Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-политические исследования: этапы, программа, методы сбора и анализа данных





Любой социально-политический процесс заключается в изменении и развитии составляющий его политических явлений, находящихся между собой в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности.

Социально-политическое исследование – система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социально-политического управления.

Выделяют основные этапы социально политических исследований:

1. выработка гипотез;

2. подготовка исследования (разработка анкет, подготовка необходимой информации и др.);

3. проведение самого исследования (включает сбор данных);

4. проведение анализа данных;

5. выведение основных результатов исследования;

6. подтверждение или опровержение гипотез.

Наиболее распространенные методы сбора данных и социально-политических явлениях и процессах – анкетные опросы, интервью, контент-анализ.

Многообразие методов сбора научной информации.

Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.



Биографический метод (метод жизнеописания) - документальное или устное описание событий жизни одного лица, одной группы, одной организации в той форме, в которой они интерпретируют эти события и переживания.

Анализ документов как поисковый научный метод лежит в основе количественного семантического анализа и анализа содержания документов.

Метод фокус - групп - это групповое интервью в форме дискуссии с целью понять мотивацию реального или потенциального поведения.

Массовые опросы -метод сбора первичной социологической информации, при котором источником информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых явлений и процессов.

Обработка данных направлена на решение следующих задач:

1. Упорядочить исходный материал.

2. Обнаружить и ликвидировать ошибки в сведениях.

3. Выявление скрытых тенденций, связей и закономерностей.



4. Обнаружение новых фактов, которые не были замечены в ходе эмпирического процесса.

5. Выявление уровня достоверности собранных данных.

Количественная обработка – это манипуляции с измеренными характеристиками изучаемого объекта, с его «объективизированными» во внешнем проявлении свойствами.

• направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта;

• основным итогом является упорядоченная совокупность «внешних» показателей объекта;

• реализуется при помощи математико-статистических методов.

Качественный анализ – способ предварительного проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств на базе количественных данных.

• доминирует синтетическая составляющая познания;

• направлена на содержательное, внутреннее изучение объекта;

Результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта в форме классификаций и типологий

 

39. Принципы стратегического планирования. Виды деятельности, обеспечивающие успех стратегического планирования.

Стратегическое планирование (СП) – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально – экономического развития в динамичной конкурентной среде. СП предполагает осуществление фундаментального выбора в отношении будущего МО, в частности:

-видения – представления о будущем и действий, посредством которых можно достигнуть этого будущего;

-миссии (операционной идеи) и приоритетных целей, которым будет следовать муниципалитет;



-программ и услуг, которые предложит муниципалитет для выполнения этой миссии.

Основные принципы стратегического планирования:

- ориентация планирования на потребности членов местного сообщества (занятость, доходы людей, благоустройство территории и др. составляющих качества жизни);

- опору на собственные силы (самопомощь), что требует развития готовности и способности местного сообщества решать собственные проблемы своими силами;

- самоорганизацию, т.е. создание влиятельных постоянно действующих организаций и временных ассоциаций на уровне сообществ, способных отстаивать местные интересы;

-парсипативность, т.е. соучастие граждан, их организаций и местных властей на основе партнерских отношений в принятии решений, непосредственно касающихся граждан, реализации соответствующих планов и программ;

- субсидиарность – принцип дополняемости;

- согласованность программ развития;

- концентрация ресурсов – достижение максимального эффекта при минимальных затрах.

Стратегическое планирование предполагает создание местной экономической системы, способной использовать новую экономическую ситуацию в интересах развития сообщества. Оно ориентирует на строительство самодостаточной системы, способной использовать открывающиеся возможности и гибко реагирующей на любые изменения экономической ситуации.

Занимаясь планированием развития, нужно помнить, что лучший стратегический план – тот, который будет понят и принят как свой темп теми, чьи интересы он затрагивает. Т.е. успех разработки и реализации связан с решением проблем преодоления сопротивления со стороны различных групп интересов или с формированием партнерских отношений с заинтересованными лицами.

Стратегическое планирование в широком смысле – это не только технология создания документированного стратегического плана. Но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития местного сообщества, что предполагает следующие виды деятельности:

- критическая оценка ситуации в местном сообществе – это процесс выявления и описания сложившихся в местном сообществе условий и тенденций, которые вызывают озабоченность у людей. При этом особое внимание уделяется выявлению симптомов ухудшения ситуации, тенденций, которые инициаторы развития хотели бы изменить.

Оценка ситуации делается для того, чтобы:

- получить более детальную информацию о своем сообществе;

- достичь более точного понимания того, что происходит в местном сообществе;

- сосредоточить усилия на решении конкретных вопросов и (или) проблем;

- определить потребности местных жителей;

- разработать и представить общественности программы, ориентированные на решение их проблем.

- планирование развития местного сообщества – предполагает:

- формирование представления о том, какие бы условия жизни хотели бы иметь местные жители, и разработку способов осуществления их желаний;

- разработку последовательных процедур, ориентированных на решение поставленных задач;

- разработку стратегического плана.

- просвещение населения – решение этой задачи связано с необходимостью формирования общественного мнения по поводу оценки сложившейся ситуации и предлагаемых изменений. Это является решающим фактором преодоления сопротивления изменениям. Работа по формированию общественного мнения должна быть целенаправленной и ориентированной на определенные группы населения (группы интересов).

Важнейшими предпосылками в этой работе являются:

- обеспечение поддержки со стороны СМИ;

- формирование малых групп поддержки и взаимодействие с ними.

- организаторская работа – она ведется в двух направлениях:

- мобилизация ресурсов сообщества для достижения желаемых результатов;

- разработка плана действий, который определяет:

а) что нужно сделать;

б) кто персонально отвечает за каждый пункт плана;

в) какие ресурсы необходимы;

г) как наиболее продуктивно использовать таланты и способности людей;

д) как осуществлять руководство и управление.

- организационное развитие – организации по содействию развития местных сообществ призваны обеспечить ресурсы, необходимые для реализации разработанных стратегий развития. Следует оценить и решить:

- могут ли существующие организации обеспечить реализацию разработанной стратегии;

- нужна ли реструктуризация действующих организаций;

- нужно ли создавать новую организацию.

- обеспечение поддержки «ключевыми фигурами» - обеспечение поддержки со стороны местного руководства. Цель данной деятельности – убедить в необходимости изменения ситуации тех людей и организации, которые могут внести существенный вклад в процесс развития. Очень важно ясно и убедительно изложить замысел и способ его реализации тем, кто принимает решение о распределении ресурсов и может существенно повлиять на изменение условий. Эта работа требует особого такта, искусства дипломатии, краткости изложения, умения избегать поляризации.

- политическое влияние – цель этого рода деятельности – сформировать благожелательное отношение к планируемым изменениям со стороны различных политических сил. В первую очередь это касается выборных органов власти и неправительственных некоммерческих организаций политической направленности. Для этого необходимо умение влиять на людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.