Тема 4. Социальная структура общества.
Тема 1. Социология как наука
Тестовые задания
1. В каком веке социология оформилась как наука:
1) в XVII; 3) в XIX;
2) в XVIII; 4) в XX?
2. Кто из перечисленных мыслителей считается отцом социологии:
1) К.Маркс; 3) М.Вебер;
2) О.Конт; 4) Э.Дюркгейм?
3. Кто из социологов ввел в науку понятие социального факта:
1) О.Конт; 3) Э.Дюркгейм;
2) М.Вебер; 4) Г.Спенсер?
4. Какой тип социального действия не рассматривал М.Вебер:
1) аффективное;
2) эффективное;
3) целерациональное;
4) ценностно-рациональное?
5. Кто из перечисленных социологов не относится к направлению символического интеракционизма:
1) Г.Блауберг;
2) П.Бергер;
3) Ч.Х.Кули;
4) Дж.Г.Мид?
6. Какая из социологических теорий носит преимущественно футуролого-прогностический характер:
1) постиндустриализм;
2) символический интеракционизм;
3) структурный функционализм;
4) этнометодология?
7. Кто является представителем психологического направления русской социологии:
1) П.Кропоткин;
2) Н.Михайловский;
3) Н.Кареев;
4) П.Лавров?
8. Что такое метод в социологии:
1) способ сбора, обработки и анализа данных;
2) способ подготовки специалистов;
3) способ влияния на социальные отношения;
4) способ представления информации?
9. Что лежит в основе социологического исследования:
1) заказ;
2) план;
3) программа;
4) программное обеспечение?
10. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:
1) формулировка проблемы;
2) уточнение и интерпретация основных понятий;
3) обоснование системы выборки единиц наблюдения;
4) постановка исследовательских задач?
11. Что позволяет определить выборочный метод:
1) генеральную совокупность;
2) единицу отбора;
3) подмножество переменных;
4) подмножество наблюдений из всех возможных?
12. Какой из методов анализа наименее распространен в социологии:
1) наблюдение;
2) изучение документов;
3) опросы;
4) тесты?
13. С чем работает контент-анализ:
1) с лабораторными пробами;
2) с идеями;
3) с людьми;
4) с текстами?
14. Что понимают под термином «выборка»:
1) выбор данных социологического исследования;
2) отбор подмножества наблюдений;
3) отбор вопросов, используемых в анкете;
4) выбор интервьюеров из всех возможных?
15. Как называют людей, попавших в выборку и участвующих в социологическом исследовании:
1) интервьюеры;
2) анкетируемые;
3) респонденты;
4) интервьюируемые?
Тема 2. Общество как социокультурная система.
Тестовые задания:
1. Что мы понимает под обществом в широком смысле:
1) объединение людей по интересам;
2) жителей той или иной страны;
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе;
4) совокупность всех народов, живущих на Земле?
2. Общество как динамическая система характеризуется:
1) способностью адаптировать окружающую среду;
2) развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;
3) статичным состоянием;
4) полной зависимостью от природы?
3. Система взаимообусловленных устойчивых социальных действий – это социальные:
1) контакты; 3) отношения;
2) взаимосвязи; 4) взаимодействия?
4. Чего не требуется для возникновения социального института:
1) культурной среды;
2) всенародной договоренности;
3) потребности;
4) ресурсов?
5. Какие функции социальных институтов Р.Мертон назвал латентными:
1) замедленные; 3) отсроченные;
2) реальные; 4) скрытые?
6. Что не является социальным институтом:
1) авторитет;
2) религия;
3) семья;
4) образование?
7. Какие функции не должна выполнять семья как особый социальный институт:
1) политические;
2) экономические;
3) воспитательные;
4) репродуктивные?
8. Какими признаками не обладают социальные институты:
1) установками и образцами поведения;
2) утилитарными культурными чертами;
3) культурными образцами;
4) кодексом?
9. Что является основным компонентом культуры:
1) здания и сооружения;
2) произведения искусства;
3) научные результаты;
4) язык?
10. Первоначально культурой называли:
1) ораторское искусство;
2) умение рисовать;
3) способы возделывания почвы;
4) поэтический дар?
11. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:
1) с появлением новых произведений искусства;
2) с углублением знаний о культуре;
3) с передачей культурных ценностей от поколения к поколению;
4) с реставрацией памятников культуры?
12. Наиболее устойчивая часть культуры – это:
1) научные теории;
2) духовные традиции;
3) культурные традиции;
4) мировоззрение?
13. К духовным ценностям относятся:
1) музыкальный диск;
2) научное открытие;
3) компьютер;
4) видеомагнитофон?
14. Массовая культура создается с целью:
1) более полного удовлетворения духовных потребностей человека;
2) в целях поиска новых форм выражения;
3) с целью получения прибыли;
4) для создания хорошего настроения?
15. Элитарная культура предназначена для:
1) любого потребителя;
2) интеллектуальной элиты;
3) правящей элиты;
4) людей, разбирающихся в искусстве?
Тема 3. Социология личности.
Тестовые задания:
1. Совокупность уникальных природных и социальных свойств характеризует термин:
1) человек; 3) индивид;
2) индивидуальность; 4) личность?
2. Что определяет человеческую природу с точки зрения социологии:
1) инстинкты; 3) мотивы;
2) интересы; 4) социализация?
3. Что не изучается социологией личности:
1) отношения личности и общества;
2) ее социально-типические свойства;
3) ее биологическая основа;
4) ее отношения с другими индивидами?
4. Как рассматривается личность в социологии М.Вебера:
1) как пассивный объект;
2) как активный объект;
3) как проекция общественных отношений;
4) как бюрократическая личность?
5. Что такое «отраженное Я»:
1) то, что человек видит в зеркале;
2) представление человека о себе на основе учета мнений других людей;
3) представление других людей о человеке;
4) теоретическое описание индивида как личности?
6. Совокупность норм общества, выполняющих внутренний контроль З.Фрейд называл:
1) Оно; 3) Мы;
2) Я; 4) Сверх-Я?
7. Социальный статус приобретается в результате:
1) социализации;
2) процесса обучения;
3) трудовой деятельности;
4) семейного воспитания?
8. Социальный статус, получаемый человеком при рождении называется:
1) приобретенным;
2) врожденным;
3) естественным;
4) предписанным?
9. Образец поведения человека, определяемый его социальным статусом называется:
1) социальной функцией;
2) социальной ролью;
3) социальным поведением;
4) социальным действием?
10. Проявлением неформальной позитивной санкции является:
1) титул; 3) штраф;
2) почет; 4) порицание?
11. Что такое ролевой конфликт:
1) конфликт, обусловленный данной ролью;
2) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль;
3) конфликт между преподавателем и студентом;
4) противоречие между несколькими ролями одного субъекта?
12. При несовпадении требований, предъявляемых к выполнению социальной роли разными субъектами, возникает конфликт:
1) межролевой;
2) внутриролевой;
3) межличностный;
4) личностноролевой?
13. Обязательно ли девиантное поведение является преступным:
1) только в тоталитарном обществе;
2) только с точки зрения структурного функционализма;
3) нет;
4) да?
14. Какой элемент не выделяется при анализе девиации:
1) отношение субъекта к норме;
2) субъект;
3) социальная норма;
4) референтная группа, реагирующая на отклонение от нормы?
15) Что такое «аномия»:
1) отклоняющееся поведение;
2) социальная болезнь;
3) ценностно-нормативный вакуум;
отсутствие взаимодействий в обществе?
Тема 4. Социальная структура общества.
Тестовые задания:
1. Как можно перевести термин «стратификация»:
1) расслоение; 3) предпочтение;
2) соотношение; 4) упорядочение?
2. Что означает слово «страта»:
1) класс; 3) слой;
2) элемент; 4) уровень?
3. Как П.Сорокин определял социальную стратификацию:
1) совокупность взаимодействующих общественных групп;
2) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала;
3) совокупность социальных классов;
4) дифференциация некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге?
4. Социальное неравенство – это:
1) общественное разделение труда;
2) различный доступ людей к социальным благам;
3) изменение социального статуса;
4) различные уровни способностей людей?
5. Какая из стратификационных систем не использует прямого насилия:
1) физико-генетическая; 3) этакратическая;
2) рабовладельческая; 4) классовая?
6. Разновидностью какого типа дифференциации общества является кастовое деление:
1) горизонтальной дифференциации общества;
2) социальной стратификации;
3) социальной сегментации;
4) культурной ассимиляции?
7. Причиной социальной стратификации является:
1) воля высших классов;
2) случайное стечение обстоятельств;
3) экономическое и социальное неравенство людей;
4) добровольное соглашение людей, законодательно закрепленное?
8. Возвышение А.Д.Меньшикова, сподвижника Петра I. От денщика до генералиссимуса – это пример:
1) социальной стратификации; 3) социальной адаптации;
2) социальной мобильности; 4) социализации?
9. Кто внес наибольший вклад в теорию социальной мобильности:
1) П.Бурдье;
2) М.Вебер;
3) Э.Дюркгейм;
4) П.Сорокин?
10. Какое измерение не применяется в социальной мобильности:
1) горизонтальная – вертикальная;
2) восходящая – нисходящая;
3) классическая – современная;
4) индивидуальная – групповая?
11. Социальная мобильность практически невозможна:
1) в капиталистическом обществе;
2) в социалистическом обществе;
3) при кастовом строе;
4) при демократическом строе?
12. Маргинал(ы) – это:
1) человек, находящийся между двумя культурами;
2) наиболее бедные члены общества;
3) приверженцы крайних политических взглядов;
4) человек, утративший адекватное представление о реальности?
13. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, являются:
1) социальными нормами;
2) социальными отношениями;
3) социальными классами;
4) социальными лифтами?
14. Кто считается автором теории «социальной мобильности индивида»:
1) М.Ковалевский;
2) П.Сорокин;
3) Г.Плеханов;
4) Н.Михайловский?
15. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации:
1) экономической;
2) социальной;
3) политической;
4) духовной?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|