Сделай Сам Свою Работу на 5

Что такое тактика в боксе?

 

Под тактикой в боксе понимаются различные, раз­решенные правилами, приемы, посредством которых боксер сбивает с толка своего противника, удачно вы­ходит из затруднений и обращает любое положение боя в свою пользу.

Это, так сказать, боевой разум! боксера, играющий громадную роль и развивающийся в результате бое­вого опыта.

Однако тактические уловки и хитрости не должны нарушать спортивную этику, хотя с этой точки зре­ния подчас не легко установить, точную грань дозво­ленного и недозволенного.

Что касается нарушения правил, то следить за этим — дело рефери. Он должен судить так, чтобы бой всегда был безупречно честным и спортивным.

Некоторые смешивают понятия тактики и стратегии боя. Хотя точно разграничить эти два понятия трудно, все же установить общее их различие можно: тактика поможет найти правильный выход из положений, воз­никших в процессе боя, стратегия представляет собой план боя, построенный боксером, исходя из учета данных своих и своего противника: план, который боксер пытается осуществить на протяжении всей встречи.

Представим себе, что противник загнал боксера в угол ринга, и последний должен найти способ выйти из этого положения. Раньше он уже ускользал из угла, используя уклон вправо. Повтори он этот прием еще раз, противник поймает его на нем. Поэтому он решает сделать обманное движение вправо, затем бы­стро возвращается в исходное положение и делает ускользание влево, успешно обманывая, таким образом, противника.

Здесь мы имеем пример чистой тактики: обманным движением боксер ускользнул из угла ринга и избе­жал контр-удара, задуманного его противником, пола­гавшим, что он повторит свое прежнее движение.

Блестящим примером хорошей стратегии служит весь бой Бэшама с Соммерсом на первенство полу­среднего веса 1916 года.

Соммерс, сильный боксер с резким ударом, пола­гал, что Бэшам, несмотря на свой класс, не может его ударить настолько сильно, чтобы нанести ему вред. Поэтому он, стремясь занять удобную позицию для удара правой, кружил вокруг Бэшама, не заботясь о том, что сам нередко оказывался в пределах досягае­мости для правой руки противника. Бэшам сразу по­нял, каким образом он может обмануть Соммерса. В течение нескольких раундов он бил справа в полсилы, чем окончательно усыпил бдительность Соммерса.

Когда же Соммерс, потеряв всякую осторожность, раскрылся совсем, Бэшам нокаутировал его ударом правой.

Как мы уже указывали, стратегический план боя целиком зависит от данных обоих бойцов. Если один из противников «боксер», а другой «файтер», то пер­вый попытается в течение всего боя боксировать, применяя технику и ловкость, второй же будет стре­миться форсировать бой, используя свою силу и вы­носливость, стремясь навязать свою манеру боя «боксеру».

Если бы Джим Корбет, высокий техничный боксер, быстрый и ловкий, встретился бы с Томасом Шарки, низкорослым боксером громадной силы, но неболь­шого уменья, тактика Корбета свелась бы к уходам от Шарки и к попытке выигрыша боя путем исполь­зования своего роста, скорости, рича и техники.

С другой стороны, Шарки стал бы пытаться вести близкий бой, с тем, чтобы лишить противника этих преимуществ и использовать в максимальной степени свою силу и эффективность коротких ударов.

В этом случае мы имеем два противоположных стратегических плана, которые оба бойца буду пы­таться провести в течение всего матча. Тактика их бу­дет направлена к тому, чтобы использовать всякий благоприятный момент для осуществления своего стратегического плана боя. Теперь остановимся более подробно на отдельных элементах, из которых сла­гается тактика.

 

Финты

 

Как было указано раньше, существуют два способа нанесения эффективного удара: или после ложной атаки, раскрывающей противника для настоящей атаки, или же путем провокации атаки противника и проведения контр-ударов.

Главное искусство в боксе заключается в уменьи раскрыть противника одним из этих способов. Прежде всего, остановимся на обманах. В боксе обманные удары применяются настолько часто, что они, по су­ществу, являются частью боксерской техники, а не тактики. Однако их удобнее рассмотреть в этой главе.

Финты заключаются в движениях, вводящих про­тивника в заблуждение относительно намерений бо­ксера. Наиболее частый финт — симуляция удара с тем, чтобы заставить противника изменить стойку и рас­крыться для следующего за финтом настоящего удара.

На первый взгляд кажется, что все это очень просто. На самом же деле искусство финта — сложное и трудное искусство, и только немногие боксеры вла­деют им в совершенстве. Когда смотришь на этих ма­стеров, создается впечатление, что они по своему желанию опускают, поднимают, разводят и сводят руки противника.

Их финты приводят противника в полную расте­рянность и настолько его утомляют, что он оказы­вается побежденным еще до начала настоящего боя.

Трудно дать какие-либо теоретические указания относительно финтов. Они принадлежат к области инстинктивных подсознательных движений и зависят целиком от обстановки боя.

Для финта вовсе не нужно проводить удар хотя бы до половины его пути и затем возвращаться в стой­ку. Обманные удары осуществляются иначе. Доста­точно иногда просто отвести руку назад, как бы го­товясь нанести удар.

Если боксер встречается с противником, обладаю­щим быстрой реакцией, вполне достаточно легкого отвода руки назад, чтобы вызвать ответное действие противника. При встрече с медленным противником соответственно увеличивается размер замаха в целях показа удара.

В бою все это делается совершенно естественно и само собой. Боксер отводит руку настолько, насколько это нужно для того, чтобы заставить противника предполагать действительную атаку, а не финт.

Это едва заметное движение руки соединяется с движением глаз, головы и корпуса. Комбинируя фин­ты с настоящими ударами, боксер приводит своего противника в такое состояние, когда тот окончательно перестает отличать финт от настоящего удара. Прини­мая финт за настоящий удар и поднимая руки для защиты головы, он получает удар в корпус, или, считая настоящий удар финтом, он не поднимает рук и получает удар в лицо.

Как мы уже говорили, финт зависит от противника и обстановки боя. Однако, целесообразно разучить не­которые комбинации финтов с ударами с тем, чтобы применять их инстинктивно. Укажем некоторые из них.

1. Финт левой рукой в корпус и прямой удар той же рукой в лицо. Боксер симулирует намерение на­нести удар в солнечное сплетение, а затем проводит удар той же рукой в лицо. Финт заключается лишь в том, что боксер бросает быстрый взгляд на солнечное сплетение противника и затем наносит молниеносный удар в лицо.

2. Финт левой рукой в голову и прямой правой в корпус. Эту комбинацию лучше всего провести после ряда прямых ударов левой рукой в лицо. Боксер де­лает финт левой в лицо, противник, полагая, что снова идет удар левой, поднимает руки для защиты, и открывает корпус, позволяя нанести удар правой под сердце. При этом боксер должен застраховать себя ле­вой рукой от возможного ответа противника правой рукой.

3. Финт левой рукой в корпус и прямой правой в голову. Эта комбинация является лучшей для того, чтобы «кончить» противника, находящегося в состоя­нии «грогги» (в состоянии неполного сознания и неполного владения те­лом после полученного сильного удара в челюсть, шею, сердце и т. д.). Финт в корпус заставит его немного опустить руки, что будет вполне достаточно для про­ведения правой точного удара в челюсть.

При встрече с сильным противником этот прием надо применять с большой осторожностью, так как он раскрывает боксера для встречных ударов справа.

4. Финт правой рукой в голову и прямой левой в корпус. При этой комбинации обычно открывается хо­рошая возможность сильного удара в солнечное спле­тение. Противник, полагая, что будет проведен удар правой рукой в голову, использует для встречного удара свою правую руку. Нагибаясь вперед для удара левой в солнечное сплетение, боксер тем самым уходит от удара противника.

5. Финт прямым левой в голову и хук левой через прямую защиту противника. Эта комбинация дает возможность преодолеть защиту противника путем соединения фронтального удара с фланговым. Часто оказывается возможным в момент, когда противник защищается от прямого удара, провести фланговый удар и наоборот.

Существует конечно много и других финтов, но они являются лишь разными комбинациями описан­ных выше. Финты надо разучить и многократно испробовать в тренировке и в боях с медленными про­тивниками; только после того, как они станут почти автоматическими, можно применять их в серьезных встречах.

Финты действительны не только в начале боя, когда противник еще свеж, и надо его раскрыть для ударов, но и в конце боя, когда противник находится в состоянии «грогги» или сильного утомления. В этом случае боксеры часто пренебрегают финтами и, вместо того, чтобы, сделай финт, добиться открытия и на­нести решающий удар, бросаются на противника и осыпают его градом бесцельных ударов. Удачный финт является хорошим средством быстро кончить бой. Практикуя финты при работе с тенью и медленным противником, боксер может значительно повысить свое искусство и научиться добиваться раскрытий для своих коронных ударов.

 

Вызов противника на удар

 

Искусство вызова противника на удар играет еще большую роль в боксе, чем финты, так как оно дает возможность наносить сильные встречные удары. Это искусство заключается в ложном раскрытии позиции. Уклонившись затем от удара противника, боксер про­водит контр-удар. Последний усиливается поступа­тельным движением атакующего противника.

Отдавая должное прямой атаке, нужно все же ска­зать, что высшая ступень боксерского искусства за­ключается именно в умении вызвать противника на удар и в контр-ударах. В боксе нельзя нанести удар, не раскрывшись для встречных ударов. Поэтому тот, кто первый атакует, первый и раскрывается. Выгоднее заставить противника начинать атаку, чем делать это самому. В силу этих соображений боксер высокого класса будет стараться заставить своего противника как можно чаще начинать бой.

Умение вызвать противника на атаку особенно цен­но при встрече с боксером, часто применяющим опре­деленный излюбленный удар. Ложно раскрывшись для этого удара, боксер использует оружие противника в своих целях.

Боец, обладающий одним или двумя излюблен­ными ударами, никогда не удержится от попытки на­нести их при удобном случае. Поэтому опытный про­тивник в любой момент может их вызвать и ответить контр-ударом. Прием, посредством которого боксер вызывает противника на удар, слагается из следующих элементов: финт, атака и ложное раскрытие для контр-удара противника.

Иногда удается вызвать противника на атаку простым раскрытием лица или корпуса. Однако опыт­ный боксер не даст так просто обмануть себя.

Легче всего вызвать боксера на прямой удар левой в голову. Для этого надо сделать финт левой рукой в корпус, подать голову немного вперед и опустить руки. Противник сразу решит, что ему представляется удобный случай для прямого левой в голову и немед­ленно попытается его использовать. Боксер будучи подготовлен к удару противника, очень легко укло­нится от него и сумеет нанести сильный встречный удар правой или левой рукой. Вызвать прямой левой в голову и будет основной задачей низкорослого, сильного бойца при встрече с высоким длинноруким противником. Уклонившись, боксер перейдет в инфайтинг.

При умении можно вызвать противника на любой удар. Приведем несколько примеров. Предположим, что боксер встречается с противником, обладающим хоро­шим свингом слева, который он использует при вся­ком удобном случае. Совершенно ясно, что, вызвав противника на этот удар, боксер раскроет его для сильного контр-удара. Для этого боксер делает финт левой рукой в голову противника и одновременно поднимает правую руку, как бы защищая лицо от фронтального удара и открывая себя, таким образом, для фланговых ударов. Противник сейчас же исполь­зует этот благоприятный момент для нанесения свин­га слева. Тогда боксер, который только этого и ждал, отклоняется назад или ныряет под удар и наносит сильный контр-удар правой. Если же боксер достаточ­но быстр, то он может, не прибегая к защите, ответить прямым правой.

Гораздо труднее вызвать противника на прямой справа. Для этого боксер делает финт правой рукой, несколько опускает левую руку и слегка наклоняет корпус влево, давая, как будто, возможность против­нику использовать этот уклон для нанесения прямого удара справа. Тогда боксер уклоняется от прямого удара противника вправо и наносит контр-удар левой рукой в корпус или голову. Этот удар будет очень силен, поскольку левое плечо боксера было отведено назад и удар будет проведен с полным поворотом корпуса.

Другим хорошим способом вызвать противника на прямой справа служит финт левым прямым в лицо, причем боксер несколько больше обычного поднимает голову, создавая для противника большой соблазн ответить кроссом справа. Этот кросс легко парируется левой рукой, после чего боксер проводит контр-удар справа в корпус или голову.

Так же может быть вызван свинг правой и аппер­кот правой. Разберем последний случай. Предположим, что боксер встречается с противником, обладающим хорошим апперкотом справа. В этом случае боксер несколько сближается с противником и делает финт правой рукой, выдвинув голову вперед. Противник, полагая, что он нашел давно жданный случай нанести свой излюбленный апперкот, пытается это сделать. Боксер уклоняется назад, и апперкот проходит, не за­дев его подбородка; противник благодаря большой силе, вложенной в удар, оказывается отклоненным на­зад с незащищенным солнечным сплетением. Это по­ложение противника является исключительно выгод­ным для нанесения нокаутирующего удара слева, по­скольку финтом справа левое плечо боксера отведено назад и в удар может быть вложена вся сила пово­рота корпуса.

Эти несколько примеров дают ясную картину ис­кусства вызова ударов, являющегося квинтэссенцией бокса. Однако, изучать его теоретически много не следует: оно зависит от обстановки боя и должно вы­рабатываться путем инстинкта.

Баукер или Дрисколь вызывали противника на удар совершенно естественно: проработав с противни­ком один или два раунда, они настолько разгадывали его, что легко вызывали его на любимые удары.

Их атаки, финты и вызовы на удар были так хоро­шо скомбинированы, что противник не был в состоя­нии отличить одно от другого. И в то время, как они сохраняли благодаря своим финтам массу энергии, их противники из-за промахов и неудачных атак быстро выматывались.

Кроме основного способа вызова противника на удар финтом, существуют еще некоторые другие.

Так например Джим Мейс поступал следующим образом. В течение некоторого времени он отступал от своего противника, затем, сделав обманное движе­ние ухода, быстро двигался навстречу противнику, и ловил его на удар в момент движения вперед. Этот способ вызова удара можно назвать «вызов работой ног».

Во время боя боксер в течение некоторого времени отступает, вызывая противника на наступление. Приу­чив его к этому, боксер делает левой ногой полшага назад, оставляя правую на месте, а затем быстро вы­двигает левую ногу снова вперед и проводит сильный удар слева? Этот прием требует тщательной отработ­ки, но при правильном выполнении он дает исключи­тельный эффект.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.