Сделай Сам Свою Работу на 5

Мефистофель, природа образа, смысл договора Мефистофеля с Фаустом





1. Мефистофель – воплощение отрицания, скепсиса, сомнения. И он становится спутником, товарищем Фауста, он «возбуждает к действию». Он не антагонист. У Фауста есть другой антагонист - Вагнер, погруженный в мир книжной премудрости. Но Фауст входит в союз в Мефистофелем, с отрицанием, во имя более глубокой истины. Это то новое, что вносит Гете в процесс познания, преодолевая метафизические представления о Добре и Зле. Именно Мефистофель произносит слова, программные для Гете:

Суха, мой друг, теория везде,//А древо жизни пышно зеленеет…

Мефистофель же вписывает в альбом юноши слова: «Будете, как Бог, знать добро и зло», вкладывая в эти слова коварно-издевательский смысл. Нет готовых формул добра и зла.

2. Дьявол у Гёте с этой же целью стереть искусственное разобщение добра и зла показан как европеец, человек благородного происхождения, с приличными манерами, хорошо знающий жизнь Вены или Гейдельберга в 1820-е годы. Гете лишил его мифологического облика, таких атрибутов, как рожки, копыта, багор, хвост, серный дух и голубое свечение. Вместо того, чтобы отыскивать его описания и изображения в книгах и на картинах, Гете стал искать его в собственном сознании, во всяком проявлении равнодушия, эгоизма и неверия, омрачающих душу человека средь шумной толпы и в минуты одиночества, и увидел, что созданный им образ пугающе реален… Он обнаружил, что сущностью этого пугала заключается в порабощении чистого интеллекта чувственностью. Создав своего Мефистофеля, Гёте дал литературе новый, сложный художественный образ, который будет столь же бессмертен, как и образ Прометея.



3. Вместо традиционного договора между Фаустом и Мефистофелем Гете изображает пари. Тема соблазна, совращения переосмысляется и, в сущности, отодвигается на второй план. Главным содержанием трагедии становится борьба, состязание: скептицизм Мефистофеля, его разрушительная ирония, отрицание им всяких ценностей – все это становится стимулом для более глубокого познания жизни. Цинизм Мефистофеля – форма обнажения правды, разрушения иллюзий.

4. Союз Фауста с Мефистофелем также означает разрыв с религиозной догмой, верой и вступление на путь свободного искания истины, что предполагает и скепсис, и разочарование, и нарушение сложившихся норм. Бесконечное стремление человеческого разума не только источник заблуждений, но и залог егоконечного оправдания и спасения:



Кто трудится вечно и вечно стремится,

Того мы можем спасти…

Спасение легендарного Фауста в эпилоге – это оправдание свободных исканий человеческой мысли и человеческой воли, порвавшей с бытовыми предрассудками и традиционной моралью – в этом сказывается оптимизм Просвещения – с его верой в человеческий разум, в моральную ценность человеческой личности. Хотя это искание истины чревато трагедией, чревато и личными, и общественными бедами.

 

Структура трагедии.

В 1-й части трагедии Фауст представлен в обстановке маленького средневекового города (кабинет, пирушка студентов, свидания с Гретхен, дуэль с Валентином). Мятежной личности, стремящейся к напряженному и страстному переживанию жизни, тесно в мире отвлеченного знания, схоластической науки, в этой узкой готической комнате со сводчатым потолком. Отсюда – картины лунной ночи за цветными стеклами готического кабинета Фауста, уставленного фолиантами, колбами, ретортами и прочим реквизитом средневековой учености.

Отсюда и готовность Фауста выйти в мир. Наиболее существенное у Гете отступление от содержания легенды: Фауст в сцене заклинания вызывает не дьявола, а Духа Земли, символический образ которого предваряет своим появлением выход Фауста в мир.

Все, что происходит с Фаустом после явления духа Земли, раскрывается как действительное содержание человеческой жизни – с ее горестями и радостями. При этом Мефистофель выступает в качестве превосходного знатока того, что происходит на поверхности жизни, в ее повседневности. В его ведении все примитивные человеческие потребности и желания, человеческие слабости, заблуждения, предрассудки.



Вот Фауст покидает келью, выходит в широкий мир. Мефистофель пообещал повести на пирушку ученых, и они оказываются в подвале, в погребке Ауэрбаха, попадают в обстановку грубого веселья, отсутствия духовных стремлений. Это самый низкий слой людей, причастных науке. Фаусту с самого начала эта компания претит. Мефистофель чувствует себя в своей стихии, поскольку все здесь подтверждает низкое представление о человеке. Первый выход в свет вызывает у Фауста только отвращение.

Но все это не относится к глубинному содержанию человеческой жизни. Истинный смысл жизни, подлинная сущность земной природы выражается во взаимной сердечности человеческих отношений, в любви, счастье.

Любовь Фауста и Маргариты - сюжетное новшество, не предусмотренное легендой. Но это и есть непосредственное, страстное переживание жизни, которое противостоит отвлеченному знанию. Но счастье в любви оказывается непрочным. История Маргариты заканчивается трагически. Начальная стадия жизненного рути героя насколько насыщенна, настолько и опустошительна.

2-я часть трагедии была завершена незадолго до смерти Гете. Как и всякая традиционная драма, 2-я часть «Фауста» делится на пять актов, неравных по объему. Нет обычного поступательного драматургического движения, где каждая сцена логически вытекает из предыдущей. В центре внимания – движение Фауста через разные сферы реального и нереального с целью познания. Пари не потеряло силу, хотя о нем и мало говорится.

Во 2-й части Фауст, по замыслу Гете, должен подняться в область явлений исторической и общественной значимости: Государственная служба, Познание, Искусство, Война, Деятельность во имя человеческого блага. Для этого легенда о Фаусте (Народная книга, да и кукольная комедия) давала подходящую сюжетную канву: Приключения Фауста при дворе Императора, его обручение с Еленой Спартанской, прекраснейшей женщиной древнего мира.

Политическая власть, Красота, Труд – таковы ступени, по которым поднимается Фауст.

Материал Гете черпает из предания. Но эти элементы народной легенды отчасти отражают и личную судьбу автора. При чтении 2-й части трагедии невольно возникает аналогия между Фаустом, оказавшимся после бурного периода юношеской страсти на службе у императора, и Гете, не менее удивительным образом прервавшим свою штюрмеровскую юность государственной службой в Веймаре. Подобно Фаусту, который погружается после напрасных попыток обновления старой государственной системы в мир античной красоты (брак с Еленой), и Гете обращается после неудач своей реформаторской деятельности с античному искусству с надеждой облагородить с его помощью современную действительность. Наконец, возникает связь между Фаустом, убедившемся в нереальности своего союза с античностью и ищущим после этого другие, более действенные пути совершенствования жизни, и Гете, преодолевшим иллюзии Веймарского классицизма и ступившим на новый, качественно иной путь художественного освоения мира.

В 1-м действии 2-й части изображается двор императора, где Фауст, как новый фаворит, кроме устройства увеселений, праздничного маскарада, должен помочь восстановлению власти феодального монарха с помощью обманчивого нового средства – бумажных денег.

Во 2-м действии Фауст снова попадает в свой кабинет. Вагнер создает в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному. Путь пролегает через Классическую Вальпургиеву ночь, где оживают символические образы античной мифологии, к воскресшей Елене, которая выступает в трагедии Гете не как дьявольское наваждение народной драмы, а как высшее воплощение идеала женской красоты.

В 3-м действии изображается встреча и обручение гречанки Елены и Фауста, античного мира со средневековым Христианством и рождение из этого союза современного искусства, олицетворенного в образе мятежного отрока Эвфориона, который своей блестящей и краткой жизнью и героической смертью чем-то напоминает Байрона и его поэтическую судьбу.

После гибели Эвфориона и исчезновения Елены Фауст возвращается к жизненной реальности. С помощью Мефистофеля он побеждает врагов императора и получает от него землю на берегу моря. Это 4-е действие.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.