|
Зав.кафедрой Г.О. Насимова
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Образовательная программа по специальности «5В050200-Политология»
| Утверждено
на заседании Ученого совета факультета философии и политологии
Протокол №___от « ____»_______ 2013 г.
И.о. декана факультета _____ Исмагамбетова З.Н.
|
СИЛЛАБУС
Модуль №__ « Название »
«Код и название Геополитика»
3 курс, р/о, семестр (осенний )3 кредита,
тип дисциплины (обязательный)
Лектор:
Омарғазы Ерғали Ерғазыұлы., кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры политологии, телефоны (рабочий, домашний, мобильный), e-mail: yerga@mail.ru , каб.: 404
Преподаватель (практические, семинарские, лабораторные занятия):
Омарғазы Ерғали Ерғазыұлы., кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры политологии, телефоны (рабочий, домашний, мобильный), e-mail: yerga@mail.ru , каб.: 404
Цель курса -раскрыть важные аспекты развития мирового геополитического процесса в контексте глобального развития и исторических реальностей. Показать основные геополитические тенденции современного мирового процесса в контексте разрешения противоречий, становления целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Задачи:
· проанализировать зарождение, становление и развитие основных геополитических школ;
· изучить геополитические тенденции основных политических игроков в контексте разрешения противоречий современного мирового развития.
· развивать у студентов способность к креативному мышлению, как писал И. Кант «Не мыслям надобно учить, а мыслить».
Компетенции:
· инструментальные: знать и уметь использовать категориальный аппарат, научные идеи, теории, концепции политологического знания, развивать способность к анализу научной литературы, комментированию исторических источников;
· межличностные: умение воспринимать разнообразие и культурное многообразие; иметь представление о принципах толерантности и межкультурного диалога, способность убеждать, аргументировать, делать выводы;
· системные: способность контекстуализировать новую информацию и давать ей толкование, способность соотносить процессы международной жизни с политической и социально-экономической ситуацией в Казахстане, способность находить и анализировать информацию из различных источников;
· предметные компетенции: политическая грамотность, т.е. определять сущность и своеобразие различных концептуальных подходов и направлений в изучении международных отношений; разбираться в методологическом инструментарии науки; соотносить и оценивать теоретические положения, выдвигаемые приверженцами различных научных школ теории международных отношений; самостоятельно ориентироваться в научной литературе по теории международных отношений.
Пререквизиты: политология, история политических учений.
Постреквизиты:мировая политика и международные отношения, современные международные отношения и глобальное развитие.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Неделя
| Название темы
| Кол-во часов
| Максимальный балл
| Модуль 1 Теоретические основы геополитики.
|
| Лекция 1. Геополитика как наука и учебная дисциплина.
|
|
| Семинарское занятие 1. Геополитика: дефиниция, методы, функции.
|
|
|
| Лекция 2. История формирования геополитических взглядов и подходов в античной и средневековой общественной мысли.
|
|
| Семинарское занятие 2. История формирования геополитических взглядов: взгляды Гипократа, Полибий. Н. Макиавели и т.д.
|
|
|
| Лекция 3. Географический детерминизм-доминанта в политических учениях Нового времени. Современные геополитические школы и концепции
|
|
| Семинарское занятие 3. Географический детерминизм Шарля Луи Монтескье. Взгляды американских и западноевропейских ученых и геополитиков.
|
|
| СРСП Основные подходы в геополитике: теоретические предпосылки и праксиологические фундаменты.
|
|
|
| Лекция 4. Основные классические геополитические теории.
|
|
| Семинарское занятие 4. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля., «Средняя Европа» Рудольфа Челлена и Фридриха Наумана и тд.
|
|
| СРСП: Теория «морского могущества» Альфреда Т.Мэхена.
|
|
|
| Лекция 5. Теоретические проблемы мировых геополитических циклов.
|
|
| Семинарское занятие 5. Две школы геополитики. Сдвоенная модель Кондратьева-Валлерстайна для анализа геополитических изменений.
|
|
| СРСП: Циклы гегемонии П. Тейлора.
|
|
|
| Модуль 2 Основные геополитические центры современности.
Лекция 6. США в системе геополитических отношений.
|
|
| Семинарское занятие 6. Положение и роль США в современном мире. Интересы и стратегия США.
|
|
| СРСП: Инструменты и методы политики США в Центральной Азии.
|
|
|
| Лекция 7. Приоритеты европейской геополитики. Объединенная Европа как новый геополитический центр силы.
|
|
| Семинарское занятие 7. Проблемы формирования единого европейского пространства. ЕС становления, проблемы и перспективы развития.
|
|
| СРСП: Основные стратегические противоречия между ЕС и США. (эссе).
|
|
| |
|
|
| 1 Рубежный контроль
|
|
|
|
| Лекция 8. Геостратегическая политика Китая: Внешняя политика Китая на современном этапе., Ключевые тенденции внутриполитического и социального развития Китая.
|
|
| Семинарское занятие 8. Китайская геополитика и дипломатия в Центральной Азии.
|
|
| СРСП . Казахстанско-китайские отношения: геполитические и геоинтеграционные процессы.
|
|
|
| Лекция 9. Геополитика и общественное развитие Японии.
|
|
| Семинарское занятие 9. Историческая ретроспектива и сегоднешние положение Японий в мире.
|
|
| СРСП Роль Японии в АТР. (доклад).
|
|
|
| Лекция 10. Геополитика мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия и т.д.)
|
|
| Семинрское занятие 10.Мир ислама в поисках единой геополитической стратегии.
|
|
| СРСП Лжевзгляды на Ислам и истина религий: Исламский фундаментализм и проблема терроризма? (доклад)
|
|
|
| Лекция 11. (Л) Геополитика и внешняя политика западноевропейских стран: Франция, Германия и т.д.
|
|
| Семинарское занятие 11. Геополитическая и геоэкономическая роль Германий в Европейском континенте. Геостратегические интересы во внешней политике Франции.
|
|
| СРСП Казахстанско- германские, казахстанско-французкие долгосрочные отношения: проблемы и перспетивы развития. (эссе).
|
|
|
| Лекция 12. Геополитика России в XXI веке. Россия в глобальном мире.
|
|
| Семинарское занятие 12. Евразийский континент и Россия: геополитические процессы.
|
|
| СРСП Россия - США: партнерство или соперничество? (доклад).
|
|
|
| Лекция 13. Центральная Азия в формирующейся геополитической структуре мира: Взаимоотношения стран Центральной Азии: состояние и тенденции. (проблемная лекция).
|
|
| Семинарское занятие 13. Историко-географический аспект геополитики Центральной Азии.
|
|
| СРСП Геополитические приоритеты Новых Независимых Государств Центральной Азии. (метод проектов).
|
|
|
| Лекция 14. Геостратегическая политика Республики Казахстан. Многовекторная внешняя политика Республики Казахстан.
|
|
| Семинарское занятие 14. Многовекторная внешняя политика и геополитическое положение Республики Казахстан.
|
|
| СРСП Модель геополитического положения Казахстана. (дисскусия).
|
|
|
| Лекция 15. Каспийское море как геополитическая проблема.
|
|
| Семинарское занятие 15. Казахстан и геополитический статус Каспий.
|
|
| СРСП Нефтяные интересы мировых государств в Каспийском регионе и национальная безопасность Казахстана. Позиции прикаспийских государств по разделу моря.
|
|
| | |
|
| 2 Рубежный контроль
| |
| | Экзамен
| |
| | ВСЕГО
| |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
- Геополитика: Хрестоматия. Сост.Б.А.Исаев. СПб. 2007.-512 с.
- Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учеб.пособие. М. 2007.-317с.
- Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. Учебник для вузов. М. 2002.- 479 с.
- Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник для вузов. М. 2007.-527 с.
- Шайхутдинов М.Е. Геополитика: история, теория, практика. В 4-х томах. Т.1 Геополитика Запада. Павлодар. 2005. – 607 с.
Дополнительная:
- Черчилль У. Мускулы мира. М.2008-528с.
- Первый Форум по проблемам безопасности и сотрудничества в Центральноазиатско-Каспийском регионе. Под ред. М.Е. Шайхутдинова // Материалы Форума. Алматы. 2008. – 188 с.
- Шайхутдинов М. Региональная и глобальная безопасность в XXI веке: концептуальные подходы и реальность // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 11-16.
- Фредерик Стар. Историческая перспектива сотрудничества в Центральной Азии // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 17-24.
- Власов А. Центральная Азия, Южный Кавказ и Каспий – единый геостратегический регион. Новые вызовы и риски для России и Казахстана // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 25-28.
- Иманалиев М. Центральная Азия в условиях глобализирующегося мира // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 29-34.
- Чжао Хуашэн. Теоретические и практические основы китайской дипломатии в Центральной Азии // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 47-59.
- Сунь Чжуанчжи. Политика КНР в отношении Центральной Азии: современное положение и перспективы // Казахстан в глобальных процессах. 2005. № 1. С. 94-97.
- Лаумулин М.Т. Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия // Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006. Том. II -348 с.
- Лаумулин М.Т. Геополитика и международные отношения (вторая половина ХХ- XXI века) // Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. Том. III -280 с.
- Сыроежкин К.Л. Китая: военная безопасность. Алматы: КИСИ при Президенте РК. 2008.-268 с.
- Нефтегазовые ресурсы Казахстана в системе мировых и региональных отношений. Алматы: КИСИ.2002.- 216с.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ Политика курса
Все виды работ необходимо выполнять и защищать в указанные сроки. Студенты, не сдавшие очередное задание или получившие за его выполнение менее 50% баллов, имеют возможность отработать указанное задание по дополнительному графику. Студенты, пропустившие лабораторные занятия по уважительной причине, отрабатывают их в дополнительное время в присутствии лаборанта, после допуска преподавателя. Студенты, не выполнившие все виды работ, к экзамену не допускаются. Кроме того, при оценке учитывается активность и посещаемость студентов во время занятий.
будьте толерантны, уважайте чужое мнение. Возражения формулируйте в корректной форме. Плагиат и другие формы нечестной работы недопустимы. Недопустимы подсказывание и списывание во время сдачи СРС, промежуточного контроля и финального экзамена, копирование решенных задач другими лицами, сдача экзамена за другого студента. Студент, уличенный в фальсификации любой информации курса, несанкционированном доступе в Интранет, пользовании шпаргалками, получит итоговую оценку «F».
За консультациями по выполнению самостоятельных работ (СРС), их сдачей и защитой, а также за дополнительной информацией по пройденному материалу и всеми другими возникающими вопросами по читаемому курсу обращайтесь к преподавателю в период его офис-часов.
Оценка по буквенной системе
| Цифровой эквивалент баллов
| %-ное содержание
| Оценка по традиционной системе
| А
| 4,0
| 95-100
| Отлично
| А-
| 3,67
| 90-94
| В+
| 3,33
| 85-89
| Хорошо
| В
| 3,0
| 80-84
| В-
| 2,67
| 75-79
| С+
| 2,33
| 70-74
| Удовлетворительно
| С
| 2,0
| 65-69
| С-
| 1,67
| 60-64
| D+
| 1,33
| 55-59
| D-
| 1,0
| 50-54
| F
|
| 0-49
| Неудовлетворительно
| I
(Incomplete)
| -
| -
| «Дисциплина не завершена»
(не учитывается при вычислении GPA)
| P
(Pass)
| -
| -
| «Зачтено»
(не учитывается при вычислении GPA)
| NP
(No Рass)
| -
| -
| «Не зачтено»
(не учитывается при вычислении GPA)
| W
(Withdrawal)
| -
| -
| «Отказ от дисциплины»
(не учитывается при вычислении GPA)
| AW
(Academic Withdrawal)
|
|
| Снятие с дисциплины по академическим причинам
(не учитывается при вычислении GPA)
| AU
(Audit)
| -
| -
| «Дисциплина прослушана»
(не учитывается при вычислении GPA)
| Атт.
|
| 30-60
50-100
| Аттестован
| Не атт.
|
| 0-29
0-49
| Не аттестован
| R (Retake)
| -
| -
| Повторное изучение дисциплины
|
Рассмотрено на заседании кафедры
протокол № __ от « __ » ___________ г.
Зав.кафедрой Г.О. Насимова
Лектор Е.Е. Омарғазы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|