Сделай Сам Свою Работу на 5

Институты брачно -семейного права в «Законах Ману» и «Артхашастре» Каутильи





Общественный и государственный строй древней Индии

Общественный строй:

Хараппская цивилизация (3 тыс. до н.э.)

Родоплеменной строй, военная демократия, мужчины-воины участвовали в военном собрании, вождь (раджа) избирался. Выделяется военная знать, но значительного расслоения нет, идет медленно. Земледельческая община, группы неравноправного населения, небольшое кол-во рабов.

 

Тыс. до н.э.

Формирование варн(социальные группы, связанные с процессами имущественного расслоения и разделения социальных ролей):

Арии: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) – дважды рожденные.

Не арии, покоренное население: шудры (рабы) – единожды рожденные, нет допуска к таинствам, кроме брака.

Внутри варн образуются касты (2,5-3 тыс.), которые имели свои занятия и самоорганизацию. Существовали особые касты неприкасаемых (самые низкие).

 

Государственный строй:

Хараппская цивилизация (3 тыс. до н.э.)

1. Несколько раннегосударственных образований на основе союзов отдельных племен в форме «племенных государств» (монархии во главе с брахманами или олигархические республики, опиравшиеся на военную мощь кшатриев).



2. Монарх (раджа) – верховное положение, церемониальная фигура, судебная функция, административная, внешняя безопасность. Власть наследственная.

3. Паришад – совещательный орган при монархе (знать, родственники царя, представители общин).

4. Иногда происходит собрание воинов.

5. Общинное самоуправление

 

В. до н.э.

1. Первое крупное государство (империя нандов)

2. Наибольший расцвет – в период царствования Ашоки, относительно единое монархическое гос-во.

3. Девараджи – царь, особая дхарма. Сбор налогов (бали), организация публичных работ.

4.АДЪЯКША – сбор налогов и податей (царский).

5. 2 системы судов: царский и внутриобщинный. Толковать нормы права мог брахман, царь как высший судья объявлял амнистию.

Суд не был четко отделен от администрации, наказания могли назначаться как судебными, так и административными органами, большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Армия была кастовой и выполняла функции охраны общественного порядка.



 

Империя Маурьев

1. Слабая централизация, центральные провинции (царь, сыновья и наместники), развитое общинное самоуправление, наследственность службы.

2. Распространение буддизма

3.МАТРИПАРИШАД– царский совет, совещательный орган


 

Источники древнеиндийского права. Дхармашастры и артхашастры

Источники права:

1. Веды – религиозные и исторические предания ариев, доступны для ариев, тех, «кто ведает»

2. Обычное право

3. Эдикты правителей

4. Совет знатоков

5. Суд. прецеденты

6. Дхармасутры(«Долг», «Традиция») – основное внимание посвящено деликтам, преступлениям против личности (убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство), которые объединялись общим понятием «химса».

7. Дхармашастры(Ману) («Трактат о долге») - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм).

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого, регламентирующих различные стороны жизнедеятельности.

8. Артхашастры (Каутильи) («Трактат о пользе, правлении») - трактаты о политике и праве.

Рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы.

Три ценности для царя:

АРТХА – накопление материальных богатств

ДХАРМА – мораль и право

КАМА – любовь со стороны подданных

 

 


 

Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману» и «Артхашастре» Каутильи

Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп —варн: брахманов(священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).



Согласно преданию создал прародитель всех людей Ману соответственно из своих уст(брахманы), рук (кшатрии), бедер (вайшьи) и ступней (шудры). Ману определил для каждой варны свои занятия: раздача и получение милостыни для брахманов, охрану подданных, раздачу милостыни, изучение Веды, жертвоприношение для кшатриев, пастьбу скота, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев, служение высшим варнам со смирением для шудр. 1-3 варна – дважды рожденные (могли изучать Веды).

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии — начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

Название третьей варны «вайшьи» произошло от слова «виш» — поселение, племя, народ. Это основная первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи уже включаются главным образом в категорию податного населения. По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев — складывался особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта, получившей название «бали» (налог). Собираемый в пользу «царей» налог шел на содержание брахманов, на общие жертвоприношения, на раздачи приближенным ведических правителей.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны, прежде всего, процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества. В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Если в дхармашастрах шудры обычно относятся к категории неполноправных, зависимых слуг, то в Артхашастре о них можно найти иные сведения. Неполноправное, зависимое положение шудры могло сочетаться с его состоятельностью, которая и делала его фактически независимым.

В качестве главной отличительной особенности всех шудр была их ритуальная нечистота, в отличие от представителей «дважды рожденных» варн.

Наряду с делением на варны в ведической Индии по мере углубления разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы лиц — касты (джати), ставшие структурообразующей основой ее традиционной социальной организации. Касты - обособленные закрытые группы объединенных родственными связями людей, занимающихся одним видом деятельности. На низшей ступени социальной лестницы находилась каста неприкасаемых (чандалы, швапачи, изгои), которые не входили ни в одну из варн.

7 разрядов рабов:

захваченный под знаменем,

раб за содержание,

рожденный в доме,

купленный,

подаренный,

доставшийся по наследству

раб в силу наказания.

Рабов продавали, уплачивая пошлину, как при покупке товара; у рабов не было и не могло быть собственности, неправоспособны. Однако наследниками имущества раба считались его родственники и лишь при их отсутствии – хозяин.

Имущественное расслоение не могло не затронуть перестройки и кастовой иерархии. Высшие касты землевладельцев стали причислять себя к брахманам и кшатриям, члены торгово-ростовщических каст стали относиться к вайшьям, земледельцы, ремесленники - к шудрам. Внутри каждой варны развивалось классовое неравенство, но кастовые, общинные и большесемейные границы, скрепляемые правом и религией, сдерживали процессы классообразования, что создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.


 

Институты брачно -семейного права в «Законах Ману» и «Артхашастре» Каутильи

Брак лежит в основе и предваряет все юр. действия. Брак как «Вечная дхарма мужа и жены» определялся существованием больших патриархальных семей. Дочери, выходящие замуж, переходили в другую семью, они в этом случае не имели никаких прав на семейное имущество.

Запрещались межварновые браки, строго запрещались браки с мужчинами низших варн (правило «пратиломы»), но допускались браки, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (правило «ануломы»).

Регулировались преимущественно нормами обычного права и религиозными нормами.

 

8 форм брака. Первые четыре, поощряемые брахманами:

1) БРАХМА (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху)

2) ДАЙВА (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд)

3) АРША(отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)

4) ПРАДЖАПАТЬЯ (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).

 

«Дурные» виды:

5) АСУРА (покупка невесты)

6) ГАНДХАРВА(добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей)

7) РАКШАСА (похищение невесты)

8) самый худший вид — ПАЙШАЧА (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной).

 

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека. Обязанность жены — послушание и уважение мужа. Условия вступления в брак не запрещали супружество несовершеннолетних, хотя был установлен возраст брачного совершеннолетия для женщин 12 лет и 16 лет — для мужчин.

Брак признавался священным и нерасторжимым для женщин. Были запрещены вторичные браки вдов. Жена не освобождалась от мужа ни в случае ее продажи или оставления мужем, ни даже в случае его смерти, даже имел место обряд самосожжения «сати». Жена должна была почитать мужа даже «распутного, чуждого добродетели». Оставление жены (развод) были допустимыми для мужа, особенно если жена была «порочна»: бесплодна, груба с мужем, страдала тяжкой болезнью и пр. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Подобные нормы в АК носили более либеральный характер, допускался не только уход жены от мужа, например, при оставлении ее без средств к существованию, но и развод по обоюдному согласию, когда она «ненавидит мужа», в АК допускались и вторичные браки вдов.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.