Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМИРОВАНИЕ ДУМСКОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА





П л а н:

1. Создание Государственной Думы в России.

2. Первый опыт российского парламентаризма. I и II Государственные Думы.

3. Третьеиюньская политическая система. Деятельность III и IV Государственной Думы.

 

Источники и литература:

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991.

Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1911 – 1919. М., 1991.

Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.

Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996.

Родзянко М.В. За кулисами царской власти. М., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. М., 1990. С.309 – 325.

 

 

Аврех А.Я. Столыпин и третья Дума. М., 1968.

Аврех А.Я. Царизм и IV Дума. 1912 – 1914 гг. М., 1981.

Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы. М., 1984.

Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. 1914 – 1917 гг. М., 1967.

Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 – 1911 гг. Л., 1978.

Дякин В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 – 1914 гг. Л., 1988.

Зырянов П. Государственная Дума: как она работала // Политическое образование. 1989. № 15.

Идейно-политические течения и политические партии в России конца XIX – начала XX веков. Учебное пособие. Части I и II. Самара, 1991.

Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма. М., 1976.



Шацилло К.Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история. 1996. № 4.

Шелохаев В.В. Российские либералы в годы первой мировой войны // Вопросы истории. 1993. № 8.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по теме «СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В РОССИИ»

 

· Каким образом формирование Государственной Думы в России связано с первой русской революцией?

· Каково содержание рескрипта Николая II на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина от 18 февраля 1905 года?

· Что означает понятие «булыгинская Дума»? Существовала ли такая Дума в действительности?

· Какие документы были обнародованы 6 августа 1905 года? Как они определяли права и полномочия будущей Государственной Думы России? Как можно охарактеризовать избирательный закон, по которому должны были избираться депутаты Думы?

· Почему документы от 6 августа 1905 года не оправдали ожиданий практически всех слоев российского общества?



· Какое значение имел императорский Манифест от 17 октября 1905 года для изменения статуса будущей Государственной Думы?

· Какие изменения в уже существующий закон о выборах в Государственную Думу внесены Манифестом от 17 октября 1905 года?

· Охарактеризуйте изменения, внесенные в избирательный закон Указом от 11 декабря 1905 года? Есть ли связь между данным Указом и тем фактом, что состав I и II Государственных Дум, избиравшихся в соответствии с ним, был оппозиционным?

· Как в указе от 20 февраля 1906 года был определен порядок работы Государственной Думы?

· Какие статьи Основных Государственных законов в новой редакции от 23 апреля 1906 года касались полномочий Государственной Думы?

 

 

Вопросы по ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I И II ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ

 

· Каков был партийный состав I Государственной Думы?

· Какая связь между партийным составом I Государственной Думы и ее быстрым роспуском? Какие политические требования выдвинула I Дума в «думском адресе» императору?

· Почему возникло противостояние между правительством и Государственной Думой? В каких формах оно происходило?

· Как происходили дебаты по аграрному вопросу в I (а также II) Государственных Думах? Что означают думские законопроекты 42-х, 104-х, 33-х? Почему правительство препятствовало обсуждению аграрного вопроса в Думе?

· Как можно прокомментировать причину роспуска I Думы и повод для этого?

· Что такое «выборгское воззвание» и каково его историческое значение?

· Каков был партийный состав II Государственной Думы? Какие вопросы обсуждала II Государственная Дума? Какова была тактика Думы по отношению к правительству?



· Прокомментируйте причину и повод для роспуска II Думы.

 

 

Вопросы по теме «ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ III И IV ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ».

 

· Изложите и прокомментируйте основные положения императорского Манифеста от 3 июня 1907 г.

· Охарактеризуйте новый избирательный закон от 3 июня 1907 года.

· Почему события 3 июня 1907 года называются в исторической литературе государственным переворотом?

· Каков был партийный состав III и IV Государственных Дум по сравнению с первыми Думами? Связано ли изменение партийного состава с новым избирательным законом?

· Было ли в III Думе и на начальном периоде деятельности IV Думы депутатское большинство? Какую роль в раскладе политических сил в Думе играла фракция октябристов? Что означает понятие «октябристский маятник»? Каким образом данный «маятник» позволял правительству проводить нужные для него законопроекты и блокировать принятие нежелательных законов?

· Какие общественно значимые вопросы обсуждала III и IV Дума?

· Как отреагировали думские фракции в IV Государственной Думе на вступление России в войну в 1914 году?

· Объясните, что представлял собой Прогрессивный блок в IV Государственной Думе? Когда и почему он образовался? Каковы были его программные требования? Почему образование Прогрессивного блока в IV Думе характеризуется историками как конец думского аспекта третьеиюньской политической системы?

· Приведите примеры борьбы Прогрессивного блока с правительством и с императорским окружением.

· Является ли правильной характеристика Прогрессивного блока как буржуазной оппозиции царизму?


Тема 11

 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ

 

 

П л а н:

 

1. Причины гражданской войны. Проблема хронологических рамок и периодизации гражданской войны.

2. Экономическая и социальная политика РКП(б) и советского государства (1918 – 1920 гг.). «Военный коммунизм» и гражданская война: причинно-следственная связь.

3. Белое движение: цели, идеология, социальный состав.

4. «Третий путь» в гражданской войне.

5. Крестьянство в гражданской войне.

6. Военная интервенция: лозунги и цели.

7. Итоги и уроки гражданской войны.

 

 

Источники и литература:

 

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. М., 1991. С. 90 – 161.

 

Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. № 5.

Булдаков В.П., Кабанов В.В. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие // Вопросы истории. 1990. № 3.

Бутенко А. Реальная драма советской истории // Наука и жизнь. 1989. № 12.

Власть и общество в условиях гражданской войны // Отечественная история. 1998. № 3.

Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.

Дроков М.А. Александр Васильевич Колчак // Вопросы истории. 1992. № 1.

История политических партий России. М., 1994.

Калягин А.В., Парамонов В.Н. «Третий путь» в гражданской войне: (Опыт деятельности Самарского Комуча). Самара, 1995.

Калягин А.В., Парамонов В.Н. Социально-экономическая политика Самарского Комуча. (Торгово-промышленный аспект) // Вестник Самарского государственного университета. 1998. № 1.

Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1, 2. М., 1990.

Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопросы истории. 1998. № 2.

Козлов А.И. Антон Иванович Деникин // Вопросы истории. 1995.

№ 10.

«Круглый стол»: гражданская война в России // Отечественная история. 1993. № 3.

Литвин А., Поликарпов В., Спирин Л. Гражданская война. Ломка старых догм и стереотипов // Историки спорят. М., 1988.

Медведев Р. Трудная весна 1918-го // Волга. 1989. № 1 – 2.

Парамонов В.Н., Калягин А.В., Коротаева Т.В. Проблемы альтернатив в отечественной истории XIX – XX веков: Учебное пособие. Самара, 1992.

Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. № 6.

Солоухин В. Читая Ленина. Бордюгов Г.А., Козлов В.А., Логинов В.В. Куда идет суд? // Родина. 1989. № 10.

Террор: трагедия революции // Литературная газета. 1990. 15 августа.

 


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по ПРИЧИНАМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ПО ПРОБЛЕМЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ РАМОК И ПЕРИОДИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

· Как оценивала гражданскую войну советская историческая литература? Почему в ней не употреблялся термин «братоубийственная война»? Какие изменения произошли в оценке гражданской войны в исторической литературе и в общественном мнении за последние годы? Какие стереотипы в оценке гражданской войны, свойственные советской исторической литературе, в настоящее время преодолены?

· Можно ли говорить о победе какой-либо стороны применительно к гражданской войне?

 

 

· Имеет ли вопрос о причинах гражданской войны однозначное решение или он связан с определенной системой ценностных координат?

· Как оценивались причины гражданской войны в советской историографии?

· Как оценивались причины гражданской войны в среде монархической эмиграции и в исторической литературе, написанной с позиций «белого движения»?

· Какие существуют современные точки зрения на причины гражданской войны?

· В исторической литературе существуют разные точки зрения по поводу того, какое событие и, соответственно, какую дату следует считать началом гражданской войны, а какую дату – её окончанием. Приведите эти точки зрения и объясните, какие аргументы приводит каждая из них. Какую из точек зрения относительно хронологических рамок гражданской войны Вы считаете наиболее убедительной?

· Отечественными историками выдвигались разные точки зрения по вопросу периодизации гражданской войны. Приведите известные вам точки зрения по этому вопросу и объясните, каким критерием руководствовались авторы при выдвижении той или иной периодизации. Что Вам известно о дискуссии в исторической литературе по поводу периодизации гражданской войны?

 

 

Вопросы по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РКП(б) И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1918 – 1920 гг., а также по ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ ПОЛИТИКИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

· Объясните смысл термина «военный коммунизм».

· Объясните, какие события стали началом комплекса мер, получившего впоследствии название политика «военного коммунизма». В чем причины хлебного дефицита весной 1918 года? Как объяснялись эти причины представителями различных политических сил? Как можно объяснить возникшее противоречие между интересами крестьян и интересами государства?

· Какие меры предприняло весной 1918 года большевистское руководство для решения проблемы хлебного дефицита? Что означают понятия «хлебная монополия» и «продовольственная диктатура»?

· Как оцениваются мероприятия большевиков, проведенные весной 1918 года в современной исторической литературе?

· Что означает понятие «продовольственная разверстка»? Что означает сам данный термин?

· Какие составные части, помимо продовольственной разверстки, включает в себя понятие «политика “военного коммунизма”»? Каким образом составные части политики «военного коммунизма» взаимосвязаны между собой?

· Является ли гражданская война причиной «военного коммунизма» или наоборот? Какие точки зрения по этой проблеме существуют в исторической литературе? Какие авторы придерживаются одной и другой точки зрения? Какие аргументы они при этом приводят?

 

 

Вопросы по БЕЛОМУ ДВИЖЕНИЮ

 

· Что означает термин «белое движение»? Можно ли называть «белыми» всех, кто выступал против политики большевиков в годы гражданской войны, или этот термин имеет более узкое, конкретное значение?

· Где и каким образом формировались центры белого движения?

· Почему Брестский мир дал существенный толчок формированию и разрастанию белого движения?

· Какую организационную эволюцию проделало белое движение в годы гражданской войны?

· Каковы программные требования белого движения? Как характеризовался большевизм? Что означает лозунг «непредрешенности государственного строя»? Как относилось движение к проблеме собственности? Каковы были требования в области национально-государственного устройства? Как идеологи белого движения представляли себе место России на мировой арене?

· Как можно оценить программу белого движения?

· Какова была социальная база белого движения? Почему среди представителей движения было много интеллигенции (не имеющей собственности), в частности, учащейся молодежи? Можно ли выделить среди участников белого движения тех, кто сражался «за интерес», и тех, кто сражался за идею? Если да, то почему? Какова эта идея?

· Какую политику проводили белые на тех территориях, где в годы войны существовала их власть?

· Почему белому движению не удалось одержать верх в гражданской войне? Какие точки зрения существуют по данной проблеме?

 

 

Вопросы по «ТРЕТЬЕМУ ПУТИ» В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

 

· Что означает понятие «третий путь» в гражданской войне? Что в таком случае подразумевается под первыми двумя путями?

· Какие политические силы олицетворяли «третий путь» в гражданской войне? Справедливо ли их отождествление с белыми, как это делалось в советской историографии? Почему данные политические силы не могли объединиться ни с красными, ни с белыми?

· Почему «третий путь» в гражданской войне называют иногда «учредиловской демократией» (это свойственно советской историографии)?

· Какие организационные структуры «третьего пути» существовали в годы гражданской войны? Расскажите их историю.

· Каковы программные требования «третьего пути»? Чем они отличаются от программных требований красных и белых в годы гражданской войны?

· Каким образом и почему организационным структурам «третьего пути» пришлось на практике отступать от своих программных требований?

· В чем причины неудачи «третьего пути» в гражданской войне? Были ли у него шансы на успех? Какие точки зрения существуют по этому вопросу?

 

Вопросы по КРЕСТЬЯНСТВУ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

· Почему крестьянство в годы гражданской войны называют «третьей силой»? В чем разница между крестьянством как «третьей силой» и тем, что называют «третий путь» в гражданской войне?

· Как крестьянство относилось к политике белых и красных в годы гражданской войны? Каким образом оно защищало собственные интересы и от тех, и от других?

· Как известно, крестьяне составляли большинство населения страны. Следовательно, большевики не смогли бы удержать власть, если бы крестьянство однозначно выступило на стороне, например, белых. Почему этого не произошло? Почему крестьянство, выбирая из двух зол меньшее, решило, что таким меньшим злом являются красные?

 

 

Вопросы по ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

 

· Каковы причины и повод иностранной военной интервенции в годы гражданской войны?

· Правомерно ли отождествлять (как это делалось в исторической литературе советского периода) белое движение и иностранную военную интервенцию? В чем заключалась точка соприкосновения белых и интервентов и в чем они существенно различались?

· Какова была политика интервентов в годы гражданской войны? Приведите соответствующие примеры.

 

 

Вопросы по ИТОГАМ И УРОКАМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

· Можно ли говорить о победе большевиков в годы гражданской войны? Обоснуйте свою точку зрения.

· Каковы экономические, социальные и политические итоги гражданской войны? Какие негативные долгосрочные последствия имела гражданская война?

· В чем заключаются уроки гражданской войны? Что нужно сделать для того, чтобы предотвратить возможность возникновения гражданской войны?


Тема 12

 

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 г. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

 

П л а н:

 

1. Распад российской империи. Национально-государственное строительство в годы гражданской войны.

2. Советские республики в начале 20-х годов. Борьба различных подходов в руководстве страны по национальному вопросу. Образование СССР.

3. Национально-государственное строительство в СССР в 20 – 30-е гг.

 

 

Источники и литература:

 

Из истории образования СССР: Документы и материалы о работе комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по подготовке вопроса «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» к Пленуму Центрального Комитета партии (6 октября 1922 года) // Известия ЦК КПСС. 1989. № 9.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации» // Полн. собр. соч. Т.45.

Вокруг статьи Ленина «К вопросу о национальностях или об ″автономизации″» Письма и записки В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, И.В.Сталина, Л.Б.Каменева, М.А.Володичевой, Л.Д.Фотиевой, М.И.Гляссер, А.И.Назаретяна. Документы ЦК РКП(б) 1923 – 24 гг. // Известия ЦК КПСС, 1990. № 9.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. М., 1991. С.205 – 232.

 

 

Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987.

Журавлев В.В., Ненароков А.П. Новые факты и документы из истории образования СССР // Историки спорят. М., 1988.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории советской Конституции. М., 1987.

Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? М., 1992.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по РАСПАДУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

· Когда начался процесс распада Российской империи? Какие национально-государственные образования отделились при Временном правительстве?

· Какие составные части бывшей империи отделились при большевистской власти? Почему большевики жертвовали целостностью государства?

· Какой общественно-политический строй был в отделившихся странах? Менялся ли он? Если да, то в каких странах, когда и как именно?

· На каких территориях, отделившихся при большевиках, была восстановлена советская власть? При каких обстоятельствах это произошло? Было ли это вызвано внутренними факторами или имело место вмешательство Советской России?

· Когда была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)?

· Когда в РСФСР стали образовываться территориальные автономии? Какие автономии были образованы первыми? Чем можно объяснить появление областных (территориальных) автономий? Каким образом их создание было связано с доктринальными установками большевиков, а каким – с политическим расчетом правящей партии, направленным на укрепление ее собственной власти?

· Каковы последствия (в том числе и долгосрочные) создания большевиками в России двух типов субъектов федерации: одних – административных (края, области), других – национально-территориальных (автономные, а в настоящее время и суверенные республики в составе Российской Федерации)?

 

 

Вопросы по ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК В НАЧАЛЕ 20-х ГОДОВ, БОРЬБЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В РУКОВОДСТВЕ РСФСР ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

И ПО ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

 

· Какие советские республики существовали в начале 20-х годов?

· Что объединяло советские республики в начале 20-х годов?

· В чем проявлялась напряженность в отношениях между советскими республиками в начале 20-х годов? Почему в эти годы И.В.Сталиным была сформулирована дилемма: или разделяться, но тогда полная самостоятельность республик, или объединяться, но в составе РСФСР? Каким образом проблемы во взаимоотношениях советских республик привели к постановке вопроса об объединении?

· Какой вопрос предполагалось обсудить на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 года? Как работала комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) по подготовке вопроса к Пленуму ЦК? Какой вариант объединения она выработала?

· Что означает понятие «проект “автономизации”»? Почему он считается проектом создания унитарного государства? Каким образом по этому проекту должно было выглядеть будущее единое государство советских республик, его руководящие органы? Кто был автором данного проекта? Почему его поддержала значительная часть номенклатуры, причем не только российской, но и так называемой «национальной»? Какие аргументы в пользу этого проекта выдвигали его сторонники?

· Каким образом В.И.Ленин отнесся к результатам работы комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по подготовке вопроса к Пленуму ЦК РКП(б), намеченному на 6 октября 1922 года? Каковы основные аргументы его критики проекта «автономизации»?

· Какой вариант объединения советских республик предложил В.И.Ленин? Чем он отличается от сталинского? Почему этот вариант считается федеративным способом объединения? Какие аргументы В.И.Ленин представил в пользу своего проекта?

· Каким образом В.И.Ленин добился одобрения своего проекта?

· Почему, несмотря на решения октябрьского (1922 года) Пленума ЦК РКП(б), согласившегося с его вариантом, В.И.Ленин считал, что успокаиваться в национальном вопросе рано? Какие события тревожили его и доказывали, что идеи унитаризма по-прежнему поддерживаются значительным количеством руководящих работников? Что такое «грузинский инцидент», почему он очень взволновал В.И.Ленина?

· Изложите основные идеи работы В.И.Ленина «К вопросу о национальностях или об “автономизации”». Почему В.И.Ленин видел связь между «грузинским инцидентом» и проектом «автономизации»? Почему В.И.Ленин считал, что лучше «пересолить» по части мягкости и уступчивости по отношению к более малочисленным, чем русский, народам, чем «перегнуть палку» в другую сторону? Какие конкретные меры он предложил в этой работе по укреплению Союза советских республик?

· Когда и каким образом было провозглашено создание СССР? Расскажите о работе I союзного Съезда Советов и о принятых на нем решениях.

 

 

Вопросы по НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В СССР В 20-е – 30-е ГОДЫ

 

· Какие изменялся состав Союза ССР в 20-е и 30-е годы? Какие новые союзные и автономные республики образовались в его составе? Какие территории были присоединены, какой статус они получили?

· Расскажите об административно-территориальном делении СССР по Конституции 1936 года.

· Какую оценку можно дать тому, что по Конституции 1936 года субъекты федерации (СССР как федеративного государства) были разделены на 4 уровня: союзные республики, автономные республики, национальные округа, автономные области?

· Являлся ли СССР федерацией на деле? Подтвердите свою точку зрения примерами из истории СССР.

· Какую роль принципы, положенные в основание СССР, сыграли в его распаде в 1991 году?


Тема 13

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.