Сделай Сам Свою Работу на 5

Последнее действие; новый смысл союза Фауста с Мефистофелем





В последнем, 5-м действии, Фауст показан в «деятельной жизни». Он хочет отнять у морского прилива плодородную землю, построить плотину, «чтобы усмирить бесцельный порыв неукротимой стихии». Последнее препятствие для него, для его замыслов, - патриархальная хижина гостеприимных стариков Филимона и Бавкиды. Она должна быть убрана, чтобы уступить место новому миру, и это поручение выполняет Мефистофель с ненужной поспешностью и жестокостью. Сгорбленный старостью и ослепший, но все еще не уставший желать, Фауст торопит Мефистофеля, чтобы скорее закончить задуманное дело.

И здесь противостояние Фауста и Мефистофеля остается центральным, но позиции сближаются. Положительное начало, утверждаемое Фаустом, проходит через беспощадную проверку в практических делах и неумолимое испытание временем. Противоречие между ними – это противоречие между мыслью и делом, между возвышенными гуманистическими идеалами и формами их претворения в жизнь, далеко не возвышенными и не гуманными. Всякое историческое деяние чревато чем-то другим, непредвиденным

Чтобы заложить основу для будущего, Мефистофелю приходиться заниматься грязными торговыми махинациями и пиратским разбоем; чтобы такое хозяйство могло функционировать, оно должно подчинить себе, поглотить собой старые формы жизни, и Мефистофель сносит с лица земли усадьбу Бавкиды. Фауст возмущен бесчеловечной расправой Мефистофеля, но ведь ему самому не давала покоя эта усадьба, он же послал Мефистофеля избавиться от нее.



Фауст поднимается до самой возвышенной мечты человечества, когда практически его сковывают тысячи повседневных неприятностей, олицетворенных в образе Заботы, когда он чувствует гнет всевозможных предрассудков, еще властвующих над людьми («Поверьями кругом опутан свет»), когда он физически одряхлел и стоит одной ногой в могиле. Это трагедия человеческой жизни. Внутренне, духовно Фауст и в самом деле готов немедленно приступить к практическому воплощению своих планов и уверен, что они уже претворяются в жизнь. Он с радостью прислушивается к звону лопат, полагая, что уже начались работы по его проекту, но в действительности – это подручные Мефистофеля роют ему, Фаусту, могилу. Пафос 2-й части – трагический в самом высоком смысле слова.



 

Оправдание Фауста

И все-таки душа Фауста обретает бессмертие. Спасение Фауста истекает из неудержимого стремления, которое составляло основу его деятельности. После смерти Фауста спор о смысле человеческого существования продолжается в виде спора из-за его души между ангелами и чертями. Победа ангелов над чертом несет в себе утверждение животворной, созидательной деятельности как высшего и бессмертного начала в человеческой природе и в Природе в целом.

Это и ответ на последний расчет Мефистофеля, противопоставленный мечте Фауста о счастливом будущем человечества. Природные стихии, считает Мефистофель, рано или поздно разрушат, сведут на нет все достижения человека и его самого:

Так или так, но вы погибли,

Природа с нами заодно,

Разрушит в прах – ей все равно.

Душа Фауста, освобожденная от всех мук и очищенная от всего преходящего, попадает в идеальную сферу природы, составляющую конечную сущность вселенной. Это животворная любовь, воплощенная в образе Святой Матери и ее небесного окружения, «всемогущая любовь, которая все творит и всех оберегает» В этом высочайшем совершенстве мира снимаются все противоречия, в том числе и противоречия между человеком и природой, и человек предстает как носитель ее божественного, в пантеистическом представлении, начала.

Финал трагедии «Фауст» ставит огромное количество вопросов и оставляет их открытыми. Очевидно следующее:

Спасен высокий дух от зла

Произволеньем божьим:



Чья жизнь в стремлениях прошла,

Того спасти мы можем

А за кого любви самой

Ходатайство не стынет.

Тот будет ангелов семьей

Радушно в небе принят.

Поэтическая природа «Фауста»

Определить не только жанровую, но иродовую природу произведения чрезвычайно трудно. Оно написано вроде бы для сцены, но, в отличие от привычных драм, трудно представить даже 1-ю часть на сценических подмостках, хотя такую попытку предпринял Людвиг Тик в 1829 году в Дрезденском театре.

Скорее, это драматическая поэма, синтетическое образование, в котором органически слились драма, лирика, эпос. Но по своему жанровому содержанию, по характеру проблематики это философская драматическая поэма

Можно говорить об универсальности формы: «Фауст» включает сцены реально-бытовые (пирушка студентов), лирические (свидание с Маргаритой), фантастические. Мы обнаружим присутствие элементов, «начал» самых разнообразных жанровых форм: мистерии, моралите, трагедии, эпической поэмы, мещанской, исторической, философской драмы, фарса, комедии, маскарадного действия, волшебной оперы.

Но присущий «Фаусту» универсализм проявляется не только на жанровом уровне, но и на уровне метрики. Гете использует едва ли не все формы немецкого стиха, всё разнообразие мелодического строя, все оттенки звучания стиха. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, восторженные описания природы, сатира, народный юмор, разговорные интонации, трагическая патетика – все это превращает создание Гете в величайшую поэтическую симфонию.

 

Вопросы к зачёту

 

1. Творческая история: Народная легенда о докторе Фаусте

2. Творческая история: «Пра-Фауст»

3. «Кухня ведьм» и «Пролог»

4. Мефистофель, природа образа, смысл договора Мефистофеля с Фаустом

5. Структура трагедии.

6. Последнее действие; новый смысл союза Фауста с Мефистофелем

7. Оправдание Фауста

8. Поэтическая природа «Фауста»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.