Сделай Сам Свою Работу на 5

Рыночное (товарное) хозяйство, его сущность, условия возникновения и виды.





Под товарным производством понимается такая форма общественного хозяйства, в которой отношения между отдельными товаропроизводителями проявляются через рынок, куплю-продажу произведённых ими продуктов.

Отличительными особенностями товарного производства являются:

1. Производство экономических благ для их продажи или обмена, но не для себя.

2. Высоко развитое общественное разделение труда.

3. Экономическая обособленность товаропроизводителей.

4. Обмен товарами.

5. Возникновение товарного производства связано с процессом развития общественного разделения труда.

Выделяют три основных этапа общественного разделения труда:

- отделение скотоводства от земледелия, что создало условия регулярного обмена между племенами;

- выделение ремесла то земледелия, что означало зарождение товарного производства;

- обособление торговли от производства и появление купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными.

В результате углубления общественного разделения труда и связанного с ним роста производительности труда появляется излишек производственного продукта, который и явился основой появления товарного обмена.



Общественное разделение труда предполагает обособление различных видов экономической деятельности. Выделяют три типа разделения труда: внутрифирменное, общенациональное, международное.

Внутрифирменное разделение труда – это обособление различных видов экономической деятельности внутри отдельного хозяйственного объекта.

Общенациональное разделение труда – это выделение отдельных видов экономической деятельности в рамках хозяйства конкретной страны.

Международное разделение труда – это специализация отдельных стран по созданию определенных благ, которыми эти страны обмениваются.

Причиной возникновения товарного производства служит экономическая обособленность производителей друг от друга.В товарном производстве основн. экономич. вопросы (что производить, как и для кого) решаются производителями самостоятельно.

Выделяют простое товарное производство и крупное или капиталистическое.

Простое основано на личном труде мелких товаропроизводителей и частной собственности на средства производства.



В условиях крупн. товарного производства рыночн. отношения носят всеобщий характер, при этом факторы производства приобретают товарную форму. Рабочая сила и средства производства свободно продаются и покупаются на рынках факторов производства.

Отличия простого производства от капиталистического:

1. При простом, средства производства принадлежат самим товаропроизводителям, при крупном – предпринимателям.

2. Простое основано на личном труде, крупное использует наёмную рабочую силу.

3. При прост. - продукт принадлежит производителю, при крупном – предпринимателю.

4. При простом – рабочая сила ещё не является товаром, при крупном – она уже товар.

5. При простом - товарное производство ещё не носит всеобщей формы, при крупном – имеет всеобщий характер.

6. Цель простого – удовлетворение потребностей потребителя, крупного – получение прибыли.

Понятие рынка и его функции. Рыночная система и ее эволюция.

 

Встречается несколько определений рынка: Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

Рынок– система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции;

Рынок– это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношения спроса и предложения. Условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей.



Выделяют субъекты и объекты рынка. Экономические субъекты рынка:домашние хозяйства, физические лица; фирмы, предприятия, юридические лица; государство.

Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство- совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объекты рынка:товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

Функции рынка. Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющие на цены. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска.

Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.

Стимулирующая функция. По средствам цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, кот. поставляются на рынок.

Санитарная функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Социальная функция. Рынок ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию. Рынок заставляет производителя постоянно обновлять продукцию, повышать ее качество на основе внедрения достижений науки и техники.

Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

 

Конкуренция – это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода.

Условия, в кот. протекает рыночная конкуренция называют рыночной структурой.

Основные формы конкуренции:совершенная (свободная, неограниченная), несовершенная (ограниченная).

Достоинства совершенной конкуренции: стимулирует деятельность обособленных производителей; содействует в контроле производителей друг друга; приводит к снижению цен, повышению качества, расширению ассортимента, внедрению НТП; уменьшает издержки.

Недостатки совершенной конкуренции: обостряет противоречия между экономическими интересами; усиливает экономическую дифференциацию в обществе; обусловливает рост непроизводительных издержек; побуждает к созданию монополий; превращается в разрушительную силу для экономики без вмешательства государства.

Совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом информации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.