Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренняя и внешняя среда организации. Теорема 7С Питерса, Уотмена, Филипса.





Управленческий блок

Управление организацией, сущность и функции. Развитие теоретич. взглядов на управление.

Организация – объединение сознательных, систематических действий людей для достижения определенных целей.

Организация – социальный институт. Характеристики организации: люди, цели/задачи, управление (приводит в действие потенциал организации). Управление – особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников и совместной работы. Аспекты управления организацией: внутри организации, вовне (обеспечение конкурентных преимуществ).

Основная цель управления организацией - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы или компании.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации, координации и контроля.

Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся сделать это? Содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорции развития производства с учетом мат. источников его обеспечения и спроса на рынке.



Функция организации заключена в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Организовать – значит, создать некую структуру.

Функция мотивации это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для достижения целей, намеченных планами.

Функция координации – это достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Основные теоретические взгляды на управление:

1. одномерный подход (традиционный): поиск единственно правильного решения (различные управленческие школы).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода.



Научное управление (Ф.У. Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет и Генри Гантт): используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором (систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства). Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения. Необходимость отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению - это определенная специальность, организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Классическая (административная школа). Акцент на управлении производством, невнимание к социальным аспектам управления.

Цель – создание универсальных принципов управления, приводящих приведет организацию к успеху.

Аспекты принципов:

- разработка рациональной системы управления организацией: принципы управления Анри Файоля (разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух)



- принципы построения структуры организации и управления работниками (принцип единоначалия).

Движение за человеческие отношения (Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо). Менеджмент -"обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

Развитие поведенческих наук (Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор и Фредерик Герцберг): изучение различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

Функции управления (Анри Файоль: "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»).

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование; организация; мотивация; руководство; координация; контроль; распорядительство (или командование); коммуникация; исследование; оценка; принятие решений; подбор персонала; представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

2. синтетический подход: признает сложность и многомерность факторов, влияющих на организацию (системный, ситуационный, конфигурационный подходы).

Ситуационный подход – выделение ситуаций, объединение их в блоки, исходя из них предвидение возможного развития событий (существование ситуационных факторов, которые определяют ситуацию в организации, но она не может оказать на них влияния: возраст организации, размер, техническая система – сложная или простая, внешняя среда – агрессивная или благоприятная, система власти, информация). Т.е. центральным моментом является ситуация, т.е.конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время;

Процессный подход – управление рассматривается как процесс, т.е. серию взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Конфигурационный подход – сама организация может влиять на ситуацию; внутренние параметры подбираются таким образом, чтобы соответствовать внешним ситуационным факторам и воздействовать на них.

Конгруентность – достижение соответствия (лежит в основе конфигурационного подхода).

Внутренняя и внешняя среда организации. Теорема 7С Питерса, Уотмена, Филипса.

В настоящее время в теории организации получили признание и широкое распространение две различные и часто противопоставляемые друг другу концепции:

• одна, подчеркивающая значение структурных аспектов организации, процедур, систем работы, планирования и т.д.;

• и другая, уделяющая основное внимание поведению, процессам коммуникаций и власти.

Организация– это открытая система.

Внешняя среда организации включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, фин. организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенного воздействия. Основными факторами среды прямого воздействия (непосредственное окружение) являются: поставщики материалов; материалы, капитал; трудовые ресурсы; законы и органы гос. власти; потребители; конкуренты - внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Значимыми переменными среды косвенного воздействия (общее окружение) являются: технология; состояние экономики; социокультурные факторы; политическая обстановка.

Основная задача– снизить неопределенность (информация).

Внутренняя среда – включает цели организации, структуру, задачи, технология, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Задачи– это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Технология- выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Необходимо помнить, что и организация, и руководители, и подчинённые не что иное, как группы людей.

Модель организации как закрытой системы может быть описана с помощью ряда формальных характеристик, отражающих соотношение ее внутренних составляющих. Их можно условно назвать “сценариями”, подразумевая под этим словом стратегические позиции структуры организации.

Модель "7-С", предложенная Петерсом и Уотерменом. Сценарии включают следующие составляющие: структура, стратегия, сумма навыков персонала, состав персонал, стиль управления, системы, совместно разделяемые ценности.

Структура – т.е. определение структуры организации (линейно-функциональная, проектная, матричная).

Стратегия - это тот путь, которым компания хочет улучшить свое положение в отношении конкуренции - возможно, путем снижения затрат на производство или поставку, или предоставления потребителям товаров или услуг лучшего качества, возможно, через преобладание торговли или предоставления услуг.

Системы - понимаются все процедуры, официальные и неофициальные, которые позволяют организации работать день за днем, год за годом: системы составления смет капиталовложений и их окупаемости, процедуры обучения, системы производственной бухгалтерии, системы финансового планирования.

Стиль (руководства) – форма, знаки, символы, которые приняты в организации, внеш. атрибуты.

Состав персонала - персонал ( в смысле люди) часто трактуется двояко: с одной стороны мы говорим о системах аттестации, системах оплаты, официальных программах по подготовке кадров и т. п.: с другой стороны мы говорим о моральном состоянии, отношении к работе, мотивации и поведении. Индокринация – принятие целей и ценностей людьми, их мотивация, включенность людей в процесс организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.