Сделай Сам Свою Работу на 5

Что даст методика Домана вашему ребенку и вам





Методика Глена Домана

В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.

В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!
И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: "что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?"
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.



Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Целью, которую поставил себе Доман, является – "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей."



Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.



По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие "готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.
Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки – быстро, а картины – медленно.

Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. "Факт" надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими "фактами", определить ему место в мире.

С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

 

 

Что даст методика Домана вашему ребенку и вам

Мы советуем обязательно попробовать заниматься по Доману – не отказываться сразу, даже если вы от кого-то слышали, что это сложно и "ни к чему". Методика действительно уникальна. Наверное, нет другой такой, предлагающей настолько комплексный и гармоничный подход к маленькому человеку, каковы бы ни были его темперамент, физические характеристики, наследственность, перенесенные травмы и заболевания. С другой стороны, каким бы он ни был развитым и не по возрасту умным малышом, - в любом случае занятия пойдут на пользу. Методика Домана не просто дает знания, развивает логику, воображение, учит читать, она способна обеспечить гармоничное развитие. Что это значит? То, что развитие интеллекта проходит в неразрывной связи с физическим развитием. Это незыблемая позиция автора метода.

Доман стремится "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей". А чтобы он мог выбрать, нужно ему эти возможности предоставить. Это и призваны сделать наши занятия. Нужно развивать и слух, и способность к языкам, и пластику, и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения. Это самый верный способ сделать малыша счастливым и в будущем успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к требованиям и ритму современной жизни. И первое испытание, которое его ждет, - школа.

Не секрет, что первый класс становится для многих детей очень тяжелым испытанием. Ребенок же, занимающийся с самого раннего детства по методике Домана, пойдет в первый класс спокойно и с радостью. Такой малыш заранее будет уверен, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей. А ведь такая уверенность – это установка на всю жизнь.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих "именитых" родителей. Известные российские педагоги-новаторы Никитины многое заимствовали из этой системы. На ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога – француженки Сисиль Лупан.

Если вы совсем не считаете себя выдающимся педагогом и пугаетесь обилия книг и наглядных пособий – тем более эта методика для вас. Система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

Сделайте своему малышу хороший подарок. Нет не дорогой конструктор или пресловутую Барби. Они быстро сломаются или наскучат. Ваш подарок будет на всю жизнь. Развейте интеллект и творческие способости ребенка, подарите ему массу полезных знанй и крепкое здоровье.

Одно-двухлетнего ребенка можно научить читать, считать, разбираться в нотной грамоте, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранных языках, кататься на коньках и лыжах и многому-многому другому. Более того, его необходимо всему этому научить! Только от родителей зависит, будет ли малышу предоставлена возможность развиваться с первых дней жизни, или самое эффективное для обучения время (от 0 до 5 лет) будет безвозвратно упущено. "Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи, - считает автор популярной методики раннего развития Гленн Доман, - чем раньше вы начнете, тем легче вам будет его учить. Предоставьте ему самые широкие возможности, сделайте то с радостью и любовью, а потом отступите в сторону".

 

 

Глен Доман - "тихий" революционер.

Идеи американского врача Гленна Домана совершили "тихую революцию" во взглядах на воспитание и обучение детей. Его методика обрела множество сторонников, а заодно и массу хулителей, что совершенно естественно для всего, что не вписывается в рамки общепринятых норм. И тем не менее книги, написанные им и его коллегами, переведены на множество языков и издаются миллионными тиражами. А в Институт развития человеческого потенциала (США, Филадельфия), который он возглавляет, родители привозят своих детей со всех уголков мира, чтобы принять участие в программе раннего развития, разработанной этим институтом. Ежегодно на его адрес приходят тысячи писем с выражением благодарности. Родители спешат поделиться гордостью за достижения своих малышей, занимавшихся по книгам "заочно".

Во всем мире (и наша страна не исключение) действующая система образования подвергается постоянной критике. Семейное воспитание тоже далеко от идеала. Действительно, пуликаций, разговоров на эту тему очень много, но фактически мало что меняется к лучшему. Получается "как всегда: про то, что "все плохо", знают все, но что предпринять для заметных улучшений, не знает никто. "После почти полувековой кропотливой работы с матерями и детьми, после целой серии случайных находок мы наконец нашли то, что искали, и поняли, что нужно делать", - заявляют Гленн Доман и его коллеги.

С конца сороковых годов институт, в котором работает Доман, занимается проблемами лечения и обучения детей с различными мозговыми травмами. В результате были разработаны методики, показавшие поразительные результаты. "Приговоренные" дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников.

Успехи Гленна Домана и его коллег в области знания, которую они сами назвали "Развитие детского мозга", были несомненны. В основеразработок ученых лежит открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные. Например, парализованным детям стимулировали зрение, показывая картинки и карточки со словами, и дети учились читать, понемногу начинали ползать, а затем и ходить. Занятия продолжались, и впоследствии выяснялось, что больные четырехлетние дети читают и считают лучше, чем "нормальные" семилетние.

Разумеется, сотрудники Института задались вопросом: "Что же нужно было сделать с обычными детьми, если дети с тяжелыми травмами мозга их перегоняют?" Ответ до смешного прост. Чтобы ребенок вырос посредственностью, с ним не нужно делать НИЧЕГО.

А ведь обычно все именно так и происходит. Кто всерьез занимается обучением здорового ребенка, пока тот не достигнет семилетнего возраста? Так при Институте развития человеческого потенциала появились бесплатные недельные курсы "Как развить интеллект вашего ребенка", прослушать которые мог любой желающий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.