Структура учебного дня в виде одного учебного блока
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:«Педагогические технологии»
Выполнила:
Студетка гр. Ом-312 С ДК Дудкова А.Б.
Проверил: Колясникова Л.И.
Омск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1. Анализ учебно – методической литературы по вопросу
применения концентрированного обучения
в учебном процессе…….……………………………………………………..6
2. Анализ учебного плана подготовки специалистов………………………..17
3. Структура учебного дня в виде одного
учебного блока………………………………………….………………...….21
4. Методическая разработка учебного блока ………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы……..……………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Усвоение учебной дисциплины строится следующим образом: ежедневно изучается по 3—6 разнородных предметов на уроках по 45 минут. При такой организации обучения усвоение учебного предмета растягивается на длительное время. «Есть факты», — отмечает Д. Левитес, — «когда предметы, рассчитанные на 34 часа, изучаются в течение целого учебного года потому, что уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю».
Учащиеся в течение дня изучают несколько разнохарактерных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра, а это ещё четыре-пять дисциплин. А это не менее десяти разнородных интересов, порой никак не связанных между собой, десять эмоциональных впечатлений. И так изо дня в день, в течение почти всех лет обучения. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость.
Технология концентрированного обучения представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов успешно систематизировал модифицированные методы и дал им точное психологическое обоснование.
Сторонники методики «погружения в предмет» полагают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных посредственностей.
Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.
Возможное решение: переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Концентрированное обучение — особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Цель концентрированного обучения — повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.
Сущность концентрированного обучения — непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Преимущества концентрированного обучения
1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
2. Обеспечивает восприятие, углублённое и прочное усвоение обучающимися целостных завершённых блоков изучаемого материала.
3. Благотворно влияет на мотивацию учения.
4. Формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).
Более подробно с описанием этой технологии Д. Левитес советует познакомиться в статье Г. Ибрагимова «К вопросу о технологии концентрированного обучения» в журнале «Специалист», № 1, 1995 г.
Недостатки:
КО требует от учащихся и педагогов большой напряженности (быстрое утомление).
Быстро воспринятый материал не всегда может быть в достаточной степени усвоен в короткие сроки. Поэтому требуются коррективы к изучению этих предметов.
Затруднения при объединении предметов.
КО не может быть применено ко всем курсам и предметам (к гуманитарным дисциплинам, где нужно прорабатывать большое количество книжного материала, с большой степенью самостоятельности)
Анализ учебно – методической литературы
По вопросу применения концентрированного обучения
В учебном процессе
Концентрированное обучение - это технология организации обучения, при которой за определенный период времени осуществляется концентрация учебного времени обучающихся на изучение нескольких тем программы.
Признаками концентрированного обучения являются:
- единовременная продолжительность изучения темы программы;
- непрерывность процесса изучения содержания обучения, его целостность и завершенность;
- наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний, умений и навыков;
- возможность применения системного подхода в выборе интенсивных форм, методов и средств обучения, способствующих реализации целостного и завершенного процесса изучения целой темы программы;
- ликвидация многодневного учебного периода для полного изучения, совершенствования и контроля приобретаемых знаний, умений и навыков обучающихся.
Для достижения конечных результатов, соответствующих требованиям государственного стандарта СПО и НПО, эффективность обучения при концентрированном блочно-модульном обучении достигается благодаря комплексному применению всех компонентов процесса обучения: целевого, содержательного, процессуального и контрольно-оценочного.
Таким образом, при таком обучении, одно занятие по проведению единой учебно-производственной работы включает несколько учебных блоков, объединенных общей конечной целью, и представляющих собой совокупность взаимосвязанных форм и методов обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется усвоение обучающимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развития их творческих способностей.
Модели концентрированного обучения (КО)
Теория межпредметных связей (МПС)
Виды концентрации.
Концентрация по времени и концентрация учебной деятельности.
Концентрация содержания связана с фокусировкой однородного по содержанию предметов. Выявить эту концентрацию позволяет МПС.
Понятийные МПС связи по времени бывают:
опережающими
сопутствующими
последующими
Опережающие – электротехника начинается с физикой одновременно.
Сопутствующие – электротехника начинается после пяти недель физики.
Последующие – электротехника начинается после всего курса физики.
Модель КО
Предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической базы и другими факторами. Самая высокая степень концентрации.
Выделяются два варианта первой модели.
При первом варианте планирование учебного процесса состоит в следующем:
Общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на 4 (кол-во четвертей) части (120 ч. / 4 = 30 ч., 34-36 часов – недельная загрузка обучающихся).
Первый раз в течение одной недели обучающиеся изучают предмет в первой четверти, в следующей четверти они вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя свои знания по данному курсу и т.д., всего они возвращаются к учебному материалу 4 раза. Продолжительность урока при такой организации 35-40 минут. После каждых двух уроков должно проводиться разгрузочное занятие (физ-ра, худ. творчество и т.д.), домашнее задание, как правило, не задаются. В первой половине дня проводится 5-6 уроков, а во второй половине – студенты по желанию и по выбору продолжают работать на предметных кафедрах. Модель учебного дня будет следующей:
Актуали-зация опорных знаний
Решение задач
Урок-беседа
| Объяснение нового мат-ла
Лекция
| Урок художественного цикла
| Самостоятельная группо-вая работа
Сам. Работа
| Дидактическая игра
Урок-игра
| Урок физ-ры
| Анализ дня. Подготовка к лаборат. работе
|
Структура учебного дня
Положительная сторона первой модели КО:
- Учебный день представляет систему различных типов уроков и форм организации обучения, объединенных одной целью. Очень важно, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах деятельности (фронтальная, индивидуальная, групповая, бригадная) при большом удельном весе самостоятельности.
- Непрерывность процесса познания в единстве процессов усвоения ЗУН. Формирование умения работать в группе, коллективе, т. е. обучение технологии сотрудничества.
Требует соответствующего графика организации учебного процесса на уровне учебного плана. Он представляет собой «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Обязательно должен соблюдаться принцип преемственности и взаимосвязи изучаемых предметов. Длительность погружения – различна в пределах от 3-6 учебных дней. Например:
№
Недели
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основной предмет
|
| Педаго-гические техноло-гии
|
| Педаго-гические техноло-гии
|
| Педаго-гические техноло-гии
|
| Педаго-гические техноло-гии
|
Идея – неоднократное концентрированное обращение к изучению одного и того же материала, но каждый раз на новом более глубоком уровне изучаемого предмета.
Второй вариант первой модели КО
Суть – однократное в течение учебного года обращение к изучаемому предмету.
Например: Педагогические технологии – 120 часов, учебный день – 6 часов, продолжительность обучения 120/6=20 дням; 20/5= 4 (недели)
Модель учебного года второго варианта
№
Недели
| 1-5
| 6-9
| 10-14
|
|
|
| 34-36
| Основной предмет
| Общая и профессиональная педагогика
| Педа-гогичес-кие техноло-гии
| Методика профес-сиональ-ного обучения
|
|
|
| Методика воспита-тельной работы
|
Высокая степень концентрации содержания, рабочего времени и усилий преподавателя.
Требует:
- хорошей материально-технической базы;
- уровня предметной подготовки преподавателя;
- научно-методической подготовки преподавателя.
Не рекомендуется для предметов, где вводится много новых и сложных понятий для которых необходимо осмысление (философия, литература и т.д.)
Трудности:
- подготовка и структурирование содержание учебного материала;
- разработка дидактических средств, для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Вторая модель КО
Низкая степень концентрации.
Предполагает укрупнение лишь учебного дня. Количество уроков сокращается до 2-3. В рамках же учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с графиком прохождения дисциплин и учебным планом.
Основной организационной единицей при такой модели будет – учебный блок (три-четыре совмещенные урока по одному предмету). Структура учебного блока включает 4 разных типов урока:
- урок актуализации опорных знаний;
- урок формирования новых знаний;
- урок практической работы;
- урок контроля знаний и умений.
Общая продолжительность учебного блока 160 минут – 4х40.
Преподаватель может сам варьировать время, урока внутри блока.
Учебный день состоит из двух учебных блоков с интервалом между ними в 40 минут, во время которого обучающиеся, обедают и отдыхают.
Вторая модель КО снимает проблему «пестроты» учебного процесса, но только в рамках учебного дня.
Недостаток: от одного учебного блока до другого по одному и тому же уроку проходит много времени (2-3) недели.
Структура учебного дня.
Третья модель КО
Предполагает одновременное изучение не более двух-трех дисциплин, образующих модуль. Модуль состоит из предметов, имеющих между собой межпредметные связи. В зависимости от числа предметов объединяемых в модуль, м.б. различные варианты реализации данной модели в учебном процессе. Например: модуль состоит из двух предметов (А, Б), тогда структура учебного дня будет следующей рис. 1-2
Рис. 1
Вариант
| Понедельник
| Вторник
| Среда
| четверг
| пятница
| Суббота
|
| А
| Б
| А
| Б
| А
| Б
|
| А
Б
| Б
А
| А
Б
| Б
А
| А
Б
| Б
А
|
Рис.2
№ недели
| 1 2 3 4
| 5 6 7 8
| 9 10 11 12
| 13 14 15 16
| Модули
| Модуль 1
А Б
| Модуль 2
В Г
| Модуль 3
Д Е
| Модуль 4
Ж З
|
Структура учебного полугодия
Весь семестр (полугодие) разбивается на несколько модулей 2-3 (в зависимости от числа дисциплин), в течение которых концентрированным образом изучаются две-три дисциплины. Продолжительность модуля в зависимости от объема часов может составлять 4-5 недель. Модуль завершается зачетом или экзаменом.
Эта модель КО более «мягкая» по сравнению с первой, поскольку степень «сжатия» времени на изучение предмета не такая высокая – вместо 3-5 дней по первой модели здесь выделяется несколько недель. Она удобна тем, что переход к ней легче осуществить в организационном плане и в плане дидактико-методическом – достаточно удачно составить модули и определить их последовательность изучения.
Структура и содержание учебного блока
Учебный блок – целостное занятие, которое включает в себя время 4-х уроков по 40 минут, которые объединены одной целью.
В КО нет понятия урока (есть понятие учебный блок)
Формы организации обучения
Лекция
| Самостоятельная работа
| Практическое занятие
| Зачет
|
Блок учебной информации
| Отработка подсистем знаний
|
| Отработка лабораторного практикума, формирование умений
| Тесты в электронном варианте
|
Восприятие, понимание
| Осмысление, запоминание
|
| Применение, закрепление
| Контроль, самоконтроль
|
Лекция. На лекции происходит первое знакомство с новым знанием. В отличие от традиций обучения в КО это не раздробленные сведения, а целостный блок знаний по логически завершенной теме, предъявленный концентрированно.
Самостоятельная работа. Ставится задача проработать материал учебника. Работа индивидуальная или парная. Педагог является консультантом. В конце работы студенты отвечают на контрольные вопросы. Здесь формируются самообразовательные умения и навыки (работа с книгой, умение составить план, выявляется главное и т.д.)
Практическое занятие. Цель – формирование умений, применять новые знания на практике. Здесь осуществляется этап закрепления знаний в памяти, т.к. запоминание не отсрочено во времени. Атмосфера доброжелательная и спокойная, т.к. время не ограничено.
Зачет. Проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, умений. Зачет проводится с помощью тестирования, результаты которого студенты могут оценить сами. На зачете выделяется время для анализа качественного и количественного состояния работы.
Вывод: учебный блок – это качественно иное занятие, отличающееся целостностью и завершенностью. Каждая организационная форма обучения в его структуре имеет свои задачи по обеспечению качественного усвоения знаний. В соответствии с целями выбирается сочетание форм обучения. Так на лекции ведущей может быть фронтальная форма (традиционно), а метод обучения – монологический. Приемы преподавания – сообщение, объяснение, демонстрация, показ, постановка информации и проблемных вопросов и т.д.
Студенты используют следующие приемы: слушание, наблюдение, ответы на вопросы, выдвижение предложений и т.д.. Для КО характерна совокупность видов занятий, не разделенных во времени и имеющих общую логику и обладающих гибкостью.
I. Модели реализации КО
1-ая модель. Модель, предписанная для одного варианта. Она имеет два варианта.
1-ый вариант. Весь объем часов за год делится на 4 части:
· На первой части студенты изучают теорию несколько дней подряд по 4-6 уроков в день. Это называется первое погружение.
· Во второй части идет возвращение к этому предмету, углубление, расширение, конкретизация, решение типовых алгоритмов, задач и т.д. Второе погружение.
· В третьей части выполняются лабор. работы с задачами по нетиповым алгоритмам.
· В четвертой части идет выполнение зачетных работ, тестов, экзаменов.
Вывод по 1-му варианту:однократное изучение одного предмета в отведенный промежуток времени.
Структура учебного дня на примере курса физики, раздел “Кинематика”
1 день
| 2 день
| 3 день
| 4 день
| 5 день
| 6 день
| 7 день
| Актуализация опорных знаний по кинемати-ке, реше-ние задач
| Объесне-ние нового материала с помощью стр-лог. схем
| Выставки, театр, беседы, круглый стол, ви-деофильм
| Самосто-ятельная групповая работа
| Дидактическая игра – соревнование
| Урок физкуль-туры
| Анализ дня, подго-товка к л.р.
| Урок-беседа
| Лекция
| Урок худож. Цикла
| Самост. работа
| Практ. занятие
| Зачет
|
Модель учебного года
№ недели
|
| …
|
| …
|
| …
|
| Осн. предмет
| Матема-тика
|
| Матема-тика
|
| Матема-тика
|
| Матема-тика
|
2-ой вариант. Это однократное обращение в течение года к изучению одного предмета, но в течение нескольких недель по 4-6 уроков в день. Этот вариант обладает высокой степенью концентрации.
Модель учебного года 1-го курса
№ недели
| 1 – 5
| 6 – 9
| 11 – 12
| ……….
| 34 – 36
| Осн. Предмет
| Матема-тика
| Физика
| Химия
|
| История
|
2-ая модель. Изучаются параллельно 2-3 учебных предмета, объединенных межпредметными связями. В учебном процессе выделяют временные рамки для этих 2-3 предметов. Другие предметы не изучаются совсем или минимизируются.
1 день ------ 2 предмета след. неделя
2 день ------ 2 других предмета
Структура учебного дня
Учебный блок 1
|
| Учебный блок 2
|
| Развивающий блок
| до обеда 1 предмет после обеда 2-ой предмет библиотека, компьютер, области знаний по интересам
В этой модели низкая степень концентрации.
3-ая модель. Одновременно изучается 2-3 предмета, образующих модуль. Эта модель средняя по концентрации.
Модуль состоит из предметов, имеющих межпредметные связи и чередующихся: словесно-знаковые предметы с образно-эмоциональными предметами (искусство, психология).
Это мягкая модель, в ней объединяются педагоги.
Структура учебного дня.
модуль
Структура учебной недели
А, Б – предметы
I, II – модуль
| | Вариант
| Пн
| Вт
| Ср
| Чт
| Пт
| Сб
| I
| А
| Б
| А
| Б
| А
| Б
| II
| А
Б
| Б
А
| А
Б
| Б
А
| А
Б
| Б
А
| Структура учебного полугодия
А, Б – предметы
I, II – модуль
| | № недели
| 1 – 4
| 5 – 8
| 9 – 12
| 13 – 17
| модули
| мод. I
АБ
| мод. II
ВГ
| мод. III
ДЕ
| мод. IV
ЖЗ
| Вывод по теме КО: КО – это эксперимент, который нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке, и имеет свои границы применения.
Но может быть повышенная утомляемость студентов, непреодолимые затруднения при выборе и объединении предметов. Необходимы опытные преподаватели и необходима хорошая материальная база.
2. Анализ учебного плана подготовки специалистов
Изучив, рабочие планы заочной формы обучения высшего профессионального образования на 2009-2010 (5 семестр) и на 2010-2011 (6 семестр) специальности 030503.04 – Художественное проектирование и конструирование швейных изделий мы пришли к выводу, что график учебного процесса на один учебный год будет выглядеть примерно так без учёта времени на самостоятельное изучение учебных дисциплин:
Дисциплина
| Всего
| Лекций
| Практ.
| Лабор.
| Кр./Кп
| Кол-во контр.
Работ
| Экзамен/
зачёт
| Прим.
| Живопись
|
|
|
|
|
|
| После каждого семестра зачёт
|
| История костюма
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра
зачёт
|
| Компьютерная графика
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра зачёт
|
| Концепции современного естествознания
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра экзамен
|
| Химия и физика волокон
|
|
|
|
|
|
| 5 семестр-зачёт, 6семестр-экзамен
|
| Материаловеде-ние
|
|
|
|
|
|
| В конце учебного года экзамен
|
| Методика воспитательной работы
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
| Методика профес. Обучения
|
|
|
|
|
|
| В конце учебного года зачёт
|
| Формообра-зование
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
| Основы композиции
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
| В конце учебного года экзамен
|
| Общая и профессиональ-ная педагогика
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра
экзамен
|
| Антропология
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
| Педагогические технологии
|
|
|
|
|
|
| В конце учебного года экзамен
|
| Прикладная экономика
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
| Теория моды (по выбору)
|
|
|
|
|
|
| В конце учебного года зачёт
|
| Технология швейного производства
|
|
|
|
| Проект
|
| После каждого семестра зачёт
|
| Формообразова-ние
|
|
|
|
|
|
| В конце учебного года зачёт
|
| Физика и химия цвета
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра
зачёт
|
| Экономика
|
|
|
|
|
|
| В конце 5 семестра
экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Так как мы обучаемся по специальности «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий» высшего профессионального образования, находим возможным познакомиться и с примерным учебным планом среднего профессионального образования базового уровня по специальности 2304 Художественное проектирование и конструирование швейных изделий. ( См. Приложение 1.)
Изучив примерный учебный план, мы остановимся более подробно на общепрофессиональных дисциплинах цикла. Нас заинтересовала такая учебная дисциплина: рисунок и основы живописи. Обязательная учебная нагрузка по этой дисциплине составляет 100 часов. Из них лабораторные и практические работы составляют 100 часов. Рекомендуемый курс изучения 2,3. Далее мы разрабатываем график на один учебный год с использованием
1-ой модели концентрированного обучения.
1-ый вариант. Весь объем часов за год делится на 4 части: (100часов: 4 погружения = 25ч/погр.: 6ч./д. = 4 дня =1неделя
· На первой части студенты изучают теорию несколько дней подряд по 4-6 уроков в день. Это называется первое погружение.
· Во второй части идет возвращение к этому предмету, углубление, расширение, конкретизация, решение типовых алгоритмов, задач и т.д. Второе погружение.
· В третьей части выполняются лабор. работы с задачами по нетиповым алгоритмам.
· В четвертой части идет выполнение зачетных работ, тестов, экзаменов.
Вывод по 1-му варианту:однократное изучение одного предмета в отведенный промежуток времени.
Структура учебного дня на примере курса живопись, раздел “рисунок и основы живописи”
1 день
| 2 день
| 3 день
| 4 день
| 5 день
| 6 день
| 7 день
| Актуализация опорных знаний по истории изобразительного искусст-ва
| Объесне-ние нового материала с помощью
Нагляд-ного материала
| Выставки, театр, беседы, круглый стол, ви-деофильм
| Самосто-ятельная групповая работа
| Дидактическая игра – соревнование
| Урок рисунка и основ живописи
| Анализ дня, подго-товка к л.р.
| Урок-беседа
| Лекция
| Урок худож. цикла
| Самост. работа
| Практ. занятие
| Зачет
|
Модель учебного года
№ недели
|
| …
|
| …
|
| …
|
| Осн. предмет
| Рисунок и основы живописи
|
| Рисунок и основы живописи
|
| Рисунок и основы живописи
|
| Рисунок и основы живописи
|
Структура учебного дня в виде одного учебного блока
Структура и содержание учебного блока
Учебный блок, состоящий из лекции, самостоятельной работы, практической работы, зачета – образует единую цепочку знаний, связанных одной логикой.
Постепенно внедряя в педагогической работе технологию концентрированного обучения, учебной по дисциплине «Живопись» можно наблюдать конкретные позитивные результаты.
В условиях современного подхода к образованию считаю необходимым развивать у студентов не только профессиональные компетенции, но и ключевые. Особенно актуальна в наши дни информационная компетентность - способность искать, анализировать, преобразовывать информацию. Применяемая технология концентрированного обучения позволяет добиться положительных результатов в этом направлении.
Например: Согласно учебному плану ТХПК «Тюменский промышленно-педагогический колледж» по специальности «Дизайн костюма» (по отраслям) на изучение дисциплины «Рисунок и основы живописи» отводиться 100 часов. Из них – 50 часов на самостоятельное изучение и только 20 – аудиторных часов, 30 часа – практические работы (для заочной формы обучения).
Лекция – урок первичного усвоения знаний или урок усвоения знаний на основе имеющихся. Во время изложения лекционного материала стараюсь концентрировать внимание студентов на ключевых понятиях, терминах; возможностях применения знаний в профессиональной сфере в условиях современного состояния искусства. На этом этапе происходит первичное осмысление материала.
Методы: информационный, репродуктивный, проблемный.
Форма организации деятельности студентов на уроке – фронтальная.
1. Самостоятельная работа – урок совершенствования знаний и умений. Этот этап блока предполагает самостоятельную работу студентов с учебной литературой, с рабочей тетрадью по дисциплине «Рисунок и основы живописи». Отрабатываются навыки поиска новой информации, умения воспроизводить материал, грамотно и последовательно излагать свои мысли, работать самостоятельно.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Форма организации деятельности студентов на уроке – индивидуальная.
1. Практическая работа – урок формирования и применения умений и навыков. Этот этап способствует формированию профессиональных компетенций. У обучаемых появляется возможность самостоятельно решать проблемные задачи, рассматривать конкретные ситуации. Студенты приобретают навыки работы.
Методы: метод коллективной мыслительной деятельности, проблемный.
Форма организации деятельности студентов на уроке – индивидуальная, коллективная.
1. Зачет - контрольно-проверочный урок. Целью данного этапа является осуществление самоконтроля, взаимоконтроля уровня знаний, умений, навыков студентами. Получение данных преподавателем для обоснованной оценки успеваемости в группе. Эти уроки являются формой промежуточного контроля знаний по каждому блоку. Дисциплинарный экзамен является итоговой аттестацией по дисциплине «Рисунок и основы живописи».
Методы: проблемный, репродуктивный.
Формы организации деятельности студентов: индивидуальная, парная.
Методическое обеспечение уроков:
· Федеральный закон «Закон об образовании».
· Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок и основы живописи» по спец. «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий»
· Методические указания и контрольные задания для студентов по спец. «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий» (по отраслям), Контрольные тесты к блокам № 1, 2, 3;
· Рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «рисунок и основы живописи»;
· Экзаменационные билеты.
Материально-техническое оснащение:
· Образцы техник рисования
· Таблицы «Основные категории цветовой гаммы (монохроматическая; родственных цветов, дополнительных цветов»,
Анализ итоговой успеваемости студентов по дисциплине «Рисунок и основы живописи» показывает стабильные высокие результаты применения технологии концентрированного обучения.
Тематические планы по предметам
Предмет «Рисунок и основы живописи»
№
| Наименование тем
| Всего часов
| занятия
| Лекц.
| Практ.
| Самост.
| 1.
| Вводное занятие
|
|
|
|
|
2.
|
Анализ формы предметов. Предмет и пространство.
|
|
|
|
| 3.
| Перспектива. Перспективный анализ формы.
|
|
|
|
| 4.
| Освещение предмета.
|
|
|
|
| 5.
| Техника рисования. Навыки проведения линий и штрихов. Изображение простых предметов.
|
|
|
|
|
6.
|
Рисование простых ритмически расчлененных предметов.
|
|
|
|
|
7.
|
Рисование инструментов и предметов мебели.
|
|
|
|
|
8.
|
Смешение красок. Составление таблицы красок. Теория цвета и соотношение цветов друг с другом.
|
|
|
|
|
9.
|
Основные категории цветовой гаммы (монохроматическая; родственных цветов, дополнительных цветов).
|
|
|
|
|
10.
|
Использование цвета в интерьере
Итоговое занятие
|
|
|
|
| Тематический план
Итого часов: академических - 50
самостоятельных - 50
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|