Сделай Сам Свою Работу на 5

Инкубационным периодом инфекционного заболевания называют -





Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж №3

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка

Теоретического занятия

 

Тема: «Дифтерия»

Дисциплина: «Педиатрия с детскими инфекциями»

Специальность:060101 - Лечебное дело – 52

 

Повышенный уровень среднего профессионального образования

 

 

Г.

 

Одобрена и утверждена «Утверждаю»

На заседании ЦМК Зам. Директора по УМР Протокол № _________ Кожина Н.В. _______ От «__»_______ 20__ года от «___»________ 20__ года

Председатель ЦМК ________ Белан А.С.

 

Автор:

Тураханова Н.В. – преподаватель дисциплины «Педиатрия с детскими инфекциями» МК №3, кандидат медицинских наук.

 

 

Рецензенты:

Трифонова С.Т. - преподаватель дисциплины «Педиатрия с детскими инфекциями» МК №3, высшей квалификационной категории.

Хмырова Л.Л. – главный врач ДГП№14, врач-педиатр, высшей квалификационной категории.

 

Методическое пособие для студентов разработано в соответствии с требованиями современного образовательного стандарта и рабочей программой по дисциплине «Педиатрия с детскими инфекциями» и предназначено для специальности 060101 Лечебное дело 52. Повышенный уровень среднего профессионального образования.



 

Содержание

· Введение ………………………………………..…………………………………………..3

· Методический блок……………………………..……………………………..………4

· Мотивация темы…………………………………………………………………..………5

Цели занятия:

· Основная цель……….................................……………….……………………..…….…..6

· Учебные цели………………………………..…………………………………..…………6

· Хронокарта занятия………………………………………………………...…………....7

· Оснащение занятия……………………………………………………...……………….8

· Междисциплинарные связи…………………………………...…………..……...…9

· Внутридисциплинарные связи……………………………………….…..………...10

· Информационный блок…………………………………………………..………...11

· Оценка исходного уровня знаний…………………………………….12

· План изложения теоретического материала ………..…….……………....…14



· Опорный конспект……………………………….….…....………………………...15 -21

· Выходной контроль знаний………………………………………………… 22-24

· Эталоны ответов ………………………………....……………………..……………..25

· Домашнее задание……………………..…………………………...……..….……26- 30

· Список литературы……………………..…..…..…………………....…..…..……… 31

ВВЕДЕНИЕ

Дифтерия – одна из самых страшных и опасных болезней, которые когда-либо поражали человечество. Большинству далеких от медицины людей слово "дифтерия" знакомо в основном по произведениям русской литературы позапрошлого века. Помните, от нее еще умер доктор Дымов из Чеховской "попрыгуньи". Однако ошибается тот, кто думает, что эта инфекционная болезнь, подобно оспе, осталась только на страницах произведений литературы или учебников по медицине.

К возбудителю дифтерии чувствительны и взрослые, и дети. Однако детский возраст закономерно больше подвержен этой инфекции, да и протекает она у них тяжелее.
Особенность современной эпидемиологической обстановки состоит в том, что появились больные, переносящие эту инфекцию очень легко: без характерных признаков, без осложнений, подобно обычной ангине. Заболевание остается нераспознанным, особенно у взрослых, которые подчас даже не обращаются к врачу. Больного не госпитализируют, и в его окружении образуется массивный очаг инфекции, и если в такой очаг попадает ребенок, которому не делали прививку, он заболевает, как правило, очень тяжело.
Отчасти это происходит в связи с массовым отказом от профилактики – вакцинации. Но и отсутствие настороженности также играет свою роль в несвоевременной диагностике и диагностических ошибках, особенно у детей.



До начала вакцинации смертность от дифтерии была чрезвычайно велика, Массовая иммунизация населения страны против дифтерии позволила стабилизировать заболеваемость этой инфекцией на спорадическом уровне.

В 2009 году зарегистрировано 14 случаев заболевания дифтерией (в том числе 2 у детей до 14 лет) и 22 бактерионосителя токсигенных коринебактерий дифтерии. Летальных случаев не зарегистрировано. За 8 месяцев 2010 года зарегистрировано 7 случаев заболевания дифтерией.

Тяжесть дифтерии, смертельная опасность, которую она представляет, заставляют настойчиво добиваться, чтобы все дети получили полный курс профилактических прививок. Опыт показал, что дети, которым сделаны прививки, не болеют или переносят заболевание легко. Но для не привитых опасность дифтерии реальна и в наше время. Чем больше не привитых детей, тем больше вероятность распространения инфекции, тем выше риск заражения.

Одна из ведущих задач фельдшеров – своевременное выявление, профилактика и предотвращение развития эпидемии инфекции в условиях детского коллектива.

Изучив тему, студенты смогут по данным осмотра правильно поставить предварительный диагноз, осуществить транспортировку больных при госпитализации, выполнить медицинские манипуляции.

 

Методический блок

Мотивация

Эпидемиологическая обстановка по дифтерии в последние годы остается весьма напряженной. Продолжающаяся циркуляция возбудителей дифтерии создает угрозу возникновения у неиммунизированных детей тяжелых форм этой инфекции, которая в связи с отсутствием у медицинских работников настороженности и практического опыта большей частью распознается поздно. Это обстоятельство приводит к позднему назначению антитоксической сыворотки, что способствует развитию осложнений и летальных исходов.

Дифтерия ротоглотки в настоящее время является наиболее часто встречающаяся форма заболевания у детей и имеет определенные особенности клинического течения.

Токсическая дифтерия ротоглотки и гортани – это наиболее тяжелая форма заболевания, исход которой зависит от своевременной диагностики, раннего назначения специфической сывороточной терапии. При токсических формах наблюдаются такие тяжелые осложнения, как миокардит, полирадикулоневрит, приводящие к летальному исходу.

Кроме того, необходимо помнить о возможности возникновения у непривитых детей редких локализаций дифтерии. Обычно эти формы являются вторичными и развиваются в комбинации с дифтерией ротоглотки или носа. При них могут возникнуть типичные для дифтерии осложнения в те же сроки, что и при токсической дифтерии ротоглотки.

Таким образом, полученные студентом знания помогут своевременно выявить больного в детском коллективе, информировать пациента и его родителей о возможных осложнениях, необходимости госпитализации ребенка, правильно интерпретировать результаты лабораторных исследований, произвести мероприятия по профилактике заболевания среди здоровых детей.

 

Цели изучения темы:

Дифтерия

Количество часов на изучение темы – 2ч. (90мин.)

Место проведения – кабинет педиатрии

Вид занятия: теоретическое

Цели:

Основная цель:

- Сформировать у студентов структуру теоретических знаний о дифтерии, ее

этиологии, эпидемиологии, клинических проявлениях, диагностике,

прогнозе, лечении и методах специфической и неспецифической

профилактики в детском коллективе.

 

Учебные цели:

Студент должен знать:

ž свойства возбудителя;

ž источник и пути передачи инфекции;

ž клинические проявления;

ž осложнения;

ž методы лабораторной диагностики;

ž тактику фельдшера при выявлении дифтерии

ž принципы лечения;

ž методы профилактики дифтерии

Студент должен уметь:

- организовать противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии

- осуществить уход за больными детьми

 

Хронокарта занятия

№ п/п Элемент занятия и его содержание Временной регламент
1. Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, отмечает присутствующих, проверяет внешний вид, наличие рабочей одежды, тетрадей и др. 5 минут
2. Оценка исходного уровня знаний. Проверка домашнего задания. Коррекция знаний. 10 минут
3. Сообщение темы и ее мотивация. 5 минут
4. Информационный блок по теме занятия. 35 минут
5. Самостоятельная аудиторная работа студентов с конспектом лекции и учебником. 15 минут
6. Итоговый контроль знаний. Решение тестовых заданий по изученной теме. 10 минут
7. Подведение итогов занятия. Оценка работы студентов на занятии, преподаватель выделяет отличившихся студентов. 5 минут
8. Домашнее задание. 5 минут

Оснащение занятия


Междисциплинарные связи темы: «Дифтерия у детей»

 
 
Дифтерия у детей
Общая патология: - Этиология, патогенез, клинические проявления воспаления - Этиология, патогенез, клинические проявления лихорадки - Виды фибринозного воспаления  
Фармакология: - Антитоксическая противодифтерийная сыворотка - Антибактериальные препараты - Глюкокортикостероиды - Кардио- и нейропротекторы - Коллоидные и кристаллоидные растворы растворы  
Анатомия и физиология: - Анатомия и физиология верхних дыхательных путей - Анатомия и физиология ЦНС - ЭКГ здорового ребенка

 


 

 

Микробиология:   - Морфология и физиология микроорганизмов - Бактериологическая и серологическая диагностика - Действие дезинфектантов на микроорганизмы  

       
   
 


 

 

           
   
Иммунопрофилактика - АФО иммунной системы у детей - Иммунобиологические препараты - Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний  
     
Медицинская психология: - Психологические особенности больного и здорового ребенка - Вопросы этики и деонтологии в детской практике  
 
Инфекционные болезни: -Инфекционный иэпидемический процесс. - Источники инфекции, механизм передачи возбудителя, виды иммунитета. - Противоэпидемические мероприятия в очаге.    
 
 

 


 

Внутридисциплинарные связи темы:

«Дифтерия у детей»

       
   
Диспансеризация детей. Роль фельдшера в детской поликлинике, ДДУ и школе - Проведение санитарно-просветительской работы с семьей заболевшего ребенка - Сроки, длительность сдачи контрольных анализов, консультаций специалистов - Проведение активов на дому - Виды двигательных режимов, лечебных диет и организацию питания больным детям
 

 

 

       
   
 
 
Заболевания органов дыхания у детей - Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, - принципы лечения и профилактики при рините, фарингите, ангинах у детей. - Уход за детьми при заболеваниях органов дыхания. -

 


Профилактика инфекционных заболеваний у детей - Анатомо-физиологические особенности иммунной системы у детей - Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний у детей. - Иммунобиологические препараты. - Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний  

 

10


Информационный блок

 

 

 

Оценка исходного уровня знаний студентов

 

Инструкция: выберите один правильный ответ:

1. Инфекционный процесс это –

А. наличие возбудителей в окружающей среде

Б. взаимодействие микро- и макроорганизма

В. зараженность инфекционными агентами переносчиков

Г. распространение болезней среди людей

 

Инкубационным периодом инфекционного заболевания называют -

A. период появления первых признаков болезни

Б. период от заражения до появления первых признаков болезни

B. период исчезновения признаков заболевания

 

3. Экстренное извещение об инфекционном заболевании следует направить в:

А. бактериологическую лабораторию

Б. местный центр Госсанэпиднадзора

В. дезинфекционную станцию

Г. Минздрав

 

4. Разобщение детей, контактировавших с больным ребенком, от остальных здоровых детей называется:

A. инкубация

Б. карантин

B. изоляция

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.