Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическое стимулирование улучшения условий и охраны труда. Европейская модель экономического стимулирования охраны труда





Улучшение условий и охраны труда, что отвечает интересам не только непосредственно работников, но и предпринимателей и всего общества в целом, в условиях рынка тесно связано с экономическим стимулированием работодателей.

Стимулирование мероприятий по охране труда осуществляется согласно с разделом IV «Стимулирования охраны труда» Закона Украины «Об охране труда». Так, ст. 25 «Экономическое стимулирование охраны труда» определяет, что к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществление мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).

Порядок льготного налогообложения средств, направленных на мероприятия относительно охраны труда, начерченный действующим законодательством о налогообложение.

Экономическое стимулирование нацелено в первую очередь на усиление деятельности и заинтересованности предприятий в улучшение условий труда на рабочих местах, а также повышение экономической ответственности владельцев (администрации) предприятий за вред, причиненный неблагоприятными условиями труда.



Необходимость разработки и применения экономических методов (экономического механизма) влияния на охрану труда, стимулирования всех лиц и подразделов, которые принимают участие в производственных процессах, обеспечивают и формируют уровень безопасного выполнения работ, вызванных неэффективностью действующих в настоящее время на предприятиях административных форм и методов управления, поскольку последние не связывают состояние охраны труда с оценкой конечных результатов общехозяйственной деятельности отдельных коллективов и подразделов, с выполнением конкретными лицами должностных или функциональных обязанностей. Учитывая это, требованиям охраны труда следует предоставить экономическую интерпретацию, соединить показатели оценки результатов деятельности с экономическими рычагами влияния на нарушителей правил и норм. Необходимо создать эффективную систему стимулирования и мотивации организации и выполнения безопасных трудовых процессов на основе экономической ответственности.



На практике под экономической регуляцией понимают материальную (финансовую) заинтересованность и ответственность подразделов, служб и отделов (организаторов и руководителей производств) за создание условий для безопасного труда, с одной стороны, и соблюдения установленных норм и правил, работу без травм и аварий непосредственных исполнителей – с другой. Вопрос заключается лишь в том, как выполнить это практически, как конкретно вынудить экономику работать на безопасность.

С принятием Закона «Об охране труда» и подзаконных актов возникла реальная возможность перехода к новым формам мотивации организации и безопасного выполнения работ прежде всего посредством экономического механизма на основе целевых методов. Экономико-целевой подход на производственном уровне предусматривает:

- условия и порядок взаимного предъявления экономических санкций (претензий, исков) к исполнителям относительно возмещения причиненного вреда в результате нарушения правил безопасности и к должностным лицам (за несоздание нормативных условий для безопасного выполнения работ);

- сочетание экономических показателей деятельности подразделов и должностных лиц с состоянием охраны труда и выполнением (невыполнением) целевых заданий;

- установление оплаты труда с учетом необходимости соблюдения в процессе производственной деятельности норм и правил безопасности;

- установление соответствующих доплат за работу во вредных и опасных условиях;

- стимулирование (поощрение) подразделов и работников за работу без травм, аварий, профессиональных заболеваний, за высокий уровень организации работы в отрасли охраны труда, как это предусматривает ст. 29 Закона.



Опыт развитых стран в отрасли охраны труда свидетельствует о том, что улучшению условий труда содействуют мероприятия:

- налоговые льготы на средства, направленные на оздоровление условий труда;

- дифференцирование страховых взносов в зависимости от частоты и тяжести травматизма и профессиональных заболеваний;

- внедрение санкций за бездеятельность владельцев относительно улучшения условий охраны труда.

Обобщая опыт развитых стран по экономическому стимулированию, Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (одна из организаций Европейского Союза) определяет, что большинство существующих в настоящее время систем базируется на прецедентах, то есть на информации о несчастных случаях, которые вызывают выплату компенсации. Подобный подход сам по себе является доказательством того, что влияние экономического стимулирования ограничено. Фонд предлагает инновационную модель, которая содержит ряд экономических стимулов, способных положительно влиять на улучшение производственной среды.

Предложенная Европейским фондом улучшения условий жизни и труда модель акцентирует внимание на идентификации будущих рисков, так же как и на существующих, а также на определение усилий относительно их снижения. Основными элементами этой модели является:

- уменьшение страхового взноса в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, особенно благодаря усилиям по снижению рисков сравнительно с уровнями, установленными нормативными актами;

- установление полноразмерного взноса в зависимости от максимального совокупного риска (большинство систем страхования рассчитывает взнос за средним риском) посредством трех элементов:

а) базового компонента, который покрывает административные расходы и слишком высокие выплаты компенсаций пострадавшим в результате несчастных случаев, что иногда имеют место при одинаковых рисках;

б) отраслевого компонента, связанного с разными рисками в разных отраслях хозяйства;

в) функционального компонента, связанного с максимальным риском на рабочем месте;

- возможность для компаний получать бонусы (в виде сокращения полномасштабных взносов) через употребление мероприятий разного характера относительно улучшения производственной среды, такие как:

а) суб-бонус для предприятий, прилагающих больше результативных усилий в этой отрасли сравнительно со своими конкурентами – сокращает функциональный компонент, связанный с рисками на рабочем месте;

б) суб-бонус за усилия, связанные с решением общей проблемы для отрасли или вида работ, – может уменьшить компонент отрасли или вида производства;

в) суб-бонус, что касается специальных проблем предприятия;

- финансирование консультаций по предупреждению травматизма на малых и средних предприятиях;

- помощь с инвестициями (например, во время подписания контракта о значительных капитальных вложениях в улучшение условий и повышение безопасности труда на рабочих местах);

- выдача ярлыков (по типу знаков качества продукции) для рабочих мест, на которых достигнут высокий уровень условий труда, что может быть полезным в создание надежного имиджа компании на рынке.

Основными элементами в разработке новой системы является:

- размер стимула, то есть экономической выгоды сравнительно с расходами;

- эффективность системы с точки зрения возможности оценить и продемонстрировать улучшение в охране труда и надежности системы относительно одного предприятия (в наиболее широком понимание этого понятия);

- позитивное влияние системы на улучшение здоровья и повышение безопасности, т. е. на снижение рисков получения травм или профзаболеваний;

- величина компенсации в связи с производственной травмой и ее граница;

- степень защиты малых и средних предприятий от статистических колебаний при оценке финансовой отдачи стимулирующих выплат;

- управление системой и его стоимость.

Как начальные предлагаются такие основные условия:

1. Предприниматель является юридическим лицом, получающим выгоду в результате экономического стимулирования мероприятий по улучшению производственной среды. Поэтому он и составляет объект, которому предлагаются стимулы. Однако предложенные мероприятия предусматривают использование социальных ресурсов предприятия. Это определяет необходимость сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами для внедрения мероприятий по предупреждению производственного убытка.

2.Экономическое стимулирование нацелено на такое улучшение производственной среды, которая выходит за пределы требований законодательства, и которая устанавливает нормы в этой отрасли.

Поскольку улучшение производственной среды сверх установленных законами норм является делом дорогим, то для достижения высоких критериев существует явная потребность в экономическом стимулирование. Поэтому экономическое стимулирование предлагается не как замена, а как дополнение к нормам законодательства об охране труда. Однако оно может применяться и на предприятиях, где состояние охраны труда не отвечает требованиям законодательства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.