Сделай Сам Свою Работу на 5

Креативная стратегия Уолта Диснея

 

Данный метод предложен Уолтом Диснеем, основателем той самой мультипликационной компании, чьи мультфильмы мы все знаем и любим. Он заметил, что при обсуждении проекта некоторые из сотрудников его компании с большей легкостью и энтузиазмом включались в фантазирование и генерирование новых идей, другие же, напротив, с большей энергией искали подводные камни и возможные недочеты в новых предложениях, либо способах реализации задуманного, третьи же предпочитали искать реалистичные способы претворения идей в жизнь. Это подтолкнуло Уолта Диснея к мысли о трех подходах к решению задачи, и он предложил и воплотил в жизнь на своей мультипликационной студии стратегию усиления творческого потенциала команды в целом или ее отдельных членов.

 

Для выполнения процедуры потребуются три стула или кресла. Поставьте их так, чтобы они образовали треугольник, стулья должны стоять «лицом» друг к другу. За каждым стулом будет закреплена роль, которую вы будете играть, когда займете его. Так, поочередно двигаясь от стула к стулу, вы будете выполнять три роли: Мечтатель, Реалист, Критик. Можно разместить на стульях листы бумаги с обозначением каждой из ролей. За каждой ролью закреплен определенный стиль отношения к проблеме и набор способов ее решения. Разграничение различных процессов в рамках отдельных ролей и в пространстве помогает добиться их чистоты и избежать наложения стилей мышления. Меняя поочередно роли и стулья, вы также будете менять подход к разрабатываемой вами идее.

Приведем описания ролей.

Мечтатель ориентирован в будущее. Его работа — мечтать! Он отвечает на вопрос «Чего хочу?». Мечтая, он строит грандиозные планы, его фантазия разворачивается по-максимуму. Он ничем не ограничивает себя. Проверка его идей на реалистичность и критика последуют позже, на втором и третьем этапах. Таким образом, заняв стул мечтателя вы погружаетесь в самые нереальные мечты. Самое главное — вам должно быть хорошо в этом созданном вами иллюзорном мире. Тело само собою расслабится, взор будет устремлен ввысь, на лице появится улыбка удовольствия.

 


Рис. 9. Физиологические проявления Мечтателя, Реалиста и Критика[1]

 

Представьте свою мечту такой, какой она будет, когда вы ее достигнете. Постарайтесь как можно точнее и детальнее описать ее.

 

Вопросы-помошники:

ü О каком представлении или празднике вы мечтаете?

ü Где вы находитесь? Во что вы одеты? Что вы делаете? Кто находится рядом с вами? Какова аудитория?

ü Что вы говорите себе достигнув цели? Что вам говорят другие люди?

ü Какие чувства вы испытываете?

ü Как реагирует аудитория? Какие отзывы вы получили?

ü Чему вы научились?

ü Какую историю вы рассказали зрителю? Какую идею донесли?

ü Чем важна ваша цель? Что вы получили достигнув ее?

ü Для кого еще это может быть важно?

ü Что можно еще добавить к тому, чего вы достигли?

 

Визуализируйте! Добейтесь того, чтобы образ стал максимально ярким. Чем более красочную картинку вы сможете себе представить, тем больше ценного из нее сможете почерпнуть для себя.

 

Реалист, получив мечты от Мечтателя, примеряет их к реальности и обдумывает, как можно их воплотить в жизнь максимально полно. Он отвечает на вопрос «Как это сделать?», составляет план осуществления мечты. Реалист не занимается критикой, которая будет выполнена на следующем этапе. Так, переместившись со стула Мечтателя на стул реалиста, вы становитесь человеком дела. Вы ищете ответ на вопрос, что нужно сделать и выбираете те предложения, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Идеи Мечтателя вы рассматриваете сквозь призму наличия ресурсов для решения проблемы.

 

Вопросы-помошники:

ü Что необходимо сделать для достижения Вашей цели?

ü Какова должна быть последовательность действий?

ü Что необходимо сделать в первую очередь?

ü Сколько времени понадобится на реализацию?

ü Какие Вам понадобятся ресурсы для реализации этой идеи?

ü Какие из них у Вас есть уже сейчас? Какие еще необходимо приобрести?

ü Какие знания, навыки, способности Вам понадобятся?

ü Кто может помочь в достижении Вашей цели?

 

Реалист иногда подменяется Критиком. В таких случаях вы можете говорить себе, что идеи Мечтателя нереальны. Все, что скажет Реалист — это: укажет на недостающие ресурсы, предложит отодвинуть дату достижения цели, покажет, чему вам еще стоит научиться, прежде, чем вы сможете продолжить свой путь к мечте.

 

Критик подвергает критике планы Реалиста, в которые превратились фантазии Мечтателя. Критик отвечает на вопрос «Что может помешать?». Возможные препятствия, слабые места идеи — это то, на чем концентрируется критик. Заняв стул Критика вы ищете возможные ошибки и угрозы в предложенных решениях. Помните о бережном отношении к одногруппникам, ведь ваша задача — достичь общей цели, а не поссориться. Итак, ваша задача понять насколько выполнимы эти креативные идеи, действительно ли они креативны, понравятся ли целевой аудитории.

 

Вопросы-помошники:

ü Насколько план реализуем? Какие в нем изъяны? Чего не хватает?

ü Кому может не понравиться предложенная идея?

ü Какие есть слабые места в плане реализации?

ü Что может остановить Вас в достижении цели?

ü Кто может помешать достижению цели?

ü Какие еще моменты не были учтены в плане?

 

Все три роли, — Мечтатель, Реалист и Критик, — необходимы в процессе творческого мышления. Метод Уолта Диснея позволяет развести их при решении креативной задачи. К сожалению, в обычной практике решения подобных задач эти роли смешиваются и не дают друг другу в полной мере проработать идею, мешают одна другой. Только начав мечтать, сразу же критикуем мечту, потом говорим, что в реальности воплощение мечты требует таких-то действий, не спланировав их, критикуем или снова пытаемся мечтать и так далее...

Кроме того, метод Уолта Диснея допускает, что разные люди обладают различными стилями мышления. Один человек более способен быть Мечтателем, другой — Реалистом, третий — Критиком. Один из методов стимулировать креативность в коллективе — развивать у каждого члена группы способность вживаться последовательно во все три роли.

Другая стратегия заключается в определении у участников группы индивидуальных склонностей к той или иной роли и использовании их сильных сторон в соответствии с наиболее подходящей для них ролью.

 

Инструкция:

Возьмите свою Задачу. Прочитайте ее еще раз, лучше вслух.

Сядьте на стул Мечтателя и полностью отдайтесь фантазиям и мечтам. Не ограничивайте себя ничем.

Займите стул Реалиста. Подумайте, как следует, составьте план и расскажите, что нужно сделать для того, чтобы воплотить мечты Мечтателя.

Займите кресло Критика. Сосредоточьтесь на возможных трудностях и препятствиях на пути осуществления плана, о котором рассказал Реалист. Не критикуйте Реалиста, критикуйте его план. Старайтесь избегать оценок, слов типа «плохо», «непродуманно», «глупо» и т.д. Ваша работа сейчас – выявить слабые места.

Вернитесь к этапу 1. Вы – снова Мечтатель. Но теперь, рассказывая о Мечте, измените ее с учетом всей полученной от Реалиста и Критика информации. Продолжайте выполнять процедуру по кругу этапы до тех пор, пока Критик не скажет, что возражений у него больше нет.

После этого посидите по одной-две минуты в каждом из кресел в том же порядке, что и раньше, просто прислушиваясь к своим ощущениям в каждой из трех ролей, которые вы играли. Но теперь, вставая с кресла, не оставляйте в нем Мечтателя, Реалиста и Критика, а «соберите в себе» последовательно все эти три роли.

Теперь самое время составить план дальнейших действий. Вероятно, вам осталось только записать его и начать воплощать в жизнь.

 


[1] Рисунок по: Малыгин А.А. Стратегии Диснея. - Мозговой штурм и творчество в группе. - Режим доступа: URL: http://www.brainstorming.ru/article/diltsstr.htm (дата доступа: 01.12.2014 г.)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.