Сделай Сам Свою Работу на 5

ВКЛАД Ф. ГАЛЬТОНА В СОЗДАНИЕ АППАРАТНОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА





ВКЛАД Ф. ГАЛЬТОНА В СОЗДАНИЕ АППАРАТНОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕФЕРАТ

 

 

студентки 3 курса отделения психологии

Шанько Катерины Александровны

 

Преподаватель –

Тимошенкова Е.Г.

 

Минск, 2012


БИОГРАФИЯ Ф. ГАЛЬТОНА

Френсис Гальтон родился 16 февраля 1822 г. в Англии. Его семья была достаточно зажиточной, отец занимался банковским бизнесом, и вполне успешно. Что касается матери Френсиса, то она была дочерью известного медика, философа и поэта Эразмуса Дарвина и тетей Чарльза Дарвина. Френсис был младшим ребенком в семье, его воспитанием занималась старшая сестра Адель. Среднее образование он получил в различных частных школах Англии, однако, по его собственному мнению, особых знаний ему это не принесло. Он был одаренным и способным к наукам ребенком, однако относился к занятиям не очень прилежно. Повинуясь желанию отца, Самуэля Гальтона, Френсис в 1838 г. отправился в Главный госпиталь в Бирмингеме, чтобы стажироваться там для дальнейшего обучения. Через год он поступил на медицинское отделение Королевского колледжа, а в 1840 г. был переведен в Тринити-колледж в Кембридже. Постепенно Френсис заинтересовался и другими науками, в частности математикой и психологией. Предполагалось, что он станет практикующим врачом, однако после смерти в 1844 г. его отца Ф. Гальтон бросил колледж и отправился путешествовать. В 1849 г. Френсис Гальтон неожиданно прервал свое многолетнее путешествие и вернулся к научной работе. Первым его научным трудом стало описание печатающего телеграфа, который в итоге так и не был собран. В 1850-1851 гг. Гальтон отправился в Африку, где в течение почти двух лет путешествовал по Сирии, Египту и Судану, занимался научными исследованиями. Вернувшись, он написал и издал книгу «Рассказ исследователя тропической Южной Африки», которая вызвала значительный интерес в научных и общественных кругах. Результатом этого интереса стала золотая медаль Географического общества, полученная им в 1854 г. В августе 1853 г. Френсис женился на Луизе Батлер, после чего прекратил дальние путешествия. Поселившись в Лондоне, он очень практично обставил свой дом: отказался от ковров, занавесок и обоев, а также от мягких кресел и диванов, считая все это чрезмерным излишеством. В своих научных изысканиях Гальтон занимался различными проблемами, не отдавая предпочтения ни одной области. В 1855 г. он издал книгу «Искусство путешествовать», где предложил огромное количество разнообразных рекомендаций, предназначенных для путешественников. Эти советы носили во многом юмористический характер, чем и привлекли внимание многих читателей. В начале 1960-х гг. Ф. Гальтон обратился к проблемам психологии, первая статья была посвящена стадному инстинкту у человека. По мнению ученого, этот инстинкт вреден в современных условиях, и его необходимо преодолевать. Задавшись мыслью объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон провел большое количество теоретических и практических исследований. Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме этого, ученый проводил опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. Для этого он самостоятельно сконструировал некоторые приборы, в том числе ультразвуковой свисток, позволяющий определять слуховую чувствительность, и так называемую «линейку Гальтона», с помощью которой можно было устанавливать способность человека определять расстояние. Результатом этих исследований стала статья «Наследственный талант и характер», вышедшая в 1865 г. Эти две работы, а также некоторые другие были объединены Гальтоном в единый труд «Наследственный гений», изданный в 1869 г. Основная мысль этой работы заключалась в том, что психические свойства человека наследуются так же, как и его физические качества. При изучении психических способностей человека Ф. Гальтон столкнулся с необходимостью их измерения. Для этого он разработал несколько приемов определения способностей, на основе которых впоследствии была создана система тестов. Таким образом, ученый постепенно заинтересовался проблемами психометрии. В 1878 г. Ф. Гальтон опубликовал статью, которая называлась «Составные портреты». В этой работе он сопоставлял особенности психики человека с особенностями строения его лица, пытаясь найти какую-либо связь. Техника фотографирования, распространенная в то время, давала возможность объединять на одной фотографии фрагменты восьми лиц. На таких фотографиях можно было ясно разглядеть наиболее общие черты лица, тогда как индивидуальные становятся менее заметными. Составляя таким образом различные фотографии, Ф. Гальтон пытался создать портреты, типичные для людей различных профессий, а также портреты типичных преступников и людей, склонных к болезням. Ему не удалось добиться каких-либо значительных результатов, однако метод получил широкое распространение и использовался и в XX в. Его методы были очень разнообразны; участниками экспериментов часто становились его гости. Так, например, у Гальтона была теория: если люди вызывают взаимную симпатию, то они должны притягиваться друг к другу, как металл и магнит. Если же несимпатичны, то должны сидеть рядом, словно аршин проглотив. Ученый оснастил скамейки в столовой подушками со сжатым воздухом. После того как гости вставали, Гальтон замерял объем подушек, чтобы установить, прав ли он. Хорошим примером изобретательности ученого является знаменитая «прогулка сэра Гальтона». Он отправился гулять по улицам Лондона, предварительно внушив себе мысль: «Я - самый отвратительный человек в Англии». В результате он столкнулся с неприязненным и враждебным отношением к нему прохожих, которые отворачивались от него, отпускали вслед ругательства. Этот опыт значителен не только благодаря своей оригинальности, но также и благодаря выводам, сделанным Ф. Гальтоном. Они послужили основой для создания новых методов практической психологии. По мнению ученого, каждый человек, прежде чем менять что-либо в отношении к нему других людей, должен найти причины этого отношения в самом себе. Только изменив свое собственное мышление, можно добиться результатов. Кроме того, Гальтон придерживался мнения, что высокая самооценка влияет на оценку, «выставляемую» другими. Ф. Гальтон предпринял попытку создания классификации людей, основным критерием которой стала скорость образования суждений. Для определения этой скорости он измерял реакцию людей на различные сигналы. Таким образом, ученый от измерения функций органов чувств перешел к измерению психических функций человека. В работе «Исследования человеческих способностей», изданной в 1883 г., Ф. Гальтон впервые предложил термин «евгеника» для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей улучшения человеческого рода. В последующие 10 лет жизни ученого евгеника была главным предметом его интересов. В этот период в Юниверсити-колледже в Лондоне была основана Гальтоновская лаборатория и учреждена стипендия его имени. В 1884 г. на Международной выставке здравоохранения Гальтон, чтобы получить данные об объеме человеческих возможностей, открыл Антропометрическую лабораторию. Каждый, кто желал, мог пройти в этой лаборатории обследование, в итоге набралось более 9 тыс. карточек с подробными данными. Такой успех повлиял на то, что после закрытия выставки лаборатория продолжила свою работу в другом месте. Это очень помогло Ф. Гальтону, ведь ученый смог провести несколько масштабных исследований. Так, например, он обратился к анализированию отпечатков пальцев и пришел к выводу, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека индивидуален. Тем самым Гальтон заложил основу для новой науки, развившейся впоследствии, - дактилоскопии. Френсис Гальтон умер 17 января 1911 г. в поместье Хейзлмир около Лондона. В течение всей своей жизни он занимался изучением различных областей психологии, придумывал новые методы, самостоятельно конструировал приборы для работы. Он разработал новую науку - евгенику, открыл основные принципы дактилоскопии. Ф. Гальтон много путешествовал по Африке и оставил интереснейшие записки, представляющие не только научный, но и познавательный интерес. Он очень много работал и опубликовал более 200 статей по самому широкому кругу вопросов. Незадолго до смерти он был посвящен в рыцари.








ВКЛАД Ф. ГАЛЬТОНА В СОЗДАНИЕ АППАРАТНОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Круг вопросов, которым сэр Гальтон посвящал своё время был чрезвычайно широк. Он был очень эрудированным человеком, что позволило ему сделать серьёзный вклад во многих областях науки, включая метеорологию (антициклон и первые общедоступные погодные карты), статистику (регресс и корреляция), психологию (синестезия), биологию (природа и механизмы наследственности) и криминалистику (отпечатки пальцев). Высоко ценил и широко применял на практике математические методы. Многие открытия были сделаны им именно благодаря его склонности к подсчёту или измерению.

Для формирования, например, биометрии как особого раздела учения о наследственности важнейшее значение имели не столько теоретические разработки Ф. Гальтона, сколько его предложения по использованию в области теории наследственности математических методов. Именно Ф. Гальтон, усовершенствовав методики А. Кетлэ, показал, что через анализ изменчивости можно перейти к изучению наследования признаков. Этот путь - изучение корреляции, то есть степени согласованного изменения рядов изменчивости признака у родительских форм и у потомства. Прием изучения взаимосвязанного изменения двух переменных применялся еще до Ф. Гальтона, но именно Ф. Гальтон был первым, кто обратил внимание на возможность использования этого подхода в теории наследственности.

Ф. Гальтон определял наследственность как корреляцию между признаками родителей и потомства. Степень этой корреляции (коэффициент наследственности) можно установить, по Ф. Гальтону, двумя способами: используя данные, полученные при сравнении изменчивости отдельных пар родителей и их потомства, или же сравнивая изменчивость одновременно целой группы однородных по данному признаку родителей и всего их потомства. Первый путь статистического анализа использовали генетики-менделисты. Биометрики предпочли второй способ статистического изучения наследственности. На его основе Ф. Гальтоном были сформулированы два биометрических закона наследственности - «закон регрессии» и «закон наследования от предков».

Первый психологический труд Гальтона — "Наследственный гений" — вышел в свет в 1869г. Дарвиновская наследуемость приобретенных признаков в животном мире превратилась у Гальтона в наследуемость признаков гениальности в мире человеческом. Подобный скачок из одного мира в другой будут впоследствии совершать многие другие психологи, особенно американские. Но Гальтон не просто высказал идею наследования гениальности.

Он "обосновал" ее с помощью статистики, позволившей в массе известных всем фактов выделить определенную закономерность. Собрав многочисленные биографические данные знаменитых ученых и врачей, он показал, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся сыновей, чем люди со средними способностями. Если взять выборку детей только одаренных родителей и сравнить ее со случайной выборкой, то в первом случае знаменитых мужчин станет впоследствии больше, чем во втором.

Но для того чтобы создавать такие выборки, нужно, во-первых иметь критерии одаренности, и, во-вторых, уметь отличать одаренного человека от посредственности. В связи с этим Гальтон предложил разработать специальные интеллектуальные тесты по выявлению одаренных людей. Тестирование на гениальность у Гальтона имело еще один, как потом оказалось не безобидный смысл. Гальтон полагал, что, отбирая "качественные личности" и создавая из них семьи, можно со временем создать новую высокоодаренную человеческую расу. Такого рода искусственная селекция была названа им евгеникой.

Гальтон продолжал работы по применению статистических методов и безотносительно к евгенике. Так, он обнаружил, что разброс отметок, полученных на университетских экзаменах, подчиняется закону нормального распределения. Вообще, он считал, что многие человеческие свойства могут быть описаны двумя основными параметрами: средней оценкой распределения (математическим ожиданием) и диапазоном разброса вокруг средней оценки (стандартным отклонением).

Движимый своей центральной идеей наследования психических свойств, Гальтон сделал очень важное открытие о существовании корреляции . Первое упоминание о ней появилось в 1888г. Например, он установил, что сыновья очень высоких людей в среднем ниже своих отцов, а сыновья низкорослых мужчин оказываются выше своих отцов. Впоследствии студент Гальтона — Карл Пирсон вывел формулу коэффициента корреляции, которая используется и в наше время.

Теперь возвратимся к мысли Гальтона о тестировании. Следует особо отметить, что эта мысль появилась в связи с разработкой идеи наследования психических свойств. Тестирование не было для Гальтона самоцелью. Да и тесты эти были совсем не похожи на современные.

Тесты Гальтона — это своеобразные психофизические пробы различных видов чувствительности. Именно пробы, то есть разовые и быстрые измерения, проведенные на большом количестве людей, а не длительные и утомительные опыты фехнеровского типа. При этом Гальтона интересовало не что-то едва заметное или едва слышимое и вообще едва уловимое, а максимально возможное для данного индивида. Потому что у него цель была великая: определить диапазон человеческих возможностей населения Великобритании, чтобы оценить интеллектуальный потенциал нации!

Гальтон изобрел множество устройств для быстрого и точного измерения сенсорики у большого количества людей; среди них — гальтоновский свисток, фотометр, калиброванный маятник для измерения времени реакции, набор бутылочек с различными веществами для оценки обоняния, динамометр, спирометр и т.п. В антропометрической лаборатории Гальтона с помощью этих и других приборов определялся рост, объем легких, предельное усилие различных мышц, частота дыхания, острота зрения и слуха, точность цветового восприятия. Чем выше были все эти показатели, тем выше оценивался интеллект.

Со временем произошел разрыв между сенсорикой и интеллектом; более того, для нашего времени характерен противоположный вектор их движения: развитие интеллекта (по крайней мере, социально востребованного) часто сопровождается инволюцией чувственной сферы. Это привело к созданию новых, довольно хитроумных и изощренных тестов, нисколько не похожих на гальтоновские. Тем не менее, как показали специальные исследования группы американских психологов, имеется существенная корреляция между результатами тестирования, полученными в прошлом и нынешнем веке. При таком положении дел невольно приходит мысль о целесообразности

дальнейшего тестирования...

Важнейшим свойством интеллекта, как принято было считать в то время, является ассоциирование идей. Чувственный опыт содержит отдельные ощущения; объединение или ассоциация чувственных данных — функция разума. И здесь Гальтон оставил свой след. Для изучения ассоциаций он разработал словесно-ассоциативный тест : в ответ на предъявленное слово человек должен быстро ответить пришедшим на ум другим словом или несколькими словами. Гальтон измерял время ассоциативной реакции и анализировал их содержание. Его поразили два твердо установленных факта: 1) при повторном тестировании с одними тем же набором слов имеется тенденция отвечать на одно и то же слово одинаковой ассоциацией; 2)большая часть ассоциаций относилась к событиям далекого детства. Поскольку все ассоциации следовали почти сразу же после предъявленного слова, Гальтон заключил, что существует какой-то очень глубокий слой умственных операций, который лежит за пределами сознания.

И, наконец, еще одна сфера интересов Гальтона — это психические образы. Здесь Гальтон впервые применил метод опросников . Испытуемым нужно было вспомнить какой-нибудь случай и вызвать в памяти его образ. Затем путем ответа на вопросы экспериментатора испытуемый составлял описание образа: был ли он смутным или отчетливым, светлым или мрачным, цветным или черно-белым и т.д. Оказалось, что у многих ученых друзей Гальтона не возникало никаких образов! В более широком обследовании, проведенном среди различных слоев населения, были обнаружены значительные индивидуальные различия в содержании образов, степени их абстрактности, интенсивности и т.д. Проводя статистическую обработку полученных данных, Гальтон установил, что они также подчиняются закону нормального распределения. На материале психических образов он еще раз продемонстрировал роль наследственности: оказалось, что близкие образы с большей вероятностью появляются у единокровных братьев и сестер, чем у людей, не связанных родственными узами.

Итак, благодаря Гальтону, в экспериментальной психологии появились новые разделы, новые методы и новые приборы. Вместе с тем изменилось и само содержание эксперимента. Во-первых, он приобрел более жизненную, практическую ориентацию, перестав быть инструментом кабинетных психологов. Во-вторых, гальтоновский эксперимент направлен не столько на установление причинно-следственных связей между элементами исследуемой структуры (или, выражаясь современными терминами, закономерных отношений между зависимыми и независимыми переменными), сколько на выявление гипотетических фактов и явлений "второго порядка", которые обнаруживаются путем статистической обработки диагностических данных; другими словами, — это поиск фактов, а не законов, эмпирический, а не теоретически обоснованный эксперимент.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. http://mirslovarei.com/content_psy/galton-frensis-3027.html

2. http://mirgenetiki.ru/biometriya/ocenka-vklada/

3. http://lib.rus.ec/b/362293/read

4. http://wiki.myword.ru/index.php/Факторный_анализ


 

Ф. Гальтон (1822-1911)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.