Сделай Сам Свою Работу на 5

Гейне канонизатор и разрушитель романтизма.





Немецкий романтизм

Абсолют. Природа. Человек. Поэзия. Абсолют.

Сон. Мечта. Сказка. Золотое прошлое. Фольклор. Путешествие. Фрагмент.

Глаза. Зеркало. Двоемирие. Уход. Противоречивость. Универсум.

Ирония. Гротеск. Сарказм. Насмешка.

Непредсказуемость. Трагичность. Непонимание. Обреченность. Столкновение.

Предпосылки

На формирование литературы немецкого романтизма оказала влияние идеалистическая философия Фихте и Шеллинга, а также Гете «Вильгельм Мейстер». Утверждение активности человеческого сознания, выдвигаемое Фихте, воспринималось как призыв к свободе индивидуальности, подавляемой феодальным государством. Философия природы Шеллинга приводила к осознанию внутреннего единства вселенной как живого организма. Разбуженный революцией дух великих перемен в Германии приобретал умозрительный характер. В искусстве романтизма на первый план выступали не насущные заботы дня, а философские проблемы бытия. Это определило особый характер немецкой романтической литературы.

 

В литературе немецкого романтизма можно выделить три периода.

Первый — с 1796 по 1806 годзнаменует собой становление романтического метода и романтической эстетики. Литература этого периода устремлена на решение глобальных вопросов места человека в мире и преобразующей роли искусства.



 

- Шлегель

- Людовик Тик

- Новалис

- Шеллинг

- Шлейермахер

 

Второй период — с 1806 по 1814 год.Годы наполеоновского нашествия на Германию

и связан с пробуждением немецкого национального самосознания.

— знаменует обращение художников немецкого романтизма к народности и народным истокам, к фольклору. Изображаемые конфликты начинают обретать более конкретный характер. Спасение мира зависит от растворения индивидуального в «народном теле». Положительные ценности они пытались найти в народной психологии, в патриархальных нравах и докапиталистических формах жизни. Отрицание эгоизма и индивидуализма современного мира приводило их к идеализации старины.

 

 

- Арни

- Брентано

- Братья Гримм

- Клейст

 

В третий период — с 1814 по 1830 год — романтики начинают более глубоко и пристально вглядываться в современную действительность, выявляя ее уродливую дисгармоническую сущность.



 

- Гофман

- ранний Гейне (поэзия)

 

Широкие горизонты мира, как бы заново открывшегося современникам великих исторических событий, в сознании романтиков обретают очертания космической необозримости. Не частное и местное становится предметом их внимания, а то, что они называли универсумом: всеобъемлющая жизнь природы и жизнь человеческого духа. Господствующим началом в их эстетике и художественной практике оказывается не столько предметность материального мира, сколько настроение, вызываемое им.

 

Интенсивное восприятие природы, ее силы, ее поэзии, ее деятельной жизни свойственно почти всем без исключения немецким романтикам. Они остро ощущали и бесконечное разнообразие мира, и бесконечность человеческих устремлений. Формой художественного воплощения бесчисленных вариантов бытия в их искусстве стал фрагмент.

 

Фрагментарность композиции, незаконченность произведения — частый случай в повествовательном искусстве романтиков. В отличие от просветителей романтики не полностью полагаются на человеческий разум. Мир слишком сложен и противоречив, чтобы его можно было просто объяснить. Его разгадку можно лишь предчувствовать.

 

Предчувствие — важная категория романтического миропонимания. Обилие таких характерных для романтической литературы определений, как «непостижимый», «невыразимый», «несказанный», «странный» и «удивительный», не просто примета романтического стиля. Это — отражение в стиле самого мировоззрения.



Тайна мира часто выражается с помощью фантастических образов, нереальных ситуаций, гротескных форм.Романтики не столько пытаются отразить действительность, сколько выразить ее возможности, передать свое ощущение от ее разнообразия и непостижимости. Свойственное всему романтизму отталкивание от окружающего бытия проявляло себя не в надеждах на новый, более совершенный общественный порядок, а в устремленности в мир красоты и высокой духовности.

 

Низменной, сугубо материальной природе окружающей действительности немецкие романтики противопоставляли искусство и красоту человеческих отношений. Они создали культ дружбы и любви. Огромное этическое значение романтического понимания любви заключалось в утверждении избранности, неповторимости этого чувства, примата духовного над физическим, в требовании внутренней близости, взаимопонимания и душевной гармонии любящих.

 

Наиболее полное выражение духовного начала романтики видели в музыке. Музыкант, поэт, живописец — главный объект художественного осмысления в немецкой романтической литературе.

 

Творческая одаренность — высшая форма развития личности.

Искусство способно к глубочайшему познанию жизни.

Идеал природы постигается не разумом и наукой, а интуитивно, через искусство. «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого» - Новалис

 

Ядром романтической эстетики является концепция «романтической иронии». Суть романтической иронии можно изложить следующим образом: это двойная насмешка. С одной стороны, это насмешка над действительностью, которая представляется романтикам низкой и безобразной. С другой стороны, насмешка над самим художественным произведением, которое, как только оно написано, само становится частью действительности, утрачивая черты чистой идеальности.

 

 

Новалис

Идеология:

Мир состоит из 4 царств:

- царство Природы «Ученики в Саисе» - природу надо понять духовно, интуитивно, а не подчинять ее. Познать себя через нее.

- царство Ночи «Гимны к ночи» - сон (смерть) как средство для самопознания, врата в иной мир бытия.

- царство Христа «Духовные песни» - слияние с Вечностью, новая жизнь, духовный абсолют.

- царство Поэзии «Генрих фон Офтердинген» - поэзия как философия. Через нее можно постичь гармонию окружающего мира и познать самого себя.

 

Все, о чем говорят, рассказывают и думают персонажи, все, что им грезится или снится, чем они живут внутренне, - это самое важное. Во сне герою видится чудесный «голубой цветок» - как образ голубой мечты – который пробуждает его душу, влечет к поиску, путешествию, к познанию себя не через эмпирику, а через внутреннее созерцания. И поэзия – это ключ.

 

Развитие действия заранее предсказано – прием предварения

Никакой авантюры и крутых поворотов в его произведении.

Роман как росток, растет последовательно и медленно. Сказочное повествование превращает время в вечность.

Герой отправляется в путешествие не для познания неизвестного, а за пониманием старого, известного. Обновленный взгляд на привычное.

На пути Генрих встречает множество людей, чьи творческие профессии (ремесленники, поэты, музыканты) раскрывают глубину души человека в творчестве.

 

От купцов он узнает о магической, преобразующей мир силе поэзии. Крестоносец пове-

ствует ему о войнах, пленница с Востока — о богатой экзотике дальних стран. Рудокоп открывает Генриху тайны подземного мира, отшельник — человеческую историю. В Аугсбурге Генрих встречается с поэтом Клингсором и в его дочери Матильде узнает лицо, мелькнувшее ему в глубине Голубого цветка. Первая часть завершается сказкой Клингсора, в которой содержится мысль об оживлении мира с помощью любви и поэзии. В этой части происходит процесс созерцательного постижения мира героем.

Во второй, недописанной части Генриху суждено стать поэтом.

 

Поэтическое призвание для Новалиса — сила, способствующая не только познанию, но и преобразованию мира.

Значительное место в повествовании занимают диалоги. В них больше, чем в развитии фабульного действия, раскрываются идеи автора.

 

Для Новалиса важна не материальная, а духовная сущность мира. Его произведение не стремится к изображению действительности, а лишь символически намечает ее контуры.

 

В романе Новалиса растаяли бытовые условности и барьеры. Поэтика романа насквозь символична. В символах сливаются прошлое и настоящее, мечта и реальность. Мысль автора устремлена на постижение всеобъемлющих законов бытия. Субъективная диалектика сознания, свойственная философии Фихте, преобразуется здесь в диалектику взаимоотношений человека с человеком и с миром природы в духе учения Шеллинга о «мировой душе», рассматривавшего весь мир как единый живой организм. Сложные идеи

романа заключены в подчеркнуто ясную языковую форму. Абстрактным понятиям придана поэтическая выразительность.

 

 

Генрих фон Клейст

 

Под пером Клейста новелла обрела невиданную до того масштабность: он ставил своих героев перед неразрешимыми противоречиями, как бы обнажая несовершенство современного мироустройства. Для характеристики новеллы Клейста как жанра более всего подходит определение, которое дается трагедии в словарях: изображение непримиримых жизненных конфликтов, таящих в себе катастрофические последствия.

 

Трагизм героев новелл Клейста обусловлен их стремлением к утверждению абсолюта (теория Канта)

Чувство справедливости в «Михаэле Кольхаасе»

Чувство доверия в «Маркизе д О»

Сомнение во всесилие индивида выдвигается на первый план.

Тема разлада, раздвоения души, нетождественности человека самому себе – центр новеллистики. Его герои либо сопротивляются этому чувству, бунтуют и погибают, либо примиряются.

 

По Клейсту, единственная нравственная задача для личности – вера в себя и доверие своему чувству и чувству другого человека, вопреки рассудку.

 

Гофман

 

Не был признан в Германии в первые 15 лет своего литературного творчества. И только в начале 20го века к нему приходит одобрение.

Получил юридическое образование и начал работать государственным чиновником.

Обнаружил в себе творческие таланты, но никогда не мог полностью посвятить себя тому, что ему не нравилось. И в его жизни складывается два мира: внешний мир-чиновничий, второй мир, внутренний-писательский мир, ночной мир.

 

Первый период творчества. «Фантазии в манере Калло». «Золотой горшок». Эстетические идеи Гофмана. Гофман отстаивает свое право художника на заострение смешных, ужасных и поэтических явлений действительности, на преображающую силу творческого воображения и творческой фантазии.

В «Фантазиях...», ранних рассказах Гофмана большое место принадлежит музыке. Здесь впервые появляется образ капельмейстера Крейслера — романтического энтузиаста, всецело преданного своему искусству. В этот образ Гофман вложил много собственных мыслей и переживаний. Поглощенность музыкой заставляет Крейслера особенно остро ощущать дисгармонию мира. Он вынужден музицировать в домах богатых филистеров, которые не восприимчивы к прекрасному. Музыка для них лишь приятный десерт после вкусного ужина. Это рождает романтический конфликт художника с миром, делает его фигурой трагически одинокой.

 

Второй период творчества. «Крошка Цахес». «Житейские воззрения кота Мурра».Последние восемь лет своей жизни Гофман живет в Берлине, находясь на службе в государственном суде. Негодность существующего судопроизводства приводит его к конфликту со всей прусской государственной машиной. И в творчестве его происходят изменения. От этической критики действительности художник переходит к социальной.

Если в ранние годы объектом его насмешки было филистерство, то теперь он обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой, более политически окрашенной. Гротескные образы выражают неразумие законов существующей общественной жизни.

 

Музыка – основа творческого бытия. В ней воплощен дух природы, ее божественное, вечное начало. Дух музыки и всего искусства позволяет человеку почувствовать свое высокое назначение и ведет его в храм Бытия.

Музыка синтезирует в себе все другие виды искусства. В музыке – природная истина.

 

В душе, в окружающей действительности, в природе и в небесном мире: во всем есть «двоемирие». Мертвое и живое. Светлое и темное. Добро и зло. Действительность и фантом. Зеркало (глаза) как символ иного мира. Глаза это зеркало души.

 

Гофман насыщает иронию трагическим звучанием, у него она заключает в себе сочетание трагического и комического.

 

У Гофмана – антитеза художника и общества. Ром.герой живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое противоречие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.

 

Мир разделен на энтузиастов (художников, творцов) и обывателей (добрых людей, но без таланта).

 

Гофманиада – мир, полный таинственными образами и ситуациями, двойниками и страстью к творчеству, и неизменная привязанность к реальному миру, быту.

 

Творческий человек для окружающих – «безумец», «мечтатель», «фантазер», «выдумщик», служащий царству грез, никакой пользы для общества, живет в другой реальности.

 

Гофман владеет всем спектром комического — от юмора, иронии до сарказма. Комическое соединяется у него с гротеском, непревзойденным мастером которого он был.

«Сердце умиляется, когда видишь, как широко распространяется у нас культура» - пишет образованная обезьяна другой обезьяне.

 

В. Г. Белинский высоко ценил сатирический талант Гофмана, отмечая, что он умел «изображать действительность во всей ее истинности и казнить ядовитым сарказмом филистерство... своих соотечественников».

 

 

Гейне

Общая периодизация творческого пути Гейне такова.

 

Первый этап - 1816-1831 гг.- до эмиграции в Париж. Становление романтического метода преимущественно в лирике и отчасти в художественной прозе.

 

Второй этап- 1831 -1839 гг.- до книги «Людвиг Берне». Развитие и углубление общественно-политической публицистики.

 

Третий этап-1839-1848 гг.- расцвет политической лирики. Новые темы в публицистике («Лютеция»).

 

Четвертый этап - 1848-1856 гг.- послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно-эстетические устремления в деятельности поэта.

Вся творческая деятельность великого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа. Творческое наследие Гейне, проникнутое гуманистическими идеалами свободы человеческой личности, утверждающее необходимость справедливого переустройства общества, помогает демократическим силам мира в их борьбе за социальные преобразования, за мирный труд для всех народов.

 

 

Поэт – лирик и поэт – трибун, политический борец, большой мастер художественной

прозы и публицистики. Борец против прусского милитаризма, против шовинизма немецкой буржуазии и юнкерства – был ненавистен фашистам.

Зато его творчеством восхвалялись русские революционеры (Писарев, Чернышевский, Добролюбов, а также Горький, хоть и критиковали за отсутствие должной хватки и стойкости). Сотрудничал с Марксом и Энгельсом.

 

Глубокое знание немецкого фольклора, овладение традициями народной песни являются характерной чертой всего поэтического творчества Гейне, в том числе и его первого сборника стихотворений. «Книга песен».

 

Главные темы сборника традиционны для романтизма, это любовь и

природа. Любовь — наиболее субъективное чувство, природа — то, что

существует объективно. Лирический герой стихов Гейне, подобно

самому поэту, взрослея, разрывает рамки субъективности и начинает

видеть окружающий мир. Этот путь взросления представлен в сборнике

хронологическим расположением циклов, включенных в него поэтом.

 

Своего полного расцвета поэтическое мастерство Гейне достигло в циклах стихов, названных им «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину». Здесь окончательно складываются характерные черты романтической любовной лирики поэта. Стихотворения этих двух сборников отличаются от предыдущих циклов своим светлым, радостным колоритом. Мягкая грусть неразделенной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихов.

 

В противоположность романтикам реакционного лагеря, поэтизировавшим мистическую, потустороннюю любовь, Гейне в своих стихах утверждал идеал земной любви во всей его реальной жизненной красоте.

 

В «Путевых картинах» с гораздо большей отчетливостью, чем в «Книге песен», сказалась политическая оппозиционность Гейне.

 

Книга проникнута страстным протестом против феодально-монархического режима и клерикального гнета в стране, подавлявших всякое стремление к свободе и прогрессу. Форма путевых заметок, не связывая автора определенным сюжетом, дает Гейне возможность высказывать свои суждения о политических событиях, описывать картины нравов, природу родной страны. Повествование перемежается многочисленными

лирическими отступлениями, старинными легендами. Романтически возвышенные картины природы, свободная лирическая импровизация сменяются документальными описаниями. Гейне подвергает беспощадному осмеянию шовинизм тупых немецких обывателей, сухую, педантичную схоластику, подменяющую подлинную науку в немецких университетах. Рассказывая о городах и селениях, встречающихся ему на пути, Гейне сумел в этих эпизодах передать типичные черты захолустной, погрязшей в мещанстве и мелких страстишках раздробленной Германии.

 

В конце 30-х -начале 40-х годов в творчестве Гейне появляются новые существенные моменты. Поэт подходит к обобщению своих наблюдений над развитием буржуазного общества, к пониманию исторической роли пролетариата, делает вывод о неизбежности революции. Эти новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получил отражение в его книге «Людвиг Берне» (1840). «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма»,— этой мыслью пронизана вся книга Гейне.

 

Сенсуализм – принцип посюстороннего самоосуществления человеческой личности и представление о праве каждого индивидуума на земное, прижизненное счастье. Противопоставлен христианскому спиритуализму – счастье на небе.

«Я умру как поэт, который не нуждается ни в религии, ни в философии и которому нет дела ни до первой, ни до второй из них».

 

Гейне канонизатор и разрушитель романтизма.

Культ свободной личности, культ Наполеона и тема «мировой скорби», провозглашаемая мечта приближает его к романтикам. Но поэт в момент зарождения мечты ставит ее под сомнение и даже убивает ее горькой иронией и непоколебимым скепсисом.

 

Гейне приземлен, в отличие от того же Байрона. Он конкретен, политичен, социален. Еще одно отличие его творчества от Гете и романтиков – переход от индивидуального к общему. От субъективной к объективной оценки мира, переживания.

Некоторый сентиментализм, склонность к малой форме короткой лирики, смешение поэзии и публицистики (полистилистика) сделали Гейне популярным.

Гейне хочет верить в былое могущество Германии, в объединении территорий.

Главное достоинство Гейне – способность соединять личное откровение с духом времени.

Шедевры его творчества – «Книга песен», «Путевые картины», «Романцеро», «Атта Тролль», «Германия. Зимняя сказка» и «Флорентийские ночи».

 

Поэма Германия. Романтико-политическая поэма. Уход в золотое прошлое. БИБЛИЯ. Мифология. Предания. История. Реальность. Социальность. Биография Гейне. Легенды. Личности. Враги и цензоры Гейне. Покровители и семья. Боги и правители. Народ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.