Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОСТРОЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗРЕЗОВ





Основная цель геологического разреза – наглядно показать взаимоотношения между разновозрастными отложениями в вертикальной плоскости. Среди складчатых структур выделяют положительные – антиклинальные, и отрицательные – синклинальные. Необходимо помнить, что в ядре антиклинали залегают более древние, чем на крыльях, отложения, а в ядре синклинали наоборот – наиболее молодые.

На построенном топографическом профиле ширина выходов одновозрастных отложений примерно одинакова (рис. 3, 1). Построение геологического разреза производят в следующей последовательности:

Из точек выходов на поверхность границ между отложениями

штрихами в виде наклонных линий показывают под углом 45° к горизонту, какая из смежных толщ лежит выше, а какая – ниже (рис.3, 2). В тех участках разреза, где соседние штрихи направлены в разные стороны, расположены ядра структур. Если штрихи при продолжении вниз сходятся в одной точке, то это ядро синклинали, если расходятся, то – антиклинали.

Справа и слева от ядра синклинали будут располагаться одновозрастные отложения, но более древние, чем в ядре. Например, на рис. 3, 2 наиболее молодые меловые отложения (К) слагают ядро синклинали, а справа и слева от ядра на профиле выходят более древние юрские отложения (J).



Рис. 3. Последовательность работы при составлении

схематического геологического разреза

На этом же профиле (см. рис. 3,1) наиболее древними являются каменноугольные отложения (С). Штрихи, ограничивающие их на профиле, направлены в разные стороны. Следовательно, это ядро антиклинали. Слева и справа от него выходят пермские отложения (Р), более молодые, чем в ядре складки.

· Установив ядра складок, плавными линиями проводят карандашом геологические границы между отложениями (рис. 3,3), стараясь, чтобы расстояние между ними сохранялось более или менее постоянным.

· Поднимают проведенные границы тушью – сплошными линиями внутри разреза и пунктиром выше поверхности профиля. Складки, построенные пунктиром, называют висячими (рис. 3, 4). Они показывают строение размытой, эродированной, части разреза.

· Все лишнее с профиля снимают. Проставляют стратиграфические индексы и раскрашивают его соответствующими цветами (см. рис. 3, 4).



В тех случаях, когда на построенном топографическом профиле ширина выходов одновозрастных отложений неодинакова (рис. 4, 1), а мощность их не изменяется, различная ширина выходов одновозрастных отложений указывает на наличие мелкой складчатости, которую необходимо показать на разрезе.

 

Рис. 4. Общий вид схематических геологических разрезов:

1 – при различной ширине выходов одновозрастных пород на поверхность;

2 – при наличии разрывного нарушения

 

При наличии разрывных нарушений (рис. 4, 2), обозначенных на профиле чертой с точкой, построение геологического разреза производят по частям, ограниченным двумя сместителями. Каждая из частей может рассматриваться как самостоятельный разрез. Следует отметить, что на линии разрыва не следует совмещать геологические границы между равновозрастными отложениями, подходящие справа и слева, а необходимо оставлять промежутки, подчеркивающие наличие смещения по сместителю.

 

Рис. 5. Пример выполнения построения геологического разреза

Список учебно-методической литературы

Основная

1. Короновский Н.В. Общая геология. – М.: КДУ, 2006. – 528с.

2. Короновский Н.В. Общая геология. – М.: МГУ, 2002. – 447с.

3. Короновский Н.В., Ясаманов И.А. Геология. - М.: Недра, 2005. – 208с.

4. Рапацкая Л.А. Общая геология. – М.: «Высшая школа», 2005. – 448 с.

 

Дополнительная

1. Гущин А.И. Практическое руководство по общей геологии. – М.: «Академия», 2004. – 56с.

2. Павлинов В.Н., Кизевальтер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии.- М.: Недра, 1991. – 270с.



 

Варианты контрольной работы

Вариант № 1

1. Геология как наука. Основные методы исследования.

2. Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать ледник с движущейся мореной.

4. Характеристика минералов класса силикатов. Понятие об особенностях образования (генезиса) горных пород.

5. Метаморфизм, его типы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 3).

 

Вариант № 2

1. Науки геологического цикла и связь изучаемой науки с другими геологическими науками.

2. Состав и строение земной коры.

3. Нарисовать схему рельефа дна Мирового океана.

4. Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5. Эффузивный магматизм. Типы изменения магмы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 4).

 

Вариант № 3

1. Методы определения относительного возраста горных пород.

2. Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3. Геологическая деятельность озер и болот.

4. Характеристика минералов класса сульфатов. Эффузивные магматические горные породы.

5. Геосинклинали.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 5).

 

Вариант № 4

1. Основные виды геологической деятельности на Земле.

2. Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3. Сила интенсивности землетрясений.

4. Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные магматические породы.

5. Карст. Оползни.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 6).

 

Вариант № 5

1. Экзогенные и эндогенные процессы на Земле.

2. Периоды мезозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать барханы и дюны.

4. Характеристика минералов класса окислов. Карбонатные и кремнистые осадочные породы.

5. Землетрясения, их типы. Сейсмические волны, сейсмографы и сейсмограммы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 7).

 

Вариант № 6

1. Краткая характеристика оболочек Земли.

2. Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать диапировую складку.

4. Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5. Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

 

Вариант № 7

1. Магнитное поле Земли.

2. Нарисовать сброс со всеми элементами.

3. Выветривание, его виды и продукты.

4. Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5. Платформы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 4).

 

Вариант № 8

1. Тепловое поле Земли.

2. Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3. Образование и типы ледников.

4. Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5. Поствулканические процессы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

 

Вариант № 9

1. Гравитационное поле Земли.

2. Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3. Колебательные движения земной коры.

4. Физические свойства минералов и их использование в качестве диагностических признаков. Понятие о горной породе и принципы их классификации.

5. Охрана природы при разработке месторождений полезных ископаемых.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

 

Вариант № 10

1. Влияние горного производства на окружающую среду.

2. Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3. Седиментация, диагенез, катагенез.

4. Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

 

Вариант № 11

1. Характеристика минералов класса силикатов. Понятие об особенностях образования (генезиса) горных пород.

2.Метаморфизм, его типы.

3.Влияние горного производства на окружающую среду.

4.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

5.Седиментация, диагенез, катагенез.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

 

Вариант № 12

1.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

2.Седиментация, диагенез, катагенез.

3.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

4.Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

 

Вариант № 13

1.Основные виды геологической деятельности на Земле.

2.Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3.Сила интенсивности землетрясений.

4.Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные

5.Седиментация, диагенез, катагенез.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.4).

Вариант № 14

1.Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

2.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

 

Вариант № 15

1.Методы определения относительного возраста горных пород.

2.Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

4. Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

5.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

 

Вариант № 16

1.Геология как наука. Основные методы исследования.

2.Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

4.Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5.Метаморфизм, его типы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 4).

 

Вариант №17

1.Науки геологического цикла.

2.Состав и строение земной коры.

3.Нарисовать схему рельефа дна Мирового океана.

4.Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5.Эффузивный магматизм. Типы изменения магмы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 5).

 

Вариант № 18

1.Методы определения относительного возраста горных пород.

2.Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3.Геологическая деятельность озер и болот.

4.Характеристика минералов класса сульфатов. Эффузивные магматические горные породы.

5.Геосинклинали.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 6).

 

 

Вариант №19

1.Основные виды геологической деятельности на Земле.

2.Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3.Сила интенсивности землетрясений.

4.Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные магматические породы.

5.Карст. Оползни.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 7).

 

Вариант № 20

1.Экзогенные и эндогенные процессы на Земле.

2.Периоды мезозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать барханы и дюны.

4.Характеристика минералов класса окислов. Карбонатные и кремнистые осадочные породы.

5.Землетрясения, их типы. Сейсмические волны, сейсмографы и сейсмограммы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 3).

 

Вариант № 21

1.Краткая характеристика оболочек Земли.

2.Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать диапировую складку.

4.Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5.Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 4).

 

Вариант № 22

1.Магнитное поле Земли.

2.Нарисовать сброс со всеми элементами.

3.Выветривание, его виды и продукты.

4.Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5.Платформы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.5).

 

Вариант № 23

1.Тепловое поле Земли.

2.Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3.Образование и типы ледников.

4.Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

 

Вариант № 24

1.Гравитационное поле Земли.

2.Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3.Колебательные движения земной коры.

4.Физические свойства минералов и их использование в качестве диагностических признаков.

5.Понятие о горной породе и принципы их классификации.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

 

Вариант № 25

1.Влияние горного производства на окружающую среду.

2.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.3).

 

Вариант № 26

1.Краткая характеристика оболочек Земли.

2.Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать диапировую складку.

4.Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5.Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

 

Вариант № 27

1.Магнитное поле Земли.

2.Нарисовать сброс со всеми элементами.

3.Выветривание, его виды и продукты.

4.Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5.Геосинклинали.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.4).

 

Вариант № 28

1.Тепловое поле Земли.

2.Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3.Образование и типы ледников.

4.Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.5).

 

Вариант № 29

1.Гравитационное поле Земли.

2.Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3.Колебательные движения земной коры.

4. Понятие о горной породе и принципы их классификации.

5.Охрана природы при разработке месторождений полезных ископаемых.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

 

Вариант № 30

1.Влияние горного производства на окружающую среду.

2.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5.Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.7).

 

Вопросы к экзамену по курсу «Геология и литология»

1. Общие понятия о геологии и литологии.

2. Методы изучения в геологии и литологии.

3. Научное и практическое значение геологии и литологии.

4. Земля в космическом пространстве. Общие сведения о Солнечной системе.

5. Космогонические гипотезы образования Земли и Солнечной системы.

6. Форма Земли и средний химический состав земной коры.

7. Тепловое поле Земли.

8. Магнитное поле Земли.

9. Внешние и внутренние оболочки Земли.

10. Гидросфера. Химический состав вод Мирового океана. Морские течения.

11. Биосфера, ее связь и взаимодействие с другими оболочками (геосферами).

12. Внутренние оболочки Земли и поверхности раздела.

13. Температура, давление и состояние вещества внутренних геосфер Земли.

14. Эндогенные и экзогенные геологические процессы, их связь и взаимодействие.

15. Общее понятие о выветривании, примеры. Продукты выветривания.

16. Физическое выветривание. Химическое выветривание.

17. Разрушительная работа ветра. Дефляция и корразия.

18. Эоловые формы рельефа. Лесс и его образование.

19. Общее понятие о реках и временных потоках.

20. Типы террас и их элементы.

21. Профиль равновесия и виды речной эрозии.

22. Эрозионная и аккумулятивная деятельность рек.

23. Устьевые части рек: дельты и эстуарии.

24. Аллювиальные отложения и связанные с ними полезные ископаемые. Народнохозяйственное значение рек.

25. Общее понятие об озерах. Происхождение и типы озерных котловин.

26. Озерные отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

27. Болота, их образование, связанные с ними полезные ископаемые.

28. Общее понятие о подземных водах, источниках, коллекторах и водоупорах.

29. Состояние и виды воды в горных породах.

30. Подразделение подземных вод по происхождению и условию залегания.

31. Карст и его формы. Суффозия.

32. Оползни. Грязевые вулканы.

33. Виды льда. Глетчерный лед.

34. Общее понятие о ледниках и снеговой линии.

35. Транспортирующая и аккумулятивная деятельность ледников. Формы ледниковых отложений.

36. Оледенения в истории Земли и их причины.

37. Распределение воды и суши на Земле. Гипсографическая кривая.

38. Области моря и морского дна.

39. Морские осадки и связанные с ними полезные ископаемые.

40. Общее понятие о горных породах и их подразделение.

41. Подразделение осадочных горных пород по происхождению и стадии их образования.

42. Структуры и текстуры осадочных горных пород. Типы цемента.

43. Классификация обломочных горных пород.

44. Органогенные и хемогенные горные породы.

45. Каустобиолиты и смешанные горные породы.

46. Общее понятие об эндогенных процессах и их подразделение.

47. Формы залегания интрузивных тел.

48. Общее понятие о дифференциации магмы и процессах ассимиляции.

49. Общее понятие об эффузивном магматизме. Подразделение вулканов и распределение на земном шаре. Строение и типы вулканов.

50. Продукты вулканических извержений. Поствулканические явления.

51. Структуры и текстуры магматических горных пород.

52. Классификация магматических горных пород.

53. Общие понятия о факторах метаморфизма. Виды метаморфизма.

54. Структуры и текстуры метаморфических горных пород.

55. Общее понятие о тектонических нарушениях и их подразделении.

56. Складчатые нарушения. Элементы складки. Типы складок.

57. Элементы разрывного нарушения. Типы разрывных нарушений.

58. Строение сейсмического очага и подразделение землетрясений по глубине гипоцентра. Моретрясение и цунами.

59. Измерение силы землетрясений и методы их изучения.

60. Общие понятия о кристаллографии и минералогии.

61. Элементы кристалла и понятие о кристаллической решетке.

62. Основные физические свойства минералов.

63. Понятие о полиморфизме, изоморфизме и псевдоморфизме.

64. Подразделение минералов на классы. Примеры.

65. Время в геологии. Понятие об абсолютном и относительном геологическом времени. Геохронологические и стратиграфические единицы.

66. Основные элементы слоя (пласта) осадочных горных пород и понятие об элементах залегания.

67. Порядок работы с горным компасом при выполнении геологических маршрутов и измерении элементов залегания.

68. Общие понятия о геологической карте, стратиграфической колонке и геологическом разрезе.

 

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Кафедра геологии нефти и газа

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ГЕОЛОГИИ И ЛИТОЛОГИИ

 

Выполнил студент

заочного отделения

гр.______________

Проверил доцент

кафедры ГНГ

 

Пермь, 2012

 

Приложение 2

 

ГЕОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКАЛА

 

Эра Период Эпоха Индекс
  Кайнозойская   Kz   Четвертичный Q  
  Неогеновый N Поздняя N2
Ранняя N1
  Палеогеновый Р Поздняя Р 3
Средняя Р 2
Ранняя Р 1
  Мезозойская   Mz Меловой K Поздняя K2
Ранняя K1
  Юрский J Поздняя J3
Средняя J2
Ранняя J1
  Триасовый T Поздняя T3
Средняя T2
Ранняя T1
    Палеозойская     Pz   Пермский P Поздняя P3
Средняя P2
Ранняя P1
  Каменноугольный C Поздняя C3
Средняя C2
Ранняя C1
  Девонский D Поздняя D3
Средняя D2
Ранняя D1
  Силурийский S Поздняя S2
Ранняя S1
  Ордовикский О Поздняя О3
Средняя О2
Ранняя О1
  Кембрийский Є Поздняя Є3
Средняя Є2
Ранняя Є1
Протерозой PR  
Архей AR  
         

Приложение 3

 

Приложение 4

 

 

Приложение 5

 

Приложение 6

Приложение 7

 

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа ……………………………………………………………...3

Методические указания к подготовке теоретического курса и к

лабораторным занятиям …………………………………………...………..7

Краткое описание минералов ……………………………………………… ...14

Краткое описание горных пород ……………………………………………..29

Правила выполнения и оформления контрольной работы …………………46

Список учебно-методической литературы ………………………………….50

Варианты контрольной работы ……………………………………………...51

Вопросы к экзамену по курсу «Геология и литология»…...………………..59

Приложение 1 …………………………………………………………………62

Приложение 2 …………………………………………………………………63

Приложение 3 …………………………………………………………………65

Приложение 4 …………………………………………………………………66

Приложение 5 …………………………………………………………………67

Приложение 6 …………………………………………………………………68

Приложение 7 …………………………………………………………………69

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.