Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ В ИХ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАСШИРЕННОЙ СЕМЬЕ





Термины «самоопределение» и «работа по индиви-дуации» являются, по сути, синонимами понятия

«дифференциация». Процесс дифференциации Я был описан в других статьях и слишком сложен, чтобы

представить его здесь во всех деталях. Он требует знаний о функционировании эмоциональных систем

во всех семьях, а также

специальной мотивации на то, чтобы провести исследование в собственной семье. Это исследование

предполагает, что исследователь начнет контролировать свою эмоциональную реактивность в

собственной семье, что он будет посещать родительскую семью с предписанной ему частотой, и что он

научится объективно оценивать процессы, происходящие в его семье. По мере того как система

становится более «открытой» перед исследователем и он приобретает способность видеть

«треугольники» и свое место в структуре реакций членов семьи в отношении друг друга, он может

начать более сложный процесс отделения себя от мифов, образов, искажений и «треугольников»,

которых он ранее не видел. Это занимает много времени. Работу, направленную на то, чтобы помочь

человеку в его стремлении к дифференциации, назвали «тренерской», поскольку она похожа на



взаимодействие между тренером и спортсменом, стремящимся улучшить свои спортивные кондиции.

Первоначальная цель — помочь человеку, пожелавшему самоопределиться, начать процесс

дифференциации. Он почти всему научится сам, по мере того как он будет добиваться своей цели. Он

осознает, что прогресс зависит только от него. Этот процесс резко отличается от процессов,

происходящих в традиционной терапии.

Отношения между двумя личностями. Участников тренинга побуждают прорабатывать «парные»

взаимоотношения в своих семьях. В широком смысле парные отношения между двумя индивидами —

это те взаимоотношения, которые позволяют двоим общаться друг с другом на свои лич ные темы, не

обсуждая других людей (триангуляция) и не говоря о посторонних предметах. Мало кто способен

говорить с другим человеком на личные темы дольше нескольких минут, не усиливая при этом тревоги,

приводящей к молчанию, к обсуждению других людей или посторонних предметов. В конечном счете



никто не может знать, как складываются межличностные отношения между людьми, поскольку в любой

момент качество взаимоотношений может быть изменено. На практике полноценные межличностные

отношения складываются между

двумя достаточно хорошо дифференцированными людьми, которые способны к прямому

уважительному общению друг к другом, без тех сложностей, которые возникают в общении двух менее

зрелых людей. Усилия по проработке межличностных отношений улучшают систему взаимоотношений

в семье и позволяют человеку лучше понять самого себя.

Для начала я предлагал людям: «Если вам удастся построить межличностные отношения с каждым из

ныне здравствующих членов вашей расширенной семьи, то это

I будет способствовать вашему личностному росту больше, чем все то, что вы делали в вашей жизни

раньше». Как наставление это верно, однако всей жизни не хватит, чтобы выполнить эту задачу. Успех

также зависит от ответной реакции людей. В процессе работы над этой задачей человек должен изучить

эмоциональные системы, а также те механизмы, с помощью которых люди соединяются и расходятся в

периоды тревоги, а также закономерности протекания эмоционального процесса между людьми,

которые отвергают и покидают друг друга. Самым простым советом будет следующий: люди должны

выстроить межличностные взаимоотношения с каждым из родителей. Некоторые считают, что уже

добились таких отношений со своими родителями. Их вводит в заблуждение сходство с ситуацией,

существующей в «спокойных» семьях, где люди устанавливают отношения с позиции возложенных на



них почетных ролей. Они не понимают, что их межличностные отношения с родителями обнаружат все

эмоциональные проблемы, которые их родители приобрели в процессе супружеской жизни и которые

они сами имеют в своей родительской семье.

В процессе выстраивания индивидуальных взаимоотношений с каждым из родителей возникает

множество

1 разных проблем. Вот почему необходима помощь «тренера», имеющего личный опыт работы со своей

семьей. Без такой помощи крайне важные решения могут быть приняты на основе эмоций, и тогда

большое количество времени уйдет на бесполезные попытки, которые заведут в тупик. Обладающий

опытом тренер сможет предостеречь от бессмысленных ошибок. Будет правильно, если

7 Теория

человек отправится в свой родительский дом один. Усилия по дифференциации будут успешными

только тогда, когда одно Я взаимодействует с другим Я. Члены семьи обычно идентифицируют себя с

частью группы или клана, поскольку люди предпочитают выстраивать отношения с группой, а не с

отдельными личностями. Родители часто подписывают письмо к детям «папа и мама», а дети обычно

обращаются в письме «Дорогие папа и мама» или «Дорогие мои». Если человек, отправляясь к

родителям, возьмет с собой партнера или детей, то родительская семья будет относиться к семье

проходящего тренинг как к группе, что в дальнейшем может послужить препятствием в построении

межличностных отношений. Некоторые неправильно понимают межличностные отношения между

двумя индивидами как возможность «лучше узнать свою семью». Когда один из супругов, навещая

родительскую семью, берет с собой другого супруга и детей, этот визит принимает вид

модифицированной групповой терапии, где приходится говорить о «проблемах». Такой визит может

или сделать климат в доме более приятным, или вызвать тревогу. В любом случае это препятствует

установлению межличностных отношений.

Становитесь более внимательным наблюдателем и контролируйте свою эмоциональную

реактивность. Эти два задания настолько взаимопереплетены, что они представлены вместе.

Стремление стать лучшим наблюдателем и больше узнать о семье уменьшает эмоциональную

реактивность, а это, в свою очередь, помогает человеку стать лучшим наблюдателем. Действуя в этом

направлении, вы сможете получить максимальную пользу. Никто не может стать абсолютно

объективным и никто не может достичь такого состояния, чтобы эмоционально не реагировать на

семейные ситуации. Даже небольшой прогресс в этом направлении поможет участнику тренинга

смотреть на эмоциональную систему семьи слегка «со стороны», что, в свою очередь, позволит ему по-

другому взглянуть на саму природу человека. Это дает возможность наблюдателю быть «вне

обвинения» и «вне гнева» и достичь таким образом определенного уровня объективности, который есть

не-

что большее, чем просто интеллектуальный опыт. Большинство людей достаточно легко соглашаются с

мыслью о том, что в семейных ситуациях никто не должен быть обвиняющим. Однако все это остается

в теории, пока дело не доходит до реальной эмоционально насыщенной ситуации. Семья только

выиграет от того, что кто-то из ее членов сможет общаться с другими более свободно, не принимая чьей-

либо стороны, не втягиваясь в ее эмоциональную систему. Но чтобы в семье произошли какие-то

изменения, совсем недостаточно просто дать ей формальное указание, что именно ее член должен

сделать. Такая информация может вызвать у остальных несогласие и довести их естественное

сопротивление до непреодолимой преграды. Кроме того, эта информация может стимулировать

групповую активность, которая препятствует достижению желаемой дифференциации. Стараясь быть

более объективным в отношении семьи, человек принимает на себя особую роль, которая очень важна

для самоуважения и которая помогает ему развить свою индивидуальность и ответственность. Человек,

обладающий хотя бы небольшой способностью объективно наблюдать за событиями в семье и

контролировать свою эмоциональную реактивность, может научиться справляться с любыми

семейными проблемами. Большую часть своего времени он может спокойно жить своей жизнью,

адекватно и естественно реагируя на различные ситуации. Но он знает, что в любой момент может

отстраниться от ситуации, умерить свою реактивность, обдумать случившееся и сделать наблюдения,

которые помогут ему обрести контроль и над своими эмоциями, и над ситуацией в целом.

Детриангуляция себя из эмоциональной ситуации. Если цель — дифференциация Я, то детриангуляция

себя из эмоциональной ситуации — абсолютная необходимость. Вся работа, связанная с установлением

личностных взаимоотношений, а также с изучением семьи посредством наблюдения и контроля своей

реактивности, помогает создать систему более «открытых» взаимоотношений и восстановить ту

эмоциональную систему, которая существовала до разрыва связей. У проделавшего эту работу

появляется возможность

увидеть треугольники, в которых он вырос, и освободиться от их влияния. Процесс детриангуляции

ничем не отличается от процесса проведения семейной терапии с двумя супругами (Bowen, 1971,

1971а). Цель — постоянно вникать в вопросы, эмоционально значимые для двух других людей и тебя

самого, не принимая ничьей стороны, не защищая себя, не контратакуя и всегда реагируя нейтрально.

Можно замолчать, и это будет восприниматься другими как эмоциональный отклик. В этом процессе

много тонкостей. Иногда достаточно просто наблюдать за семьей во время эмоционального

взаимодействия, стараясь при этом быть более объективным и менее реактивным, чем другие. Семья

сразу чувствует, когда с ней такое происходит. Дифференциация возможна только в отношении

конкретного эмоционально окрашенного вопроса. В частности, участнику тренинга советуют по

возможности быть в гуще семьи, когда там происходят напряженные события. Поездки в родительский

дом, когда там кто-то серьезно болен или умер, во время каких-то семейных сборов или праздников

сопровождаются повышением уровня тревоги, что способствует укреплению семейных связей. Когда

семья спокойна, то не только отсутствует эмоциональная тема для общения, но и сама семейная система

усиленно работает на то, чтобы предотвратить появление подобных тем. В таких ситуациях необходимо

затронуть какую-то небольшую эмоциональную тему из прошлого, не вступая в эмоциональную

конфронтацию. Вероятно, одной из самых значительных ошибок, которые совершают люди при работе

со своей расширенной семьей, является эмоциональная конфронтация. Подобное поведение может дать

лишь кратковременное самоощущение какого-то позитивного эффекта, но семья обычно реагирует на

это негативно, и могут потребоваться месяцы, а может быть, даже годы, чтобы этот эпизод забылся.

Другие аспекты работы. Когда мы предпринимаем шаги по дифференциации в семье, из которой мы

происходим, возникает и целый ряд других важных вопросов, однако эти вопросы по своей природе

носят скорее технический, чем методологический характер. Все семьи периодически

переживают ситуации, когда взрослые сын или дочь оказываются эмоционально «запертыми» внутри

треугольника, образованного ими вместе с их родителями. Когда это случается, продолжение работы

против блокировки вызывает прямо противоположный результат. Обычно свобода действий

достигается с помощью фокусировки на других членах семьи, которые эмоционально важны для

родителей. Другими словами, нужно сфокусироваться на «треугольнике», включающем самого себя,

одного из родителей и другого члена семьи (например, сиблинга). Иногда и это не приносит желаемого

результата. Тогда более эффективным может оказаться обращение внимания на члена семьи из

родительского поколения или из предшествующих им поколений, если, конечно, это возможно. Другие

важные вопросы касаются того, что нужно делать, когда одного или обоих родителей уже нет в живых.

Большинство людей имеют больше родственников, чем они себе представляют. Существует

возможность — даже в случае, когда в живых осталось всего только несколько родственников —

использовать существующую расстановку для воссоздания эффективной эмоциональной системы,

необходимой для дифференциации Я.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.