Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ





Составитель – канд. ист. наук, доцент В.И.Гольцов

Рецензент – канд. ист. наук, доцент С.А.Симатов

 

© В.И.Гольцов, составление, 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ

Семинар в вузе является важной формой аудиторных занятий. Семинар – это не урок-опрос, а выделение проблем в рамках той или иной изучаемой темы и их решение студентами на основе предварительной подготовки.

Подготовка к семинару сводится к осмыслению поставленной темы и входящих в нее вопросов, к чтению и конспектированию специальной литературы. Поэтому методическое пособие включает в себя планы семинарских занятий и списки рекомендованной литературы по каждой из тем семинаров. Кроме того, в пособии приводится учебная литература, которая может быть использована при изучении всех или нескольких тем. Ее список сгруппирован по тематическим блокам: труды русских историков-классиков; обобщающая литература по всему курсу отечественной истории последних лет издания; учебники, написанные с позиций цивилизационного подхода; историко-библиографические пособия; учебная литература по крупным разделам курса.

Кроме того, каждая тема семинара содержит подробный перечень вопросов, знание ответов на которые необходимо для ее успешного усвоения. Этот перечень носит характер проблемно-логических вопросов и заданий. Данные проблемно-логические вопросы и задания очень важны для самостоятельной работы студентов. С одной стороны, они представляют собой развернутый план семинара, что позволит более целенаправленно готовиться к нему. С другой – эти вопросы сосредоточивают внимание студентов на наиболее важных, узловых вопросах темы. С третьей – они служат хорошим подспорьем для самопроверки. С четвертой – по данным вопросам, которые, по сути, являются развернутой программой семинарских тем, удобно повторять изученный материал.



Данное методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей естественных факультетов. При этом следует учитывать, что количество часов, выделяемых на семинарские занятия по курсу «Отечественная история», на разных специальностях различно. Так, на специальностях «математика» и «прикладная математика» для семинаров по отечественной истории отведено 32 часа (что составляет 16 семинаров за учебный год), на специальности «физика» – 36 часов (18 семинаров), на специальности «химия» – 30 часов (15 семинаров). В более выигрышном положении оказываются студенты специальности «биология» – у них 54 часа семинарских занятий (27 семинаров за учебный год).



Данное пособие предлагает 16 тем семинарских занятий. При этом количество академических часов, выделяемых на каждую тему, определяется преподавателем в зависимости от учебного плана. Следует учитывать, что основательное изучение предложенных тем семинаров, с анализом всех проблемно-логических вопросов и заданий, требует большего количества времени, чем 2 часа на тему. Поэтому преподаватель в зависимости от учебного плана может передать ряд тем на самостоятельное изучение. На биологическом факультете возможен обратный процесс – аудиторное изучение дополнительных тем.


Тема № 1

 

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

П л а н:

 

1. Типы цивилизаций, их отличительные черты, взаимодействие и взаимовлияние. Место России в системе мировых цивилизаций.

2. Проблема исторического пути России в отечественной общественной мысли XIX – XX вв.

3. Факторы и особенности исторического развития России.

 

 

Источники и литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

(Глава I).

Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. (Глава 2).

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.



Евразия. Исторические взгляды российской эмиграции: Сб. статей. М., 1991.

Мир России – Евразия. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993.

Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Том I. М.: Наука, 1991 (или любое другое издание).

 

Айзатулин Т. Между молотом Европы и наковальней Азии. Историческая память и самосознание // Родина. 1993. № 5 – 6.

Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема; Обсуждение // Отечественная история. 1994. № 4 – 5.

Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования. (Человеческое измерение) // История СССР. 1991. № 5.

Введение в историю. Методология исторической науки. Составитель В.И.Гольцов. Самара, 1998.

Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4.

Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996.

Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум // Вопросы истории. 1995. № 4.

Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4 – 5.

Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. М., 1994.

Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. М., 1994.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (любое издание).

Ульянов Н. Исторический опыт России // Родина. 1991. № 2.

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по ТИПАМ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ЧЕРТАМ И МЕСТУ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

· Какое содержание вкладывается в понятие «цивилизационный подход к истории»? В чем разница между понятиями «цивилизационный подход в рамках теории линейного прогрессизма» и «теория локальных цивилизаций»?

· Что Вам известно о теории локальных цивилизаций, называющейся в современных учебниках цивилизационным подходом к истории? Кого из ученых можно назвать основоположниками данной теории? Из каких посылок исходит теория локальных цивилизаций? На что она ориентирует при изучении истории? К каким конкретным методам (способам) исторического исследования приводит?

· Что понимается под цивилизацией в рамках теории локальных цивилизаций (цивилизационного подхода)? Приведите известные Вам из исторической литературы определения цивилизации и по возможности прокомментируйте их. Подумайте, какие критерии используются для выделения понятия «цивилизация»?

· Почему возникла необходимость объединить понятие «цивилизация» в более крупное понятие – «тип цивилизации»? Какие типы цивилизаций обычно выделяют?

· Назовите черты, свойственные основным типам цивилизации, в первую очередь западному и восточному. Подумайте, на основе каких географических, природно-климатических, экономических, исторических, ментальных и иных факторов в каждом типе цивилизаций возникли именно те, а не иные черты.

· К какому типу цивилизации можно отнести Россию? Приведите известные Вам по этому вопросу точки зрения. Почему по этому вопросу нет единой точки зрения? Подумайте, были ли в истории России черты, свойственные западному типу цивилизации? Какие черты российской истории совпадают с чертами восточного типа цивилизации?

· Приведите аргументы различных точек зрения по вопросу цивилизационной принадлежности России. Чем руководствуются те авторы, которые считают Россию особым, самобытным типом цивилизации (например, славянофилы или Данилевский)? Чем руководствуются те, которые считают Россию своеобразным «мостом» между различными типами цивилизации (например, «евразийцы»)? Какие аргументы приводят авторы, считающие, что на различных этапах своей истории Россия приближалась то к одному, то к другому типу цивилизации? Подумайте, как данные авторы оценивают цивилизационную принадлежность Киевской Руси? Московской Руси? России на этапе Смутного времени? России при первых Романовых? Петровской и послепетровской России? Советского Союза? России на современном этапе?

 

 

Вопросы по ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XIX – XX вв.

 

· Что Вам известно о судьбе выдающегося русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева, поднявшего проблему места России в мире?

· Охарактеризуйте взгляды Чаадаева на исторический путь России и ее место в мире. Осветите при этом следующие вопросы:

– Какие факторы П.Я.Чаадаев считал движущими силами исторического процесса? Почему его взгляды по этому поводу называют провиденциализмом?

– Каким образом в провиденциализме Чаадаева проявляются так называемые «христианоцентризм» и «европоцентризм»?

– Какую из ветвей христианства Чаадаев считал истинной и почему? Как он относился к православию?

– На основании каких рассуждений Чаадаев пришел к выводу о том, что народы Западной Европы рука об руку продвигаются к построению Царства Божьего на Земле?

– Почему Чаадаев считал, что Россия выпала из хода мировой истории, замкнулась в себе, ничего не взяла от Запада и ничего ему не дала? Когда и в связи с чем это произошло?

– Какие, по мнению Чаадаева произошли негативные последствия выпадения России из хода европейской (что для Чаадаева было равнозначно понятию «мировой») истории? Какие наиболее характерные недостатки российской истории П.Я.Чаадаев выделил в своем знаменитом первом «Философическом письме»?

– Как Чаадаев оценивал перспективы исторического развития России? Как менялись акценты в оценке этих перспектив в его различных работах? (Сравните для этого первое «Философическое письмо» с работой «Апология сумасшедшего»).

 

· Что Вам известно о времени существования такого течения общественной мысли XIX века, как славянофильство, о выдающихся представителях славянофильства, о круге поднимаемых ими проблем, о полемике славянофилов и западников?

· Изложите взгляды славянофилов на место России в мире и ее историческую судьбу. Объясните логику исторической концепции славянофилов. При реконструкции их взглядов осветите следующие вопросы:

– Каким образом славянофилы характеризовали, с одной стороны, католическую религию и церковь, с другой, православную религию и церковь?

– Какой тип общества, по мнению славянофилов, сформировался на Западе под влиянием католичества и в России под влиянием православия? Что означает термин «соборность», используемый славянофилами?

– Почему, по мнению славянофилов, западное государство, основанное на католичестве, выросло из насилия и завоеваний, а в основании русского государства – добровольность, свобода и мир?

– Объясните сущность концепции Земли и Государства славянофила Константина Аксакова. Что означают понятия «Земля» и «Государство»? Как данная концепция характеризует отношения Земли и Государства в России?

– Поясните, что означает тезис славянофилов, что идея царя в России – не государственная, а народная. Как можно объяснить тезис славянофилов, что царь в результате договора с народом принимает на себя грех власти?

– Изложите точку зрения славянофилов о том, каким путем развивается западное общество и каким путем происходит развитие русского общества. Что означают понятия «внешняя правда» и «внутренняя правда»? Какому типу обществ (по мнению славянофилов) соответствовало развитие путем внешней правды, а какому – путем внутренней правды? Почему путь внешней правды считался славянофилами тупиковым?

– Как славянофилы относились к реформам Петра I и к последующему развитию России?

– Какой путь развития нашей страны славянофилы считали исторически продуктивным? К чему они призывали, какова была их позитивная программа?

· Дайте оценку концепции славянофилов. Какие сильные и какие слабые, утопические стороны можно выделить в их учении?

 

· Охарактеризуйте концепцию культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского, данную им в книге «Россия и Европа». Какое содержание вкладывал Данилевский в понятие «культурно-исторический тип»? По каким критериям он выделял культурно-исторические типы? Сколько культурно-исторических типов и в каком количестве им были выделены? Какие законы развития культурно-исторических типов были сформулированы?

· Можно ли считать выделенное Данилевским понятие «культурно-исторический тип» тождественным понятию «цивилизация» («локальная цивилизация»)?

· Каким образом Данилевский характеризовал славянский культурно-исторический тип? На каком основании он считал его высшим из всех существующих культурно-исторических типов? Как данная позиция Данилевского говорит о его взглядах на историческую судьбу России и ее место в окружающем мире?

· Чем взгляды Данилевского отличаются от взглядов славянофилов?

 

· Когда, в какой среде и при каких обстоятельствах сформировалось течение общественно-политической и исторической мысли, получившее название «евразийство»?

· Назовите основные черты евразийской концепции. Какие из них относятся к политическим составляющим, а какие – к историко-философским, решающим проблему исторического пути России? Какие составные части евразийства касаются проблемы исторического пути России?

· Какие оригинальные взгляды присущи евразийству при оценке русской истории? Как характеризовали евразийцы роль азиатского (в частности, монголо-татарского) фактора российской истории? Справедливо ли их утверждение о том, что Московская Русь ведет свое начало не от Киевской Руси, а от Золотой Орды?

· Считали ли евразийцы, что путь развития России представляет собой образец самобытной цивилизации? Что они имели в виду, когда говорили о России как о своеобразном мосте между Европой и Азией?

· Чем взгляды евразийцев об историческом пути России отличаются от взглядов славянофилов и Данилевского?

 

· Какие другие концепции, касающиеся исторического пути России и ее места в окружающем мире Вам известны?

 

Вопросы по ФАКТОРАМ И ОСОБЕННОСТЯМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ РОССИИ

 

· Что понимается под факторами исторического пути России? (При ответе на этот вопрос надо не перечислять конкретные факторы, а попытаться дать определение этому понятию).

· Какие основные факторы, влияющие на исторический путь России, можно выделить?

· Изложите, каким образом географический, геополитический (попутно объясните, что означает термин «геополитика»), природно-климатический, религиозный и другие факторы влияли на экономическую, социальную, политическую историю нашей страны. Какие черты социально-политической организации и менталитета нашего народа формировались под влиянием этих факторов?

· Почему практически все факторы российской истории приводили к гипертрофии роли государства и к преуменьшению роли гражданского общества? Покажите механизм связи факторов российской истории с гипертрофированной российской государственностью.


Тема 2

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

П л а н:

1. Языческие верования у восточных славян. Причины отказа от язычества.

2. Причины принятия православия на Руси. Дискуссия по вопросам принятия православия в исторической литературе.

3. Ход крещения Руси. Организация и полномочия русской православной церкви.

4. Последствия принятия православия на Руси.

 

 

Источники и литература:

 

Памятники литературы Древней Руси XI – начала XII вв. Книга 2. М., 1978. С.95 – 137.

 

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Книга 1. IX – XVI вв. М.: Книжная палата, 1991.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви (любое издание).

Никольский Н.К. Очерки по истории русской церкви (любое издание).

Прошин Г.Г. Второе крещение // Как была крещена Русь. Сборник статей М., 1988.

Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. // Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988.

Сухов А.Д. «Социальные предпосылки и последствия крещения Руси» // Введение христианства на Руси. Сборник статей. М.: Мысль, 1987.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Вопросы по ПРИЧИНАМ ОТКАЗА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА И ПРИЧИНАМ ПРИНЯТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ

 

· Что такое язычество? Каковы были языческие верования восточных славян?

· Каким образом в Киевской Руси была осуществлена попытка превратить язычество в государственную религию? Почему эта попытка закончилась неудачей? Почему языческие верования не могли стать общегосударственной религией на этапе становления древнерусского государства?

· В чем заключаются причины отказа от язычества при князе Владимире?

· В чем причины принятия Русью именно православия? Какие версии по этому вопросу содержатся в исторических источниках? Как этот вопрос освещается в исторической литературе?

· Подумайте, почему в других странах (Римская империя, Древний Египет) язычество не мешало государственности и сосуществовало с ней, а, по мнению историков, язычество у восточных славян препятствовало становлению древнерусского государства?

 

 

Вопросы по ПРОЦЕССУ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

 

· Как именно осуществлялось крещение Руси? В какие сроки происходил этот процесс? Было ли крещение Руси насильственным?

· Что такое «двоеверие»?

· Какова была зависимость русской православной церкви от Константинопольской патриархии?

· Как назывался титул человека, стоявшего во главе русской православной церкви? На какие церковно-административные единицы разделялась территория русской митрополии? Как назывались иерархи, их возглавлявшие?

· Каковы были полномочия русской православной церкви? По каким вопросам церковь имела право юрисдикции по отношению ко всем категориям русского общества?

· Что означает понятие «общество церковных людей»? Какие полномочия имела церковь по отношению к тем, кто относился к данной категории населения? Что такое «Кормчая книга»?

· Каким образом православная вера и церковь влияли на социальную сферу? С какими нравами, которые существовали в русском обществе, им приходилось бороться? Какие моральные нормы церковь внушала населению?

· Как православная вера и церковь влияли на политическую сферу? Каким образом они укрепляли княжескую власть и в то же время делали ее более цивилизованной?

· Покажите влияние православной религию на развитие образования, литературы и искусства?


Тема № 3

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

 

 

П л а н:

 

1. Причины, хронологические рамки, последствия политической раздробленности Руси.

2. Общие закономерности социально-экономического и политического развития русских земель и княжеств в XII-XIII вв.

3. Новгородская земля, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества: сравнительный анализ устройства и развития.

 

 

Источники и литература:

 

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып 1. М., 1985.

 

Александр Невский (Серия «Жизнь замечательных людей»). 2-е изд. М., 1975.

Андреев В.Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода. Л., 1983.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 120 – 135.

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV веках. М., 1986.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

Данилевский И. Хотя и самовластец быти (о судьбе Андрея Боголюбского) // Знание-сила. 1993. № 6.

Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. № 11– 12.

Кром М. Когда отзвонил вечевой колокол // Родина. 1995. № 6.

Кучкин В.А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5.

Кучкин В.А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. 1996. № 4.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.

Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. – Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – 2-е изд., доп. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987. С.217 – 230.

Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993. № 7.

Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200 – 1304 гг. М., 1989.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по ПРИЧИНАМ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ РАМКАМ И СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

 

· Подумайте, какой термин более точно выражает сущность периода раздробленности – «феодальная раздробленность» или «политическая раздробленность»?

· Каковы причины политической раздробленности? Назовите причины, лежащие в экономической, социальной и политической областях. Обоснуйте свою точку зрения по вопросу, имеется ли связь между характером Древнерусского государства и последующей раздробленностью?

· Какие точки зрения существуют по вопросу начала политической (феодальной) раздробленности? На чем основано мнение, что период раздробленности уходит корнями во время правления Владимира Святого? Как аргументируют свою точку зрения те авторы, которые связывают раздробленность с «ярославовым разделом»? Почему в учебниках часто можно встретить точку зрения, что Любечский княжеский съезд, провозгласивший принцип: «Каждый держит отчину свою», – положил начало политической раздробленности? Почему в 1132 году летописец записал: «И раздрася русская земля»? В связи с чем 1132 год чаще всего считается началом раздробленности?

· Когда закончился период феодальной (политической) раздробленности? Объясните, почему в учебниках этот период связывается, как правило, с событиями XII – XIII веков, несмотря на то, что раздробленность продолжалась и впоследствии?

· Как можно в целом оценить период раздробленности? Насколько правильным является утверждение, что период политической раздробленности – шаг назад в истории российского общества и государства?

 

 

Вопросы по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И ПОЛИТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ НА ЭТАПЕ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

 

· Каковы основные черты экономической жизни русских земель и княжеств на этапе раздробленности?

· Как можно охарактеризовать развитие городов, ремесел и торговли на этапе раздробленности?

· Где во время этапа раздробленности проживал старший князь из рода Рюриковичей? Оказывала ли влияние родственная связь князей на политическую жизнь этапа раздробленности?

· На какое количество земель и княжеств распалась Киевская Русь? Увеличивалось ли их количество впоследствии? Если да, то с чем было связано это увеличение?

· Почему одни составные части, на которые распалась Киевская Русь, называются княжествами, а другие – землями? Чем отличался существовавший в них политический строй?

· Какие основные тенденции политической жизни существовали в землях и княжествах на этапе раздробленности?

· Почему на этапе раздробленности происходила борьба князей с боярством? К каким результатам она приводила в различных землях и княжествах?

· Продолжались ли княжеские усобицы на этапе раздробленности? Если да, то отличались ли они от усобиц, происходивших во времена, когда еще существовала Киевская Русь? Какова была цель княжеских усобиц, происходивших на этапе раздробленности?

· Как повлияла политическая раздробленность на военную мощь русских земель и княжеств? Подумайте, существует ли причинно-следственная связь между раздробленностью и установлением татаро-монгольского ига?

 

 

Вопросы по НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОМУ И ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОМУ КНЯЖЕСТВАМ

 

· Охарактеризуйте географическое и экономическое положение Новгородской земли, а также социальный состав Великого Новгорода.

· Охарактеризуйте политический строй Великого Новгорода. Почему Новгородскую (а также Псковскую) землю называют «феодальными» или «боярскими республиками»?

· Какие функции выполнял князь в Великом Новгороде? Какие факторы (исторические, социальные, ментальные) способствовали ограничению княжеской власти в Новгороде?

· Как можно оценить ограничение княжеской власти в Новгороде и, в частности, невозможность князя-военачальника решать политические вопросы, связанные с войной и миром (невозможность объявления войны и заключения мира)?

· Изложите известные Вам знания о Новгородском вече. Каков был его состав и порядок работы? Почему о Новгородском вече можно говорить как об одной из форм непосредственной демократии? (Заодно подумайте, что означают термины «непосредственная демократия» и «представительная демократия», а также над тем, почему непосредственная демократия редко встречается). Можно ли говорить о том, что вече обладало реальной властью? Если нет, то кто обладал этой властью? Какова роль тех, кто готовил вопросы, которые предполагалось вынести на вече?

· Назовите, какие должностные лица входили в боярскую верхушку Великого Новгорода. Каковы были их полномочия? Какие органы боярской власти существовали в Новгороде? На каком основании можно сделать вывод о реальной власти боярской верхушки?

 

· Какова была история возникновения Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества? Расскажите о его географическом положении, особенностях колонизации. Какие наиболее известные князья правили во Владимиро-Суздальском княжестве? Что известно об их деятельности, благодаря чему они вошли в историю?

· Какие новые черты политической жизни появились во Владимиро-Суздальском княжестве?

· Чем объяснить сильную княжескую власть во Владимиро-Суздальском княжестве? Почему там отсутствовали факторы, которые могли бы ограничить княжескую власть?

· Что такое «удел» и «удельный порядок»? Почему удельный порядок отсутствовал в других княжествах и землях во времена раздробленности? Чем удел отличается от вотчины? Что Вам известно о дискуссии среди историков по поводу характера удела? Приведите известные Вам определения удела.

 

· Что Вам известно о географическом, экономическом положении и истории Галиции и Волыни? Когда и кем эти княжества были объединены в единое Галицко-Волынское княжество?

· Какие тенденции политической жизни характерны для Галицко-Волынского княжества? Почему там активно велась борьба бояр с князьями? Изложите основные события этой борьбы.


Тема № 4

 

РОССИЯ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

 

 

П л а н:

 

1. Реформы Ивана IV времен Избранной Рады.

2. Опричнина и ее оценки в исторической литературе.

 

 

Источники и литература:

 

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993.

Российское законодательство X – XX веков. Т. 2. М., 1985.

 

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

Альшиц Д.Н. Начальный этап истории самодержавия // Вопросы истории. 1985. № 9.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991.

Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.

Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. (К постановке проблемы) // История СССР. 1991. № 4.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

Мельников А.Л. Ликвидация двора (опричнина) // Вопросы истории. 1991. № 11.

Свак Д. Русский Самсон? (К вопросу об оценке исторической роли Ивана IV) // Отечественная история. 1999. № 5.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Филюшкин А. «Избранная Рада» – исторический миф? // Родина. 1995. № 7.

Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский // Вопросы истории. 1999. № 1.

Хорошкевич А.Л. Опричнина и характер русского государства в советской историографии 20-х – середины 50-х годов // История СССР. 1991. № 6.

Хорошкевич А.П. Царский титул Ивана 1У и боярский «мятеж» 1533 года // Отечественная история. 1994. № 3.

Шмидт С.О. Становление русского самодержавства: Исследования социально-политической истории Ивана Грозного. М., 1973.

Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

· Каким образом обстоятельства биографии Ивана IV, в частности, его детство, влияли на формирование его характера и его черт как государственного деятеля?

· Какие периоды можно выделить в царствовании Ивана IV? Чем они характеризуются?

 

 

Вопросы по РЕФОРМАМ ИВАНА IV ВРЕМЕН ИЗБРАННОЙ РАДЫ

 

· Что такое «Избранная Рада»? Каков был ее состав? Каким образом наличие «Избранной Рады» влияло на политику Ивана Грозного? До какого времени просуществовала «Избранная Рада»?

· Какие реформы были проведены на начальном периоде царствования Ивана IV?

· Что такое Земский Собор? Каковы были его состав, полномочия и порядок работы? Чем первый Земский Собор отличался от последующих?

· Можно ли утверждать, что с возникновением Земских Соборов в России возникла сословно-представительная монархия?

· Охарактеризуйте Судебник 1550 года. Какой порядок судопроизводства вводился при Иване IV? Почему царь взял курс на привлечение к участию в судебном процессе «избранных мужей от населения» (губных старост, «целовальников» и др.)? Какова цель судебных преобразований Ивана Грозного?

· Почему Иван Грозный уделил внимание церковным вопросам? Что такое Стоглавый Собор и почему он так называется? Какие основные решения были на нем приняты?

· Что означает понятие «избранная тысяча»? Для каких целей она была образована?

· В чем суть военной реформы Ивана IV, осуществленной в 1550-е годы?

· Попытайтесь обобщить все реформы времен Избранной Рады. В чем состоит их сущность?

· Как происходил распад Избранной Рады? В чем причины этого процесса, какие последствия он имел?

· Почему первый период царствования Ивана IV называется периодом не только внутренних реформ, но и внешних успехов? В чем заключались эти успехи? В чем заключались причины их достижения?

 

 

Вопросы по ОПРИЧНИНЕ И ЕЕ ОЦЕНКАМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

· Что означает термин «опричнина»? Выделите несколько значений этого слова, среди них – первоначальное и те, которые чаще всего используются в исторической литературе.

· При каких обстоятельствах начиналась опричнина? Чем был вызван отъезд Ивана Грозного в Александрову слободу? Как можно оценить письма царя, направленные оттуда в Москву? При каких обстоятельствах царь возвратился в столицу?

· Какую территорию Иван IV по возвращении взял в свое непосредственное управление?

· Какие процессы происходили на «опричной» территории, то есть на землях, которые находились в непосредственном ведении Ивана IV? Какая земельная политика там проводилась? Что происходило с крупной боярской собственностью?

· Охарактеризуйте опричный террор. В каких формах он проявлялся? Какие категории населения он затрагивал? Можно ли утверждать, что террор Ивана Грозного коснулся лишь боярства?

· Назовите наиболее яркие внутриполитические события периода опричнины.

· Что означает термин «земщина»? Каким образом управлялась земщина? Кто стоял во главе ее?

· Как можно объяснить высказывание одного из знаменитых русских историков, сводящееся к тому, что Иван IV, объявив бояр изменниками и крамольниками, оставил большую часть страны в управление этим изменникам?

· Что произошло в годы опричнины с титулом царя? Как называл себя в это время Иван Грозный? Как именовался Симеон Бекбулатович, стоявший одно время во главе земщины?

· Каковы хронологические рамки опричнины? На каком основании в учебной литературе часто приводится 1572 год как дата окончания опричнины? Насколько правильным является утверждение, что опричнина закончилась в 1572 году? Какие существуют другие точки зрения на этот счет?

· Каковы последствия опричнины для социально – экономического и внутриполитического положения страны? Как повлияла опричнина на обороноспособность российского государства?

· В чем состоит социальная сущность опричнины? Насколько точным является традиционное утверждение о том, что опричнина была антибоярской политикой и способствовала возвышению дворянства? Каково было положение дворянства в годы опричнины?

· Подумайте, насколько верно утверждение, что опричнина, являясь антибоярской политикой, способствовала укреплению централизованного государства? Насколько правильным вообще является традиционное для советской исторической литературы противостояние бояр дворянам и изображение бояр как потенциально противогосударственных элементов? Следствием какой исходной посылки являлись подобного рода выводы?

· Какие оценки опричнины существуют в исторической литературе? Попытайтесь сгруппировать эти оценки по определенным критериям и проследить динамику их изменений. Каким образом и в связи с чем менялись оценки Ивана Грозного в отечественной исторической литературе советского периода?


Тема № 5

 

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

(РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ)

 

 

П л а н:

 

1. Социально-экономическое развитие страны в XVII в.

2. Тенденции развития политической системы страны в XVII в.

3. Взаимоотношения церкви и государства в России. Церковная реформа и раскол XVII в.

 

 

Источники и литература:

 

Котошихин Г. О Московском государстве в середине XVII столетия // Русское историческое повествование XVI – XVII веков. М., 1984.

 

 

Андреев И.А. «Сильные люди» Московского государства и борьба дворян с ними в 20 – 40-е годы XVII века // История СССР. 1990. № 5.

Буганов В.И. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин // Вопросы истории. 1996. № 3.

Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

Бушуев С.В. История государства российского: Историко-библиографические очерки. Книга вторая. XVII – XVIII вв. М., 1994.

Вовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. 1991. № 7 – 8.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI – XX вв. М., 1995.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1991.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

Лукаш И. С. Потерянное слово (О протопопе Аввакуме) // Родина. 1996. № 1.

Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

Нетихий Тишайший (О царе Алексее Михайловиче) // Родина. 1998. № 9.

Никольский Н.М. История русской церкви. – 3-е изд. М., 1985.

Поздеева И.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопросы истории. 1996. № 1.

Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России (вторая половина XVII в.): Очерки истории. М., 1982.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

 

 

Вопросы по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТРАНЫ В XVII в.

 

· Охарактеризуйте экономические последствия «Смутного времени». Каким образом и в какие сроки восстанавливалась экономика страны после Смуты?

· Охарактеризуйте традиционные направления экономического развития страны при первых Романовых.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.