Сделай Сам Свою Работу на 5

Кризисное развитие Польши в 1970 – 1980-х гг.





Нарастание кризисных явлений в экономике.Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского 1970 г. протеста рабочих привел новое партийное руководство к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежним руководством значения научно-технической революции.

Новое руководство страны скорректировало социально-экономическую политику. Оно отменило решение о повышении розничных цен на продовольствие, увеличило минимальную заработную плату, пенсии, пособия многодетным детям, приступило к разработке новой концепции социально-экономической политики. В качестве первоочередной задачи было определено проведение экономической реформы.

Однако очень скоро руководство страны практически отказалось от каких-либо системных изменений в народном хозяйстве. Та же судьба постигла и планы преобразований в системе функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство правит.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства.



В 1971—1972 гг. также были задействованы внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Заработная плата трудящимся существенно повышалась. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971—1975) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 % , национальный доход увеличился на 62 % при плане 38—39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18—21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17—18 %. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила на этап строительства «развитого социалистического общества».



В середине 1970-х гг. вновь дали о себе знать экономические проблемы. В конце 1974 г. польская задолженность западным странам превысила 100 % стоимости ее экспорта на Запад. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 1970-х гг. около 20 млрд дол.

Все более ощутимыми становились проблемы с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство провело в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на недовольство рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976—1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в восемь раз, промышленного производства — более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.



Развитие оппозиционного движения.Со второй половины 1970-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 1980-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов.

Для развития Польши характерен непрерывный цикл различ­ных кризисов — как общественно-политических, так и социально-экономических, которые впервые в регионе привели к организованному сопротивлению властям не только оппозиционно настроенной ин­теллигенции, но и самых широких трудящихся масс.

До середины 1976 гг. оппозиционность проявлялась в двух формах: диссидентство и умеренная оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак». Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные, как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Формирова­ние независимой от властей общественной деятельности начинает­ся с середины 70-х годов. Июньские события 1976 г. дали толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. С сентября 1976 г. активно действовал Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских 1976 г. демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. возник Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился впоследствии с КОР. Новый комитет КОР — КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание в деятельности правозащитных организаций обращалось на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции.

Во второй половине 1970-х гг. стали появляться и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время посещения папой римским Польши в 1979 г.

Экономический и социально-политический кризис 1980 г. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед надвигавшимся новым глубоким социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в Польше в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали рабочие предприятий Гданьска, Щецина, Силезии.

Рабочие Гданьска 17 августа создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них явилось право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Э. Герек официально признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около трех млн. человек. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций различных регионов страны. Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой координировала ее действия. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около девяти млн. человек, из них около одного млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны.

Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Концепция предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, внесший очередные изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а председателем Совета Министров — Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. К этому времени экономика страны уже агонизировала и Польша оказалась на грани голода. В стране назревала революция. Лидер «Солидарности» Лех Валенса потребовал от правительства провести референдум о смене власти и всеобщих выборов в Сейм. 7 декабря 1981г. руководство профсоюза решило создать военизированные отряды. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. 12 декабря лидеры «Солидарности» большинством голосов приняли резолюцию, призывающую к свержению правящего режима.

Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора, Госсовет Польши ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим.

«Солидарность» была запрещена, почти шесть тыс. ее руководителей всех уровней были интернированы. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния, но не могло решить проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий предполагалось строить на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, вводилась частичная либерализация внутренних цен, частичная демонополизация внешней торговли, попытки либерализации финансовой системы и формирования индивидуальной оплаты труда, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность страны, росли цены на внутреннем рынке. 31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его.

Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По этому закону разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

Со второй половины 80-х гг. реформаторы внутри ПОРП ак­тивизируют поиск новых путей и методов решения польских про­блем. Состоявшийся в июле 1986 г. X съезд ПОРП, по замыслу властей, должен был стать очередным шагом на пути к «нормали­зации». Но для настоящего перелома, каким могло быть призна­ние за оппозицией статуса участника возможных переговоров, коммунисты еще не были готовы. Однако процесс постепенного ослаб­ления авторитаризма, обусловленный отчасти изменениями меж­дународной ситуации, тем не менее, уже давал о себе знать. Оче­видной становилась его связь с событиями в СССР, где во второй половине 80-х гг. происходили кардинальные перемены. Важным в этом аспекте стал третий визит в Польшу в июне 1987 г. папы Римского, который поддержал оппозицию и помог «Солидарности» обрести второе дыхание.

В 1986—1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились, попытки проведения реформ в начале 1980-х гг. не дали положительных результатов. ЦК ПОРП и правительство в 1987 г. решили пойти на углубление реформ экономической и общественной жизни. Предусматривалась реорганизация центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум.

Поражение на референдуме в ноябре 1987 г. стало переломным моментом для властей Польши. Задуманные реформы не получили необходимой поддержки. Началось падение престижа государственного и партийного руководства.

Подготовка и проведение «круглого стола».К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». В августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план. Все по­пытки «обновления социализма», его реформирования в 1980-х гг. лишь модифицировали политическую и экономическую систему советского типа, не вызвав радикальных перемен. Однако именно в 1980-е гг. эта система достигла максимально возможного в ее рамках уровня политической либерализации, а экономическая ре­форма явилась своеобразным этапом перехода к системе свобод­ных цен.

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с той частью руководства «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения заседаний «круглого стола» сталкивалась с противодействием как со стороны радикального крыла в «Солидарности», так и консервативной части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме.

На состоявшемся в декабре - январе 1989 г. X пленуме ЦК ПОРП партийные реформаторы с трудом сумели провести резо­люцию о профсоюзном иполитическом плюрализме, что давало шанс мирного, лишенного элементов насилия, перехода к прин­ципиально новой фазе политического развития. В то же время это решение вызвало усиление радикализма у той части оппозиции, которая была против переговоров и соглашения с коммунистической властью. Тем не менее, путь к соглашениям был все же открыт.

Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В них принимали участие ПОРП совместно с Объединенной крестьянской партией, Демократической партией, Всепольским соглашением профсоюзов, нелегальная оппозиция (Л. Валенса) и известные деятели демократической оп­позиции (Б. Геремек, Я. Куронь, А. Михник,Т. Мазовецкий, А. Стшембош), представители епископата. Повторная регистрация «Солидарности» состоялась 17 апреля 1989 г.

«Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты — сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

Итогом переговоров явился сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планирова­лось участие на конкурентной основе свободно созданных полити­ческих партий. Кроме того соглашениями предусматривалось участие оп­позиции в Сейме в намеченном объеме (35 %), полностью кон­курентные выборы в Сенат, формирование коалиционное правительство во главе с представителем ПОРП, создание поста президента, га­рантирующего политическую стабильность.

Следовательно, наме­чался эволюционный путь изменения политического строя и эко­номической системы. Также были согласованы основные принци­пы и условия реализации новых решений: политический и проф­союзный плюрализм, свобода слова, демократический путь фор­мирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

Начало структурной перестройки польского общества.На рубеже 1989 — 1990 гг. произошли существенные изменения в расстановке политических сил. Осенью 1989 г. была подготовлена программа основных перемен в экономике и сфере отношений соб­ственности (автор — вице-премьер Л.Бальцерович), в которую были заложены полная либерализация рынка, коренная привати­зация и стабилизация злотого. Сейм на основе этой программы принял 10 ключевых законов, коренным образом изменивших всю экономическую систему страны. Реализация плана началась с ян­варя 1990 г. Огромную роль в поддержке реформ сыграло реше­ние Парижского клуба о сокращении на 50 % польского долга; МВФ предоставил Польше 1 млрд. долларов, из которых был со­здан стабилизационный фонд.

Первый этап в осуществлении программы структурной перестройки начался 7 апреля 1989 г. с внесения поправок в конституцию страны 1952 г. К наиболее существенным изменениям можно отнести: 1) создание вместо однопалатного Сейма двух органов законодательной власти — Сейма и Сената, образующих вместе Национальное собрание, которое имеет, в частности, право изби­рать президента страны; 2) ликвидация Государственного совета и введение поста президента; 3) подчинение правительства как президенту, так и парламенту; 4) обеспечение влияния президента на деятельность Сейма — право роспуска в определенных случаях парламента. В декабре 1989 г. из Кон­ституции были изъяты статьи об общественно-экономическом строе социализма и социалистическом государстве, ликвидирована статья 3, закреплявшая руководящую роль компартии. Появились положения, отражавшие конституционные стандарты современных де­мократий: принципы верховенства народа, демократического пра­вового государства и политического плюрализма.

После завершения работы «Круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. В верхнюю палату — сенат — проводились свободные выборы, в нижней палате — сейме -- 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен стать президентом страны. Вместе с союзными партиями коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Два тура выборов в парламент, прошедшие в июне 1989 г., принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. На совместном заседании сейма и сената 19 июля президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в новое правительство заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП — ОКП и СД. Премьер-министром стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске.

Было изменено название государства — с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. В сентябре 1990 г. принят закон о выборах президента Республики Польша (РП), которыйотныне должен избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах.

Произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.