|
Сравнительный менеджмент.
Классификация и анализ деловых культур в сравнительном менеджменте.
Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры
В низкоконтекстных культурах ответственность за успех коммуникации в большей степени несет тот, кто передает информацию. Он должен обладать мастерством точного и детального описания. Типичной низкоконтекстной культурой является американская. Здесь вещи принято называть своими именами, ситуация описывается максимально точно и подробно. От реципиента не требуется особых знаний о том, как возник и развивался описываемый процесс, какие взаимосвязи существенны. Предполагается, что люди свободно договариваются между собой, а внешние ограничения имеют очень общий характер. Культурной предпосылкой такого типа коммуникаций является высокая степень индивидуализма, свободы, мобильности людей.
Типичной высококонтекстной культурой является японская. В японском обществе коммуникации происходят в основном внутри группы. Межличностные коммуникации в японском офисе являются обычным делом и поощряются руководством. Более того, общение, обсуждение важных для отдела или предприятия в целом вопросов происходит и за пределами офиса, в неформальной обстановке (баре, ресторане и т. п.). Это создает непрерывный информационный поток, обслуживающий традиционный для Японии процесс принятия решений, требующий нахождения консенсуса. Естественно, тот факт, что сотрудники все время находятся в курсе событий, снижает потребность в детальной передаче сообщений, характерной для низкоконтекстных культур.
Исследуя коммуникационные проблемы, Е. Холл также обратил внимание на такие аспекты, как пространство и время. В различных культурах существует разное отношение к индивидуальному пространству. Где-то оно больше, где-то меньше. Например, у представителей латиноамериканских культур личное пространство существенно меньше, чем у их северных соседей, носителей англосаксонских традиций. Это приводит к обоюдному дискомфорту при личном общении, так что трудно выбрать дистанцию, удовлетворяющую обе стороны.
Наряду с пространственным критерием Е. Холл для классификации культур использовал и такой фактор, как время. Он предложил разграничение монохрон-ных и полихронных культур.34 Придерживаться монохронного восприятия времени означает сосредоточиваться на чем-либо одном, делать только одно дело в каждый данный момент времени. Полихронное восприятие времени приводит к вовлеченности в несколько дел одновременно (см. табл. 2.2).
Восприятие времени очень сильно влияет на различные аспекты поведения. Эти проявления суммированы в таблице, отражающей свойства монохронной и полихронной личностей. Отчасти со степенью моно и полихронности связано и восприятие времени как чего-то равномерного.
Для представителей монохронных культур время течет равномерно, что делает возможным планирование и стремление к точной реализации планов.
Таблица 2.2. Проявление восприятия времени в поведении менеджера
Монохронная личность
| Полихронная личность
| В каждый момент времени делает только одно дело
| Делает несколько дел одновременно
| Концентрируется на работе
| Легко приходит в замешательство и склонен делать перерывы
| Очень серьезно относится к договоренности о сроках (четкое планирование времени, расписание)
| Рассматривает выполнение договоренности о сроках как желательное
| Скорее находится под влиянием низкоконтекстной культуры и по большей части нуждается в большом обьеме информации
| Скорее находится под влиянием высококонтекстной культуры и по большей части обладает значительным объемом информации
| Скорее ориентируется на работу и карьеру
| Скорее ориентируется на людей и личные отношения
| Строго придерживается планов
| Часто и быстро меняет планы
| Строго придерживается норм частной жизни и доверительных отношений
| Поддерживает тесные отношения с доверенными лицами
| Очень уважает частную собственность, редко берет и дает в долг
| Даст и берет в долг часто и просто
| Преимущественно предпочитает прямоту
| Соотносит степень прямоты с глубиной личных отношений
| Часто и просто осуществляет краткосрочные контакты
| Ярко выраженная тенденция к установлению долгосрочных (на всю жизнь) контактов
|
Классификация Р. Льюиса
Одна из попыток классификации культур на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит Р. Льюису. Льюис выделил три типа культур:
1. Моноактивиые культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов).
2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы.
3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры — придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представители — японцы, китайцы, финны.
Классификация деловых культур по типу обработки информации
X. Триандис обратил внимание на различие в типах информационных процессов в различных деловых культурах. В частности, существенную роль в восприятии информации играют социальные характеристики источника и получателя информации (см. табл. 2.5). В этом отношении культуры делятся на те, где важнее компетентность партнера в сфере коммуникации, и те, где восприятие информации зависит от статуса человека в определенной группе. Естественно, внутри группы информация воспринимается с большим доверием, а коммуникации намного интенсивнее, чем между ее членами и третьими лицами (табл. 2.6). Особенности коммуникационного процесса будут также определяться тем, каким образом сформированы группы, их размером.
Таблица 2.5. Критерии классификации культур по восприятию информации
№ п/п
| Классификационный признак
| Верхняя граница шкалы
| Нижняя граница шкалы
| А. Восприятие отправителя информации
|
| Социальный статус
| Социальный статус имеет решающее значение
| Деловая компетентность имеет решающее значение
|
| Принадлежность группе
| «Инсайдер» («Свой»)
| «Аутсайдер» («Чужой»)
|
| Размер группы
| Значительная численность
| Небольшая численность
|
| Легкость приема новых членов группы
| Стать членом группы легко
| Стать членом группы трудно
| Б. Самовосприятие
|
| Самоуважение
| Высокое
| Низкое
|
| Личный потенциал
| Соответствующий решению стоящих задач
| Не соответствующий решению стоящих задач
|
| Личная активность
| Активно действующий в меняющемся мире
| Пассивный наблюдатель происходящего
| Таблица 2.6. Критерии классификации культур по оценке и использованию
№ п/п
| Наименование критерия
|
| Степень идеалогизированности культуры (догматизм — прагматизм)
|
| Предпочтительность ассоциативного способа увязки информации (ассоциативный способ — по рационально выбранным критериям)
|
| Отношение к природе человека (все люди, в принципе, по своей природе хорошие/плохие — люди могут быть разными)
|
| Степень управляемости природы человеком (человек полностью подчиняет себе силы природы — надо жить в гармонии с природой/ она нам не подвластна)
|
| Ориентация во времени (на прошлое, настоящее или будущее)
|
| Предпочтительность внешней активности или саморазвития
|
| Степень индивидуализма
|
| Важность избежания неопределенности
|
| Степень маскулинности культуры
|
| Значимость пространственного аспекта
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|