Сделай Сам Свою Работу на 5

Зав.кафедрой Г.О. Насимова





КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Образовательная программа по специальности «5В050200-Политология»

    Утверждено на заседании Ученого совета факультета философии и политологии Протокол №___от « ____»_______ 2013 г. И.о. декана факультета _____ Исмагамбетова З.Н.

СИЛЛАБУС

Модуль №__ « Название »

«Код и название Геополитика»

3 курс, р/о, семестр (осенний )3 кредита,

тип дисциплины (обязательный)

 

Лектор:

Омарғазы Ерғали Ерғазыұлы., кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры политологии, телефоны (рабочий, домашний, мобильный), e-mail: yerga@mail.ru , каб.: 404

Преподаватель (практические, семинарские, лабораторные занятия):

Омарғазы Ерғали Ерғазыұлы., кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры политологии, телефоны (рабочий, домашний, мобильный), e-mail: yerga@mail.ru , каб.: 404

Цель курса -раскрыть важные аспекты развития мирового геополитического процесса в контексте глобального развития и исторических реальностей. Показать основные геополитические тенденции современного мирового процесса в контексте разрешения противоречий, становления целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого мира.



Задачи:

· проанализировать зарождение, становление и развитие основных геополитических школ;

· изучить геополитические тенденции основных политических игроков в контексте разрешения противоречий современного мирового развития.

· развивать у студентов способность к креативному мышлению, как писал И. Кант «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Компетенции:

· инструментальные: знать и уметь использовать категориальный аппарат, научные идеи, теории, концепции политологического знания, развивать способность к анализу научной литературы, комментированию исторических источников;

· межличностные: умение воспринимать разнообразие и культурное многообразие; иметь представление о принципах толерантности и межкультурного диалога, способность убеждать, аргументировать, делать выводы;

· системные: способность контекстуализировать новую информацию и давать ей толкование, способность соотносить процессы международной жизни с политической и социально-экономической ситуацией в Казахстане, способность находить и анализировать информацию из различных источников;



· предметные компетенции: политическая грамотность, т.е. определять сущность и своеобразие различных концептуальных подходов и направлений в изучении международных отношений; разбираться в методологическом инструментарии науки; соотносить и оценивать теоретические положения, выдвигаемые приверженцами различных научных школ теории международных отношений; самостоятельно ориентироваться в научной литературе по теории международных отношений.

Пререквизиты: политология, история политических учений.

Постреквизиты:мировая политика и международные отношения, современные международные отношения и глобальное развитие.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Неделя Название темы Кол-во часов Максимальный балл
Модуль 1 Теоретические основы геополитики.
  Лекция 1. Геополитика как наука и учебная дисциплина.  
Семинарское занятие 1. Геополитика: дефиниция, методы, функции.
Лекция 2. История формирования геополитических взглядов и подходов в античной и средневековой общественной мысли.  
Семинарское занятие 2. История формирования геополитических взглядов: взгляды Гипократа, Полибий. Н. Макиавели и т.д.
Лекция 3. Географический детерминизм-доминанта в политических учениях Нового времени. Современные геополитические школы и концепции  
Семинарское занятие 3. Географический детерминизм Шарля Луи Монтескье. Взгляды американских и западноевропейских ученых и геополитиков.
СРСП Основные подходы в геополитике: теоретические предпосылки и праксиологические фундаменты.  
  Лекция 4. Основные классические геополитические теории.  
Семинарское занятие 4. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля., «Средняя Европа» Рудольфа Челлена и Фридриха Наумана и тд.
СРСП: Теория «морского могущества» Альфреда Т.Мэхена.  
Лекция 5. Теоретические проблемы мировых геополитических циклов.  
Семинарское занятие 5. Две школы геополитики. Сдвоенная модель Кондратьева-Валлерстайна для анализа геополитических изменений.
СРСП: Циклы гегемонии П. Тейлора.  
Модуль 2 Основные геополитические центры современности. Лекция 6. США в системе геополитических отношений.  
Семинарское занятие 6. Положение и роль США в современном мире. Интересы и стратегия США.
СРСП: Инструменты и методы политики США в Центральной Азии.  
  Лекция 7. Приоритеты европейской геополитики. Объединенная Европа как новый геополитический центр силы.  
Семинарское занятие 7. Проблемы формирования единого европейского пространства. ЕС становления, проблемы и перспективы развития.
СРСП: Основные стратегические противоречия между ЕС и США. (эссе).  
 
  1 Рубежный контроль  
 
Лекция 8. Геостратегическая политика Китая: Внешняя политика Китая на современном этапе., Ключевые тенденции внутриполитического и социального развития Китая.  
Семинарское занятие 8. Китайская геополитика и дипломатия в Центральной Азии.
СРСП . Казахстанско-китайские отношения: геполитические и геоинтеграционные процессы.  
Лекция 9. Геополитика и общественное развитие Японии.  
Семинарское занятие 9. Историческая ретроспектива и сегоднешние положение Японий в мире.
СРСП Роль Японии в АТР. (доклад).  
Лекция 10. Геополитика мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия и т.д.)  
Семинрское занятие 10.Мир ислама в поисках единой геополитической стратегии.
СРСП Лжевзгляды на Ислам и истина религий: Исламский фундаментализм и проблема терроризма? (доклад)  
Лекция 11. (Л) Геополитика и внешняя политика западноевропейских стран: Франция, Германия и т.д.  
Семинарское занятие 11. Геополитическая и геоэкономическая роль Германий в Европейском континенте. Геостратегические интересы во внешней политике Франции.
СРСП Казахстанско- германские, казахстанско-французкие долгосрочные отношения: проблемы и перспетивы развития. (эссе).  
Лекция 12. Геополитика России в XXI веке. Россия в глобальном мире.  
Семинарское занятие 12. Евразийский континент и Россия: геополитические процессы.
СРСП Россия - США: партнерство или соперничество? (доклад).  
Лекция 13. Центральная Азия в формирующейся геополитической структуре мира: Взаимоотношения стран Центральной Азии: состояние и тенденции. (проблемная лекция).  
Семинарское занятие 13. Историко-географический аспект геополитики Центральной Азии.
СРСП Геополитические приоритеты Новых Независимых Государств Центральной Азии. (метод проектов).  
Лекция 14. Геостратегическая политика Республики Казахстан. Многовекторная внешняя политика Республики Казахстан.  
Семинарское занятие 14. Многовекторная внешняя политика и геополитическое положение Республики Казахстан.
СРСП Модель геополитического положения Казахстана. (дисскусия).  
Лекция 15. Каспийское море как геополитическая проблема.  
Семинарское занятие 15. Казахстан и геополитический статус Каспий.
СРСП Нефтяные интересы мировых государств в Каспийском регионе и национальная безопасность Казахстана. Позиции прикаспийских государств по разделу моря.  
  2 Рубежный контроль
Экзамен
ВСЕГО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Основная:

  1. Геополитика: Хрестоматия. Сост.Б.А.Исаев. СПб. 2007.-512 с.
  2. Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учеб.пособие. М. 2007.-317с.
  3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. Учебник для вузов. М. 2002.- 479 с.
  4. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник для вузов. М. 2007.-527 с.
  5. Шайхутдинов М.Е. Геополитика: история, теория, практика. В 4-х томах. Т.1 Геополитика Запада. Павлодар. 2005. – 607 с.

Дополнительная:

  1. Черчилль У. Мускулы мира. М.2008-528с.
  2. Первый Форум по проблемам безопасности и сотрудничества в Центральноазиатско-Каспийском регионе. Под ред. М.Е. Шайхутдинова // Материалы Форума. Алматы. 2008. – 188 с.
  3. Шайхутдинов М. Региональная и глобальная безопасность в XXI веке: концептуальные подходы и реальность // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 11-16.
  4. Фредерик Стар. Историческая перспектива сотрудничества в Центральной Азии // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 17-24.
  5. Власов А. Центральная Азия, Южный Кавказ и Каспий – единый геостратегический регион. Новые вызовы и риски для России и Казахстана // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 25-28.
  6. Иманалиев М. Центральная Азия в условиях глобализирующегося мира // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 29-34.
  7. Чжао Хуашэн. Теоретические и практические основы китайской дипломатии в Центральной Азии // Казахстан в глобальных процессах. 2008. № 3. С. 47-59.
  8. Сунь Чжуанчжи. Политика КНР в отношении Центральной Азии: современное положение и перспективы // Казахстан в глобальных процессах. 2005. № 1. С. 94-97.
  9. Лаумулин М.Т. Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия // Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006. Том. II -348 с.
  10. Лаумулин М.Т. Геополитика и международные отношения (вторая половина ХХ- XXI века) // Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. Том. III -280 с.
  11. Сыроежкин К.Л. Китая: военная безопасность. Алматы: КИСИ при Президенте РК. 2008.-268 с.
  12. Нефтегазовые ресурсы Казахстана в системе мировых и региональных отношений. Алматы: КИСИ.2002.- 216с.

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ Политика курса

 

Все виды работ необходимо выполнять и защищать в указанные сроки. Студенты, не сдавшие очередное задание или получившие за его выполнение менее 50% баллов, имеют возможность отработать указанное задание по дополнительному графику. Студенты, пропустившие лабораторные занятия по уважительной причине, отрабатывают их в дополнительное время в присутствии лаборанта, после допуска преподавателя. Студенты, не выполнившие все виды работ, к экзамену не допускаются. Кроме того, при оценке учитывается активность и посещаемость студентов во время занятий.

будьте толерантны, уважайте чужое мнение. Возражения формулируйте в корректной форме. Плагиат и другие формы нечестной работы недопустимы. Недопустимы подсказывание и списывание во время сдачи СРС, промежуточного контроля и финального экзамена, копирование решенных задач другими лицами, сдача экзамена за другого студента. Студент, уличенный в фальсификации любой информации курса, несанкционированном доступе в Интранет, пользовании шпаргалками, получит итоговую оценку «F».

За консультациями по выполнению самостоятельных работ (СРС), их сдачей и защитой, а также за дополнительной информацией по пройденному материалу и всеми другими возникающими вопросами по читаемому курсу обращайтесь к преподавателю в период его офис-часов.

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-ное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо  
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно  
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D- 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно
I (Incomplete) - - «Дисциплина не завершена» (не учитывается при вычислении GPA)
P (Pass) - - «Зачтено» (не учитывается при вычислении GPA)  
NP (No Рass) - - «Не зачтено» (не учитывается при вычислении GPA)
W (Withdrawal) - - «Отказ от дисциплины» (не учитывается при вычислении GPA)
AW (Academic Withdrawal)     Снятие с дисциплины по академическим причинам (не учитывается при вычислении GPA)
AU (Audit) - - «Дисциплина прослушана» (не учитывается при вычислении GPA)
Атт.   30-60 50-100 Аттестован  
Не атт.   0-29 0-49 Не аттестован  
R (Retake) - - Повторное изучение дисциплины

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № __ от « __ » ___________ г.

Зав.кафедрой Г.О. Насимова

Лектор Е.Е. Омарғазы

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.