Сделай Сам Свою Работу на 5

Чувство времени и дистанции

МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО БОКСА

Под редакцией М. Д. РОММА

 

ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ
Москва 1937

 

796/ Г44 Обложка по макету В. И. Полякова

 

 

Редактор М. Д. Ромм, Техн. редактор 3. А. Миронова

 

ОГИЗ—ФИТ № 1071.

Сдано в производство 28/II 1937 г. Подписано к печати 25/V 1937 т

Бумага 84 × 108 1/32. Бум. лист. 3,75, печ. лист. 7,5, уч.-авт. лист. 6,5

Количество знаков в печ. листе 34 400. Тираж 5 000. Заказ № 155

Уполном. Главлита В-11091.

 

17 ф-ка нац. книги ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига»

Москва, Шлюзовая наб., д. № 10.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Выпуская книгу «Мастерство современного бокса», я не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее методическое руководство: этим требованиям должна отвечать моя книга «Бокс».

Здесь же моя задача была шире и сложнее: я пы­тался обобщить наш советский и зарубежный мате­риал по боксу и подать его в таком виде, чтобы обес­печить тренеру и мастеру глубокое понимание бокса и его законов.

Только гари этих условиях возможна плодотворная работа инструктора-тренера. Иначе он неминуемо об­ратится в автомат, строящий свое преподавание по шаблону, без индивидуального подхода.

В таком сложном и сугубо индивидуальном виде спорта, как бокс, излишнее доктринерство приносит больше вреда, чем пользы. Все движения и приемы должны подчиняться лишь одному закону — закону целесообразности. Поэтому не может быть и. речи об едином стиле для всех боксеров: что целесообраз­но для одного, не годится для другого. Под этим углом зрения мною поданы все основные элементы бокса.

Для книги «Мастерство современного бокса» была широко использована зарубежная литература, в пер­вую очередь английская книга «How to Box» Norman Clarka, являющаяся самым серьезным трудом в этой области.

Кроме того мною были использованы следующие книги:

«Seconds out» Fred Dartne1.

«How to Box» Nat Fleischer.

«The art of infighting» Frank Klaus.

«Ring Craft» Jim Driscol1.

«Text Book» Jim Driscol1.

«Fighting for fun» Eddie Eagan.

«Training for boxers» Nat Fleischer.

«La Boxe anglaise» P. Boncher.

Однако книга «Мастерство современного бокса» не является простой компиляцией зарубежного материала: все затронутые в ней вопросы многократно проверя­лись мной за 16 лет моей тренерской работы.



А. Гетье.

 

ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БОКСЕРА И

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ БОКСА

 

Боевой инстинкт

 

Прежде чем приступить к преподаванию бокса, на­до отдать себе отчет, из какого людского материала выходят хорошие боксеры, и на основании этого уста­новить, в какой степени чемпион в боксе является естественным или искусственно созданным: «продук­том».

Всякий, кто преподавал бокс, знает, что некоторые люди сразу же чувствуют себя на ринге, как рыба в воде. Чуть ли не впервые надев перчатки, они начи­нают правильно ими пользоваться. При достаточной практике, даже без специального теоретического обу­чения, они делают в течение короткого времени такие успехи, что могут оказать сопротивление опытным и классным боксерам. Так например Сэм Лангфорд че­рез год после того, как стал заниматься боксом, побил замечательного полутяжеловеса Джо Ганса.

Сэм Лангфорд – негр, современник знаменитого Джонсона, первоклассный боксер полутяжелого веса, один из блестящей триады негров-полутяжеловесов — Лангфорд, Мак-Ви, Джо Джанетт. Лангфорд рано и трагически окончил свою боксерскую карьеру: он ослеп на оба глаза. В расцвете своих сил Лангфорд считался един­ственным соперником Джонсона.

 

Все хорошие боксеры были, прежде всего, приро­жденными бойцами. Они отличались не только быстро­той движений, но и молниеносной и точной оценкой ударов во времени и дистанции, а также прекрасными физическими данными и нужным для боя темперамен­том. Такие люди, если они кроме того достаточно сообразительны, тщательно изучают технику бокса и приобретают опыт соревнований, естественно должны стать чемпионами. Другие же, лишенные этих природ­ных данных, не могут подняться выше среднего класса, несмотря на самое прилежное изучение бокса в те­чение ряда лет.

 

Боксерская скорость

 

Остановимся детальнее на каждом из четырех важ­нейших для боксера свойств. Прежде всего, постараем­ся уточнить понятие скорости в боксе. Мы часто слы­шим, что такой-то боксер исключительно быстр и должен побить своего более медленного противника, хотя последний обладает лучшим стилем и большим запасом приемов

Означает ли это только то, что первый боксер в состоянии двигаться быстрее второго? Несомненно нет. Есть много людей более быстрых в обычном смы­сле этого слова, чем Карпантье, и все же более мед­ленных, чем он, в специфически боксерском понятии скорости. Под понятием «боксерская скорость» мы подразумеваем не только быстроту выполнения дви­жения, но и быстроту в принятии решений, в выборе движений. Такая быстрота зависит не только от мышц, но и от способности мозговых центров быстро принимать решения и передавать их мышцам. Ско­рость в боксе включает в себя "три вещи: быстроту в определении атаки противника, быстроту выбора защиты и ответа на атаку и быстроту выполнения выбранного приема.

Карпантье – Чемпион Франции в полутяжелом весе с 1913 по 1922 г. и чемпион мира в том же весе с 1920 по 1922 г., Карпантье был несомненно самым популярным боксером Европы. Первенство мира он выиграл, побив Левинского, а проиграл его, будучи побежден сенегальским негром Батлингом Сикки.

Свою карьеру Карпантье начал очень рано и последова­тельно прошел все весовые категории. Работая под руковод­ством одного из лучших тренеров, Декана, Карпантье стал ве­ликолепным техником. Изящество и стремительность его стиля, его 'бесстрашие и привлекательная наружность сделали его ку­миром французских зрителей. Карпантье обладал исключительно сильным ударом справа и побеждал обычно нокаутом и нередко в первых раундах. Так например вторую свою встречу с чем­пионом Англии бомбардиром Уэллсом он окончил победой на 5-й секунде первого раунда.

В 1921 г. Карпантье сделал попытку завоевать титул абсо­лютного чемпиона мира и вызвал на матч чемпиона мира в тя­желом весе Джека Демпси (см. стр. 13). Бой показал, однако, огромное преимущество американца. Хотя Карпантье удалось провести в четвертом раунде свой коронный удар — кроше справа, Демпси не только устоял и а ногах, но в том же 4-м раунде нокаутировал француза.

 

Наблюдая работу боксеров на ринге, легко убе­диться, что скорость их определяется их классом. Ко­гда, один из боксеров ускоряет темп боя, возрастает и скорость другого боксера, до тех пор пока она не до­стигнет своего предела. После этого более быстрый боксер, беспрерывно меняя приемы, старается опере­дить удар противника.

Если боксер, принимая темп боя чемпиона, в со­стоянии нанести ему удар хотя бы средней силы, то при встрече с второстепенным, более медленным про­тивником он сможет проводить очень жесткие удары. Джим Дрисколь однажды сказал: «Тот, кто может нанести сильный удар первоклассному бойцу, сам по­чти чемпион». И эта точка зрения совершенно правиль­на, так как если даже этот боксер лишен нужного для чемпиона мастерства, он все же обладает самым важным в боксе качеством — скоростью.

Джим Дрисколь - Популярнейший английский боксер в весе пера, держав­ший в продолжение длительного периода первенство мира своей весовой категории, Дрисколь несомненно принадлежит к луч­шим представителям современного бокса.

Скорость в боксе является результатом быстроты реакции и хорошей координации мозговой, нервной и мышечной систем. Существует несколько способов для определения скорости реакции человека. Один из них заключается в следующем: испытуемого сажают на стул против прибора, в котором время от времени по­является световой луч. В момент появления луча ис­пытуемый должен нажать кнопку. Время между по­явлением луча и нажимом кнопки автоматически ре­гистрируется.

Постоянными упражнениями можно несколько уве­личить быстроту реакции, но для каждого человека существует свой предел. Быстрота, с которой боксер использует раскрытие противника во время боя, опре­деляется этим: пределом.

Быстрота, несомненно, самое важное из всех боксер­ских качеств.

 

Чувство времени и дистанции

 

Следующим по своему значению природным свой­ством «боксера мы считаем умение правильно оцени­вать при нанесении удара время и дистанцию, т. е. об­ладать «хорошим глазом». Это свойство определяется, как и скорость, точной согласованной работой мозго­вой и нервной систем. Можно обладать прекрасным зрением и всеми нужными физическими данными и все же постоянно запаздывать с нанесением удара или ошибаться в оценке дистанции. В то же время такие боксеры, как Сэм Лангфорд, Джимми Уайльд, Жорж Карпантье, настолько точно и быстро определяли уда­ры противника во времени и дистанции, что позволя­ли себе уклоняться от них менее, чем на дюйм. Чув­ство же времена давало им возможность наносить самые страшные встречные удары почти без затраты сил.

Джимми Уайльд – один из самых популярных английских боксеров, успешно выступавший в Америке и получивший звание чемпиона мира веса мухи. Уайльд обладал ударом исключительной силы и замечатель­ным бойцовским темпераментом. Звание чемпиона мира Уайльд потерял, проиграв в Нью-Йорке филиппинцу Панчо Вилла

Физические качества

 

Хотя мы рассматриваем скорость и «хороший глаз» в боксе, как основные бойцовские свойства, все же не меньшую роль играют физические данные и темпера­мент.

Бокс принадлежит к самым напряженным видам спорта и дает большую нагрузку мышцам и нервной системе. Поэтому физическое состояние бойца при прочих равных условиях играет решающую роль для исхода боя.

Утомительность бокса увеличивается пропорцио­нально темпу боя и искусству противника. Тренированный боксер при работе с противником более низ­кого класса легко может выдержать двадцать раундов; при встрече с равноценным бойцом он будет чувство­вать себя утомленным после 10 раундов; в бою против более сильного противника он устанет через 3 или 4 раунда.

Поэтому понятно, что для бокса требуется крепкая физическая конституция. Боксер, не обладающий здоровым и сильным сердцем, крепкими легкими, эластич­ными сосудами, хорошим пищеварением, в напряжен­ном бою очень скоро окажется «конченным».

Профессиональные боксеры, как правило, — исклю­чительно здоровые по природе люди, обладающие большой жизнеспособностью по отношению к своему весу. Известны, правда, редкие случаи, когда боксеры добивались успеха, не имея этих данных. Но в таком случае они обладали в избытке другими боксерскими данными, которые компенсировали их физическую не­полноценность.

Наряду с физическим здоровьем боксера имеет значение его морфология. Большую роль играют рост боксера и длина его рук (рич).

Английское слово reach (рич) означает не длину рук, а предельное расстояние, на котором боксер может достать про­тивника. Рич в основном зависит от длины рук боксера, но известную роль играют и его гибкость и техника. Целесообраз­но ввести слово «рич» в наш обиход. Ред.

 

Идеальным типом боксера является высокий боец, с широкими плечами, хорошо развитыми ударными мышцами, длинным «ричем» и стройными, легкими но­гами.

К такому типу относились: Боб Фитцсиммонс, Кид Люис и Джимми Уайльд.

Роберт (Боб) Фитцсиммонс, уроженец Новой Зеландии, чемпион мира среднего и тяжелого веса с 1897 г. по 1899 г. Пер­венство мира в тяжелом весе Фитцсиммонс выиграл, побив нокаутом на 14-м раунде Джима Корбета (см. стр. 27), и поте­рял звание, проиграв Джиму Джеффрису (см. стр. 12).

Несмотря на то, что Фитцсиммонс был средневесом, он об­ладал ударом огромной силы. Ему он и был обязан своей по­бедой над Корбетом, имевшим до 14-го раунда большое преимущество по очкам. Нужен был такой совершенно несокру­шимый и нечувствительный к ударам противник, каким оказал­ся Джеффрис, чтобы заставить Фитцсиммонса проиграть нокау­том на 14-м раунде.

Кид Люис –Экс-чемпион Англии и Европы в среднем весе.

 

Роль темперамента

 

О роли темперамента в боксе говорилось и писа­лось очень много.

Существуют разные методы боя, и их выбор в зна­чительной степени зависит от темперамента и сложе­ния бойца. Навязывать бойцу стиль, идущий в разрез с его природными данными, значит обрекать его на неуспех. В основном методы ведения боя можно раз­делить на две группы: «файтинг» и «боксинг».

Термины «файтинг» и «боксинг», «файтер» и «боксер» при­меняются здесь для обозначения двух различных манер вести бой и двух различных типов боксеров. «Файтер» — прирожден­ный боец, человек атаки и сокрушительного удара, «боксер» — в первую очередь изощренный техник с хорошей защитой и разнообразными приемами. Ред.

 

Несом­ненно оба эти способа требуют боевого темперамента. Однако в то время как при «файтинге» боевой тем­перамент играет решающую роль, при «боксировании» требуется еще целый ряд других психологических ка­честв. В общих чертах различие между «файтингом» и «боксированием» следующее: при «файтинге» агрес­сивность — основное свойство бойца, и очень часто она служит также его защитой. Боец охотно идет на об­мен ударами. Сила, скорость, резкость удара и уменье переносить удары являются главным оружием «файтера». Несомненно, что только человек с горячим агрессивным темпераментом, позволяющим ему почти не чувствовать полученных ударов и не видеть опасно­сти этой тактики, может применять этот метод боя. Перед боксером такого типа стоит одна задача — нокаутировать своего противника. Решительность, сила и быстрота его атак настолько подавляют противника, что последний теряет ориентировку и боеспособность.

«Боксером», с другой стороны, мы считаем челове­ка, который в совершенстве овладел техникой напа­дения и защиты и старается выиграть бой, применяя нужные приемы в нужный момент. Чтобы вести таким образом бой в течение всего матча и достигнуть успеха, нужны ловкость, достаточная выносливость и смелость. Основная установка «боксера» — выиграть по очкам и только если представится благоприятный слу­чай — нокаутировать противника. Однако, ради нокаута «боксер» не станет рисковать исходом боя и не пойдет на обмен ударами.

Лучше всего конечно, сочетание «боксера» и «файтера» в одном лице с некоторым преобладанием ка­честв «боксера». Мы считаем, что идеальным мастером ринга может быть лишь тот боксер, который не толь­ко умеет вовремя пускать в дело нужные приемы, но кроме этого обладает хорошими физическими данными и бойцовским инстинктом, контролирующим­ся его волей.

Такие боксеры всегда были лучшими из лучших. Сюда относятся: Мейс, Питер Джаксон, Томми Рай-ан, Пакки Мак-Фарланд, Джим Дрисколь, Джимми Уайльд. Все эти боксеры отличались прекрасным ^&ой^_ цовским иастинктом. В это слово надо, впрочем, вкла~ дывать правильное содержание. Бойцовский инстинкт в боксе ничего не имеет общего с тем состоянием, в которое приходит человек во время штыковой атаки, когда он плохо сознает, что делает, и,.имеет только одно стремление — добраться до врага.

Мейс – Чемпион Англии конца 19-го века. Обладал прекрасной техникой. Его бои в Австралии и Новой Зеландии оказали боль­шое влияние, на боксерскую карьеру Боба Фитцсиммонса.

Питер Джаксон – Известный боксер, негр, уроженец Австралии.

Томми Райан – Выдающийся американский боксер полусреднего веса, об­ладавший блестящей техникой.

Пакки Мак-Фарланд – Американский боксер легкого веса, прекрасный техник.

Бомбардир Уэллс – Экс-чемпион Англии тяжелого веса. Несмотря на ряд по­ражений, Уэллс, благодаря своему классическому стилю, был очень популярен у себя на родине. Уэллс обладал прекрасными физическими данными, но был нервен и психически неустойчив, что помешало ему, несмотря на блестящий стиль, добиться зва­ния чемпиона мира. Кроме того, Уэллс был крайне чувствите­лен к ударам в корпус, чем и воспользовался Карпантье. При своей второй встрече с Уэллсом он нокаутировал его ударом в солнечное сплетение через несколько секунд после начала боя. Прозвище «бомбардир» Уэллс, как и некоторые другие бо­ксеры, получил потому, что служил в артиллерии.

 

Бойцовский инстинкт в боксе ни в коем случае не исключает расчета и рассудительности.

О Карпантье часто говорили: «Француз, сделанный из льда». Он обладал идеальным темпераментом для бокса. Страсть к бою была глубоко в нем заложена, вместе с тем он был спокоен и уверен в себе. Перед матчем нервы его не мучили. Бомбардир Уэллс, проходя перед встречей с Карпантье мимо раздевальни своего противника, увидел, что последний спокойно играет с Деканом в карты.

Быть может не столько свидетельство подлинного спо­койствия, сколько умелый профессиональный трюк, имеющий целью вывести из душевного равновесия и без того крайне нервного противника. Ред.

 

Другим таким счастливым боксером, которого не угнетали нервы, был Франк Моран. Он был склонен к юмору и шутке перед любым матчем.

Исключительной нервной системой обладал Джон­сон. Во время встречи в Рено с Джеффрисом вся публика его ненавидела и желала проигрыша. Он же спокойно улыбался и продолжал делать свое дело.

Франк Моран – И звестный американский тяжеловес, современник Джон­сона.

Джонсон – Негр, чемпион мира в тяжелом весе. Титул выиграл, побив в 1908 г. в Сиднее, в Австралии, Томми Береса. Джонсон как по физическим данным, так и по технике был феноменальным бойцом. После боя с Бернсом он легко побеждал всех боксе­ров, пытавшихся оспаривать у него звание чемпиона мира. По­беды Джоисона вызывали в шовинистической Америке возму­щение «стопроцентных», считавших преимущество негра над белыми позором для белой расы.

Началась травля Джонсона и поиски белого боксера, кото­рый мог бы его побить. Наконец, в 1910 г. заставили вернуться на ринг для встречи с негром бывшего чемпиона мира Джеффриса, не выступавшего с 190 г. (см. ниже). Во время матча, показавшего огромное преимущество Джон­сона, в последнего из публики стреляли. Это не помешало ему нокаутировать Джеффриса в 15-м раунде. После этого матча Джонсон выступал редко: не находилось противников.

В 1915 г. он проиграл в Гаване на Кубе посредственному боксеру Джессу Вилларду. Не ясно, был ли вызван проигрыш Джонсона, переставшего следить за собой, его нетренирован­ностью или страхом перед толпой «стопроцентных», грозивших ему, в случае победы, расправой. С другой стороны, мы знаем боксеров, которые бы­ли мучениками своих, нервов. Наиболее ярким пред­ставителем этого типа являлся бомбардир Уэллс. Во время того же матча с Карпантье он не мог сделать ни одного глотка, несмотря на мучившую его жажду.

Джеффрис – Американец, чемпион мира тяжелого веса с 1899 г. по 1905 г. Довольно примитивный технически, Джеффрис в период своего расцвета отличался исключительной силой. Первенство мира он выиграл, победив Боба Фитцсиммонса. За отсутствием противников Джеффрису пришлось в 1905 г. покинуть ринг, передав свое звание чемпиона мира Марвину Харту.

 

Чемпион среднего веса Джим Сюлливэн при встре­че с Карпантье в Монте-Карло был настолько возбу­жден, что, вернувшись после конца первого раунда в свой угол, снова бросился на середину ринга.

Эти примеры не должны служить основанием для вывода, что всякое возбуждение нервной системы вредно отражается на результатах матча. Нервный подъем перед боем мобилизует силы боксера и еще более обостряет его боевой инстинкт.

Прекрасным примером этого может служить Демпси, у которого перед матчем под влиянием нервно­го возбуждения так пересыхало во рту, что он не смог бы смочить слюной даже пшеничного зерна.

Демпси – Американец, в 1919 г. стал чемпионом мира в тяжелом весе, побив Джесса Вилларда. По своим физическим данным, темпераменту и технике Демпси был самым ярким представителем американских «файтеров», самым чистым воплощением американского стиля в боксе.

Не было случая, чтобы Демпси в бою отступал. По пер­вому звуку гонга он бросался на противника и атаковал бес­прерывно в течение всего матча. Особенно трудно было выдер­жать против Демпси первый раунд.

В период своего расцвета Демпси был, вероятно, сильней­шим боксером, когда-либо появлявшимся на ринге. Он пользо­вался огромной популярностью в США.

В 1926 г. Демпси, уже несколько вышедший из формы и потерявший свою исключительную быстроту, проиграл по очкам Туннею. Через год Демпси пытался взять реванш у Туннея, но про­играл вторично.

 

У прирожденных боксеров возбуждение нервной си­стемы не понижает, а повышает их боевой инстинкт, являющийся одним из самых важных факторов успе­ха на ринге.

Другим условием успеха является чувство самосо­хранения. Только сочетание двух этих свойств обес­печивает настоящий успех. Чемпион во время матча то входит, то выходит из боя, атакует и защищается, переходя от нападения к защите с быстротой молнии. Он должен быть физически сильным, обладать край­не быстрой реакцией, огромной энергией и быстротой,

Очень немногие боксеры, даже чемпионы, облада­ют всеми этими качествами. Обычно они бывают силь­ны в одном и слабы в другом. Так, человек может быть физически сильным и хорошо сложенным для бокса, но медленным и неточным в оценке времени и дистанции. Другой же может быть слабым, но бы­стрым в своих движениях и обладать точным ударом и прекрасной защитой.

Боксер должен стремиться развить свои природные данные и скрывать по возможности свои недостатки. Этим требованием обычно и диктуется инстинктивный выбор бойцом своего стиля боя.

Прирожденные качества, дающие возможность бо­ксеру сделаться чемпионом, могут быть значительно развиты работой над собой. Упражнениями в пере­движениях и тренировкой на аппаратах можно значи­тельно увеличить скорость, а также улучшить чувство времени и дистанции.

Наконец, благодаря тренировке и режиму улуч­шается физическое состояние бойца, а вместе с успе­хом появляется вера в себя.

Когда Джима Дрисколя спросили, что он считает основой своего успеха, последний ответил: «Полное и детальное знание бокса, явившегося результатом продолжительного его изучения в лучшей школе — боксерском балагане». Так же, как Джим Мейс, Педлер Пальмер, Джо Баукер 2 и Диггер Стенлей3, Дри­сколь провел много лет в кочующем боксерском бала­гане, где ему приходилось вести бесчисленное коли­чество схваток 'С людьми различного веса и стиля боя.

Педлер Пальмер – Чемпион Англии веса петуха в конце 19-го века безуспеш­но оспаривал звание чемпиона мира у американца Терри Мак-Говерна (см. стр. 80).

Джо Баукер – Известный английский боксер веса петуха.

Диггер Стенлей – Чемпион Англии веса петуха, звание чемпиона получил, побив Джо Баукера. В бою часто использовал мало заметные для рефери запрещенные трюки.

 

Все, кто прошел эту школу, получили огромный боевой опыт, так как бокс изучался на живых, различ­ных по своим данным людях, а не в бое с тенью и не в тренировке с мешком.

Что бы ни говорили о том, что бокс заложен в человеке от рождения, все же тщательное его изуче­ние играет большую роль.

Боксеры, как Джон Джаксон, Мейс, Дрисколь и Баукер, расчленяли бой на составные элементы и изу­чали эти элементы каждый в отдельности. Когда они не находили противника, годного для спарринга, они тренировали свою защиту, заставляя какого-нибудь мо­лодого бойца их атаковать и ограничиваясь только защитою. Они избегали ударов нырками и уклонами, блокировали и отбивали их, уходили боковым шагом или отходом назад. Иногда в углу ринга они пользовались для защиты только руками, в других же слу­чаях, опустив руки, они защищались только нырками, уклонами и боковыми шагами.

Мейс и Дрисколь часто предлагали золотой тому, кому удастся нанести им хотя бы один удар.

Такая тренировка не только значительно увеличи­вала их ловкость, но и создавала в них уверенность в непробиваемости их защиты.

Метод усвоения отдельных приемов следующий: разучив какой-нибудь прием, боксер пытается при­менить его при спарринге с более медленным против­ником. Когда прием начинает выполняться легко, он пытается его провести с боксером одинаковой с ним скорости. Те приемы, которые с трудом удавались да­же при спарринге с медленным противником, даются от боя к бою все легче; наконец, атаки и защиты ста­новятся инстинктивными, а выбор правильного приема в нужный момент — почти автоматическим.

Этот автоматизм техники крайне важен: предвари­тельное обдумывание боя возможно только в части тактики и стратегии, причем та и другая в основном черпаются из практики предыдущих боев.

Так идет рост боксера; прирожденная ловкость соединяется с техническим мастерством, причем одно дополняет другое.

 

Значение теории бокса

 

Из вышеуказанного следует, что при одинаковых боксерских данных успех зависит от тщательного и правильно поставленного изучения бокса.

Задача настоящей книги — дать теоретическое обос­нование различных элементов боя и подробно опи­сать движения, из которых складываются эти эле­менты.

Само собой разумеется, что в момент боя теоре­тические знания ничего бойцу не дают. Теория только помогает, в результате большой практики, сделать инстинктивным то, что вначале изучалось сознательно. Гораздо лучше хорошо овладеть ограниченным коли­чеством приемов и проводить их быстро и сильно, чем знать теоретически громадное их количество, но уметь ими пользоваться только в показательных боях, а не в матчах.

Однако теоретическое знание бокса, умение пра­вильно выполнять каждый прием предохраняют бо­ксера от целого ряда ошибок, в которые он может впасть, и облегчает приспособление к противникам различных стилей.

Опытный боксер, несколько лет выступавший на ринге, должен быть в известной степени сам для себя инструктором и тренером.

Многие считают, что как только боксер достиг из­вестного класса и опыта, ему больше учиться нечему. Эта точка зрения совершенно неверна. Такие мастера, как Джим Дрисколь, Джо Баукер, Пекки Мак-Фарланд, и знатоки ринга, как Беттинсон (менеджер «Национального спортивного клуба» в Лондоне, известный рефери)и Франк Бредли (известный знаток бокса и рефери), считают, что искусство бокса неисчерпаемо, что бо­ксер может совершенствоваться беспредельно.

Бокс несомненно принадлежит к самым сложным видам спорта и требует тщательного разучивания от­дельных приемов.

Анализируя бокс, мы можем все приемы и элемен­ты, из которых он складывается, разделить на:

1) атаку — удары фронтальные и фланговые правой и левой рукой;

2) защиту — контр-удары, встречные удары, нырок и уклон, блокаж и отбив, отходы и боковые шаги;

3) тактику и стратегию.

 

Под атакой понимаются удары и финты (все виды обманных движений), имеющие своей задачей открыть противника; под защитой — всевозможные способы сделать эту атаку недействи­тельной.

Под тактикой и стратегией понимаются различные способы, посредством которых боксер обращает вре­менные затруднения, возникающие в процессе боя, в свою пользу умелым использованием всех своих бой­цовских данных, одновременно парализуя возможности противника.

Эти основные элементы бокса в свою очередь делятся на целый ряд движений и приемов.

 

Стиль

 

Разговоры о существе английского и американского стилей боя и о достоинствах того и другого все еще не прекратились. Постараемся внести некоторую ясность в этот вопрос.

Было время, когда существовала большая разница между стилем боя английских и американских боксе­ров. В то время как в Англии боксеры такого типа, как Джим Мейс и Чарли Митчель, пользовались пря­мой стойкой и только прямыми ударами, в Америке были боксеры типа Терри Мак-Говерна и Джима Джеффриса, боксировавшие в согнутой стойке («крауче») и часто применявшие хуки и свинги. Разница двух сти­лей была очень значительна. Поэтому Франк Бредли после своей поездки в Америку назвал одну из этих школ бокса английской, а другую — американской. Поскольку все английские боксеры работали по старой школе, а большинство американцев по новой, такое разграничение имело смысл. Но затем частые встречи английских и американских боксеров повели к тому, что различия постепенно сгладились. Поэтому те лю­ди, которые и сейчас еще говорят о существовании двух стилей, просто плохо понимают и знают бокс.

Теперь можно нередко видеть американского бо­ксера, ведущего бой в классическом английском стиле. Как пример, можно указать на Туннея.

Чарли Митчель – Знаменитый английский боксер, сделавший в 1888 г. ничью с чемпионом мира Сюлливэном (см. стр. 27).

Тунней – Американец, чемпион мира тяжелого веса с 1926 по 1929 г.
Выиграл титул, побив Джека Демпси. Тунней доказал на своем примере, чего можно добиться в спорте силой воли, упорством и работой над собой.

Не обладая выдающимися физическими данными, Тунней решил стать чемпионом мира по боксу. Он тщательно разработал свой метод тренировки, проверенный им на практике и при­способленный к его индивидуальности. Метод этот, приведен­ный в нашей книге на стр. 111 и 112, резко отличается от ме­тода, применявшегося Демпси. Такую же вдумчивость и упор­ство Тунней проявил в изучении техники и тактики бокса, про­тивопоставляя «ударному» атакующему стилю Демпси стиль менее агрессивный, но более разносторонний.

Карьера Туннея, не связанная с именем какого-нибудь тре­нера, карьера боксера, добившегося мирового класса собствен­ным умом и волей, с самого начала шла удачно.

В 1926 г. он выиграл титул чемпиона мира, побив по очкам Демпси, в 1927 г. юн вторично побил пытавшегося взять реванш Демпси, в 1928 г. защитил свое звание против чемпиона Авст­ралии Хинни, которого нокаутировал. Гонорары за эти матчи были настолько велики, что Тунней, разбогатев, покинул в 1929 г. ринг, никем не побежденный.

Ионг Гриффо – Выдающийся австралийский боксер веса пера.

Питер Херман – Американский боксер, побивший чемпиона мира веса мухи англичанина Джимми Уайльда.

 

Хотя при выборе стиля необходимо учитывать фи­зические данные и склонности бойца, тем не менее можно сказать, что существует только один правиль­ный стиль, обеспечивающий силу удара и хорошую защиту.

Все чемпионы современной эпохи являются пред­ставителями этого стиля, независимо от того, из ка­кой страны они вышли. Например Питер Джаксон, Боб Фитцсиммоне и Ионг Гриффо вышли из Австра­лии; Джим Мейс и Джим Дрисколь были представи­телями Англии; Томми Райан, Пекки Мак-Фарланд и Питер Херман представляли Америку; Карпантье был французом.

Те, кто видел бои этих боксеров, единогласно го­ворят, что в их стиле не было никакой разницы. По­этому на вопрос, какой стиль следует изучать, может быть только один ответ, поскольку существует только один правильный стиль.

Однако из этого не следует, что боксер должен ограничиться только прямыми ударами и апперкотами, совершенно изъяв из своего обихода боковые удары, т. е. хуки и свинги.

Такое представление об английском стиле непра­вильно и идет в разрез с нашими задачами — дать разностороннего боксера, обладающего большим за­пасом самых разнообразных движений с тем, чтобы он мог успешно выходить из всех положений боя с любым противником.

 

ГЛАВА II. ОСНОВЫ БОКСА



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.