут только духовный человек, в котором обитает Дух Господень, живущий же по плоти оказывается неспособен выполнять все это, поскольку повеление прощать противоречит гордости человеческой, живущей в нас и в ответ на это придумает тысячи отговорок против этого, чтобы не прощать ближнего, дескать, этот человек такой плохой, он сделал мне то-то и то-то, как я могу его простить. А прощать надо, ибо с этого и начинается любовь, которая продолжается в делах милосердия, которое тоже человеку плотскому кажется юродством – такой человек собирает блага себе и тысячу раз подумает, а прежде чем поделиться чем-либо с ближним. Лишь гордость еще может заставить такого человека делать добро, но она обличается прежде всего прочего. Доброта же и вовсе плотским человеком порицается, как «мягкотелость», просто потому, что гнев стал естественным для падшей человеческой природы. Са по себе, как мы видим, человек не может это исполнять и лишь с помощью Божией, положив начало, он может прийти к стяжанию всего этого, не сразу, впрочем, но как и везде в духовной жизни – ценой многих усилий…



Евангелие (от Луки): 18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.



26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому – в Царство Небесное. «Игольным ушком» в Иерусалиме называли низкие ворота, через которые мог протии лишь пеший, верблюды же и прочие животные должны были там буквально проползать. Интересно, что на Руси были свои ассоциации у этого сравнение – «верблюдом» называли корабельный канат…. Но это не суть важно, ибо важнее – другое: богатый, кичасьт своей праведностью, похваляется, что соблюдает все заповеди Закона Моисеева и недоумевает, что же еще ему надо. Это не что иное, как плод гордости, ведь из Деяний апостольских известно изречение апостола Павла, фарисея из фарисеев, по его собственному признанию, который называл Закон Моисеев бременем, который «не понесли ни мы, ни отцы наши». А здесь некий богач хвалится, что все соблюл, да еще от юности. И Господь посрамляет его гордость, призывая отвергнуть то, составляло центр его жизни – богатство, к которому он прикипел. И тогда явилось то, ради чего жил этот мнимый праведник и им был не Бог, а состояние его. Господь не отвергает богатство, но отвергает превращение его в центр жизни, когда его сохранение и приумножение превращается в главную цель жизни, а все остальное, включая и отношения с Богом – в смежные, которыми, при случае, можно и пренебречь. Богатому войти в Царство трудно, ибо соблазн от багтств его велик, но с Богом все можно. Это и говорит Господь удивленным апостолам, для которых богатство было признаком благословения Божия и знаком праведности. Усердие к соблюдению заповедей лишь научает человека его немощи и тому, что лишь с помощью Божией он может их соблюсти, а Господь и богатых может обратить в сосуд Духа своего и ввести в Царство. Примером этого был, например, праведный Филарет Милостивый, бывший человеком весьма состоятельным, но использующим это состояние не для услаждения плоти, но для помощи ближним, чего не оставлял даже в трудные времена, когда казалось, что семья оказывается на грани нищеты. Бог не отвергает никого, требует лишь, чтобы мы не прилипали к вещам и потребности плоти не превращали в похоти, дабы ими враг не улавливал нас и не вел в погибель….



В конце службы о.Сергий произнес проповедь на тему нынешнего Евангельского повествования. Ко Христу подъходит некий человек. В одном из Евангелий он назван юношей, в другом – законником, в третьем – фарисеем. Разумеется, те, кто расследуют преступления, знают, что несколько разных свидетелей описывают одно и то же событие совершенно по-разному. Действие благодати не отменяет этого, поскольку «духи пророческие послушны пророкам». Юноша ли это был или фарисей – не совсем ясно, но это и не нужно и каждый текст обращен к своей группе населения. Так или иначе, но он, считая, что соблюдает все заповеди, он спрашивает о том, что же он должен делать, дабы наследовать жизнь вечную. В ответ Господь напоминает ему о заповедях, причем, говоря, исключительно заповеди, относящиеся к человеку, не говоря о заповедях, обращенных к Богу, подразумевая щепетильность иудеев к данным заповедях, хранение субботы доводя до абсурда и…. за правилом не видя человека. На поверку, правила для них, конечно, оказались выше Бога, почему они и распяли Христа. Но очевидно, заповеди об отношении к человеку ему надо было напомнить особо, учитывая склонность иудеев ставить правила выше отношения к человеку. Но тот парирует, что все это он соблюл. Разумеется, мы помним слова апостола Павла, приведенные в книге Деяний Апостольских о Законе Моисеевом, как о «бремени, которое не понесли ни мы, ни отцы наши». Человек склонен ко греху и склонен не к соблюдению заповедей, а к нарушению их, посему, пытаясь соблюдать их, он сознает немощь свою. Лишь гордость может дать стимул к их хранению, правда, не глубинно, а больше напоказ. Соблюдение заповедей научает человека его немощи и мнящий, что соблюдает их, подчас глубоко заблуждается, как заблуждались фарисеи, храня во всех мелочах внешние правила и мня, что они праведны и соблюдают ВСЕ. И тут Господь отвечает ему, говоря, раз уж он так щепетилен в соблюдении заповедей, то ему не хватает одного – раздать все свое имение нищим и идти за Ним, остаться без определенного места жительства. И тут он отступил, впав в уныние, поскольку не Бог был его центром жизни, а богатство, имение и лишиться всего этого он не был готов. Позднее Евангелие нам покажет пагубность сребролюбия, на примере предательства Иуды, который ради денег предал своего учителя. Таким образом, не богатство губит, но отношение к нему и богатство может быть средством помощи ближним, сребролюбие же закрывает для ближнего двери свои, либо жертвует столько, чтобы не потерпеть ущерба, а этот страх сводит помощь ближним к минимуму. Здесь он вспомнил о Евангельском тексте, где повествуется о богачах, кладущих свои пожертвования в копилку Иерусалимского храма и о вдове, положившей две лепты, причем, в одном из Евангелий к этому прибавляется слово о том, что она пожертвовала не просто монету, а золотую монету, оставив себя без дневного заработка, в то время как богатые – медяки, пусть и много. Так происходит всегда, когда земное богатство становится центром жизни и это-то Господь и обличает. Это привело апостолов в ужас, ведь для иудеев богатый – Божий избранник. Кто же может спастись, если богатому, привязанному к своему богатству, войти в Царство, все равно, что верблюду войти в игольное ушко (напомню, что «игольным ушком» называли низкие ворота в стене Иерусалима, через которые мог пройти лишь пеший)? И Господь отвечает. Здесь Его слова звучат. как «невозможное человеку – возможно Богу», но в другом Евангелии слова представлены по-другому: «человеку это невозможно, но не Богу»… Не человек спасается, но Бог спасает человека, ведя его по пути жизни, надо лишь, чтобы человек захотел идти путем спасения. И эти слова действительны не только для того времени, но и для нас, ведь мы не можем сказать, что соблюдаем заповеди, хотя бы внешне, куда бы ни поглядеть. И тут Господь говорит, что даже у самого страшного грешника есть надежда, надо лишь воспринять спасение и довериться руке Божией, которая и ведет нас по этому пути, хоть с этим у нас и тяжело.

После этого он пожелал всем помощи Божией, а затм о.Евгений сказал о том, что 3 февраля состоится операция «Бескозырка» и в этот день про йдет, помимо известного шествия, еще и крестный ход, а всем желающим о.Евгений рекомендовал принести по лопатке….


[1] Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 358.

[2] Построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого района Липецкой обл.

[3] Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях // Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58.

[4] Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17

[5] Воскресенский. 1911. С. 96

[6] Назаров. 1899. С. 71

[7] Назаров. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)

[8] Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715-1716 гг.)

[9] Новгород-Северский, 1676

[10] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659

[11] РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472

[12] Поселянин. 1909. С. 115

[13] Поселянин. 1909. Ил. на с. 115, 155

[14] см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115

[15] НБ МГУ. № 10536-22-71.

[16] БАН ОР. № 66. Строг. 63. Инв. 2828. Л. 216 об.

[17] 1894, иконописец В. А. Кукин, Мстёра

[18] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. - Т. 3. - С. 659.

[19] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. - Т. 2. - С. 11.

[20] Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год. - Красноярск, 1915, с. 79.

[21] Запись в Мартирологе на сайте Красноярского общества "Мемориал" - http://www.memorial.krsk.ru/martirol/fl_fia.htm

[22] Сава Хиландарац. С. 101

[23] Sinan Pasha burns the relics of St. Sava at Vracar, Belgrade, 1594

[24] Белоезерский – некоторые из предыдущих поколений, не понимая значения слова, сократили его, обратив в «Белозерский», а оно расшифровывается просто - «с Белаго езера» - «Белого озера». В современном болгарском, как и в славянском языке, «езеро» - «озеро».

[25] Иегуды, Эхуда – по-еврейски

[26] Сажень. – Древнерусская мера длины, примерно равная двум метрам. Впрочем, существовали разные виды саженей, имеющие разную длину – от полутора до почти трех метров. В данном случае, ели считать в среднем, то длина цепи – 40 метров…

[27] Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них - Орфан, впоследствии стал священником, а второй - Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством. Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами. Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров. Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух. Так прошло 14 лет. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

Святая Рипсимия вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклетианом (284 - 305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклетиан сообщил армянскому царю Тиридату и предложил ему или прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: "Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами". Посланцы в страхе удалились. Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: "Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится". Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: "Григорий, жив ли ты?" Григорий отвечал: "Благодатию Бога моего я жив". Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом.

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа. В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокий-скую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран - Персии и Ассирии. Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню. Святитель Аростан в 325 году был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Святитель Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 году. Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении

[28] Диоклитиан - Кай - Аврелий - Валерий, римский император.

Родился в Далмации, был простым солдатом, однако выдвинулся, и был избран императором в 284 году. Разделив империю на 4 части, поселился в Никомидии. Первое время проявил себя справедливым и добрым правителем. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжечь святые книги, заставлявшие христиан приносить жертву языческим богам, под угрозой лишения должности и жизни, наконец, все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Умер Диоклитиан в 313 году, перед этим с почетом уйдя в отставку.

 

[29] Ныне - поселок Сербишино Невьянского района Свердловской области

[30] В БД ПСТГУ - пос.Нижне-Тавдинский завод

[31] В БД ПСТГУ - 2 недели

[32] В БД ПСТГУ - Федковка

[33] ГААОСО. Ф. 1, оп. 1, д. 41750, т. 5, л. 373

[34] Или Палиот.

[35] Официальный календарь Московской Патриархии: http://calendar.rop.ru/mes1/jan15.html и http://calendar.rop.ru/svyat1/svm-g.html

[36] Арамейский язык. – Одни из целой группы семитских языков, родственных ивриту (исконному языку евреев). Язык древних арамеев, который какое-то время был разговорным языком евреев, в то время как иврит использовался только в богослужении.

[37] Авлон (Αυλώνας). – древний город на юге нынешней Албании, известный с VI века до нашей эры. Ныне это албанский порт Влёра. Греками по-прежнему именуется, как Авлон, Авлонас.

[38] Лифляндия. Ливо́ния (Лифля́ндия; Инфля́нты; лат. Livonia, нем. Livland, лив. Līvõmō, эст. Liivimaa, латыш. Livonija — «Земля ливов») — историческая область (со 2-й четверти XIII века по 1561 Ливонская Конфедерация) на территории современных Латвийской и Эстонской республик. Названа германскими рыцарями-крестоносцами по имени одного из проживавших в то время на этой территории лифляндско-курляндских племён — ливов (малочисленный прибалто-финский народ с языком финно-угорской группы, ныне почти вымершим).

В русском языке долгое время преобладало название «Лифляндия», которое является искажённой передачей нем. Livland. Искажением от немецкого слова является польское название «Инфлянты», распространённое на территории Речи Посполитой. Лифляндией область называлась и во времена её вхождения в состав Российской империи.

[39] Год рождения вычисляется исходя из того, что согласно Авр. Вик. (Извлечения …, 48.19, 47) Феодосий был провозглашён императором в 32 года, а скончался на 50-м году жизни. Более поздний церковный историк Сократ Схоластик (5.26) сообщил, что Феодосий скончался в 60 лет, что противоречит свидетельству Амм. Марцеллина о юности Феодосия в пору его войны с сарматами.

[40] Παράδεισος // PG. 106. Сol. 881

[41] Μηναῖον τοῦ ̓Ιανουαρίου. Venetiae, 1880. P. 136

[42] Триодь Постная. Ч. 1. Л. 61 об.

[43] Μηναῖον. ̓Ιανουάριος. Σ. 269

[44] По Дамаскину (Орловскому) - в селе Малый Азясь Краснослободского уезда Пензенской губернии

[45] По информации игум. Дамаскина (Орловского), приговорен тройкой НКВД 14 октяб­ря 1937 года, т.е. за три дня до своего ареста.

[46] Третий Вселенский собор.

[47] Греческий сайт "Ορθόδοξος Συναξαριστής" ("Православный месяцеслов"), http://www.saint.gr/1122/saint.aspx : "Άγιος Μάξιμος Επίσκοπος Ουγγροβλαχίας" ("Св. Максим, епископ Угро-влахийский"). Память отмечена также в "Настольной книге священнослужителя", т. 2. - М., 1978, с. 513 как "Святителя Максима Нового, деспота Сербского († 1516)", и в Служебнике изд. Московской Патриархии (напр., 2004 и 2013 гг., с. 478) как "Святителя Максима Сербского".

[48] Сава Вуковић, "Српски јерарси од деветог до двадесетог века", С. 299 - 300

[49] Сава Вуковић, "Српски јерарси од деветог до двадесетог века", С. 300

[50] Так в книге Сава Вуковић. По др. данным упоминается митрополитом в 1512 году, см. Белградская епархия и в 1513 году, см. в статье Лакичевич

[51] Согласно свт. Николаю (Велимировичу), вероятно ошибочно, - 1546.

[52] Ворошиловская дача.

[53] Встречается написание - Войнова Гора.

[54] http://www.obitel-minsk.by/_oid100096606.html

[55] Так указано в большинстве документов по следственному делу. По данным ПСТГУ - в с. Муркино Тульской губернии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.