Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы управления народным хозяйством.





Сложной проблемой стала организация управления промышленностью. 16 ноября 1917 г. газеты опубликовали Положение о рабочем контроле. Согласно положению в интересах планомерного регулирования народного хозяйства на всех предприятиях вводился рабочий контроль.

Он осуществлялся рабочими предприятий через выборные органы: заводские, фабричные комитеты, советы старост, в которые входили также представители от служащих и технического персонала. В крупных городах, губерниях, промышленных районах создавались местные советы рабочего контроля из представителей профсоюзов, заводских, фабричных и других рабочих комитетов и рабочих кооперативов. Высшим органом рабочего контроля был Всероссийский совет рабочего контроля, учрежденный в Петрограде.

Органы рабочего контроля имели право проверять все документы и книги предприятий, запасы сырья, продуктов и других материалов, наблюдать за производством, устанавливать его минимальный объем и т.д. Решение органов рабочего контроля считались обязательными для владельцев предприятий и могли быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.



ВСНХ был учрежден Декретом ВЦИК и СНК 2 декабря 1917 г. как центральный орган Советского государства, на который возлагалось осуществление задач в области организации новой экономики и планового регулирования всего народного хозяйства.

Одним из первых постановлений ВСНХ было решение о промышленных районах и советах народного хозяйства при местных Советах рабочих солдатских депутатов. К компетенции районных совнархозов относились: руководство правлениями частных предприятий, перешедших в собственность республики, учет имеющегося сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы и т.д.

Таким образом, государство от первого этапа управления экономикой страны—рабочего контроля—перешло к организации специальных органов—совнархозов во главе с ВСНХ, способных приступить к строительству нового социалистического народного хозяйства.

Оценка сущности НЕПа

Политика "военного коммунизма", проводимая большевистским правительством в годы гражданской войны, привела экономику страны к полному развалу. Из-за нехватки топлива и сырья остановились заводы. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. В 1921 г. из-за неурожая начался массовый голод.



Экономический кризис повлек за собой социальный кризис. Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны введением принудительного труда и его уравнительной оплатой. Поэтому в городах в начале 1921 г. начались забастовки.

Крестьяне перестали сдавать хлеб по продразверстке и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики.

В марте 1921 г. моряки и солдаты Кронштадта подняли восстание, потребовав проведения перевыборов Советов. Мятеж был подавлен.

Назревший в стране глубокий кризис заставил В.И. Ульянова - Ленина пересмотреть внутриполитический курс. На Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. он предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении "командных высот" в руках большевистского правительства. Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - преодолеть разруху и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социализма, не дожидаясь мировой революции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20-х годов.



Введение НЭПа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог), размер которого был в 2 раза меньше. После сдачи продналога разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускалась аренда земли и наем рабочей силы.

В промышленности и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки. В 1922 г. была проведена денежная реформа, в оборот вводился советский червонец (10 рублей), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Стала взиматься плата за пользование транспортом и коммунальными услугами.

В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда вводилась денежная система оплаты.

В результате НЭПа в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень производства. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

 

 

Билет 25.
1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Реорганизация высших, центральных и местных органов государственной власти.

Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословии. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:1) юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений; 2) установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила однако к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.); 3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический; 2) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии; 4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Численность Боярской думы постоянно возрастала и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась "Ближняя дума" - прототип кабинета министров. В 1681г. выделяется еще одна структура - Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г. Боярская дума превращалась из политического совета в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Конзилии министров (8 - 14 человек). В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы. Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формирования закрепила Табель о рангах 1722 г Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно. В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. В 1718 г. в состав Сената, кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий. В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела. Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там. Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.. В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713 - 1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления. В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства. Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре Коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные конторы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров). В 1719 г. воеводам поручались наблюдение "за хранением государственного интереса", принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор за у местной администрацией, торгами, ремеслами и за соблюдением У царских указов.. .Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий. Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Вместо патриарха церковную организацию возглавил "местоблюститель". Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ - вполне бюрократические учреждения. В 1721 г. был образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский виновник - обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Управление церковными землями стал осуществлять Монастырский приказ, вошедший в Синод в качестве составной Структуры. Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению. Реорганизация высшего и центрального управления Необходимостью упорядочить систему управления была мотивирована в Манифесте 6 июля 1762 г. одна из причин свержения Петра III . Екатерининские административные реформы коснулись всей системы государственного управления, начались с верхних ее этажей, роль которых после Петра I то ослабевала, то возвышалась из-за неоднократного изменения их статуса и функций. Реформы исходили из следующих целей:
  • сохранить самодержавие, крепостничество, вотчинно-поместную собственность, сословность и другие фундаментальные основы абсолютистско-монархического государственного управления;
  • возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов дворянской империи;
  • уберечь институты российского традиционализма от влияния европейских революционных идей и политического опыта;
  • усилить свою личную власть, полученную нелегитимно, незаконно, в результате убийства императора; подчинить себе всю систему государственного управления.
Екатерина старалась казаться просвещенным монархом, матушкой-императрицей для русских подданных, установила связь с французскими энциклопедистами, поощряла активность дворянского общественного мнения, интерес к политическим идеям, предоставляла возможность желающим высказываться в комиссиях, печатных изданиях, сама публиковалась в журнале «Всякая всячина», одно время окружала себя образованными государственными деятелями, велела 2 марта 1768 г. подписываться в челобитных «верноподданный» вместо традиционного «раб». С абсолютистскими стремлениями императрицы не совпадал проект Н.И. Панина, поданный им Екатерине II сразу же после переворота, о постоянном государственном совете по типу аристократического шведского. Учреждение по назначению Верховного места с законодательными правами мотивировалось тем, что «власть государя будет только тогда действовать с пользой, когда будет разделена разумно между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон». Автор проекта считал, что в российском управлении в отличие от европейского действует преимущественно «сила персон, чем власть мест государственных», что органам управления недостает законных оснований, которые бы создали законодательную базу их прочного функционирования. Он предлагал ввести разделение властей, выделить законодательную власть, внедрить элементы западного общественного устройства, упорядочить государственность, чтобы страна не зависела от каприза сидящих на троне, учесть уроки бироновщины, временщиков и оградить престол от случайных людей. Верховный совет должен был рассматривать вопросы в присутствии Екатерины, которая учитывала бы высказанные мнения, принимая окончательные решения. «Проще говоря, — отметил В.О. Ключевский, — Панин хотел сказать, что в России не было основных законов, которые бы стесняли личный произвол монарха». Удивительно, что Екатерина II приняла проект, подписала даже манифест о новом постоянном совете, назначила его членов, но проект и манифест не были изданы, а сданы в архив [4]. Она ослабила влияние придворной бюрократической олигархии, высшей чиновной аристократии, роль которой возросла в предшествующие десятилетия, особенно при императрицах-женщинах Екатерине I , Анне Ивановне, Елизавете Петровне. Екатерина, совершившая переворот 28 июня 1762 г. с помощью дворянских гвардейцев, стремилась опираться в управлении государством на армию. Сразу же после переворота она подчинила себе через лично преданных командиров армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов и кавалерию. Отменила в армии введенные ее мужем прусские порядки. Объявила обычную для переворотов амнистию военных и статских чинов. Щедро осы пала военных участников переворота императорскими наградами. Завершила ликвидацию зловещей Тайной канцелярии. . Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция(канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Ее функции в системе политического розыска определены лично Екатериной II , которая непосредственно опекала эту структуру Сената, усилила через нее полицейскую регламентацию государственного управления, всей жизни империи. Именно тогда широко применялась перлюстрация писем, поощрялось устное и письменное доносительство. Через Тайную канцелярию прошли все крупные политические процессы 70—90-х гг. Осенью 1774 г. присутствие экспедиции переведено в Москву, поближе к репрессивным действиям карательных воинских частей против пугачевцев. Здесь рассматривались материалы следственных комиссий, созданных в Оренбурге, Казани, Царицыне, Уфе, Симбирске, здесь совершались казни. Налицо была полицеизация функций одного из высших карательных органов государственного управления. Временным высшим государственным органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового «Уложения» (1767—1768 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительное учреждение. Депутаты доставляли в Комиссию 1465 «наказов». Комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной, но ее материалы облегчили разработку дальнейших реформ. Укреплению екатерининского абсолютизма в управлении подчинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной Совета при высочайшем дворе«для соображения всех дел, относящихся к ведению войны». Совет состоял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников. После окончания войны в 1774 г. он собирался и функционировал довольно регулярно, приобретал роль постоянно действующего и совещательного, консультативного и даже распорядительного органа при императрице. Совет при высочайшем дворе воплощал в государственные решения волю Екатерины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления. Павел I значительно сузил функции Совета, который просуществовал до 1801 г. Возросла в сфере управления роль новой личной канцелярии,созданной в 1763 г. для отправления «собственных ее императорского величества дел». Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии,через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчинены придворная, гофинтендантская, конюшенная и другие подобные конторы. Екатерина II ослабляла центральное управление, передавала дела большинства коллегий местным губернским учреждениям. Многие коллегии были упразднены. Сохранились лишь три так называемые общегосударственные: Иностранных, Военных и Морских дел. Прекращено существование и задержавшейся дольше других Коммерц-коллегии. Управление просвещением, таможенной политикой и другими конкретными сферами Екатерина поручала отдельным приближенным лицам. Роль центрального управления была сведена к общему исполнительному руководству и наблюдению.

 

 


2. Образование СССР. Проблема государственного суверенитета. Система союзных и республиканских органов власти и управления.

 

Образование СССР В 1917-1918 гг. Российская империя распалась. Из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе гражданской войны пошли обратные процессы — большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. После гражданской войны создана согласительная комиссия, чтобы устранить противоречия между центром и окраинами при образовании объединенного государства. Глава комиссии И. В. Сталин предлагал включить национальные окраины в РСФСР на правах автономий, Ленин — объединить их на равных в союз с РСФСР с правом выхода из союза. Этот проект приняли за основу. 30 декабря 1922 г. на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР. В него вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), объединявшая Грузию, Армению, Азербайджан. В 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью). Казахстан и Киргизия являлись частью РСФСР. Как союзная республика Таджикистан вошел в состав СССР в 1929, Казахстан и Киргизия — 1936, Эстония, Литва и Латвия — 1940 г. В 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. 31 января 1924 г. была принята первая конституция СССР. Высшие органы власти — съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. На деле эти права были условностью — республики возглавлялись местными коммунистическими партиями, жестко подчинявшимися находившемуся в Москве ЦК ВКП(б). Не могли республики и выйти из СССР — не было юридической процедуры выхода.

 

 

26 билет,

1. Место и роль Петра Великого в истории России

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

Петром была проведена денежная реформа, в результате которой счёт стал вестись на рубли и копейки. Серебряная копейка (новгородка) дореформенного образца продолжала чеканиться до 1718 года для окраины. Медная копейка вошла в обращение с 1704 года, тогда же стал чеканиться серебряный рубль. Сама реформа началась с 1700 года, когда были выпущены в обращение медные полполушки (1/8 копейки), полушка (1/4 копейки), деньга (1/2 копейки), а с 1701 года серебряные десять денег (пять копеек), гривенник (десять копеек), полуполтинник (25 копеек) и полтины. Был запрещён счёт на старые деньги и алтыны (3 копейки). При Петре появился первый винтовой пресс. За период правления несколько раз понижались вес и проба монет, что привело к бурному развитию фальшивомонетничества. В 1723 году были введены в обращение медные пять копеек («крестовой» пятак). Он имел несколько степеней защиты (гладкое поле, особая соосность сторон), но подделки стали чеканить не кустарным способом, а на иностранных монетных дворах. Крестовые пятаки впоследствии изымались для перечеканки в копейку (при Елизавете).[источник?] По зарубежному образцу стали чеканить золотые червонцы, впоследствии от них отказались в пользу золотой монеты достоинством в два рубля. Пётр I планировал ввести в 1725 году медный рубль-плату по шведскому образцу, но эти планы осуществила только Екатерина I.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к эпохе «дворцовых переворотов».

 

2. Политическая система советского общества. Система государственных учреждений и общественных организаций

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.