Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РОССИИ





П л а н:

1. «Крестьянская реформа» 19 февраля 1861 года: подготовка, реализация, итоги.

2. Земская, городская, судебная, военные, финансовые и другие реформы 60 – 70-х годов XIX века.

3. Результаты реформ. Причины свертывания реформаторского процесса. Контрреформы Александра III.

 

 

Источники и литература:

 

Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. М., 1990. С. 5 – 61, 74 – 97.

 

«Великие реформы» в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой и др. М., 1992.

Виленский Б.Д. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 – 1870 гг. в России. М., 1952.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1968.

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. (Политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970.

Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX века в России // Вопросы истории. 1989. № 10.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995.



Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в. М., 1985.

Парамонов В.Н., Калягин А.В., Гольцов В.И., Коротаева Т.В. Россия во второй половине XIX века: выбор путей общественного развития. Учебное пособие. Самара, 1993.

Попов Г.Х. Отмена крепостного права в России. («Великая» реформа 19 февраля 1861 г.) // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М., 1989; Вып. 2. М., 1990.

Правил – как завещал отец? («Круглый стол» об эпохе Александра III) // Родина. 1994. № 11.

Реформы Александра II. М., 1998.

Российские самодержцы (1801 – 1917). 2-е изд. М., 1994.

Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы // Вопросы истории. 1995. № 11 – 12.

Чернуха В.Г. Александр Ш // Вопросы истории. 1992. № 11 – 12.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., 1992.


 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЕ 1861 ГОДА



 

· Каковы объективные предпосылки отмены крепостного права (экономические, военные, политические, духовные)?

· Что означает термин «субъективные предпосылки реформ» (имеются в виду реформы в принципе)? Каково должно быть сочетание объективных и субъективных предпосылок в реформах? Можно ли говорить о большей значимости каких-либо предпосылок (объективных или субъективных) по сравнению с другими?

· Что подразумевается под субъективными предпосылками (субъективным фактором) реформы 1861 года?

· Почему в советской историографии преуменьшались субъективные предпосылки реформы 1861 года? Приведите примеры такого преуменьшения.

· В контексте предыдущего вопроса подумайте, как можно оценить встречающееся в советской исторической литературе утверждение о наличии революционной ситуации в России в 1859 – 1861 гг.?

 

 

· Как осуществлялась подготовка крестьянской реформы 1861 года? Назовите основные этапы подготовки реформы и учреждения, занимавшиеся ею.

· Какие варианты освобождения крестьян от крепостного права выдвигались на этапе подготовки реформы?

 

 

· Какие основные документы определяли принципы и порядок проведения реформы 1861 года? Что означает понятие «Положения от 19 февраля»?

· Изложите и прокомментируйте основные идеи Манифеста от 19 февраля 1861 года. Покажите логическую взаимосвязь тезисов Манифеста.

· Как «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» определяло последовательность и сроки проведения основных этапов крестьянской реформы? Каковы были задачи каждого из этапов?



а) Что означает понятие «уставная грамота»? Для какой цели заключались уставные грамоты? Какой максимальный срок отводился на их заключение?

б) Что означает понятие «временнообязанные крестьяне»? Когда крестьяне переходили в статус «временнообязанных»? Чем положение временнообязанного крестьянина отличается от положения крепостного крестьянина? Какая разница в повинностях временнообязанных и крепостных крестьян? После какого мероприятия «временнообязанные крестьяне» переходили в статус крестьян-собственников? Как был определен конечный срок пребывания крестьян в статусе временнообязанных?

· Как определялся размер пореформенного крестьянского земельного надела? Какие нормы и каков механизм этого процесса были заложены в четырех местных положениях о поземельном устройстве крестьян, вышедших из крепостной зависимости? Почему при провозглашении принципа преемственности в размере крестьянского пореформенного надела по сравнению с дореформенным наблюдалось такое явление, как «отрезки»? Какое последствие имела система «отрезков» для пореформенной истории страны?

· В каких значениях в контексте крестьянской реформы употребляется слово «выкуп»? Чем отличается понятие «выкуп помещику» от так называемых «выкупных платежей» государству? Почему вообще возникла необходимость в выкупных платежах государству?

· Что крестьяне выкупали у помещика на деле: личную свободу, землю или свои повинности (т.е. компенсировали помещику потерю повинностей, неизбежную при приобретении крестьянами статуса крестьян-собственников)? Какой механизм выкупа был заложен в положение о выкупе (полное название – «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность их полевых угодий»)? Что означает формула «капитализация оброка из расчета 6 % годовых»?

· Каков механизм выкупных платежей государству? На какой срок они были рассчитаны? Когда и почему выкупные платежи были отменены?

 

 

· Какие органы и должностные лица занимались проведением в жизнь крестьянской реформы?

· Каково было отношение крестьян к реформе? Чем объясняются крестьянские волнения в ходе реформы? Справедливы ли были упреки так называемых революционных демократов в том, что «народ царем обманут»?

 

 

· Как решилась в ходе реформы судьба крестьянской общины?

· Как было организовано крестьянское самоуправление после реформы?

 

· Каково значение и последствия реформы 1861 года?

 

 

Вопросы по ЗЕМСКОЙ И ГОРОДСКОЙ РЕФОРМАМ

 

· Чем отличается государственное управление от самоуправления? На каком основании органы, созданные в ходе земской и городской реформ, считаются органами самоуправления?

· Как проходили выборы в земские и городские органы самоуправления? Что означает понятие «курия»? Какие курии были при выборах земств и органов городского самоуправления? Можно ли считать выборы в органы самоуправления всеобщими, равными и прямыми?

· Каковы были полномочия земств и городских органов самоуправления?

· Как было организовано земское и городское самоуправление? Какие органы принимали решения, какие их исполняли; какие существовали должностные лица в органах самоуправления?

· Каково было отношение органов государственной власти к органам самоуправления?

· Каков основной результат земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.?

 

 

Вопросы по СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

 

· Какие новые принципы судопроизводства установила судебная реформа 1864 г.? Как они действовали на практике?

· Какая система судебных органов сформировалась в России по реформе 1864 г.?

 

 

Вопросы по ВОЕННЫМ РЕФОРМАМ

 

· Что, помимо нового воинского устава, входит в понятие «военные реформы» 1870-х годов?

· Как воинский устав 1874 года изменил принцип комплектования армии?

· Какие льготы и отсрочки предоставлялись при призыве на военную службу? О каком жребии применительно к призывникам говорится в Уставе?

 

 

Вопросы по ПРИЧИНАМ СВЕРТЫВАНИЯ РЕФОРМАТОРСКОГО ПРОЦЕССА, РЕЗУЛЬТАТАМ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМАМ АЛЕКСАНДРА III

 

· Какие силы выступали против реформ и были заинтересованы в их прекращении? Какие аргументы они выдвигали, критикуя реформы?

· Почему консерваторы и радикалы, несмотря на разницу в их политических взглядах, были настроены антиреформаторски? Каким образом действия консерваторов «подыгрывали» радикалам и наоборот?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках формационного подхода?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках цивилизационного подхода?

· Чем объясняется отход Александра III от политики реформ?

· Что понимается в исторической литературе под понятием «контрреформа»?

· Назовите и охарактеризуйте контрреформы Александра III. Объясните логику контрреформ. Почему контрреформы затронули в первую очередь достижения таких реформ, как земская, городская и судебная и практически не затронули, например, военную?


Тема 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.